тивную, информационную), собственные цели в коммуникации, гибко применяют коммуникативные приемы, выбранный стиль поведения и ролевые позиции, избегают конфликтных ситуаций и деструктивных элементов. Высокий уровень развития КК, коррелируя с психологическим эффектом, проявляется в положительной направленности осуществляемых учащимися интеракций, отсутствии у них реакций игнорирования, манипулирования, в преобладании диалогической формы взаимодействия, в отношении к другим (педагогу, одноклассникам) как активным участникам взаимодействия) и общей стратегии содействия; адекватной самооценке своего статуса в педагогической коммуникации и общей удовлетворенности контактом с другими ее участниками.
Осмысление специфики КК учащихся, а также механизмов и средств ее формирования в учебном процессе позволяет сконструировать модель коммуникативной компетентности
личности ученика, основанную на герменевтическом (понимающем) подходе. Из всего комплекса характеристик коммуникативно компетентной личности выделим наиболее значимые: умение улавливать намерения адресанта (педагога) и адекватно их интерпретировать: воспринимать обращенные к нему сигналы и соответственно реагировать на них; умение гибко использовать язык (вербальный, невербальный) в прагматических целях, т.е. в ходе овладения различными коммуникативными механизмами, способами, техниками и приемами; умение говорить на «языке предмета»: смотреть на изучаемый предмет (явление, событие) «изнутри предмета»; способность понять себя и другого (педагога, соклассника): донести до него свою мысль и в ответ понять его мысль; умение на равных с педагогом (адресантом высказывания) создавать общее коммуникативное пространство, ситуацию дискурса, основанную на согласовании, понимании, взаимопонимании.
Библиографический список
1. Каган, М.С. Мир общения. - М.: Политиздат, 1988.
2. Бодалев, А.А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
3. Кан-Калик, В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1998.
4.. Новиков, Л.А. Искусство слова. - М.: Педагогика, 1991.
5. Шубкина, Т.Н. Коммуникативный аспект педагогического взаимодействия. Культура межличностного взаимодействия в образовательном процессе: межрегинальный: сб. научн. трудов / Т.Н. Шубкина. - Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2002.
Статья поступила в редакцию 12.03.09
УДК 377
В.А. Беликов, зав. каф. пед. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected] А.В. Гришин, директор ЧАТТ, г. Челябинск, E-mail: [email protected] О.А. Звада, преп. МГППК, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИСПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫНА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СОТТИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙИНИТТИАТИВЫ
В статье социально-педагогическая инициатива специалистов учреждений среднего профессионального образования рассматривается как фактор развития их конкурентоспособности. Доказывается, что актуализацию социально-педагогической инициативы специалистов в данном аспекте необходимо осуществлять на основе педагогических технологий, реализуемых в форме семинара-тренинга.
Ключевые слова: специалист учреждения среднего профессионального образования, конкурентоспособность, социальнопедагогическая инициатива, педагогические технологии, семинар-тренинг.
Наше исследование посвящено решению актуальной проблемы развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы с учетом специфики процесса актуализации их социально-педагогической инициативы и с учетом потенциала системы среднего профессионального образования, отвечающего современным требованиям рынка труда. Содержание проблемы определяется необходимостью удовлетворения образовательного заказа на подготовку конкурентоспособного специалиста среднего звена.
Современная социально-экономическая и гуманитарнообразовательная ситуация в России на первый план выдвинула задачу формирования конкурентоспособных работников среднего звена. Их подготовку может обеспечить достаточно эффективная система среднего профессионального образования, сложившаяся в Российской Федерации к настоящему времени, главным системообразующим компонентом которой является личность педагога-профессионала и его активная профессионально-педагогическая деятельность.
В содержании профессиональной конкурентоспособности специалистов учреждений среднего профессионального образования мы выделяем и определяем:
1) личностный компонент (включает самостоятельность, способность к самозанятости, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца; постоянное обучение и обновление своих знаний; гибкость мышления; наличие абстрактного, системного и экономического мышления; умение вести диалог, общительность, активность, жизненный оптимизм, осознанность значимости планирования и здоровья; сформированная нравственная позиция);
2) профессиональный компонент (включает профессио-
нальную мобильность и компетентность; жизнестойкость, быстрая адаптация в новой социальной среде, высокий уровень притязаний; стремление к высокооплачиваемой работе, льготам, стремление занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
3) полипрофессиональный компонент (включает самоуправление; навыки общения с работодателем, внешний вид, знание психологических аспектов профессиональной деятельности, умение составлять резюме, вести переговоры; эмоциональный настрой; умения работы на компьютере; знание иностранного языка; финансовые знания; умение трансферта технологий; знания маркетинга и сбыта; презентации технологий и продукции).
Мы рассматриваем профессиональную конкурентоспособность специалистов средней профессиональной школы, как конкурентоспособность, представляющую собой интегральную характеристику личности, формируемую и реализуемую в профессионально-педагогической деятельности в колледже или техникуме, включающую в себя совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов, отражающих уровень знаний, умений, опыт, нравственную позицию, направленных на освоение рынка образовательных услуг и достижение дальнейших целей профессионального образования студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях конкуренции.
Концепция нашего исследования, определяющая подход к решению поставленной проблемы, строится на следующем положении. Актуализация социально-педаго-гической инициативы - фактор развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы. Актуализация осуществляется путем подготовки специалистов к инновационной
педагогической деятельности. Для этого нам необходимы инновационные педагогические технологии соответствующего содержания.
В связи с этим требуется уточнение понятия «педагогическая технология».
Российская педагогическая энциклопедия, основываясь на трудах Ф. Янушкевича, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, определяет педагогическую технологию как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно, сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [1, с. 421].
По мнению исследователей, педагогическая технология состоит из предписаний, способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя-педагога к занятиям и наличие соответствующих технических и иных средств обучения). В таком случае с дидактической точки зрения, разработка педагогических технологий - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам.
Содержательный анализ данного понятия позволяет сделать несколько выводов:
- педагогическая технология имеет органическую связь с педагогической деятельностью на уровне отношения «части» и «целого»;
- педагогическая технология имеет сложную структуру;
- в смысловом плане педагогическая технология представляет «способ» (сред-ства - методы - условия) достижения цели педагогической деятельности - заранее заданного положительного педагогического результата;
- в научно-педагогическом плане педагогическая технология представляет со-бой «проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [2];
- семантическая пара в виде алгоритма функционирования и алгоритма управления свидетельствует о наличии в структуре педагогической технологии по крайней мере двух контуров регуляции - «внешнего» и «внутреннего»;
- соотношение понятий «педагогическая система» и «педагогическая деятельность» в данном определении остается не раскрытым.
В большинстве определений педагогической технологии в недостаточной мере представлено главное - аспект преобразования предмета в продукт, способ этого преобразования, что, как следствие, создает нечеткость, неоднозначность в толковании содержания этой важной педагогической категории.
Некоторого уточнения данного понятия можно добиться, используя понятие задачи. Задача и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Л.М. Кустовым дано достаточно корректное определение педагогической технологии, которое в нашем исследовании принято как базовое: «Педагогическая технология - это внешний, предметный, непсихический компонент структурнофункционального инварианта педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого педагогического результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ, в условиях, адекватных целям образования» [3, с. 179].
Практически все педагогические технологии структурно представлены одними и теми же структурнофункциональными компонентами. Различие состоит лишь в том, какой предмет при этом преобразуется в продукт и какими способами. При этом получаемые результаты (реализация целевого состояния) функционально являются следствием
реализации (решения) исходных отношений педагогической задачи: «предмет»
- «процесс» - «продукт».
При разработке педагогических технологий развития конкурентоспособности специалистов учреждений среднего профессионального образования мы исходим из того, что образовательный процесс в техникуме или колледже можно рассматривать как технологичный, если он обеспечивает:
1) создание условий для педагогического творчества и развития вариативности образования;
2) стимулирование образовательных инициатив и инициатив управления про-цессом перевода инноваций в культуру образования и педагогическую деятельность;
3) переход от нерегулируемых изменений к культурнонормативному оформле-нию новых социально-экономических и культурно-образовательных ситуаций, педаго-гических инициатив;
4) регионализацию образования;
5) разработку и внедрение качественно новых концепций содержания, методов, технологий и форм образования;
6) активную инновационную педагогическую деятельность;
7) становление многопрофильного, дифференцированного и альтернативного образования;
8) эффективное функционирование многоуровневой системы образования (по направлениям, уровням и вариантам образовательно-профессиональных программ).
Разработка и внедрение педагогических технологий развития конкурентоспособ-ности специалистов колледжа или техникума предполагает осуществление этапов - научноисследовательский, методический, экспериментальный и собственно техноло-гический. Эти этапы соответствуют этапам развития конкурентоспособности специа-листов учреждения среднего профессионального образования.
Реализация каждого признака и направления предполагает соответствующий до-статочно высокий уровень подготовки специалиста среднего профессионального учеб-ного заведения.
Критерии и показатели ориентации специалистов на инновационную деятель-ность, разработка и применение педагогических технологий согласуются, на наш взгляд, со следующим перечнем:
- осознание социальной, профессиональной и личностной значимости инновационной профессионально-
педагогической деятельности: а) понимание ее сущности, знание основных направлений и требований общества; б) личностная значимость профессионально-педагогической деятельности как способа овладения профессиональным поведением; в) самооценка возможностей и необходимости профессиональной подготовки к деятельности;
- мотивация подготовки специалистов к инновационной
деятельности: а) мотивация выбора видов деятельности;
б) мотивация профессионального обучения, подготовки к инновационной деятельности; в) самооценка динамики мотивов выбора видов деятельности и перспектив собственного развития;
- активность в подготовке к инновационной профессионально-педагогической деятельности: а) отклик и фактическое участие в подготовке к данной работе; б) умение сформулировать цели и способы подготовки; в) ориентация на результат подготовки; г) стремление к творческому решению педагогических задач; д) рефлек-сия на всех этапах деятельности;
- прогнозирование своего участия в инновационной профессионально-педагогической деятельности в будущем:
а) отношение к как к не обходимому элементу профессиональной деятельности; б) мотивы участия; в) установка на овладение прогностическими умениями; г) участие в разработке творческих проектов; д) самооценка готовности к инновационной деятельности и разработке педагогических технологий [4].
С учетом этих критериев и показателей становится ясно, что, актуализация социально-педагогической инициативы
специалиста учреждения среднего профессионального образования может рассматриваться как специфическое условие, как основание, обеспечивающее успешность развития конкурентоспособности педагога в изменяющейся социокультурной и экономической ситуации.
Так как механизм развития актуализации социальнопедагогической инициативы состоит в целенаправленной профессиональной модификации индивидуальных особенностей специалистов учреждений среднего профессионального образования и их проявлений, где сама педагогическая деятельность служит регулятором возможных преобразований, то реализация концептуального подхода предполагает разработку и апробацию системы педагогических технологий регуляции и диагностики процесса актуализации социальнопедагогической инициативы.
При разработке концепции развития конкурентоспособности специалистов учреждений среднего профессионального образования на основе актуализации социальнопедагогической инициативы нами было найдено важное для целей исследования познавательное отношение, а именно: в условиях системы среднего профессионального образования специалистов профессиональной школы оптимальны такие технологии, которые могут быть реализованы в форме трех относительно завершенных и самостоятельных компонентов, имеющих форму семинара-тренинга: 1) диагностирующий семинар-тренинг; 2) обучающий семинар-тренинг;
3) конструирующий семинар-тренинг. Их выделение соответствует этапам развития конкурентоспособности специалистов.
Диагностирующий семинар-тренинг.
Технологией, позволяющей осуществлять реальные диагностические процедуры, нами избрана технология актуализации профессионально-психологического потенциала педагога, разработанная Э.Ф. Зеером, и реализуемая нами в виде диагностирующего семинара-тренинга.
Мы исходим из того, что ведущей целью образования является развитие личности обучаемых. В нашем случае -специалистов учреждений среднего профессионального образования.
Развитие личности педагога в диагностирующем семинаре-тренинге могут быть эффективными, если реализуется последовательность психологических процедур:
1) установление, что представляет собой личность, то есть составление профессионально-психологического портрета;
2) определение, что следовало бы изменить в структуре социально и професссионально важных качеств личности;
3) установление перечня коррекций имеющихся профессиональных деформаций;
4) развитие рефлексии на свою профессиональную деятельность, инициирования поиска новых, инновационных способов ее выполнения;
5) перевод личности в режим самообразования, саморазвития, самоопределения, саморегуляции;
6) помощь личности в разработке сценария дальнейшего профессионального развития, в определении перспектив профессиональной карьеры.
Диагностирующий семинар-тренинг позволяет решать ряд важных задач актуализации, а именно: мотивирование профессионального самосовершенствования; повышение социально-психологической компетентности специалистов профессионально школы; развитие рефлексии на профессиональный рост и карьеру.
Программа диагностирующего семинара-тренинга содержит три взаимосвязан-ных блока: 1) личность педагога и его профессиональное становление; 2) психологические основы профессионального роста и успех (развитие конкурентозначимых качеств); 3) профессиональные деформации педагога. Ориентировочной основой диагностики является карта личности, отражающая профессионально-психологический профиль педагога. Форма организации диагностирующего семинара-тренинга - проблемно-диагностическое изложение программного материала двумя ведущими преподавателями.
Обучающий семинар-тренинг.
Нами доказано, что технологией, позволяющей осущест-
влять реальные обучающие процедуры (обучающий эксперимент), может служить технология структуризации профессионально-педагогического потенциала (опыта) специалиста, реализуемая в фор-ме обучающего семинара-тренинга.
Необходимость обучающего семинара-тренинга была обоснована положением, согласно которому актуализация социально-педагогической инициативы специалиста
в профессионально-педагогической деятельности обусловлена диалектикой внутренних (личностных) и внешних (социальнопрофессиональных) факторов: внутренние факторы связаны с имманентным процессом перехода потенциальных особенностей личности в актуальные; внешние - с требованиями педагогической деятельности, которые выступают в качестве регуляторов профессионального саморазвития педагога.
В обучающем семинаре-тренинге должны быть реализованы следующие обучающие процедуры:
1) постановка вопроса о поиске типов деятельности специалиста, которые могут выступать внешними регуляторами актуализации;
2) соотнесение типологии таких деятельностей с содержанием структурно-функционального инварианта актуализации социально-педагогической инициативы и содержанием процесса развития конкурентоспособности специалистов;
3) нормализация таких деятельностей на основе оптимального согласования их содержания с содержанием квалификационного стандарта для специалистов разного уровня развития конкурентоспособности;
4) мотивирование социально-педагогической инициативы, как деятельности ведущей к профессиональному росту на основе критериев и показателей квалифика-ционного стандарта.
Обучающий семинар-тренинг содержательно и логически согласуется с концепцией диагностирующего семинара-тренинга и позволяет решать ряд важных задач актуализации социально-педагогической инициативы как основы развития конкурентоспособности, а именно:
- мотивирование профессионального самосовершенствования, педагогической «Я-концепции» на основе структуризации имеющегося профессионально-педагоги-ческого опыта;
- возвышение профессиональной компетентности специалиста профессио-нальной школы на основе усвоения им нового исследовательского инструментария - содержания структурно-функциональных инвариантов педагогических систем, педагогических деятельностей и педагогических технологий;
- построение нового педагогического знания посредством использования в практике обучающего семинара-тренинга структурно-функциональных инвариантов как единиц анализа педагогических систем, педагогических деятельностей и педагогичес-ких технологий.
Программа обучающего семинара-тренинга содержит три взаимосвязанных блока: 1) ценностные ориентации образования и их отражение в концепциях развития профессионального образования; 2) профессиональная активность педагога и ее отражение в содержании квалификационного стандарта; 3) структурно-функциональные инварианты педагогических деятельностей и педагогических технологий.
Инновационной педагогической технологией, позволяющей осуществлять реальные развивающие процедуры, может служить технология построения педагогических систем, педагогических деятельностей и педагогических технологий, реализуемая в форме конструирующего семинара-тренинга.
Необходимость конструирующего семинара-тренинга вытекает из содержания понятий «социально-педагогическая инициатива» и «развитие конкурентоспособности специалиста».
По определению, социально-педагогической инициативой считается деятельность, основанная на свободно принятом личном решении и ориентированная:
1) на обновление и развитие существующей практики образования;
2) на создание новых эффективных способов достижений установленных целей профессионального образования;
3) на выдвижение новых прогрессивных целей профессионального образования и разработку связанных с ними новых образовательных технологий;
4) на внедрение новых технологий и систем в практику массовых учреждений профессионального образования.
Изменения отношений специалиста к профессиональной деятельности в развивающем семинаре-тренинге могут быть эффективными, если реализуется последовательность развивающих педагогических процедур:
- побуждение к свободному принятию личных решений как решений, реализую- щих профессиональный потенциал личности;
- ориентация в поле профессиональной деятельности, ведущую к выбору;
- деятельность по обновлению, развитию, созданию, разработке, выдвижению, внедрению педагогических объектов, технологий и систем;
- получение и оценка продуктов деятельности, основанной на свободно принятом личном решении.
Конструирующий семинар-тренинг содержательно и логически согласуется с концепциями диагностирующего и обучающего семинаров-тренингов и позволяет решать ряд важных задач актуализации, а именно:
1) изменение смысла профессиональной педагогической деятельности;
2) формирование новообразований в когнитивном, ин-тенциональном и операциональном компонентах контура внутренней регуляции инициативной педагогической деятельности;
3) приращение профессионального опыта построения педагогических систем, педагогических деятельностей и технологий.
Это познавательное отношение позволяет в общем виде определить основное содержание программ конструирующего семинара-тренинга, которое может быть представлено как:
1) программа-минимум, обоснованная интервалом квалификационного стандарта, включает три основных раздела задач развивающего конструирования педагогической деятельности: а) задачи инициативной педагогической диагностики; б) задачи инициа-тивного педагогического проектирования; в) задачи инициативного педагогического эксперимента;
2) программа-максимум, обоснованная интервалом определения понятия о со-циально-педагогической инициативе (обновление, развитие, создание, разработка, выдвижение, внедрение) и представленная приоритетными направлениями развер-тывания инициативной педагогической деятельности, связанной с новой практикой образования.
Таким образом, необходимость подготовки специалистов учреждений среднего профессионального образования к инновационной профессионально-педагогической деятельности требует выбора определенной организационной схемы, кото-
рая в дальнейшем начинает выступать в роли средства и инструментального обеспечения функций объединения и регламентации поведения участников экспериментальной педагогической деятельности для достижения результатов по созданию новой практики образования, которая должна отличаться от существующей своими целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и руководства.
Создание новой практики образования должно способствовать объединению спе-циалистов учреждений профессионального образования в профессионально-творчес-кую общность, выступающую носителем инновационных действий и коллективным субъектом достижения целей экспериментальной педагогической деятельности. А это и есть основа успешного развития конкурентоспособности каждого специалиста.
При постановке проблемы развития конкурентоспособности специалистов колледжа или техникума, осмыслении индивидуальной педагогической позиции по отношению к инновационной профессионально-педагогической деятельности, создании предварительной организационной схемы деятельности возникает необходимость разработки соответствующего образовательного проекта - технического задания и программы развития. Эти проекты являются результатом проведения всех трех типов семинаров.
В конечном итоге мы приходим к выводу о том, что развитие конкурентоспособности в первую очередь обеспечивается самой личностью, ее внутренним стремлением, ее инициативным «Я». Одним из инструментов развития выступает социально-педагогическая инициативная деятельность специалистов.
Концепция актуализации социально-педагогической инициативы направлена на создание такого механизма развития конкурентоспособности специалистов учреждений среднего профессионального образования, который превращает систему образования в реальный фактор развития общества, обеспечивает многообразие типов образовательных учреждений, создает условия для разностороннего и неограниченного развития и самообразования каждого преподавателя, мастера, работника.
Указанные технологии основаны на том, что выбор организационной схемы развития конкурентоспособности на основе актуализации социально-педагогической инициативы специалистов учреждения среднего профессионального образования направ-лен на приведение профессиональной деятельности каждого специалиста и коллектива студентов в стройную систему, которая структурирована на три относительно самостоятельных уровня:
1) уровень разработки целей профессионального образования;
2) уровень разработки содержания образовательных программ и технологий их воплощения;
3) уровень практики обучения и воспитания, на котором достигаются непо-средственные результаты образовательной деятельности.
Библиографический список
1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1.; 1998. - Т. 2.
2. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием / В.П. Беспалько // Мир образования. - 1996. - № 2.
3. Кустов, Л.М. Исследовательская деятельность инженера-педагога: Основы педаго-гической теории / Л.М. Кустов. - Челябинск: ЧФИРПО, 1995.
4. Резанович, И.В. Методология развития профессионального мастерства менеджера: Монография / И.В. Резанович. - Челябинск: Изд-во ЮУр-ГУ, 2005.
5. Сумцова, Н.В. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса / Н.В. Сумцова, В.Н. Едронова // Высшее образова-ние сегодня. - 2003. - №6.
6. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3.
Статья поступила в редакцию 15.06.09