Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СО СМЫСЛАМИ МЕДИЦИНСКОГО ТЕКСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ'

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СО СМЫСЛАМИ МЕДИЦИНСКОГО ТЕКСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
английский язык медицины / смысл текста / технологии / синквейн / кластер / профессионально ориентированная коммуникация / English language of medicine / meaning of the text / technologies / sinquain / cluster / professionally oriented communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукина Людмила Владимировна

Предметом исследования являются технологии синквей и кластер, применяемые при работе с фрагментами несплошного текста — таблицами на занятиях по английскому языку медицины для расширения терминологических знаний, активизации критического мышления и формирования иноязычных коммуникативных навыков будущих врачей. Материалом послужили образцы, созданные при помощи данных технологий на текстовом материале учебного пособия по пропедевтике внутренних болезней на английском языке, полученные в процессе учебного взаимодействия студентов и педагога — автора работы. Показан потенциал сочетанного применения технологий синквейн и кластер при работе со смыслом текста таблиц, когда синквейн, выполняя детализирующую функцию, расширяет понимание специализированной медицинской терминологии текста, а кластер организует все вложенные в текст таблицы смыслы в логическую схему. Отмечено, что обе технологии основаны на логическом мышлении и креативности обучающихся, при этом синквейн, в связи со структурой своего построения, формирует у будущих врачей дополнительные лингвистические навыки, а кластер организует полученные смыслы в формате, совпадающем с логикой изучения и понимания проблемы будущим врачом. Новизну представляет изучение сочетанного практического применения технологий синквейн и кластер с другими интерактивными технологиями для формирования иноязычных коммуникативных навыков будущих врачей. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей медицинских вузов, обучающих студентов английскому языку медицины на продвинутом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гукина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR WORKING WITH THE MEANINGS OF A MEDICAL TEXT WHEN DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION SKILLS OF FUTURE DOCTORS

The subject of the research is the sinquain and cluster technologies used when working with fragments of non-continuous text — tables in classes in the English language of medicine to expand terminological knowledge, activate critical thinking and develop foreign language communication skills of future doctors. The material was samples created using these technologies on the text material of a textbook on internal diseases propaedeutics in English, obtained in the process of educational interaction between students and the teacher — the author of the work. The potential of the combined use of sinquain and cluster technologies when working with the meaning of the text of tables is shown, when sinquain, performing a detailing function, expands the understanding of the specialized medical terminology of the text, and the cluster organizes all the meanings embedded in the text of the table into a logical diagram. It is noted that both technologies are based on the logical thinking and crea tivity of students, while sinquain, due to the structure of its construction, forms additional linguistic skills in future doctors, and the cluster organizes the received meanings in a format that coincides with the logic of studying and understanding the problem by the future doctor. The novelty is the study of the combined practical application of sinquain and cluster technologies with other interactive technologies for the formation of foreign language communication skills of future doctors. The results of the study may be of interest to teachers of medical universities teaching students the English language of medicine at an advanced stage.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СО СМЫСЛАМИ МЕДИЦИНСКОГО ТЕКСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ»

courses in physics in English]. Development of creative abilities of students in the modern educational process. Materials of the international part-time scientific and practical conference. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kurgan State University", Faculty of Pedagogy, Department of Vocational Training, Technology and Design, 2015, pp. 196-201. (In Russian).

19. Sokolova A. V. Testirovaniye kak otsenka urovnya znaniy inostrannogo yazyka v ramkakh elektivnogo kursa [Testing as an assessment of the level of foreign knowledge language as part of an elective course]. Innovative technologies in mechanical engineering, education and economics, 2020, vol. 26, no. 1 (15), pp. 18-20. (in Russian).

20. Shelyakin A. V., Tikhomirova M. S. Osobennosti proyektiro-vaniya elektivnogo kursa po russkomu yazyku kak inostran-nomu v shkole sovmestnogo obucheniya Germanii [Features of designing an elective course in Russian as a foreign language at

a coeducational school in Germany]. Questions of Science and Education, 2019, no. 19 (66), pp. 28-34. (In Russian).

21. Shramkova N. B., Malykhina I. A. Kross-kul'turnyye razlichiya v peregovornom protsesse kak aspekt elektivnogo kursa «Angliyskiy yazyk v dogovornom prave» [Cross-cultural differences in the negotiation process as an aspect of the elective course "English in contract law"]. Bulletin of the University named after O. E. Kutafina (MSAL), 2020, no. 1 (65), pp. 70-76. (In Russian).

22. Lyaskin G. G., Afanasyeva L. S. The methodology of the interconnected course program as an effective form of content and language integrated learning in higher education. Siberian teacher, 2021, no. 5 (138), pp. 70-75. (In English).

23. Meshcheryakova E. V., Meshcheryakova Yu. V., Loktyushina E. A. Intercultural communication in the course of English teachers training. Russian linguistic bulletin, 2016, no. 2 (6), pp. 5-7. (In English).

УДК /UDC 61:378.147 EDN SUBPMP

Гукина Людмила Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Кемерово

Gukina Ludmila V.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Kemerovo State Medical University, Kemerovo

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СО СМЫСЛАМИ МЕДИЦИНСКОГО ТЕКСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

TECHNOLOGIES FOR WORKING WITH THE MEANINGS OF A MEDICAL TEXT WHEN DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION SKILLS

OF FUTURE DOCTORS

Аннотация. Предметом исследования являются технологии синквей и кластер, применяемые при работе с фрагментами несплошного текста - таблицами на занятиях по английскому языку медицины для расширения терминологических знаний, активизации критического мышления и формирования иноязычных коммуникативных навыков будущих врачей. Материалом послужили образцы, созданные при помощи данных технологий на текстовом материале учебного пособия по пропедевтике внутренних болезней на английском языке, полученные в процессе учебного взаимодействия студентов и педагога - автора работы. Показан потенциал сочетанного применения технологий син-квейн и кластер при работе со смыслом текста таблиц,

когда синквейн, выполняя детализирующую функцию, расширяет понимание специализированной медицинской терминологии текста, а кластер организует все вложенные в текст таблицы смыслы в логическую схему. Отмечено, что обе технологии основаны на логическом мышлении и креативности обучающихся, при этом синквейн, в связи со структурой своего построения, формирует у будущих врачей дополнительные лингвистические навыки, а кластер организует полученные смыслы в формате, совпадающем с логикой изучения и понимания проблемы будущим врачом. Новизну представляет изучение сочетанного практического применения технологий синквейн и кластер с другими интерактивными технологиями для формирования иноязычных коммуни-

кативных навыков будущих врачей. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей медицинских вузов, обучающих студентов английскому языку медицины на продвинутом этапе.

Abstract. The subject of the research is the sinquain and cluster technologies used when working with fragments of non-continuous text - tables in classes in the English language of medicine to expand terminological knowledge, activate critical thinking and develop foreign language communication skills of future doctors. The material was samples created using these technologies on the text material of a textbook on internal diseases propaedeutics in English, obtained in the process of educational interaction between students and the teacher - the author of the work. The potential of the combined use of sinquain and cluster technologies when working with the meaning of the text of tables is shown, when sinquain, performing a detailing function, expands the understanding of the specialized medical terminology of the text, and the cluster organizes all the meanings embedded in the text of the table into a logical diagram. It is noted that both technologies are based on the logical thinking and creativity of students, while sinquain, due to the structure of its construction, forms additional linguistic skills in future doctors, and the cluster organizes the received meanings in a format that coincides with the logic of studying and understanding the problem by the future doctor. The novelty is the study of the combined practical application of sinquain and cluster technologies with other interactive technologies for the formation of foreign language communication skills of future doctors. The results of the study may be of interest to teachers of medical universities teaching students the English language of medicine at an advanced stage.

Ключевые слова: английский язык медицины, смысл текста, технологии, синквейн, кластер, профессионально ориентированная коммуникация.

Keywords: English language of medicine, meaning of the text, technologies, sinquain, cluster, professionally oriented communication.

Введение

В структуре видов учебной деятельности студентов медицинского вуза академическое чтение занимает приоритетные позиции и основывается на изучении больших объемов профессионально ориентированного текстового материала. Поскольку обучение будущих врачей иностранному языку медицины на продвинутом этапе осуществляется в контексте медико-биологических и клинических дисциплин,то одной из значимых педагогических задач выступает повышение качества или функциональности иноязычного

академического чтения обучающихся [1; 2, с. 47-53]. На данном этапе у обучающихся существенно возрастает экстралингвистическая составляющая в общем объеме медицинских знаний, формируется ситуация их способности и готовности совершенствовать иноязычные коммуникативные навыки на материале текстов, коррелирующих с текстами учебников по медицине на родном языке. Поэтому лучшими источниками для аудиторной деятельности являются учебные издания на английском языке, которые составлены авторами с высшим медицинским образованием, осуществляющими как практическую врачебную, так и образовательную деятельность. Компетентностно-смысловой подход в организации обучения чтению является основным педагогическим ресурсом повышения функциональности академического чтения обучающихся при изучении английского языка медицины. На продвинутом этапе обучения повышается актуальность технологий развития критического мышления, существенно возрастает роль вдумчивого или аналитического чтения, при этом остаются востребованными и такие инструменты как поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение [3, с. 104-112]. Тексты учебников и учебных пособий для будущих врачей, насыщенные специализированной медицинской лексикой и терминологией, как правило, имеют несплошной формат и включают вариативные фрагменты детализации: таблицы, графики, рисунки, схемы. Как отдельная медицинская лексика и терминология, так и смысл свернутой в таблице или схеме информации требуют детального изучения и дополнительного справочного поиска [4, с. 434-437; 5].

Актуальность настоящей работы состоит в необходимости определения потенциала технологических приемов, используемых педагогами для активизации логического мышления студентов и формирования понятийных связей, коррелирующих с обучением будущего врача на русскоязычных источниках, повышения функциональности вдумчивого чтения обучающихся при работе с иноязычным несплошным медицинским текстом и обеспечения качества понимания смыслов его фрагментов - таблиц.

Цель исследования - оценить потенциал самостоятельного и сочетанного использования технологий синквейн и кластер при изучении смыслов, заложенных во фрагментах несплошного медицинского текста -таблицах; показать возможность использования технологий, основанных на логическом мышлении и креативности, в качестве основы, организующей интерактивное коммуникативное взаимодействие обучающихся в малых и больших группах. Научную новизну представляет попытка анализа практического применения тех-

нологий синквейн и кластер, основанных на логическом мышлении и творчестве, обнаруживающих эффективность при работе обучающихся над смыслами фрагментов несплошного иноязычного медицинского текста в интерактивном формате. Полученные результаты могут представлять практический интерес для преподавателей медицинских вузов, осуществляющих обучение студентов английскому языку медицины.

Методология

Был обобщен и изучен педагогический опыт импле-ментации технологий, задействующих логическое мышление и творческий подход обучающихся при работе над смыслами свернутых фрагментов английского медицинского текста. Проведен критический анализ функционального потенциала технологий синквейн и кластер на 60 примерах, полученных в учебном процессе при работе с текстом учебного пособия по пропедевтике внутренних болезней для будущих врачей на английском языке. Из них выделен ряд примеров, созданных к разделу «Cardiovascular System», и описательным методом представлена технология интерактивной работы с текстом таблицы путем свертывания или развертывания ее значимых смысловых компонентов в формат кластера [6, с. 42-81]. В сравнительном аспекте показано самостоятельное и сочетанное применение технологий синквейн и кластер.

Результаты

Технологии вдумчивого чтения особенно эффективны при чтении отдельных фрагментов медицинского текста и направлены на концентрацию внимания обучающихся. Вдумчивое чтение позволяет детализировать смыслы фрагментов текста, выделять актуальную информацию и систематизировать ее [7, с. 34]. Анализируя иноязычный текст, обучающиеся выделяют ключевые слова, типичные словосочетания, расшифровывают схемы, графики, таблицы, включенные в структуру текста. Происходит анализ ранее извлеченного смысла текста, дается его интерпретация, а также совершается процесс упорядочивания, классификации, суммирования, сопоставления, группировки по сфере применения, анализу, обобщению и формулированию выводов в контексте формирующихся профессиональных знаний [8, с. 194-199; 9, с. 125-147]. Функциональность чтения повышается, когда после этапов извлечения смысла у обучающегося формируется собственный новый смысл, поэтому на данном этапе технологии критического мышления оказываются востребованными и эффективными [10; 11, с. 31-34]. Педагогические технологии направ-

лены на активизацию у обучающихся следующих стадий критического мышления: вызова для актуализации знаний по изучаемой теме; осмысления новой информации, понятий, их связи с предыдущим опытом и знаниями; рефлексии. Стадия рефлексии позволяет обучающимся осмыслить вновь усвоенное знание и увидеть его функциональную ценность в общем контексте знаний и умений будущего врача.

В текстах учебников по медицине присутствует определенный алгоритм подачи материала: организм человека изучается по системам в разделах «Анатомия», «Физиология», «Патология». Практика преподавания английского языка медицины показывает, что для формирования навыков прочтения терминов востребованы технологии, позволяющие уменьшить долю их механического заучивания, увеличивая долю усвоения смыслов. При усложнении текстового материала становится актуальным разноплановый подход к тренингу разворачивания многоплановых смыслов терминов и методические приемы, которые транслируют модель формирования профессиональных знаний будущих медицинских специалистов - сбор информации и свертывание данной информации под единым названием диагноза заболевания. К таким приемам относятся составление кластерных схем, синквейна и других средств обобщения и детализации текстового материала, которые задействуют логику мышления будущего врача [12, с. 22-33]. Они вписываются в схемы изучения организма человека и болезней на вузовском этапе и экстраполируются на схемы дальнейшей врачебной деятельности по протоколам [13, с. 163-168]. Синквейн актуален для текстового этапа аналитического чтения как средство детализации смыслов и на послетекстовом этапе, когда задействуются разные приемы обобщения доминантных смыслов текстов. При составлении синквейна обучающиеся используют следующий алгоритм: первой строкой называют тему одним словом (обычно существительным); второй строкой описывают тему в двух или более словах (прилагательными); третьей строкой описывают действия в рамках этой темы тремя или более словами (глаголами деепричастиями); четвертой строкой показывают отношение к теме (фраза из четырех или более слов); пятой строкой повторяют суть темы (синоним из одного слова). Рисунок 1 демонстрирует синквейн, составленный в процессе учебного взаимодействия в парах или малой группе при работе с терминологией текста [6, с. 56].

В разделе «Pathology», охватывающем нарушения функций органов и систем организма человека, выделяется группа терминов с общим значением «lesion». Термины данной группы делятся на ряды в соответ-

arrhythmia

cardiac, absolute, sinus (regular) originate, slow, speed up abnormal (irregular) heart rhythm tachycardia (fibrillation) or bradycardia

hypertension

essential, mild, moderate, severe narrow, damage, rupture condition that arises when the blood pressure is abnormally high high (elevated) blood pressure

Рис. 1. Синквейн на термины «arrhythmia» и «hypertension»

lesion

anatomic (evident to the unaided senses), histologic (evident only under a microscope), or biochemical (evident only by chemical analysis) injure, damage, disorder, severe damage or abnormal change caused by disease or trauma

wound, injury, abrasion, dysplasia_

aneurysm

thoracic, arterial, abdominal, dissecting weaken, balloon out. bulge, widen part of an artery wall weakens and widens a bulging blood vessel

prolapse valve bulging fall down, slip out, extend misalignment of the valves of the heart / the displacement of an abnormally thickened mitral valve leaflet into the left atrium during systole mitral valve prolapse

Рис. 2. Синквейн к терминам «aneurysm» и «prolapse» как расширение к доминантному слову «lesion»

ствии с системой организма и изучаются в контексте систем. На рисунке 2 представлен синквейн к доминантному слову «lesion» и терминам - представителям группы терминов с общим названием «Cardiovascular pathologies», составленный на материале таблицы текста [6, с. 49].

Применяя данную технологию при изучении терминов, обучающиеся определяют семантическое пространство термина в анализируемом тексте, а также обозначают его включенность в логический ряд терминов, относящихся к изучаемой теме в целом. На следующем этапе изучения темы используется переход к технологиям, результирующим понимание содержания текста или его фрагментов на уровне диалога или дискуссии в малых группах. В других случаях результаты исследований терминов, представленные обучающимися в виде синквейна, используются как вторичное средство при изучении таблиц с большим объемом текстовой информации, а доминирующей организационной технологией выступает кластер [14, с. 194-200]. Основной технологической ценностью кластера является значительная функциональная гибкость при решении целевых коммуникативных задач, что обусловливает актуальность его использования в условиях аудиторного корпоративного взаимодействия и в режиме индивидуальной внеаудиторной деятельности [15, с. 40-43].

В традиционном смысле кластер является способом графической организации учебного материала, позволяющим сделать мыслительные процессы, которые происходят при изучении темы, наглядными. Метод сравнивают с «наглядным мозговым штурмом», при этом он способен расширять границы участия обучающихся в коммуникации от диалогического обсуждения проблемы, до принятия самостоятельных и корпоративных решений и дискуссии в малых и больших группах [16, с. 125-126; 17, с. 102-105]. Технология составления кластера следующая: 1) отображается ключевое слово или понятие; 2) вокруг ключевого слова записываются слова, ассоциирующиеся с ключевым; 3) все слова обводятся и соединяются с основным словом, образуя «грозди». Рисунок 3 демонстрирует технологию поэтапного развертывания смысла доминантного термина «cardiomyopathy» в формате кластера при изучении таблицы по теме «Ischemic Heart Diseases» раздела «Cardiovascular System», основные компоненты которого (грозди) выполнены в технике синквейн [6, с. 71]. В данном примере видно, как синквейн формирует смысловой объем терминов, а кластер выстраивает парадигму их соподчиненности.

На рисунке 4 представлен алгоритм работы над другой таблицей темы «Ischemic Heart Diseases» с использованием нескольких этапов: изучения ключевых терми-

cardiomyopathy

dilated, hypertrophic, restrictive weaken, thicken, restrict a group of diseases affecting the heart muscle

cardiac muscle disorder

.Î .. pericarditis

acute, chronic, constrictive accumulate, disrupt, nib a small amount of fluid between the layers

inflammation of the pericardium

myocarditis acute, viral, bacterial involve, remit, progress inflammation of myocardium inflammatory cardiomyopathy

endocarditis

subacute, infective, non-infective settle, fibrose, calcify infection and inflammation of the heart valves and the inner lining ol the heart chambers inflammation of the endocardium

Рис. 3. Синквейн к доминантному и соподчиненным терминам, организованный в формате кластера

ISCHAEMIC HEART DISEASE

Main syndromes:

angina pectoris myocardial infarction

angina

stable, unstable (crescendo angina), microvascular

come about, precipitate, exacerbate a strangling feeling in the chest cardiac arrest, congestive heart failure

ischemia

acute, cardiac, silent (to come out of the blue)

reduce, lack, supply

decrease of blood flow to an organ

or tissue of the body

bloodlessness

infarction

myocardial, white, red obstruct,

death of a section of heart muscle heart attack

Рис. 4. Синквейн в кластере с расширенной тематикой свернутого смысла

нов с применением синквейна, и оформления смысла фрагмента текста с большим количеством смысловых компонентов в формат кластера [6, с. 60].

Выстраивание логических связей и обсуждение синдромов, проявляющихся при данном заболевании, происходит в интерактивном формате в диалогическом взаимодействии или дискуссии в большой группе. В данной схеме, технологически транслирующей кластер, все компоненты представлены в виде синквейна, курсивом выделены фрагменты, которые являются базовой основой при подготовке к обсуждению таблицы текста по теме «Cardiomyopathies». Каждый компонент данной кластерной схемы требует отдельного рассмотрения и обсуждения, что может быть реализовано педагогом в актуальном для конкретной ситуации обучения интерактивном формате -игре, диалоге или дискуссии.

Прием работы с текстовой информацией на этапах от детализации до обобщения укладывается в концепцию системного изучения болезней будущими врачами и дает возможность свертывать тексты или их фраг-

менты (таблицы) с разным объемом текстового материала до логичной схемы, систематизирующей смыслы изучаемого текста.

Рисунок 5 демонстрирует пример кластера, разработанного по таблице раздела «Cardiovascular System», в котором представлена тема Causes of Secondary Hypertension» [6, с. 75]. В кластере информация представлена по ключевым терминам темы. Обращает на себя внимание присутствие эпонимов, которые в медицинском английском языке можно сравнить с архивированными файлами с большим объемом информации, актуальной для лиц, изучающих медицину. Работа с эпонимами предполагает несколько уровней расшифровки их содержания: получение информации об авторе, именем которого назван синдром или болезнь; описание болезни; основные признаки и симптомы; осложнения, вызванные данным заболеванием. В тексте учебников содержание эпонимов, как правило, не расшифровывается и остается объектом поиска для обучающихся. При этом не все англо-русские медицинские толковые словари дают

Рис. 5. Многокомпонентный кластер к таблице «Causes of Secondary Hypertention»

Рис. 6. Кластер к таблице в стилистике ситуации общения «врач - пациент»

их развернутое значение, и нередко требуется экспертная поддержка нескольких практико-ориентированных справочных изданий.

Одной из значимых ценностей кластера является то, что при работе с лексикой и медицинской терминологией текста таблиц учебного пособия и при конвертации полученных смыслов его стилистика позволяет выделять детали, требующие более специализированного поиска. Как правило, подобные детали выделяются обучающимися целенаправленно для изучения и расширения профессионально ориентированных знаний.

Другим важным компонентом в изучении болезней органов и систем является «фактор риска». В рисунке 6 представлен кластер как организующая структура для интерактивного профессионально ориентированного взаимодействия обучающихся [6, с. 60]. Кластер выпол-

нен в стилистике ситуации общения «врач - пациент». Работа с кластером при таком подходе не является только прикладной технологией, результирующей вдумчивое академическое чтение, но является и заданием-схемой для аудиторного диалогического взаимодействия обучающихся в роли врача и пациента. Однако количество участников общения может варьироваться в зависимости от доминантных и дополнительных компонентов кластера с учетом, что каждый компонент обладает потенциалом понятийного расширения в рамках изучаемой или смежной темы, а также смещением акцентов самими обучающимися на моменты, актуальные для них на определенном этапе изучения клинической дисциплины.

Очевидно, что работа со смыслами таблиц на таком уровне может быть реализована только на продвину-

той стадии обучения английскому языку медицины, когда профессионально ориентированная понятийная составляющая максимально способствует осознанному речевому поведению обучающихся, то есть в учебном процессе на родном и иностранном языках создаются максимально приближенные адекватные смыслы. Решающую роль при этом играет выбор педагогом обучающих технологий, обращенных к критическому мышлению и творчеству обучающихся и моделирующих интерактивный формат учебного взаимодействия (синквейн, кластер, игра, диалог, дискуссия).

Заключение

Проведенное исследование практического использования в учебном процессе синквейна и кластера на материале таблиц несплошного медицинского текста позволило обнаружить ряд очевидных достоинств данных технологий, которые позволяют охватывать большой объем анализируемого материала и, вместе с тем, эффективно осуществлять функцию детализации текста. Синквейн реализует преимущественно детализирующую функцию, в нем заложен потенциал наращивания обучающимися не только специализированных профессиональных знаний, но и чисто лингвистических знаний и умений. Кластер ответственен за выстраивание логических связей и смыслов текста.

Результаты сопоставительного анализа примеров кластеров, в структуру которых входят компоненты, выполненные в стилистике синквейна, выявили высокий потенциал их вариативности, что зависит от способности и готовности обучающихся к логической оценке текстового материала таблиц и проявлению креативности при визуализации его смыслов. Содержание кластера, составленного в формате учебного взаимодействия студентов и ведущего преподавателя, может иметь педагогическую ценность и служить оценке качества понимания обучающимися фрагмента несплошного текста и их способности, наряду с главными смыслами текста таблицы, учитывать детали и систематизировать дополнительные смыслы.

На основании выполненного исследования было выявлено, что обе технологии в их сочетанном применении на занятиях по английскому языку медицины на продвинутом этапе обучения коррелируют с логикой получения профессионально ориентированных знаний будущим врачом на родном языке. Они органично сочетаются с интерактивными технологиями и могут использоваться как технологическая карта или ситуационное задание при организации профессионально ориентированного общения. Кластер вовлекает в процесс обучения всех участников, повышает интерес обу-

чающихся, стимулирует их креативность, поддерживает активность. Кластер создает среду для профессионально ориентированной коммуникации, в которой формируются умения задавать вопросы в формате диалогического взаимодействия или обсуждения проблемы в малых и больших группах. Отвечая запросам будущей профессии, кластер как технология, используемая педагогами при обучении английскому языку медицины, учит будущего врача, взаимодействуя с коллегами, обнаруживать взаимосвязи, понимать проблему по принципу от частности к целому, проводить сравнение и анализ.

Литература

1. Сметанникова Н. Н. Обучение профессионально-специализированному чтению в свете теории инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019 № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN119.pdf (дата обращения: 12.10.2023).

2. Ваганова М. Ю. Технологии академического чтения в процессе информатизации обучения студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 1. С. 47-53.

3. Лукьянова М. И., Гмызина Г Н., Старостина Н. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. 2. (30). С. 104-112.

4. Abidova M. Features of Medical Terminology Teaching in English Lessons / M. Abidova, N. Guzacheva // Bulletin of Science and Practice. 2020. 6 (4). P. 434-437. URL: https://doi. org/10.33619/2414-2948/53/50 (дата обращения 20.10.2023).

5. Dona Price. Reading charts, graphs and tables // Cambridge University Press, 25 Jan., 2017. URL: https://www.cambridge. org/elt/blog/2017/01/25/reading-charts-graphs-and-tables/ (дата обращения: 12.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ivashkin V. T. Internal Diseases Propedeutics. М.: Гэотар-Медиа, 2005. 168 с.

7. Борзова И. А., Черненко Е. В., Меликова О. С. Обучение чтению литературы по специальности на основе компетентностно-смыслового подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obuchenie- chteniyu-literatury-po-spetsialnosti-na-osnove- kompetentnostno-smyslovogo- podhoda (дата обращения: 20.10.2023).

8. Воронина И. Р., Чеснокова П. А., Бородина Е. Д., Казанцева Г А. Возможности технологии диалогового обучения в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 7 (49). С. 194-199.

9. Серова Т. С., Тулиева К. В., Пипченко Е. Л. Разыгрывание коммуникативно-речевых микроситуаций как средство обучения монологическому высказыванию в иноязычном диалогическом общении // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2019. № 1. С. 125-147.

10. Лопатин М. А. Развитие коммуникативной компетенции студентов с помощью навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 10. URL: http://e-koncept.ru/2019/195029.htm (дата обращения 17.09.2023).

11. Гукина Л. В. Использование технологии синквейн при работе с иноязычным медицинским текстом // Актуальные вопросы повышения качества непрерывного медицинского образования : материалы IX межрегиональной научно-практической конференции. Кемерово: КемГМУ 2017. С. 31-34.

12. Носович Я. Ф., Сорокина Э. А. Синонимия в отраслевых терминологиях: особенности проявления в языках медицины и лингвистики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2020. № 2. С. 22-33.

13. Гукина Л. В. Синквейн как технология активизации работы обучающихся с профессионально ориентированным текстом // Теоретические и прикладные аспекты лингвообра-зования. Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией Л. С. Зникиной. Кемерово, 2018. С. 163-168.

14. Гукина Л. В. Кластер как методический прием технологии развития критического мышления на занятиях по иностранному языку в медицинском вузе // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования. Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией Л. С. Зникиной. 2019. С. 194-200.

15. Akhmedov B., Kuchkarov Sh. duster Methods of Learning English Using Information Technology / B. Akhmedov, Sh. Kuchkarov // Scientific Progress. 2020. vol. 1.2. pp. 40-43. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/cluster-methods-of-learning-english-using-information-technology (дата обращения 10.10.2023).

16. Бреус И. В. Метод кластера на занятиях английского языка в неязыковом вузе // Вопросы гуманитарных наук. 2016. № 3. С. 125-126.

17. Гукина Л. В. Использование кластера как активного метода обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Современные технологии дистанционного и электронного обучения и обеспечения медицинского образования : материалы VI Региональной научно-практической конференции. Кемерово: КемГМУ 2018. С. 102-105.

References

1. Smetannikova N. N. Obuchenie professional'no-specializiro-vannomu chteniyu v svete teorij innovatsij [Teaching professionally specialized reading in the light of the theory of innovation]. World of Science. Pedagogy and psychology. 2019. no. 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN119.pdf (accessed 12.10.2023.). (In Russian).

2. Vaganova M. Yu. Tekhnologii akademicheskogo chteniya v prot-sesse izucheniya inostrannogo yazyka [Technologies of academic reading in the process of informatization of student education]. Modern higher school: innovative aspect, 2021, vol. 13.1, pp. 47-53. (In Russian).

3. Lukyanova M. I., Gmyzina G. N., Starostina N. N. Razvitie kriti-cheskogo myshleniya studentov v protsesse izucheniya inostran-nogo yazyka [Development of critical thinking of students in the process of learning a foreign language] Izvestiya of Saratov University. New Series. Ser. Acmeology of education. Developmental psychology, 2019, vol. 8. 2. (30), pp. 104-112. (In Russian).

4. Abidova M. Features of Medical Terminology Teaching in English Lessons. Bulletin of Science and Practice, 2020, no. 6 (4), pp. 434-437. URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/50 (accessed 20.10.2023). (In English).

5. Dona Price. Reading charts, graphs and tables. Cambridge University Press, 25 Jan., 2017. URL: https://www.cambridge. org/elt/blog/2017/01/25/reading- charts-graphs-and-tables/ (accessed 20.10.2023). (In English).

6. Ivashkin V. T. Internal Diseases Propedeutics. M.: Geotar-Media, 2005. 168 p. (In English).

7. Borzova I. A., Chernenko E. V., Melikova O. S. Obuchenie chteniyu literatury po spetsial'nosti na osnove kompetentnostno-smyslovogo podkhoda [Teaching reading literature in the specialty based on the competence-semantic approach]. Problems of modern pedagogical education. 2018. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obuchenie- chteniyu-literatury-po-spetsialnosti-

na-osnove- kompetentnostno-smyslovogo- podhoda (accessed 20.10.2023). (In Russian).

8. Voronina I. R., Chesnokova P. A., Borodina E. D., Kazant-seva G. A. Vozmozhnosti tekhnologii dialogovogo obucheniya [Possibilities of dialogue learning technology at a university]. Innovative economics: prospects for development and improvement, 2020, no. 7 (49), pp. 194-199. (In Russian).

9. Serova T. S., Tulieva K. V., Pipchenko E. L. Razygryvanie kommuni-kativno-rechevykh mikrosituatsij kak sredstvo obucheniya mono-logicheskomu vysskazyvaniyu d inoyazychnom dialogicheskom obschenii [Acting out communicative-speech micro-situations as a means of teaching monologue statements in foreign language dialogical communication]. Bulletin of PNIPU. Problems of linguistics and pedagogy, 2019, no. 1, pp. 125-147. (In Russian).

10. Lopatin M. A. Razvitie kommunikativnoj kompetentsii studentov s pomosch'yu navykov kriticheskogo myshleniya na zanyatiyakh po inostrannomu eazyku [Development of students' communicative competence with the help of critical thinking skills in foreign language classes]. Scientific and methodological electronic journal «Concept», 2019, no 10. URL: http://e-koncept.ru/2019/195029. htm (accessed 17.09.2023). (In Russian).

11. Gukina L. V., Lichnaya L. V. Ispol'zovanie tekhnologii sinrvein pri rabote s inoyazychnym meditsinskim tekstom [Using sinquain technology when working with foreign language medical text]. Current issues of improving the quality of continuous medical education: materials of the IX interregional scientific and practical conference. Kemerovo: Kemerovo State Medical University, 2017, pp. 31-34. (In Russian).

12. Nosovich Ya.-F., Sorokina E. A. Sinonimy v otraslevykh termi-nologiyakh: osobennosti proyavleniya v yazykakh meditsini i lin-gvistiki [Synonymy in industry terminologies: features of manifestation in the languages of medicine and linguistics]. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics, 2020, no. 2, pp. 22-33. (In Russian).

13. Gukina L. V., Lichnaya L. V. Sinkvein kak tekhnologiya aktivizat-sii raboty obuchayuschikhsya s professional'no orientirovan-nym tekstom [Sinquain as a technology for enhancing students' work with professionally oriented text]. Theoretical and applied aspects of linguistic education. Collection of scientific articles of the Interuniversity scientific and practical conference. Edited by L. S. Znikina, Kemerovo, 2018, pp. 163-168. (In Russian).

14. Gukina L. V. Klaster kak metodicheskyj priyom tekhnologii raz-vitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyakh po inostrannomu yazyky v meditsinskom vuze [Cluster as a methodological technique for developing critical thinking technology in foreign language classes at a medical university]. Theoretical and applied aspects of linguistic education. Collection of scientific articles of the Interuniversity scientific and practical conference. Edited by L. S. Znikina, 2019, pp. 194-200. (In Russian).

15. Akhmedov B, Kuchkarov Sh. duster Methods of Learning English Using Information Technology. Scientific Progress, 2020, vol. 1.2, pp. 40-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cluster-methods-of-learning- english-using- information-technology (accessed 10.10.2023). (In English).

16. Breus I. V., Muravskaya O. N. Metod klastera na zanyatiyakh angli-jskogo yazyka d neyazykovom vuze [Cluster method in English classes at a non-linguistic university]. Issues of the Humanities, 2016, no. 3, pp. 125-126. (In Russian).

17. Gukina L. V. Ispol'zovanie klastera kak aktivnogo metoda obucheniya professional'no orientirovannomu inostrannomu yazyku [Using a cluster as an active method of teaching a professionally oriented foreign language]. Modern technologies of distance and electronic learning and provision of medical education: materials of the VI Regional Scientific and Practical Conference. Kemerovo: Kemerovo State Medical University, 2018. pp. 102-105. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.