Научная статья на тему 'Самоопределение личности студента в условиях профессионального становления в процессе обучения в вузе'

Самоопределение личности студента в условиях профессионального становления в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АКМЕОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛ / SELF-DETERMINATION / ACMEOLOGY / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Геннадий Павлович, Коваленко Елена Федоровна

работа посвящена актуальной и достаточно сложной проблеме профессионального становления специалиста в условиях обучения в вузе. Безусловно, значимым фактором решения данного вопроса являются работы, выполненные в рамках акмеологии А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Е.Н. Богдановым, В.Г. Зазыкиным, Н.В. Кузьминой. Названные авторы и их коллеги многое сделали для прояснения понятий «профессионализм», «профессионал». Анализ и интерпретация полученных результатов позволили обозначить структуру личности студентов и ее изменения в процессе профессионального образования с 1-го по 5-й курс включительно. Проведенная работа позволила создать профессиограмму практического психолога. Тем самым был внесен вклад в разработку эталонной модели личности профессионала.the work is dedicated to the actual and difficult problem of the professional development of he specialist during his (her) study in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Геннадий Павлович, Коваленко Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher School. The work made by A.A. Bodalev, A.A. Derkach, E.N. Bogdanov, V.G. Zazikin, N.V. Kuzmina is an important factor in the resolving of this problem. The authors and their collegues made a lot to precise the conception of «professionalism», «professional ». The analysis of the results shows the structure of the personality of the student and his (her) changes during the professional education from 1 till 5 course. The work made by the authors helped to create the professiogram of the practical psychologist. The authors made the contribution in the creation of the model of the personality of the professional

Текст научной работы на тему «Самоопределение личности студента в условиях профессионального становления в процессе обучения в вузе»

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Г. П. Иванов, Е. Ф. Коваленко

Аннотация: работа посвящена актуальной и достаточно сложной проблеме профессионального становления специалиста в условиях обучения в вузе. Безусловно, значимым фактором решения данного вопроса являются работы, выполненные в рамках акмеологии А.А. Бо-далевым, А.А. Деркачом, Е.Н. Богдановым, В.Г. Зазыкиным, Н.В. Кузьминой. Названные авторы и их коллеги многое сделали для прояснения понятий «профессионализм»,«профессионал».

Анализ и интерпретация полученных результатов позволили обозначить структуру личности студентов и ее изменения в процессе профессионального образования с 1-го по 5-й курс включительно. Проведенная работа позволила создать профессиограмму практического психолога. Тем самым был внесен вклад в разработку эталонной модели личности профессионала.

Ключевые слова: самоопределение, акмеология, профессионализм, профессионал.

The summary: the work is dedicated to the actual and difficult problem of the professional development of he specialist during his (her) study in the Higher School. The work made by A.A. Bodalev, A.A. Derkach, E.N. Bogdanov, V.G. Zazikin, N.V. Kuzmina is an important factor in the resolving of this problem. The authors and their collegues made a lot to precise the conception of «professionalism», «professional». The analysis of the results shows

the structure of the personality of the student and his [her) changes during the professional education from 1 till 5 course. The work made by the authors helped to create the professiogram of the practical psychologist.

The authors made the contribution in the creation of the model of the personality of the professional.

Keywords: self-determination, acme-ology, professionalism, professional.

Исследование проблемы профессионального становления студентов тема вечная, но изучение особенностей самоопределения в процессе профессионального становления — тема в теме. Перед нами как бы возникают два основных вопроса: какие требования предъявляет к нам профессия и какие требования предъявляю я сам к себе, чтобы стать профессионалом?

Самоопределение личности — это сложный, многоаспектный процесс, разворачивающийся в рамках всего жизненного пути человека, который имеет рефлексивно-смысловую природу. Сущность самоопределения состоит в нахождении новых, все более глубоких и обоснованных смыслов своей жизни и осознанных способов их реализации.

В отечественной психологии самоопределение рассматривается как готовность человека осознанно и самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное.

Профессиональное самоопределение личности — это составная часть общего самоопределения личности, определение себя в профессиональной деятельности, направленность на профессиональное будущее. Человек всегда стремится жить так, как хочет и может, то есть к своей полноценной самореализации. Найти себя, поняв, что ты хочешь и можешь, воплотить свои замыслы в жизнь, несмотря на все трудности и преграды, — это необходимый признак самореализации.

Главная цель профессионального самоопределения: постепенное формирование у личности готовности рассматривать себя развивающейся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реали-зовывать.

Становление личности профессионала определяется не только ролью трудовой деятельности в жизни человека. На наш взгляд, мы не должны забывать важный методологический принцип, сформулированный А.А. Бодалевым: «...мы постоянно должны помнить, что настоящий глубокий и широкий профессионализм не может вырастать у человека из занятия только одной и той же деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Высший профессионализм, хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной

деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также является мощное развитие у человека общих способностей.». И эта мысль не противоречит тому, что мы отмечаем далее.

Процесс формирования личности профессионала и достижения определенного уровня пригодности к конкретному труду обусловливается, с одной стороны, синтезом возможностей, способностей и активности личности, а с другой — требованиями деятельности. На основе этого синтеза, включения личности в трудовой процесс формируется субъект деятельности.

В 2008-2011 гг. на базе Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института (далее — Филиала) было проведено исследование с целью изучения самоопределения личности в условиях профессионального становления в вузе, в ходе которого было выдвинуто предположение о том, что:

- существует взаимосвязь самореализации личности и трудовой жизни, она носит прямой характер, что обусловливает соответствие степени удовлетворенности трудовыми отношениями высокой степени удовлетворенности трудом;

- существуют социально-психологические показатели трудовой самореализации личности, высокая степень сформированности и согласованности которых будет способствовать возникновению позитивной ситуации в профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие студенты четырех факультетов Филиала, а именно:

Таблица 1

Психодиагностические методы, с помощью которых изучался феномен профессионального самоопределения личности

Название блока Применяемая методика Цель применения данной методики

Психология общения Оценка самоконтроля в общении Оценка уровня коммуникативного контроля

Компетентность в общении Оценка уровня коммуникабельности в общении

Коммуникативные установки В.В. Бойко Изучение коммуникативных установок

Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко Определение присущей стратегии психологической защиты в общении

Эмоционально-личностные особенности и состояния Шкала оценки уровня ситуационной и личностной тревожности (Спилберг, Ханин) Оценка уровня ситуационной и личностной тревожности

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова) Оценка уровня тревоги

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т.И. Балашовой) Выявление депрессивных состояний (степень их выраженности)

Уровень социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко) Степень неудовлетворенности (удовлетворенности) социальными достижениями в различных сферах деятельности

Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингера) Степень корректности в отношениях с окружающими

Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) Самооценка 4-х групп психических состояний

Опросник Шмишека. Акцентуация характера Выявление присущей акцентуации характера

Профессиональные склонности и предпочтения Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Изучение профессиональных склонностей и интересов

Опросник Дж. Холланда Определение соответствия психологического типа личности в сфере профессиональной деятельности

- студенты факультета менеджмента (123 чел.);

- студенты экономического факультета (116 чел.);

- студенты психологического факультета (123 чел.);

- студенты факультета журналистики, связей с общественностью и международных отношений (133 чел.).

Таким образом, общее количество выборки составило 495 респондентов, из которых 375 — представили женского пола и 120 — представители мужского пола. Возраст обследуемых респондентов 17-19 лет, возрастная категория — молодежь.

Формирование выборки респондентов осуществлялось согласно научно-

методическим критериям: содержательный критерий (критерий операциональной валидности); критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности); критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Отбор психодиагонстических методик, для изучения самоопределения студентов (табл. 1), проводился на основе научно-методических требований к тестам: надежность, валидность, достоверность, репрезентативность.

После первичной обработки полученных в ходе исследования данных полученный результат был подвергнут математическому анализу, который осуществлялся с помощью применения компьютерного статистического пакета SPSS с последующей психологической интерпретацией.

Данные были подвергнуты корреляционному (табл. 2); факторному (табл. 3) и кластерному (диаграмма 1) видам математического анализа.

Факторизация данных позволила выделить пять основных факторов, отражающих самоопределение личности в условиях профессионального становления в вузе.

Для удобства рассмотрения и описания результаты корелляционного и факторного анализа были сведены в общую таблицу (табл. 4)

О результатах, полученных в ходе математического анализа (корреляционного и факторного), можно отметить следующее.

В первый фактор (вес 2,9) «стратегия доминирующей защиты» вошли такие компоненты, как «миролюбие» (-0,8) и «агрессия» (0,9), охарактеризуем его как фактор специфики источника защиты.

Как показывает корреляционный анализ полученных данных, оба символа, составившие ядро фактора, взаимосвязаны (г = -0,76, при р < 0,5). Однако эта связь носит отрицательный характер, то есть при повышении уровня миролюбия (как доминирующей стратегии психологической защиты) уровень психологической стратегии «агрессии» понизится.

Такой символ, как «фрустрация», отрицательно умеренно коррелирует с символом «миролюбие» (г = -0,31) и положительно — с символом «агрессия» (0,23), но эта связь слабая. Наличие этих связей позволяет предположить следующее: чем ярче выражена у респондента психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер (миролюбие), тем меньше вероятность того, что ему характерно состояние психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями.

Между символами «миролюбие» и «ригидность» прослеживается отрицательная умеренная связь (г = -0,34), то есть при наличии у оптанта психологической стратегии доминирующей защиты «миролюбие» уровень состояния ригидности (затрудненности — вплоть до полной неспособности) низкий.

При интерпретации символа «агрессия» было выявлено наличие следующих корреляционных связей: агрессия-откровенный негативизм (г = 0,25) — слабая положительная взаимозависимость, то есть при повышении агрессии уровень откровенного негативизма тоже будет повышаться и, наоборот, при понижении первого второй также понизится; агрессия-избегание (г = -0,55) — отрицательная средняя связь.

Таблица 2

Обобщенные результаты корреляционного анализа №<0,5). Корреляция синхронная, линейная, высчитывалась по коэффициенту Пирсона

Переменные г Уровень связи

1 2 3

Гипертимность — дистимичность -0,41 Отрицательная умеренная

Циклотимность — эмотивность 0,38 Положительная умеренная

Циклотимность — застревание 0,33 Положительная умеренная

Циклотимность — застревание 0,33 Положительная умеренная

Циклотимность — возбудимость 0,46 Положительная умеренная

Циклотимность — экзальтированность 0,46 Положительная умеренная

Циклотимность — миролюбие -0,35 Отрицательная умеренная

Циклотимность — фрустрация 0,42 Положительная умеренная

Циклотимность — агрессия 0,46 Положительная умеренная

Циклотимность — ригидность 0,42 Положительная умеренная

Эмотивность — тревожность 0,36 Положительная умеренная

1 2 3

Эмотивность — экзальтированность 0,32 Положительная умеренная

Эмотивность — фрустрация 0,33 Положительная умеренная

Демонстративность — агрессия 0,31 Положительная умеренная

Демонстративность — оценка самоконтроля в общении 0,31 Положительная умеренная

Застревание — открытый негативизм 0,34 Положительная умеренная

Застревание — ригидность 0,31 Положительная умеренная

Педантичность — тревожность 0,36 Положительная умеренная

Тревожность — фрустрация 0,34 Положительная умеренная

Возбудимость — экзальтированность 0,44 Положительная умеренная

Возбудимость — миролюбие -0,37 Отрицательная умеренная

Возбудимость — агрессия 0,41 Положительная умеренная

Возбудимость — фрустрация 0,39 Положительная умеренная

Возбудимость — ригидность 0,34 Положительная умеренная

Экзальтированность — реалистический тип личности -0,30 Отрицательная умеренная

Экзальтированность — фрустрация 0,37 Положительная умеренная

Экзальтированность — агрессия 0,33 Положительная умеренная

Реалистический т/л — предприимчивый т/л -0,55 Отрицательная средняя

Реалистический т/л — миролюбие 0,30 Положительная умеренная

Конвенциальный т/л — интеллектуальный т/л -0,43 Отрицательная умеренная

Конвенциальный т/л — артистический т/л -0,48 Отрицательная умеренная

Интеллектуальный т/л — социальный т/л -0,30 Отрицательная умеренная

Застревание — открытый негативизм 0,34 Положительная умеренная

Застревание — ригидность 0,31 Положительная умеренная

Педантичность — тревожность 0,36 Положительная умеренная

Тревожность — фрустрация 0,34 Положительная умеренная

Возбудимость — экзальтированность 0,44 Положительная умеренная

Возбудимость — миролюбие -0,37 Отрицательная умеренная

Возбудимость — агрессия 0,41 Положительная умеренная

Возбудимость — фрустрация 0,39 Положительная умеренная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возбудимость — агрессия 0,43 Положительная умеренная

Возбудимость — ригидность 0,34 Положительная умеренная

Экзальтированность — реалистический тип личности -0,30 Отрицательная умеренная

Экзальтированность — фрустрация 0,37 Положительная умеренная

Экзальтированность — агрессия 0,33 Положительная умеренная

Реалистический т/л — предприимчивый т/л -0,55 Отрицательная средняя

Реалистический т/л — миролюбие 0,30 Положительная умеренная

Конвенциальный т/л — интеллектуальный т/л -0,43 Отрицательная умеренная

Конвенциальный т/л — артистический т/л -0,48 Отрицательная умеренная

Интеллектуальный т/л — социальный т/л -0,30 Отрицательная умеренная

Предприимчивый т/л — социальный т/л -0,46 Отрицательная умеренная

Предприимчивый т/л — профессиональная сфера «человек — природа» -0,36 Отрицательная умеренная

Артистический т/л — профессиональная сфера «человек — человек» -0,31 Отрицательная умеренная

Профессиональная сфера «человек — природа» — профессиональная сфера «человек — техника» -0,39 Отрицательная умеренная

Профессиональная сфера «человек — природа» — профессиональная сфера «человек — знаковая система» -0,42 Отрицательная умеренная

Профессиональная сфера «человек — знаковая система» — брюзжание 0,34 Положительная умеренная

Миролюбие — агрессия -0,76 Отрицательная сильная

Миролюбие — фрустрация -0,31 Отрицательная умеренная

Миролюбие — агрессия -0,49 Отрицательная умеренная

Миролюбие — ригидность -0,34 Отрицательная умеренная

Избегание — агрессия -0,55 Отрицательная средняя

Агрессия — агрессия 0,49 Положительная умеренная

Завуалированная жестокость — брюзжание 0,30 Положительная умеренная

Открытая жестокость — открытый негативизм 0,31 Положительная умеренная

Открытая жестокость — брюзжание 0,54 Положительная средняя

Открытая жестокость — негативный опыт общения 0,30 Положительная умеренная

Открытый негативизм — брюзжание 0,45 Положительная умеренная

Открытый негативизм — негативный опыт общения 0,30 Положительная умеренная

Брюзжание — негативный опыт общения 0,57 Положительная средняя

Личностная тревожность — ситуационная тревожность 0,69 Положительная средняя

Личностная тревожность — социальная фрустрированность 0,32 Положительная умеренная

Компетентность в общении — фрустрация 0,39 Положительная умеренная

Тревожность — фрустрация 0,43 Положительная умеренная

Фрустрация — агрессия 0,39 Положительная умеренная

Фрустрация — ригидность 0,54 Положительная средняя

Агрессия — ригидность 0,51 Положительная средняя

Агрессия — это психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Инстинкт агрессии — один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем — голод, секс, страх и агрессия. Это и объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Избегание—психологическая стратегия защиты субъективной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Указанное объясняет наличие отрицательной корреляционной взаимозависимости между этими символами.

Во второй фактор (вес 2,82) с наибольшими факторными нагрузками вошли символы: «брюзжание» (0,83), открытая жестокость» (0,8), «негативный опыт общения» (0,8). Назовем данный фактор «коммуникативные установки» и охарактеризуем его как признаки установок в общении.

Как показывает корреляционный анализ данных, эти три символа составляют ядро фактора и между ними

прослеживается положительная взаимозависимость.

Однако между символами «откровенная жестокость» и «завуалированная жестокость» (г = 0,27) наблюдается положительная слабая корреляционная связь; между символами «откровенная жестокость» и «обоснованный негативизм» (г = 0,31) — положительная умеренная связь.

Символ «брюзжание» положительно умеренно коррелирует с символами «обоснованный негативизм» (г = 0,45) и «завуалированная жестокость» (г = 0,30). Данный факт позволяет выдвинуть предположение о том, что при повышении уровня установки «брюзжание» (склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами) такие установки, как «обоснованный негативизм» (обусловлена отрицанием в выводах о некоторых типах людей) и «завуалированная жестокость», тоже повысятся.

Третий фактор (вес 2,4) включает в себя символ «экзальтированный тип ак-

Таблица 3

Результаты факторного анализа

№ п\п Название фактора Вес фактора Характеристика фактора Компоненты фактора

1 Стратегия доминирующей защиты 2,9 Специфика источника защиты Миролюбие Агрессия -0,80,9

2 Коммуникативные установки 2,82 Признаки установок в общении Открытая жестокость Брюзжание Негативный опыт 0,80,830,8

3 Экзальтированность 2,4 Склонность к аффективной экзальтации Экзальтированный тип акцентуации 0,8

4 Виды тревожности 2,3 Уровень тревожности как состояние (в конкретной ситуации) и как характеристика личности Личностная тревожность Ситуационная тревожность 0,840,9

5 Типы личности 2,14 Определение соответствия психологического типа личности сфере профессиональной деятельности Конвенциальный Артистический -0,80,77

центуации характера». Назовем данный фактор «экзальтированность» и охарактеризуем как склонность к аффективной экзальтации. Яркими чертами этого фактора являются: способность восторгаться, восхищаться, улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у людей могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема; они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.

В четвертый фактор (вес 2,3) вошли следующие символы: «личностная тревожность» (0,8) и «ситуационная тревожность» (0,9). Назовем данный фактор «виды тревожности» и охарактеризуем его так: уровень тревожности как состояние (в конкретной ситуации) и как характеристика личности.

Как показал результат корреляционного анализа данных, оба символа, составляющие ядро фактора, взаимосвязаны (г = 0,69, при р<0,5), то есть чем выше уровень личностной тревожности, тем выше уровень ситуационной тревожности, и наоборот, при понижении уровня личностной тревожности, уровень ситуационной тревожности снижается.

Личностная и ситуационная тревожность положительно коррелирует с социальной фрустрированностью. Можно предположить, что при повышении уровня тревожности увеличится веро-

Таблица 4

Обобщенные результаты корреляционного и факторного анализа

Вес фактора Компоненты Основные корреляционные связи Дополнительные корреляционные связи

2,9 Миролюбие (-0,8) Миролюбие — Миролюбие — фрустрация (-0,31)

Агрессия (0,9) агрессия (-0,76) Миролюбие — ригидность (-0,34)

Агрессия — избегание (-0,55)

Агрессия — открытый негативизм (0,25)

Агрессия — фрустрация (0,23)

2,82 Открытая жестокость(0,8) Открытая жестокость — Завуалированная жестокость — открытая жестокость (0,27)

Брюзжание (0,83) Негативный опыт (0,8) брюзжание (0,54) Завуалированная жестокость — брюзжание (0,30)

Открытая жестокость — Открытая жестокость — открытый негативизм (0,31)

негативный опыт общения (0,51) Открытый негативизм — брюзжание (0,45)

Брюзжание — негативный опыт общения (0,57) Негативный опыт общения — открытый негативизм (0,30)

2,4 Экзальтирован- Экзальтированность — циклотимность(0,46)

ность (0,8) Экзальтированность — эмотивность (0,32)

Экзольтированность — демонстративность (0,27)

Экзальтированность — застревание (0,24)

Экзальтированность — возбудимость (0,44)

Экзальтированность — реалистический тип личности ( — 0,30)

Экзальтированность — миролюбие ( — 0,22)

Экзальтированность — компетентность в общении (0,29)

Экзальтированность — фрустрация (0,37)

Экзальтированность — агрессия (0,33)

Экзальтированность — ригидность (0,21)

ятность психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в обществе.

Символ «личностная тревожность» положительно слабо коррелирует с такими символами, как «компетентность

в общении» (г = 0,29) и «фрустрация» (г = 0,23), то есть тревожность как состояние и характеристика личности оказывает очень слабое влияние на уровень компетентности в общении.

Между символами «ситуационная тревожность» и «демонстративность» на-

2,3 Личностная тревожность (0,8) Ситуационная тревожность (0,9) Личностная тревожность — ситуационная тревожность (0,69) Ситуационная тревожность — демонстративность ( -0,24)

Личностная тревожность — компетентность в общении (0,29)

Личностная тревожность — социальная фрустрированность (0,32)

Личностная тревожность — фрустрация (0,23)

Ситуационная тревожность — социальная фрустрированность (0,27)

2,14 Конвенциальный тип личности (-0,8) Артистический тип личности (0,77) Конвенциальный т/л — артистический т/л (-0,48) Конвенциальный т/л — интеллектуальный т/л (-0,43)

Конвенциальный т/л — профессиональная сфера «человек — художественный образ» (-0,24)

Артистический т/л — интеллектуальный т/л (0,24)

Артистический т/л — предприимчивый т/л (-0,21)

Артистический т/л — профессиональная сфера «человек — человек» (-0,31)

Артистический т/л — профессиональная сфера «человек — художественный образ» (0,22)

блюдается отрицательная слабая связь (г = -0,24), что свидетельствует о низкой степени взаимовлияния и взаимозависимости между этими символами.

Тревожность — личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояния тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения, например между родителями и детьми.

Тревожность — это особое эмоциональное состояние субъекта, которое выражается в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями и т. д., что препятствует нормальной деятельности и общению с людьми.

В пятый фактор (вес 2,14) с наибольшими факторными нагрузками вошли такие символы, как «конвенциальный тип личности» (-0,8) и «артистический тип личности» (0,77). Назовем данный фактор «типы личности» и охарактеризуем его как определение соответствия психологического типа личности сфере профессиональной деятельности.

Как показывает корреляционный анализ данных, оба эти символа составляют ядро фактора и им характерна отрицательная умеренная взаимозависимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти символы коррелируют с интеллектуальным типом личности. Однако между символами «конвенциональный тип личности» и «интеллектуальный тип личности» корреляционная связь носит отрицательный умеренный характер

(г = -0,43), а между символами «артистический тип личности» и «интеллектуальный тип личности» наблюдается положительная слабая взаимозависимость (г = 0,24).

В первом случае данный факт может выражаться в следующем: чем выше у человека развита стереотипность, конкретность, практичность мышления, тем менее он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Во втором же случае можно предположить, что чем лучше развита у человека оригинальность мысли, вербальные и моторные способности, тем более он аналитичен, рационален, независим и т. д.

Между символом «конвенциональный тип личности» и профессиональной сферой «человек-художественный образ» наблюдается отрицательная слабая корреляционная связь (г = -0,24), то есть чем выше у человека развита стереотипность, конкретность, практичность мышления, тем меньше он склонен к таким профессиям, как архитектор, фотограф, актер, художник.

Между символами «артистический тип личности» и «предприимчивый тип личности» прослеживается отрицательная слабая взаимозависимость (г=-0,21), это позволяет предположить, что если человек опирается на эмоции, воображение, интуицию, если он имеет сложный взгляд на жизнь, независим в решениях, тем меньше вероятность того, что он выберет цели, позволяющие проявить энергию, энтузиазм и импульсивность.

Кластерный анализ переменных позволил разделить респондентов на группы по совокупности схожих индивидуально-личностных черт. Результаты кластерного анализа (иерар-

хический кластерный анализ; метод полной связи) представлены на рисунке 1. Рассмотрим три самых больших кластера подробнее.

КЛАСТЕР 1. Является самым большим, в нем объединились такие переменные, как: социальная фрустрирован-ность; застревающий тип акцентуации характера; обоснованный негативизм; завуалированная жестокость; откровенная жестокость; брюзжание; негативный опыт общения; циклотимный тип акцентуации характера; экзальтированный тип акцентуации характера; возбудимый тип акцентуации характера; агрессия; компетентность в общении; тревожность; фрустрация; ригидность.

О респондентах, представляющих данный кластер, можно сказать следующее: это люди вспыльчивые, подозрительные, которым характерны повышенная импульсивность, тревожность, занудство, частые колебания настроения. В общении используют такие стратегии психологической защиты, как обоснованный негативизм, откровенная жестокость, брюзжание и негативный опыт общения.

Указанная группа опрашиваемых респондентов подвержена фрустрацион-ным и агрессивным тенденциям.

КЛАСТЕР 2. Представлен такими переменными, как: эмотивный тип акцентуации характера; предприимчивый тип личности; тревожная акцентуация характера; реалистичный тип личности; артистический тип личности; социальный тип личности; профессиональная сфера «человек-природа»; личностная тревожность; ситуационная тревожность.

Описывая этот класс людей, необходимо отметить, что для них характерны: эмоциональная зависимость, повышен-

ный уровень тревожности как личностной, так и ситуационной, повышенный уровень чувствительности и боязливости. Эти люди стремятся к лидерству, в структуре интеллекта выражены вербальные способности и социальные умения, им присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Это отзывчивые и впечатлительные люди, бережно относящиеся к природе и животным.

КЛАСТЕР 3. Самый малочисленный кластер, в нем выделены такие составляющие, как: конвенциальный тип личности; профессиональная сфера «человек-знаковая система»; дисти-мичная акцентуация характера; профессиональная сфера «человек-человек»; профессиональная сфера «человек-техника»; брюзжание.

О респондентах, представляющих данный кластер, можно сказать следующее: это угрюмые, заторможенные люди, предпочитающие четкую структурированную деятельность. Им свойственны консерватизм, зависимость и подчиненность; у них преобладают невербальные способности, им характерна немногословность в беседе, даже молчаливость. Они выбирают такие профессиональные сферы деятельности, как «человек-знаковая система» и «человек-техника».

Расшифровка обозначений

факторного и кластерного анализа

Г — гипертимная акцентуация характера; ДС — дистимичная акцентуация характера;

Ц — циклотимная акцентуация характера;

ЭМ — эмотивная/эмоциональная акцентуация характера;

Д — демонстративная акцентуация характера;

З — застревающая акцентуация характера;

П — педантичный тип акцентуации характера;

Т — тревожный тип акцентуации характера;

В — возбудимый тип акцентуации характера;

ЭК — экзальтированный тип акцентуации характера;

Р — реалистический тип личности; К — конвенциальный тип личности; И — интеллектуальный тип личности; П — предприимчивый тип личности; С — социальный тип личности; А — артистический тип личности; ЧП — человек - природа; ЧТ — человек - техника; ЧЧ — человек - человек; ЧЗ — человек- знак; ЧХ — человек - художественный образ; А — миролюбие; Б — избегание; В — агрессия;

ЗЖ — завуалированная жестокость; ОЖ — открытая жестокость; ОН — обоснованный негативизм; Б — брюзжание;

НО — негативный опыт общения;

ЛТ — личностная тревожность;

СТ — ситуативная тревожность;

УД — уровень депрессии;

АГР — агрессия;

САМО — самосознание;

КОМП — компромисс;

СФР — уровень социальной фрустриро-

ванности;

ТР — тревожность;

ФР — фрустрация;

АГ — агрессивность;

РГ — ригидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.