УДК 303.02
ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО
1 1* 2 М.Е. Масальская , Л.В. Юртаева , Н.В. Кононова
'Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева
Российская Федерация, 60037, г. Красноярск, проспект им. газеты «Красноярский рабочий», 31
2Аэрокосмический колледж
Российская Федерация, 60037, г. Красноярск, проспект им. газеты «Красноярский рабочий», 31
*Email: 2052727@mail.ru
В статье рассмотрены технологии профессиональной ориентации обучающихся. На примере предметной олимпиады, проведенной среди обучающихся Аэрокосмического колледжа, разработаны методические рекомендации по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.
Ключевые слова: предметная олимпиада, методические рекомендации, СПО, технологии
TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SVE
M. E. Masalskaya1, L.V. Yurtaeva1*,N.V. Kononova2
:Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
2Aerospace College
31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
*Email: 2052727@mail.ru
The article discusses the technologies of professional orientation of students. On the example of a subject Olympiad held among students of the Aerospace College, methodological recommendations for preparing students for subject Olympiads have been developed.
Key words: subject Olympiad, guidelines, SPO, creativity.
Процесс профессионального самоопределения обучающихся это долговременное планирование личного профессионального пути развития на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов, склонностей и личностных качеств, а так же перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере. Профконсультирование служит решению триединой задачи: учащиеся получают ответы на вопросы, кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор [1]. Поэтому качество профессионального образования определяется через сформированные компетентности у обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Существует немалое количество технологий профессиональной ориентации обучающихся, которые помогают не только абитуриентам, но и будущим выпускникам определиться с выбором профессии, а также лучше понять специфику направления, по которомуони обучаются. Т.е. целью профессиональной ориентации обучающихся является установление оптимального соответствия между личностью и профессией. Одной из важных проблем современной
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
системы образования является развитие универсальных учебных действий, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. И здесь главную роль играют результаты:
1) индивидуальные, включающие стремление и умение обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учебе, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, индивидуальные качества:
2) метапредметные, содержащие изученные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие освоение основных компетенций; регулятивные действия, обеспечивающие организацию обучающимся собственной учебной деятельности. Познавательные действия содержат общеучебные, логические, действия постановки и постановления вопросов; коммуникативные действия, гарантирующие социальную компетентность, а также учет позицииостальных людей, партнера по разговору или учебе;
3) успешности профессионального выбора будущими выпускниками СПО профиля обучения. Причем выбор дальнейшего обучения их на бакалавриате будет зависеть от уровня профориентационной работы на этапе обучения в колледже/техникуме, который предусматривает раскрытие особенностей профилей основных образовательных программ подготовки в СПО. Осознанный выбор профиля для дальнейшего обучения в Вузе или трудоустройство про получаемой профессии является важным фактором дальнейшего успешного развития личности выпускника СПО.
Перечисленные выше учебные действия у обучающихся на наш взгляд, возможно сформировать через предметную олимпиаду, которая является одной из преимущественно эффективных форм развития креативных и творческих способностей обучающихся, их умения моментально реагировать на образовавшиеся профессиональные трудности, а также воспитания любви к своей будущей профессии.Уже ни у кого нет сомнений в том, что участие в предметных олимпиадах формирует умственные способности обучающихся, способствует развитию мышления, а также предоставляет возможность применить креативный подход при решении олимпиадных задач. Одним из неотъемлемых критериев эффективного участия студентов в предметных олимпиадах является построение эффективной системы подготовки преподавателями обучающихся ко всем этапам олимпиады.
Как отмечает Г. И. Алексеева, подготовка к олимпиаде - это своего рода, «поддержка обучающегося в его деятельности, его успешному продвижению в мире учебной информации, облегчение решения возникающих проблем...» [2, с. 183].
В качестве теоретической основы для разработки методических рекомендаций подготовки обучающихся к предметным олимпиадам мы ориентировались на технологии развивающего обучения [3]:
1) при разработке олимпиадных заданий следует предварительно оценивать степень трудности всех задач, которые планируется включить в комплект олимпиадных заданий;
2) формировать комплект заданий таким способом, чтобы в его составе непременно были 1-2 задачи, которые, скорее всего, смогут решить не меньше 70 % участников, 2-3 задачи — с расчетомна 50% и еще 2 задачи для более способных обучающихся. Таким образом, любой студент в какой-то период окажется в условия успеха, при этом дифференцирующий характер других задач даст возможность выявить более талантливыхучастников;
3) при включении заданий на знание определений, необходимо составить план работы обучающихся с определениями. В качестве примера можно предложить следующие виды работы:
- с кроссвордами: составление и решение (тут преследуется одновременнодве цели, во-первых, обучающиеся запоминают термины и, во-вторых, запоминают правильное написание, что также является важным критерием при ответе на олимпиадные задания);
- работа обучающихся со словарями. Выполнение таких упражнений способствует не только расширению словарного запаса обучающихся. Из словарей они находят определения согласно выученной теме, что способствует развитию и их самостоятельной работы.
- составление и решение ребусов, анаграмм. Основной целью решения заданий подобного вида служит развитие заинтересованности обучающихся к решению необычных задач. Данный вид заданий в виде нестандартных задач, ребусов, задач практического характера следует включать преподавателям при проведении занятий;
- креативные и олимпиадные домашние задачи. Так, например, в качестве домашнего задания, возможно, выдавать олимпиадные задачи предыдущих лет. Для выполнения заданий данного вида предлагать обучающимся использовать дополнительную литературу, осуществлять самостоятельный поиск способов решения задач, без помощи других;
4) производить проверку решенных задач и разбирать каждую из них на занятиях, чтобы все студенты могли понять способ решениях подобных задач. Для отработки практического блока в период подготовки желательно работать на различных тренажерах, с лабораторными стендами, наглядными пособиями, это поможет не растеряться, так как у обучающихся уже будет опыт работы по практической части;
5) для самостоятельной работы обучающихся преподавателю необходимо подготовить соответствующие дидактические материалы. Набор дидактических материалов может содержать:
- гипертекстовые приложения, в которых в легкодоступной форме раскрывается содержание направлений предмета по всем темам, включенных волимпиадные задания;
- рекомендации по определенным типам олимпиадных заданий, схемы, таблицы;
- электронные образовательные ресурсы с целью подготовки к олимпиадам.
6) после завершения олимпиады преподаватель вместе со студентами обязан осуществить анализ олимпиадных задач и развернутый разбор допущенных ошибок. Здесь значимой задачей считается объяснение обучающемуся главных идей решения задач, а также вероятные методы решения с приведением примеров.
Таким образом, на этапе обучения в СПО профессиональная ориентация обучающихся должна быть направлена на повышение профессионально-трудовой мобильности будущих выпускников и включать в себя диагностику ожиданий студентов на уровне обучения в колледже/техникуме, изучение и анализ требований различных сегментов рынка к уровню и профессиональной компетентности будущих выпускников.
Библиографические ссылки
1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -Москва: Академия, 2010.- 304 с.
2. Алексеева, Г. И. Образовательное пространство профильного обучения в республике Саха (Якутия) / Г. И. Алексеева. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 5. - С. 180-196.
3. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - Москва : Просвещение, 1990. - 424 с. - Текст : непосредственный.
© Масальская М.Е., Юртаева Л.В., Кононова Н.В., 2022