Д.П. Ткаченко, А.Б. Усенко
ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕГЕТАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена исследованию структуры индивидуальности как многоуровневой функциональной системы саморегуляции, изучению ее компонентов и межуровневых взаимосвязей в рамках проблемы социально-психологической адаптации подростков. Показано, что особенности нейрорегу-ляторных механизмов создают предпосылки для формирования акцентуаций характера, во многом обусловливающих специфику социальной адаптации и дезадаптации подростков. В то же время формирующиеся в подростковом возрасте индивидуально-психологические особенности акцентуаций личности обусловливают специфику протекания нейрорегуляторных процессов, обеспечивающих поддержание и регуляцию нормальной жизнедеятельности, с одной стороны, и, становясь предпосылками психосоматических заболеваний в зрелом возрасте, с другой стороны. Показано наличие природных факторов, обусловливающих особенности поведения подростка, что может служить основой для консультативной и коррекционной работы, направленной на повышение эффективности социального взаимодействия в подростковом возрасте.
Ключевые слова: подростковый возраст, индивидуальность, система саморегуляции, адаптация, акцентуации характера, темперамент, вегетативный баланс.
Процессы социальной адаптации и дезадаптации подростков обусловлены комплексом факторов разной природы, предопределяющих специфику приспособительных механизмов и индивидуального стиля адаптационного поведения в целом. Актуальность исследований в этой области, прежде всего, обусловлена необходимостью разработки и внедрения современных эффективных программ развития, обучения и реабилитации, направленных на создание условий для нормальной социализации с учетом индивидуальных особенностей подростков.
© Ткаченко Д.П., Усенко А.Б., 2015
Адаптационные механизмы, обеспечивающие активное взаимодействие с социальной средой, освоение принятых норм и правил поведения, формирование самосознания и способности к произвольной саморегуляции, навыков адекватного взаимодействия с окружающими, объединяются в многоуровневую многокомпонентную гетерархически организованную систему саморегуляции1. В системе саморегуляции условно выделяют психический и нейрофизиологический уровни, регуляторные механизмы которых, в свою очередь, организованы в согласованно функционирующие гетерархические структуры и формируются гетерохронно. Компоненты психического уровня обеспечивают организацию адекватного взаимодействия с социальным окружением и достижение определенных личностно и социально значимых целей. Компоненты нейрофизиологического уровня обеспечивают поддержание гомео-стаза, накопление, распределение и расходование функциональных ресурсов (пластических, энергетических и информационных) и формирование функционального состояния, соответствующего целям и задачам текущего поведения2.
Механизмы нейрорегуляторного уровня находятся под контролем вегетативной нервной системы (ВНС). Индивидуальный профиль регуляторных процессов нейрофизиологического уровня обусловлен соотношением активности двух отделов ВНС: симпатического и парасимпатического (вегетативный баланс - ВБ, вегетативное реагирование). В настоящее время вегетативный баланс рассматривают как врожденную и относительно устойчивую индивидную характеристику. Индивидуальные особенности вегетативного реагирования формируются на ранних этапах онтогенеза, опережая формирование регуляторных механизмов психического уровня, и к 6-7 годам в определенной мере обусловливают особенности произвольной регуляции поведения, эмоциональных состояний и когнитивных функций3.
Подростковый возраст - критический этап становления структуры системы саморегуляции. Ее интенсивная реорганизация происходит, с одной стороны, за счет кардинальной перестройки регу-ляторных процессов нейрофизиологического уровня, с другой - за счет формирования новых психических механизмов саморегуляции, происходящего на фоне вовлечения в новые условия социального взаимодействия. Таким образом, особенности межуровневого взаимодействия регуляторных механизмов в этом возрасте становятся предпосылками формирования индивидуального стиля саморегуляции, который в дальнейшем будет определять успешность социально-психологической адаптации или дезадаптации.
Специфика социальной адаптации в подростковом возрасте обусловливается, прежде всего, особенностями компонентов психического уровня индивидуальности, находящейся в процессе интенсивной качественной перестройки структуры и формирования новых взаимосвязей между регуляторными звеньями всех уровней. Именно поэтому характерологические особенности и определенная направленность личности в этом возрасте еще не в полной мере сформированы и не отличаются устойчивостью. В связи с этим наблюдается феномен акцентуации личностных черт4, или черт характера, когда одни личностные особенности больше выражены на фоне остальных, что обусловливает уязвимость регуляторных механизмов психического уровня в отношении одних психогенных факторов и устойчивость в отношении других5. Так, акцентуирование тех или иных черт личности (характера), с одной стороны, определяет направленность и специфику поведенческих реакций подростка в рамках социального взаимодействия, с другой стороны, подкрепляется и усугубляется либо нивелируется влияниями средовых факторов.
В рамках проблемы социально-психологической адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте исследования структуры системы саморегуляции предоставляют возможность выявить факторы, обусловливающие особенности поведения подростка, и предложить возможные варианты помощи и коррекции с целью повышения эффективности его социального взаимодействия. Кроме того, исследование компонентов системы саморегуляции именно в подростковом возрасте позволяет проследить их в самом пике их формирования и становления, а также понять, какими механизмами опосредуются взаимовлияния регуляторных компонентов разных уровней.
Цель исследования: изучение характера взаимосвязей и взаимовлияний акцентуаций характера и компонентов вегетативного реагирования у подростков.
В исследовании участвовали студенты 1-го курса Гуманитарного колледжа РГГУ: 182 испытуемых (140 девушек и 42 юноши) в возрасте от 15 до 18 лет (средний возраст 15,7). Для диагностики компонентов психического уровня - особенностей акцентуаций характера использовали «Характерологический опросник К. Леонгар-да - Г. Шмишека (акцентуации характера)» - детский вариант. Для диагностики особенностей регуляторных механизмов нейрофизиологического уровня определяли тип вегетативного реагирования, используя метод анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) при помощи прибора «Спироартериокардиоритмограф» (САКР, производство ООО «ИНТОКС», г. Санкт-Петербург). Статистическую обработку данных осуществляли при помощи пакета программ
8ТЛТ18Т1СЛ 8.0. Для проверки нормальности распределения показателей выборки использовали критерий Колмогорова-Смирнова. Для оценки характера взаимосвязей между компонентами системы саморегуляции - метод множественного регрессионного анализа (МРА). Принятый уровень значимости 0,05.
Согласно полученным данным нормальное распределение имеют все показатели вегетативного реагирования (показатели ВСР) и все показатели акцентуаций характера (характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека).
На первом этапе МРА в качестве зависимой переменной поочередно выбирали показатели акцентуаций характера, а в качестве независимых переменных - показатели вегетативного реагирования. На втором этапе, наоборот, в качестве зависимых переменных выбирали показатели вегетативного реагирования, а в качестве независимых переменных - показатели акцентуаций характера.
Согласно полученным данным (табл. 1) стратегию поддержания функционального состояния, обусловленную характером активности нейрорегуляторных механизмов, обеспечивающих распределение функциональных ресурсов, можно рассматривать в качестве природной предпосылки особенностей формирования акцентуаций характера.
Таблица 1
Результаты МРА в группе подростков: предикторы - компоненты ВБ, зависимые переменные - шкалы «Характерологического опросника К. Леонгарда - Г. Шмишека (акцентуации характера)» - детский вариант (уровень значимости р < 0,05)
Характеристика ВБ Компоненты психического уровня Бега (в) Я2
Ваготония Тревожность 0,299172 0,162725
Возбудимость 0,518465 0,0084553
Дистимность -0,228093
Застревание 0,245291 0,0300293
Демонстративность 0,294093 0,1132321
Эмотивность -0,24598 0,0482971
0,32939
0,31993
Педантичность 0,195473 0,0176248
Демонстративность -0,844764 0,1132321
0,96798 0,1428799
Окончание табл. 1
Характеристика ВБ Компоненты психического уровня Бега (в) Я2
Симпатотония Циклотимия 0,21795 0,0636072
Застревание -0,441965 0,0300293
Эмотивность 0,21717 0,0482971
-2,119
Общая мощность регуляторных механизмов Гипертимность -0,527276 0,0088164
Экзальтированность 1,73901 0,0312181
Ваготония, обеспечивающая большой запас функциональных ресурсов, стабильность и сбалансированность нейрорегуляторных процессов, в сочетании с их гибкостью и вариативностью создает предпосылки к позитивному восприятию окружающего мира (ди-стимность), обусловливает способность легко выстраивать отношения с окружающими, стремление к неформальному лидерству (демонстративность), что в целом способствует успешной социальной адаптации подростка. В то же время стратегия нейрофизиологических механизмов, направленная на экономию функциональных ресурсов, в определенной степени затрудняет реализацию регуляторных механизмов психического уровня, обеспечивающих произвольный контроль поведения, что может сопровождаться спонтанными, необдуманными поступками (возбудимость). Такие особенности в определенных условиях могут сочетаться с повышенной впечатлительностью и эмоциональной чувствительностью (эмоциональность, эмотивность), неуверенностью в себе (тревожность), фиксацией на переживаниях о собственных недостатках и неудачах (застревание), что в целом затрудняет социальную адаптацию подростка.
Симпатотония характеризуется высоким уровнем активности нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих мобилизацию и активное расходование функциональных ресурсов, что создает угрозу их дефицита. Такая стратегия нейрорегуля-торных процессов обусловливает формирование стратегии поведения, направленной на экономию ресурсов: осмотрительность, аккуратность, четкость действий, склонность к проверенным шаблонным и формализованным решениям, дающим уверенность в достижении цели (педантичность), нежелание привлекать к себе внимание и занять лидирующие позиции в компании сверстни-
ков (демонстративность). При этом дефицит функциональных ресурсов может привести к дестабилизации механизмов саморегуляции психического уровня: повышенной эмоциональной чувствительности, резкой смене настроения и неустойчивости психоэмоционального состояния в целом (эмотивность, циклотимия).
Повышенный уровень напряжения нейрорегуляторных механизмов создает предпосылки неустойчивости функционального состояния, разбалансированности адаптационных механизмов нейрофизиологического уровня, вплоть до угрозы их срыва, что может сопровождаться психоэмоциональной нестабильностью, резкими перепадами настроения, склонностью к пессимистическим оценкам событий, стремлением ограничить круг общения (экзальтированность, гипертимность).
В свою очередь, сформированные компоненты психического уровня системы саморегуляции (особенности акцентуаций личности) в определенной степени обусловливают специфику стратегии поддержания функционального состояния, выполняя регулирующие и контролирующие функции по отношению к компонентам нейрофизиологического уровня.
Таблица 2
Результаты МРА в группе подростков: предикторы - показатели опросника «Характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека (акцентуации характера)» - детский вариант, зависимые переменные -компоненты вегетативного баланса (ВБ) (уровень значимости р < 0,05)
Компонент психического уровня Характеристика ВБ Бега Я2
Гипертимность -0,237001
Эмотивность -0,232288 0,20893319
Циклотимия 0,260141
Возбудимость -0,266022
Дистимность Ваготония -0,232663 0,09200967
Тревожность 0,250530
0,499410 0,20893319
0,300703 0,16272502
2,33835 0,11649003
Окончание табл. 2
Компонент психического уровня Характеристика ВБ Бега Я2
Тревожность Симпатотония -0,218057 0,10927303
-0,250565 0,14287989
-0,276146 0,17323703
-0,284676 0,08623269
Возбудимость 0,237812
Гипертимность Вовлеченность высших центров в регуляцию автономных процессов 0,253128 0,13085221
Тревожность -0,310568
-0,214661 0,17847181
Циклотимия -0,241564 0,13085221
-0,343217 0,17847181
Возбудимость 0,273917 0,13085221
0,380408 0,17847181
Экзальтированность 0,241407 0,07244630
Застревание -0,241683 0,17847181
Тревожность Общая мощность регуляторных механизмов 0,247495 0,09671639
Возбудимость -0,224624
Дистимность -0,217832 0,09919049
Стабильный позитивный настрой, оптимизм, готовность к активной деятельности и широкий круг общения (гипертимность, дистимность), способность быстро уходить от неприятных переживаний (застревание), сниженная тревожность (тревожность) обусловливают поддержание сбалансированного функционального состояния с минимальными затратами ресурсов за счет адекватного контроля со стороны высших нейрорегуляторных центров, т. е. оптимальный уровень функционирования адаптационных механизмов нейрофизиологического уровня.
Однако характерные для подросткового возраста повышенная эмоциональная чувствительность и отзывчивость (эмотивность), проявление бурных аффективных реакций (экзальтированность), часто нетерпимое отношение к окружающим в сочетании с импульсивным поведением (возбудимость) вызывают мобилизацию функциональ-
ных ресурсов, что сопровождается дестабилизацией функционального состояния, требует высокого напряжения нейрорегуляторных центров и сопряжено с затратами функциональных резервов. Таким образом, нестабильность регуляторных механизмов психического уровня создает повышенные нагрузки на нейрорегуляторные механизмы, что может сопровождаться ухудшением здоровья и создать предпосылки для дезадаптивных изменений на всех регуляторных уровнях.
Таким образом, согласно полученным данным структура системы саморегуляции в подростковом возрасте формируется в ходе сложных взаимодействий и взаимовлияний регуляторных звеньев психического и нейрофизиологического уровней. С одной стороны, особенности нейрорегуляторных механизмов создают предпосылки для формирования компонентов психического уровня - акцентуаций характера, обусловливающих специфику социальной адаптации и дезадаптации подростков. С другой стороны, формирующиеся в подростковом возрасте индивидуально-психологические особенности обусловливают характер протекания нейрорегулятор-ных процессов, создавая предпосылки построения индивидуального профиля адаптационных нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность здорового организма в зрелом возрасте, а также возможный индивидуальный «профиль» психосоматических заболеваний.
Примечания
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980; Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988; Мерлин В.С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующие функции // Психология индивидуальных различий: Учеб. пособие / Ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В.Я. Романов. 2-е изд. М.: ЧеРо, 2002.
Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. Усенко А.Б., Кузьмина К.А. Вегетативный баланс как природная предпосылка процессов психической саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3 (17). Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Феникс, 1989. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.
2
3