ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
КИЧИГИНА Т.С.
Предлагаемый в данной статье подход к работе с детьми - сиротами показывает технологию психодиагностики учащихся колледжа. Особенностью такого подхода является дальнейший учет в работе выявленных психологических особенностей, позволяющий эффективно обучать и развивать личностные качества детей - сирот.
The approach offered in given article to work with children - orphans shows technology of psychodiagnostics of pupils of college. Feature of such approach is the further account in work of the revealed psychological features, allowing effectively to train and develop personal qualities of children - orphans.
Технология - система научных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный творческий замысел, моделирование определенных дидактических условий, средств и способов обучения. Главное отличие технологии от фундаментальной (педагогической) науки состоит в смещении основного акцента с вопроса «ПОЧЕМУ?». На вопрос «КАК?», т.е. не только исследуется, та или иная проблема, но и ведется конкретный поиск путей решения этой проблемы.
Во-первых, технология - это деятельность по организации и изменению другой деятельности (очевидный аспект модернизации образовательного процесса).
Во-вторых, технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности.
В-третьих, технология - это элемент механизма управления, способствующий достижению поставленной цели. Чтобы данный механизм управлял процессом, ведущим к достижению цели, необходимо установить (или договориться) о численных критериях, объективно показывающих движение процесса в нужном направлении.
В-четвертых, технология - это соотношение и взаимоувязка цели, средства и результата профессиональной деятельности.
В-пятых, технология - это система процедур педагогических взаимодействий, в принципе обеспечивающих достижение оптимальных результатов.
На примере работы учебной группы по профессии «Оператор швейного оборудования» мы расскажем о технологии экспериментальной деятельности. Наша группа включает 45 человек детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из них норма-интеллект - 16 человек, коррекционных учащихся 29 человек. Учебно-производственный процесс по профессии «Оператор швейного оборудования» построен на основе урока производственного обучения. Цели урока направляют учащихся на выполнение отдельных учебных действий входящих в образовательную деятельность, поэтому уже при первом общении с такими детьми мы обращаем внимание на их личностные особенности и особенности их поведения во время учёбы и проживания в общежитии.
Отсутствие у детей-сирот устойчивой мотивации к обучению в совокупности с отсутствием ориентации на конечный результат, отсутствие способностей к профессиональному самоопределению и наличие изначально потребительской позиции к окружающей действительности вызывает определенное снижение требовательности к качеству образования и воспитания со стороны преподавателей, мастеров п/о. Всё это определяет необходимость проведения диагностических мероприятий с такими категориями учащихся.
Для выявления профессиональных склонностей обучающихся был проведен дифференциально-диагностический опросник Климова.
Из 41 опрошенного нами человека 19,5 % относятся к категории человек - человек, 24,3
% человек - природа, 19,4 % человек - техник. 7,3 % человек - художественный образ.
Из них 11 учащихся показали одинаковые результаты по двум и по трем показателям, что говорит о неопределенной склонности к тем или иным видам профессиональной деятельности и об отсутствии элементарных представлений о профессии у выпускников детских домов и школ-интернатов. Анализ анкет в группе показывает, что многие дети-сироты (до 43%) поступают в колледж под давлением или принуждением сотрудников интернатных учреждений.
Исследование показало, что представления детей-сирот, обучающихся в колледже, о мире профессии и будущего жизненного развития являются крайне незрелыми и неустойчивыми. Для них характерным является сочетание неопределенных планов на будущее (до 60%), представлений о престижных профессиях (юрист, программист, повар, предприниматель), ничем не подкрепленного желания их получить — с одной стороны, и непонимания реальной ситуации, в которой большинство учащихся будут осваивать профессии, никак не соответствующие их представлениям о престижности, — с другой. Общими характеристиками выпускников, лиц из числа детей- сирот являются:
— основные требования к работе (высокая заработная плата, хорошие условия труда, удобное месторасположение);
— представления о престижных профессиях;
— выбор сферы деятельности (финансы, торговля, МВД);
— выбор места работы (частное предприятие; собственное дело; не знают, куда пойдут работать);
— получение информации (от учителей, друзей, из средств массовой информации, рекламы);
— уровень информированности о получении в дальнейшем профессионального образования или о возможности трудоустройства (частично информированы и нуждаются в дополнительных сведениях — 82%, не информированы — 18%).
Более 35% из детей-сирот еще в детском доме осваивают навыки шитья, и дальнейшее обучение по этой специальности для них не имеет смысла, так как они как бы «все знают», «все умеют». А ведь от того, насколько успешно подросток овладеет рабочей профессией, будет зависеть дальнейший процесс его профессионализации, трудовой адаптации и социализации в жизни.
Плановое тестирование по выбранным методикам проводилось отдельно для каждой экспериментальной группы в установленное время, на заранее подготовленных бланках. Трудностью в проведении тестирования была в том, что учащиеся в силу своих умственных особенностей не всегда понимали предложенные вопросы, поэтому приходилось по несколько раз объяснять один и тот же вопрос, перенося ту или иную ситуацию конкретно на ребенка. В дальнейшем необходимо учитывать, что тесты, которые подходят для учащихся с интеллект-нормой, не всегда понятны коррекционным детям.
Результаты исследования показаны на следующих диаграммах:
Диагностика состояния агрессии. Опросник Басса-Дарки.
Индекс враждебности:
— у 32(29%) человек высокий;
— у 13(11%) человек находится в норме.
Индекс агрессивности:
— у 16 (33%)человек высокий;
— у 29 (64%) человек находится в норме;
Индекс враждебности
71%
□ Норма
□ Не норма
Характерологический опросник Леонгарда
Экзальтированность
7%
Возбудимость 7%
Оператор швейного оборудования
Застревание
16%
Гипертимность 26%
Эмотивность
28%
□ Гипертимность
□ Эмотив ность
□ Циклотимия
□ Возбудимость
□ Экзальтированность
□ Застревание
— гипертимность у 12 человек; (повышенный фон настроения, недисциплинированны, легко попадают под влияние плохих компаний, не терпят власти над собой);
— экзальтированность у Зчеловек;
— циклотимность (резкие перепады настроения, при неудачах выражена тревожность, приходят в отчаяние) - у 7 человек;
— эмотивность (преувеличенная эмоциональная чувствительность, подвержены сменам настроения по незначительному поводу) - у 13 человек;
— возбудимость у 3 человек;
— застревание (присущи черты ригидности, трудно переключаться, могут проявлять агрессию) - у 7 человек.
Ориентационная анкета личности (опросник Смекала)
Оператор швейного оборудования
Направленность на задачу
Направленность на себя
Направленность на
□ Направленность на себя
□ Направленность на взаимные действия
□ Направленность на задачу
взаимные действия 20%
— у 47 % человека наблюдаются высокие показатели в сторону направленности на себя;
— у 33 % человек ярко выражена направленность на задачу;
— у 20 % человек можно проследить преобладание направленности на взаимные действия.
Методика по исследованию самооценки Дембо - Рубинштейн.
Уровень притязаний:
— у 5 человек низкий;
— у 12 человек средний;
— у 20 человек высокий;
— у 8 человек очень высокий.
Уровень самооценки:
— у 12 человек низкий;
— у 7 человек средний;
— у 16 человек высокий;
— у 10 человек очень высокий
Уровень притязаний
Очень высокий 18%
Низкий
11%
Средний
27%
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
□ Очень высокий
Уровень самооценки
Очнь в ысокий
35%
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
□ Очнь в ысокий
На сегодняшнем этапе исследования составлен банк данных детей-сирот по всем проведенным методикам.
Исследования, а также педагогические наблюдения за деятельностью учащихся - сирот во время уроков производственного обучения показали, что они имеют своеобразное формирование эмоционально - волевой сферы. У них возникают аффективные реакции с агрессией, грубые нарушения дисциплины, потеря интереса к учебе.
Учитывая такую эмоциональную неуравновешенность наших учащихся, необходимо во время уроков поддерживать при общении спокойную, доброжелательную атмосферу без крайностей в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций, с пониманием и терпением воспринимать разные смены настроения. Важно воспитывать у учащихся оптимизм и уверенность в себе, формировать способности к преодолению трудностей, любить их, уважать их интересы, да просто быть им старшими товарищами.
Организация профессионального обучения с учётом полученных данных психодиагностики формирует у учащихся детей-сирот:
1. правильные нравственные понятия и убеждения;
2. воспитывает внутреннюю потребность трудиться на занятиях с полной отдачей сил;
3. положительные качества личности: честность, принципиальность, целеустремленность, организованность, скромность, отзывчивость.
В дальнейшем, считаем необходимым, подробное рассмотрение и учет в работе педагогов психических и эмоциональных состояний детей-сирот, обуславливающих учебнопрофессиональную деятельность с целью разработки индивидуальных программ развития. Составить индивидуальные рекомендации (программы) по работе с детьми - сиротами с учетом акцентуированных черт характера и указанием предпочтительных видов производственной деятельности.
Все это поможет развить личностные качества детей-сирот, подготовить их к самостоятельной жизни, становлению в системе социальных отношений, получении профессии и трудовой адаптации.
Библиографический список:
1. Глазунов А.Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм. //Новые исследования в профессиональном образовании: Сборник научных статей. — Москва — Но-ябрьск, 1998. — С. 6-9.
2. Данилова З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе среднего профессионального образования. Монография. — М.: Изд-во НИИРПО, 2008. — 212 С.
3. Дмитриенко С.А. Адаптация учащихся образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Омск, 2007. — 198 С.
4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-
эмоциональные проблемы. /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 106 С.
5. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2004. — 407 С.
6. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В., Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи: Всероссийское социологическое исследование, диагностика новых мотиваций молодежи, целевые программы воспитания, эксперименты и опыт. М.: НОУ ИСОМ, 2005. — 191.
Ключевые слова: технологии, дети-сироты, опросник, индивидуальные рекомендации. Keywords: technology, orphans, questionnaire, individual recommendations.