________________ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕПЛОЩАДКИ_______________
Виноградова Ирина Юрьевна
директор МАОУ лицея № 110 Давыдова Наталия Николаевна
начальник отдела НИП УрО РАО г. Екатеринбург
J Ч
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПЕДАГОГА
В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
л_____________________________________________________г
Аннотация. В статье описана модель организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагогов, разработанная в ходе работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Ключевые слова: модель социально-педагогической поддержки, системно-синергетический подход
В социально-экономических условиях, складывающихся в России в первом десятилетии 21 века, необходим поиск новых эффективных способов деятельности образовательной системы. Требуемое высокое качество образовательных услуг невозможно достичь без наличия критического числа высококлассных педагогов, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве, обладающих особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребностью к профессиональному и личностному росту. Анализ теорий профессионального развития показывает, что важной составной чертой личностно-профессионального развития педагога является педагогическая инициатива как один из важных способов саморазвития. Эти инициативы проявляются во внедрении новых идей, новых технологий и форм, внесении реальных изменений в индивидуальную педагогическую практику и деятельность педагогических сообществ разных уровней. Мы поддерживаем точку зрения ряда авторов, которые считают, что профессиональная инициатива - качественная характеристика личности, отражающая уровень профессионализма и личный опыт педагога. Она рассматривается как способ реализации его актуальных профессиональных потребностей, творческой самореализации в целом, а также как профессионально значимый результат активности, направленной на изменение какого-либо из компонентов педагогической системы (целей, установок, содержания, методов обучения, образовательных технологий, системы отношений, оценочных процедур и пр.).
По нашему мнению, инициатива может выступать как способ самоутверждения, самовыражения, самоактуализации педагога в процессе самореализации, а также как показатель его личностно-профессиональ-
ного развития. И, в этой связи, именно деятельная поддержка профессиональной инициативы педагога представляет собой процесс недирективного вида помощи в реализации инициативы, проявляющей субъектность педагога в его личностно-профессиональном развитии. Она направлена на формирование у педагога готовности к инициативному совершенствованию, преобразованию собственной профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств личности.
Одной из основных задач, стоящих перед руководителем современного ОУ в новых экономических условиях становится мотивирование и стимулирование развития творческой инициативы педагогов, роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, что проявляется в числе других направлений и в системном развитии процессов социально-педагогической поддержки педагогических работников ОУ Анализ исследований и практики образования показал, что использование понятия « поддержка» имеет давние традиции за рубежом («pedagogical support» - К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романо). В 1995 году это понятие было введено в отечественную педагогику О. С. Газманом и Н. Б. Крыловой. Мы разделяем точку зрения ряда авторов (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, Л. Я. Олиференко и др.), которые трактуют «социально-педагогическую поддержку» как процесс, направленный на выявление, определение и разрешение проблем человека с целью обеспечения и защиты прав на полноценное развитие. В нашей работе мы определяем социально-педагогическую поддержку профессиональных инициатив педагогов как особый вид взаимодействия ее субъектов, направленный на удовлетворение социальных, педагогических и моральных потребностей учителей в ходе реализации их профессиональных инициатив в целях их успешного профессионального развития. Согласно
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
идеям, разрабатываемым представителями гуманистической психологии (К. Левин, К. Гольдштейн, А. Н. Леонтьев, Г. Оллпорт и др.), отношения между биологическими потребностями индивида и степень мотивации их удовлетворения определяются деятельностью человека. Приверженцы гуманистической психологии активность человека видели в его поведении, которым можно управлять через внешние стимулы, обеспечивая человеку получение удовольствия. Человек сам стремится к выполнению профессиональной деятельности как привычной формы активности, приносящей ему определенную пользу. Кроме того, самостоятельное стремление человека заниматься определенной деятельностью возникает тогда, когда эта деятельность предоставит ему условия для расширения своих возможностей, саморазвития, самовыражения (отметим данное положение как методологическое основание нашего исследования).
С 2007 года в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) [2,3,7] ведется системная работа по переводу образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Под научно-образовательной сетью мы понимаем «... динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные промышленные предприятия, которая функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстерналь-ного (внешнего) эффекта» [3, стр. 40]. Таким образом, в нашем понимании сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру. Под инновационноактивным образовательным учреждением сети в реализуемом проекте понимается открытая школа, активно осваивающая новые технологии образовательной, социокультурной, финансово-экономической, управленческой деятельности с целью достижения нового качества образования, обеспечения доступности качественного образования, эффективного использования ресурсов образовательного учреждения «здесь и сейчас». Одним из направлений работы сети выступает исследование профессионализма педагогов как основного ресурса инновационного развития образования. МАОУ лицей № 110 г. Екатеринбурга является базовым учреждением сети по данному направлению.
Рассматривая социально-педагогическую поддержку педагогов в современном ОУ как сложный и многоаспектный процесс, мы основываемся на использовании в исследовании идей системности и синергетики, что
в педагогической науке и практике сегодня определяется как системно-синергетический подход. Сущность системно-синергетического подхода в управлении образовательными системами согласно [5,7,8], состоит в том, что:
• синергетические свойства образовательных систем обусловлены антропосинергизмом участников образования;
• антропосинергизм участников образования является основанием для выстраивания субъект-субъектных взаимодействий между ними, а также субъект-объект-ных отношений участников образования с предметами и средствами осуществления этих отношений;
• индивид, включенный в некоторую образовательную систему, сам создает (осмысленно или неосознанно) свои отношения к себе и окружению, а также способен влиять на отношение окружающих к себе;
• субъект-субъектные и субъект-объектные связи участников образования осуществляются в процессе созидания (проектирования и функционирования) образовательных систем;
• в процессе создания и развития образовательной системы происходит развитие взаимоотношений и самоотношений участников образования; причем по мере своего развития личностные и межличностные отношения становятся все более значимыми предпосылками взаимодействия индивидов в данной образовательной системе;
• антропосинергизм участников образования определяет саморегуляцию созидаемых ими образовательных систем;
• антропосинергизм участников образования определяет целесообразность и необходимость возникновения межсистемных связей и появления новых образовательных систем, обеспечивая тем самым развитие включающей их метасистемы;
• межсистемные отношения обеспечивают эффективное функционирование образовательных систем, если они направлены на сосуществование и взаимообогащение различных систем в составе некоторой образовательной метасистемы.
Мы согласны с рядом исследователей, которые считают, что явление антропосинергизма обусловлено воздействием внутренних и внешних свойств участников управления (нравственных качеств, мировоззрения, вкусов и пристрастий, характера, эмоционально-волевых отношений, поведенческих особенностей и т. д.) на содержание и результаты управления, в нашем случае, образовательными системами [1,4]. Использование системно-синергетического подхода в управлении образовательной системой лицея позволило построить эффективно развивающуюся модель процесса социально-педагогической поддержки педагогов в МАОУ лицее № 110 г. Екатеринбурга, причем при разработке модели руководство лицея ориентировалось также на следующие концепции:
• «каждая личность стремится к самореализации: в каждом из нас есть желание к развитию личности, стремление стать человеком сильным и цельным, в каждом из нас дремлют способности и дарования» (К. Хорни);
• уникальные качества человека обусловлены влиянием на него многих других людей, осуществляющим-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
49
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ся в процессе общения в социуме (Л. С. Выготский, А. Р Лури);
• рост сознательности и самопознания «неизбежно вызывает определенные этические последствия, которые нуждаются не только в осознании, но и в реализации на практике» (К. Юнг);
• «самоактуализация является основным и по существу единственным мотивом человеческой жизни... препятствия для самоактуализации могут возникнуть только потому, что в среде не находится тех объектов и условий, которые необходимы организму для самоактуализации (К. Гольдштейн);
• становление и развитие человека - динамический процесс, при благоприятном течении которого человек приобретает способность выходить за пределы «сиюминутной» жизненной ситуации через развитие временной перспективы представлений о жизни (К. Левин);
• «существенное влияние на специфику предъявляемых к руководителю требований оказывают ценностные ориентации членов группы. изменения в содержании решаемых задач и ситуаций деятельности вызывает соответствующие сдвиги в ценностных ориентациях ведомых» (Р Х. Шакуров);
• демократические черты личности и деятельности руководителя способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе (Е. С. Кузьмин, Т Н. Малькова, А. Л. Свенцицкий и др.)
По нашему мнению, моделирование процесса социальнопедагогической поддержки требует учета следующих выделенных в ходе работы принципов, определяющих специфику процесса социально-педагогической поддержки профессиональных инициатив учителей в лицее:
• принцип адресности (предполагает, что поддержка и помощь оказывается конкретному педагогу, его классу, коллективу);
• превентивности (указывает на стремление предотвратить появление или негативное развитие той или иной проблемы учителя);
• профессионального партнерства (указывает, что особую роль играет профессиональное окружение, взаимоотношения между учителями разных кафедр лицея, администрацией, методистами; отношения строятся на основе взаимодоверия, творческого взаимодействия);
• самоуправления (предполагает развитие у педагогов инициативы, мотивов, стремлений преодолевать возникающие проблемы и трудности, выстраивать стратегию своего успеха);
• опоры на положительный опыт (означает объединение учителей, имеющих общие проблемы и задачи по их разрешению);
• На основе указанных подходов в лицее разработана модель социально-педагогической поддержки педагогов, представляющая собой целостную совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, организационно-содержательного и критериальнооценочного.
Представим краткую характеристику этих компонентов.
Целевой компонент - включает цель, задачи и принципы построения исследуемого процесса. Цель заключается в повышении эффективности социальнопедагогической поддержки учителей лицея. В ходе ее осуществления разрешаются следующие задачи:
• изучение затруднений и потребностей учителя в социально-педагогической поддержке;
• повышение социально-педагогической компетентности руководителей структурных подразделений лицея;
• оценка результатов профессионального развития педагогов.
Исходя из природы, структуры и содержания социально-педагогической поддержки, следует выделить ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на ее эффективность.
Внешние - связаны с деятельностью государственных органов, общественных организаций (законодательно-юридические и административно-управленческие факторы).
Внутренние - связаны с реализацией образовательной программы самого лицея (профессиональнодидактические, психолого-педагогические и методические факторы).
Организационно-содержательный компонент модели обеспечивает взаимосвязь цели, задач, содержания и форм поддержки педагогов лицея. Данный компонент позволяет получить объективную информацию об эффективности процесса социально-педагогической поддержки, оценить исходный уровень ее организации, определить дальнейший процесс ее развития в содержательном и организационном аспекте. Отличительной характеристикой содержательного компонента является то, что его наполнение представляет собой особый вид методической деятельности педагогического коллектива в виде таких форм как педагогические мастерские, тренинги, теоретические и практические семинары, серии открытых уроков по теме, мастер-классы, аукционы педагогических идей, выставки, презентации, конференции и др. В целом, данный компонент модели определяет основные векторы педагогической деятельности, ориентированной на сотрудничество и сотворчество субъектов социально-педагогической поддержки педагогов и выполняет обучающую, развивающую, информационную и организационную функции.
Критериально-оценочный компонент определяет эффективность и результативность исследуемых процессов. С целью получения достоверных результатов в ходе разработки проекта выделены четыре критерия:
• мотивационный - показывает сформированность мотивов деятельности по поддержке педагогов (показатели: подготовленность субъектов социальнопедагогической поддержки к работе с педагогическим коллективом; осознанность учителями необходимости в помощи и поддержке при реализации профессиональных инициатив);
• информационный - выявляет уровень общих знаний о приоритетных направлениях развития лицея, о льготах и гарантиях, процессах аттестации кадров (показатели: информированность субъектов поддержки о ее видах, формах, способах; подготовленность учителей к рефлексивной деятельности);
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• деятельностный - раскрывает способность к применению рефлексивных умений и навыков на практике (показатели: сформированность знаний и умений оказывать помощь и самопомощь; подготовленность к аттестации);
• результативный - характеризует результаты социально-педагогической поддержки педагогов в лицее (показатели: совместная деятельность ее субъектов; включенность учителей в процесс саморазвития).
На основе разработанных критериев и показателей были выделены три уровня эффективности социально-педагогической поддержки педагогов лицея: высокий, средний, низкий. Взаимодействие компонентов модели, которые являются составными элементами целостной системы социально-педагогической поддержки, проявляется на всех этапах и пронизывает весь процесс организации социально-педагогической поддержки педагогов лицея.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность реализации модели социально-педагогической поддержки педагога, являются:
• организация непрерывного, поэтапного, пролонгированного процесса повышения квалификации и самообразования педагогов;
• направленность процессов поддержки на личностнопрофессиональное развитие педагога с учетом этапа профессионализации и характера контекстных затруднений;
• использование специфических дифференцированных форм и методов поддержки.
Структурно модель социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога лицея, создающей объективные и субъективные условия для личностно-профессионального развития педагогов, включает цели, принципы, факторы, влияющие на эффективность процесса, функции, содержание и средства поддержки, критерии эффективности (см. табл. 1).
Реализация модели поддержки профессиональных инициатив педагога выступает в форме специально организованного процесса, сопутствующего образовательному процессу в лицее. Процесс социально-педагогической поддержки профессиональных инициатив педагога в лицее дифференцирован, учитывает внешние и внутренние факторы профессионального развития и имеет продолжительный характер. Он действенно способствует вертикальной и горизонтальной профессиональной карьере педагога лицея. Дифференцированный подход заключается в определении особенно-
Таблица 1
Модель организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога
Процесс Личностно-профессиональное развитие педагога
Цели Повышении эффективности социально-педагогической поддержки учителей лицея. Создание условий для формирования готовности педагога к инициативному совершенствованию и преобразованию профессиональной деятельности и самого себя; оказание недирективных видов помощи в реализации профессиональных инициатив педагогов.
Принципы Гуманизации, признания самобытности личности, комплексности и последовательности, дифференциальной вариативности, фасилитации деятельности, рефлексивности.
Факторы, влияющие на эффективность социально-педагогической поддержки Внешние - связаны с деятельностью государственных органов, общественных организаций (законодательно-юридические и административно-управленческие факторы). Внутренние - связаны с реализацией программ развития самого лицея (профессионально-дидактические, психолого-педагогические и методические факторы).
Функции Развивающая, консалтинговая, коррекционная, гармонизирующая, мотивационная, психотерапевтическая.
Содержание средств поддержки (организационные формы и методы) Совместные выездные мероприятия, материальное стимулирование, конкурсные мероприятия, образовательный ретренинг, логоанализ профессиональной жизни, практикумы гармонизации, консультирование, шеринг и модерация, тренинги, мастерские, дискурс, семинары, педагогические чтения, кейс-стади, фокус-группы; а также научно-практическая конференция (НПК), создание учебного, экспериментального или исследовательского проекта, составление индивидуальной программы, написание реферата, доклада, презентации, статьи, методической разработки, глоссария и других текстов. Педагоги в форме свободного участия в “малых группах”, творчески используя метод исследования, проектов, моделирование, анализ и коррекцию на практике осваивают формы и методы деятельности.
Этапы Диагностический, организационный, образовательный, практико-прикладной (реализации), коррекционный.
Критерии эффек-тивности соцаль-но-педагогической поддержки педагогов Субъективный (самооценочный). Объективный (практико-деятельностный).
Результативность Готовность педагога и педагогического коллектива в целом к инициативному совершенствованию и преобразованию профессиональной деятельности и самого себя; реализации профессиональной инициативы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
51
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
стей учителей и профессиональной ситуации, которые позволяют очертить круг значимых для каждой группы педагогов проблем и, соответственно, форм и методов оказываемой им поддержки. Поддержка профессиональных инициатив педагога в числе других методов и форм осуществляется в лицее методами образовательного ретренинга (предъявления и обсуждения текстов культуры в ходе заседаний кафедр, теоретических семинаров, методических и педагогических советов, конференций), логоанализа профессиональной жизни (осознания собственного опыта, определения контекста затруднений и проблем в ходе открытых мероприятий заседаний творческих групп), практикума гармонизации (делаю, учась и учусь, делая), консультирования (в формах диалога и полилога), шеринга (рефлексии переживаний) и модерации (создания условий психологической свободы и защищенности), позволяющими обеспечить уровень личностного включения педагогов в процессы познания, активное освоение ими способов продуктивной деятельности.
Предложенная модель социально-педагогической поддержки педагогического коллектива может эффективно функционировать при реализации определенного комплекса педагогических условий. Под педагогическими условиями понимают совокупность мер педагогического процесса, направленного на повышение его эффективности. Оценка эффективности социально-педагогической поддержки педагогов лицея осуществляется исходя из оценки степени реализации целей данного процесса и затрат на их достижение.
Нами определены следующие педагогические условия:
• создание необходимых условий для профессионального роста учителей, в том числе создание лицейской системы тиражирования и презентации положительных результатов профессиональной деятельности педагогов.
• создание необходимых условий для поддержания и повышения общего культурного уровня педагогов.
• создание необходимых условий для сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов лицея.
• создание лицейской системы стимулирования и мотивации членов педагогического коллектива.
Реализация модели соцально-педагогической поддержки профессиональных инициатив педагога обеспечивает выход педагога за зону актуального развития. Педагог не только справляется с имеющимися затруднениями, но и начинает действовать в новом проблемном поле профессиональной деятельности. В ходе проекта выявлены отсроченные педагогические эффекты - инициативы, наблюдаемые в учебно-воспитательном процессе:
Эффект принятия себя, собственного профессионального опыта и личностей учащихся как самоценности, осознании необходимости гуманизации образовательного пространства, активизации творческих сил, включении в целенаправленную практико-ориентированную преобразующую деятельность.
Мотивация к непрерывному профессиональному образованию и признание его ценности влечет за собой эффект самообразовательной активности. Самообразовательная активность выражается в самостоятельном освоении новых моделей обучения и воспитания, конструировании новой практики, программировании индивидуально-личностного движения. Самостоятельно и ответственно возлагая на себя функции тьютора и/или модератора, педагоги управляют процессами коммуникации в сообществе, а также целенаправленным, практико-ориентированным обучением других учителей на основе исследования и моделирования, анализа и коррекции «живой» деятельности участников образовательного процесса школы (В. В. Гузеев).
Компетентностный эффект: освоение конкретных средств педагогической деятельности. Неоднократное проживание педагогами нового опыта интерактивного взаимодействия обеспечивает готовность к использованию интерактивных, проблемных методов обучения в повседневной практике. Осуществляется перенос освоенных диагностических процедур, приобретенных навыков культурной коммуникации (диалогичность, толерантность к другим точкам зрения и т. п.), проектирования индивидуальных программ, техник получения обратной связи, организации поддержки, игровых и обучающих приемов в работу с учениками и коллегами.
Коммуникативный эффект выражается в организации сетевого обмена информацией, инициации профессионального диалога. В рамках сети инновационно-активных ОУ Уральского региона, используя возможности ИНТЕРНЕТ педагоги устанавливают обмен педагогическими, методическими, дидактическими, библиографическими текстами и источниками информации. Такая форма взаимодействия, по мнению участников, позволяет интенсифицировать процесс понимания, освоения и творческого применения педагогических знаний при решении задач практики, а также способствует развитию таких профессионально важных качеств, как умение сотрудничать с дистанцированным партнером по общению, проявлять такт и толерантность к оппонентам.
Профессиональный рост. Помимо собственно преподавательской работы учителя лицея осваивают, наряду со своими должностными обязанностями, нетипичную для их должности деятельность. При этом они самостоятельно или по желанию возлагают на себя обязанности, оставаясь на том же административном уровне и включаясь в интересные им направления работы: практического психолога, консультанта, методиста по предмету, наставника, исследователя, аналитика, организатора, экспериментатора, режис-сера-постановщика, игротехника, экскурсовода, руководителя кружка, элективного (факультативного) курса, инициативной творческой группы по решению проблем и т. д.
Реализация модели соцально-педагогической поддержки профессиональных инициатив педагогов содействует обеспечению у членов педагогического коллектива лицея:
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 2
Показатели эффективности использования современных образовательных технологий 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г 2010 г 2011 г
Процент учителей, участвующих в инновационных процессах 50 65 72 78 82 85
Процент учителей, владеющих компьютерной техникой 90 94 100 100 100 100
Процент учителей, систематически использующих современные образовательные технологии в учебном и воспитательном процессах 60 65 69 74 76 79
• высокого уровня удовлетворенности собственной профессиональной деятельностью. (Уровень удовлетворенности вырос за 3 года с 67 до 82%);
• изменению отношения к целям и результатам собственного труда;
• формированию отношения к учащимся как к субъек-
«Лицей - территория здоровья», в 2008 г. «Открытая школа».
Использование описанной выше модели способствовало формированию высококвалифицированного творческого педагогического коллектива, активно участвующего в развитии учреждения (табл. 3).
Таблица 3
Показатели соответствия квалификации педколлектива требованиям профильной школы
Показатели соответствия квалификации педколлектива требованиям профильной школы 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г
Кол-во собственных разработок учителей для качественной реализации учебного процесса 21 21 25 31 36
Кол-во опубликованных работ учителей 19 42 56 64 78
Процент учителей высшей кв. категории 45 45 45 46 46
Процент учителей первой кв. категории 50 50 51 52 52
Кол-во учителей, имеющих ученую степень, являющихся соискателями 2 2 2 3 5
там культурно-образовательной деятельности (Данной позиции в 2010 году придерживалось 96% педагогов, в 2007-74%);
• способности оценивать не только учебные результаты, но и личностный рост, различные достижения учащихся как образовательные результаты;
• расширения сферы профессиональной и личностной самореализации через вовлечение в новые виды образовательной деятельности.
Объективными показателями достижения этих результатов являются достижения учителей, материализованные в достижениях учащихся в творческой, учебно-исследовательской и иных видах деятельности, наличие собственных профессиональных достижений (конкурсы, гранты, участие в научной работе), активное участие в инновационной деятельности, показатели удовлетворенности и представления о целях и результатах собственной деятельности.
Успешная реализация модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога, несомненно, содействует формированию ситуации успеха и пространства сотрудничества для всех членов образовательного сообщества Лицея.
Лицей трижды становился победителем Всероссийского конкурса ПНПО на лучшее образовательное учреждение, активно внедряющее инновационные образовательные программы. В 2006 году «Воспитание интеллектуальной молодежной элиты, способной к деятельности в российском обществе», в 2007 году
19 педагогов лицея стали победителями Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России», педагоги лицея неоднократно являлись победителями и лауреатами Всероссийский конкурсов «Качественное образование - будущее России» и «Здоровьесберегающие технологии в образовании», Национальной премии «Элита Российского образования», четыре кафедры лицея - начального обучения, математики, информатики, естествознания являются финалистами и три из них победителями Городского конкурса «Лучшая методическая служба» последних 3 лет. В лицее разработана авторская система стимулирования и мотивации членов педагогического коллектива «Классному руководителю выпускного класса», «За стойкость в условиях кризиса», «Лицейская Ника» и др.
В лицее № 110 существуют многолетние традиции по созданию условий для поддержания и повышения общего культурного уровня педагогов и развития творческого потенциала:
• Театральный абонемент для педагогов лицея (4 спектакля в год) в Театре музыкальной комедии на 20092010 гг;
• Системное участие хора учителей (34 чел.) в творческих конкурсах;
• Издание сборников стихов педагогов;
• Оформление холлов лицея фотоработами педагогов.
Существует многолетняя организация выездов
коллектива на культурно-образовательные семинары (табл. 4).
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
53
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 4
Культурно-образовательные семинары для педагогического коллектива лицея
Год Город Тема Кол-во Содержание
2006 Казань Межнациональные связи как средство формирования толерантности 36 педагогов Кремль, Мечети, Национальный музей, г. Елабуга -дом-музей Ахматовой, Раифский мужской монастырь
2007 Реж Роль учителя в реализации нравственно-этической программы воспитания в лицее 41 педагог Семинар-тренинг
Екатеринбург Музейная педагогика 89 педагогов Музей истории Екатеринбурга
2008 Тобольск Образование по стандартам 21 века 52 педагога Художественный музей, Кремль, Кабинет Николая II, Абалакский мужской монастырь, Гимназия им. Лицмана
2009 Н. Тагил Реализация краеведческого подхода в учебной и внеклассной работе 25 педагогов Обзорная экскурсия по городу “Горно-заводской Урал”, Краеведческий музей, Художественный музей
Киров 50 педагогов Музей народных промыслов, Музей М. Е. Салтыкова-Щедрина, Музей К. Э. Циолковского авиации и космонавтики, Концертный зал органной музыки “Алесандровский костёл”, Ансамбль Успенского Трифонова мужского монастыря, Палеонтологический музей города Котельнич
2010 Санкт-Петербург Современные образовательные технологии освоения культурного наследия как основа реализации культурно-образовательной программы лицея 39 педагогов
Таким образом, создавая учителю условия для профессиональной и творческой самореализации, мы рассчитываем преодолеть разрыв между обучением и воспитанием. Только «предметных» знаний ребенку сегодня явно недостаточно и с точки зрения его собственных образовательных запросов, и с точки зрения возможностей его нормального развития, и с точки зрения успешной социализации. Поэтому источником знаний, но не предметных, «наукоориентированных», а надпредметных, «культуроориентированных», становится педагог. Полноценная «культуроориентированная» внеурочная работа, организованная подготовленным педагогом, способствует развитию индивидуальности детей, создавая дополнительные сферы для самореализации, и делает их более успешными в учении, стимулируя познавательную активность. Реализация этих идей приводит к ряду изменений в самосознании педагога, в ходе которых урок перестает быть единственной формой передачи знаний, активно внедряются в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, организуя которые, педагог реализует следующее:
• опыт организации самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;
• получает информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;
• коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссии, защита своей точки зрения и пр.);
• организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование ее этапов, прогнозирование результатов и пр.)
В связи с вышеизложенным, можно утверждать, что современная школа, если она хочет добиться от учителя подлинной активности, креатива и повысить его мотивацию к деятельности, должна особое внимание уделять стимулированию и поощрению деятельности педагогических работников по изменению содержания образования, образовательных технологий и организационно-педагогических условий деятельности.
Литература
1. Гибсон Д.Л., Иванцевич Д., Доннелли Д.Х. мл. Организации: Поведение. Структура. Процессы. Учебник для вузов. (Пер. с англ.), М.: ИНФРА - М, 2000, 276 с.
2. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 11 (79), с. 23-33.
3. Давыдова Н. Н., Суслов А. А, Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО//Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45.
4. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ.: -М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 272 с.: ил.
5. Сериков Г Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган: Зауралье, 1997.
6. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя//Эксперимент и инновации в школе.- 2008. - № 1.
7. Федоров В. А., Гапонцев В. Л. и др. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса//Образование и наука: Изв. Урал. отд. РАО. 2008. № 9 (57). с. 100-109.
8. Knyazeva H. Synergetics and the Images of Future//Futures. 1999. Vol.31, N 3/4. P281-290.
54
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012