Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО'

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предметная олимпиада / методические рекомендации / СПО / технологии / subject Olympiad / guidelines / SPO / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Е. Масальская, Л В. Юртаева, Н В. Кононова

В статье рассмотрены технологии профессиональной ориентации обучающихся. На примере предметной олимпиады, проведенной среди обучающихся Аэрокосмического колледжа, разработаны методические рекомендации по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Е. Масальская, Л В. Юртаева, Н В. Кононова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SVE

The article discusses the technologies of professional orientation of students. On the example of a subject Olympiad held among students of the Aerospace College, methodological recommendations for preparing students for subject Olympiads have been developed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО»

УДК 303.02

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО

1 1* 2 М.Е. Масальская , Л.В. Юртаева , Н.В. Кононова

'Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева

Российская Федерация, 60037, г. Красноярск, проспект им. газеты «Красноярский рабочий», 31

2Аэрокосмический колледж

Российская Федерация, 60037, г. Красноярск, проспект им. газеты «Красноярский рабочий», 31

*Email: 2052727@mail.ru

В статье рассмотрены технологии профессиональной ориентации обучающихся. На примере предметной олимпиады, проведенной среди обучающихся Аэрокосмического колледжа, разработаны методические рекомендации по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.

Ключевые слова: предметная олимпиада, методические рекомендации, СПО, технологии

TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SVE

M. E. Masalskaya1, L.V. Yurtaeva1*,N.V. Kononova2

:Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

2Aerospace College

31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*Email: 2052727@mail.ru

The article discusses the technologies of professional orientation of students. On the example of a subject Olympiad held among students of the Aerospace College, methodological recommendations for preparing students for subject Olympiads have been developed.

Key words: subject Olympiad, guidelines, SPO, creativity.

Процесс профессионального самоопределения обучающихся это долговременное планирование личного профессионального пути развития на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов, склонностей и личностных качеств, а так же перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере. Профконсультирование служит решению триединой задачи: учащиеся получают ответы на вопросы, кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор [1]. Поэтому качество профессионального образования определяется через сформированные компетентности у обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Существует немалое количество технологий профессиональной ориентации обучающихся, которые помогают не только абитуриентам, но и будущим выпускникам определиться с выбором профессии, а также лучше понять специфику направления, по которомуони обучаются. Т.е. целью профессиональной ориентации обучающихся является установление оптимального соответствия между личностью и профессией. Одной из важных проблем современной

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

системы образования является развитие универсальных учебных действий, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. И здесь главную роль играют результаты:

1) индивидуальные, включающие стремление и умение обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учебе, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, индивидуальные качества:

2) метапредметные, содержащие изученные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие освоение основных компетенций; регулятивные действия, обеспечивающие организацию обучающимся собственной учебной деятельности. Познавательные действия содержат общеучебные, логические, действия постановки и постановления вопросов; коммуникативные действия, гарантирующие социальную компетентность, а также учет позицииостальных людей, партнера по разговору или учебе;

3) успешности профессионального выбора будущими выпускниками СПО профиля обучения. Причем выбор дальнейшего обучения их на бакалавриате будет зависеть от уровня профориентационной работы на этапе обучения в колледже/техникуме, который предусматривает раскрытие особенностей профилей основных образовательных программ подготовки в СПО. Осознанный выбор профиля для дальнейшего обучения в Вузе или трудоустройство про получаемой профессии является важным фактором дальнейшего успешного развития личности выпускника СПО.

Перечисленные выше учебные действия у обучающихся на наш взгляд, возможно сформировать через предметную олимпиаду, которая является одной из преимущественно эффективных форм развития креативных и творческих способностей обучающихся, их умения моментально реагировать на образовавшиеся профессиональные трудности, а также воспитания любви к своей будущей профессии.Уже ни у кого нет сомнений в том, что участие в предметных олимпиадах формирует умственные способности обучающихся, способствует развитию мышления, а также предоставляет возможность применить креативный подход при решении олимпиадных задач. Одним из неотъемлемых критериев эффективного участия студентов в предметных олимпиадах является построение эффективной системы подготовки преподавателями обучающихся ко всем этапам олимпиады.

Как отмечает Г. И. Алексеева, подготовка к олимпиаде - это своего рода, «поддержка обучающегося в его деятельности, его успешному продвижению в мире учебной информации, облегчение решения возникающих проблем...» [2, с. 183].

В качестве теоретической основы для разработки методических рекомендаций подготовки обучающихся к предметным олимпиадам мы ориентировались на технологии развивающего обучения [3]:

1) при разработке олимпиадных заданий следует предварительно оценивать степень трудности всех задач, которые планируется включить в комплект олимпиадных заданий;

2) формировать комплект заданий таким способом, чтобы в его составе непременно были 1-2 задачи, которые, скорее всего, смогут решить не меньше 70 % участников, 2-3 задачи — с расчетомна 50% и еще 2 задачи для более способных обучающихся. Таким образом, любой студент в какой-то период окажется в условия успеха, при этом дифференцирующий характер других задач даст возможность выявить более талантливыхучастников;

3) при включении заданий на знание определений, необходимо составить план работы обучающихся с определениями. В качестве примера можно предложить следующие виды работы:

- с кроссвордами: составление и решение (тут преследуется одновременнодве цели, во-первых, обучающиеся запоминают термины и, во-вторых, запоминают правильное написание, что также является важным критерием при ответе на олимпиадные задания);

- работа обучающихся со словарями. Выполнение таких упражнений способствует не только расширению словарного запаса обучающихся. Из словарей они находят определения согласно выученной теме, что способствует развитию и их самостоятельной работы.

- составление и решение ребусов, анаграмм. Основной целью решения заданий подобного вида служит развитие заинтересованности обучающихся к решению необычных задач. Данный вид заданий в виде нестандартных задач, ребусов, задач практического характера следует включать преподавателям при проведении занятий;

- креативные и олимпиадные домашние задачи. Так, например, в качестве домашнего задания, возможно, выдавать олимпиадные задачи предыдущих лет. Для выполнения заданий данного вида предлагать обучающимся использовать дополнительную литературу, осуществлять самостоятельный поиск способов решения задач, без помощи других;

4) производить проверку решенных задач и разбирать каждую из них на занятиях, чтобы все студенты могли понять способ решениях подобных задач. Для отработки практического блока в период подготовки желательно работать на различных тренажерах, с лабораторными стендами, наглядными пособиями, это поможет не растеряться, так как у обучающихся уже будет опыт работы по практической части;

5) для самостоятельной работы обучающихся преподавателю необходимо подготовить соответствующие дидактические материалы. Набор дидактических материалов может содержать:

- гипертекстовые приложения, в которых в легкодоступной форме раскрывается содержание направлений предмета по всем темам, включенных волимпиадные задания;

- рекомендации по определенным типам олимпиадных заданий, схемы, таблицы;

- электронные образовательные ресурсы с целью подготовки к олимпиадам.

6) после завершения олимпиады преподаватель вместе со студентами обязан осуществить анализ олимпиадных задач и развернутый разбор допущенных ошибок. Здесь значимой задачей считается объяснение обучающемуся главных идей решения задач, а также вероятные методы решения с приведением примеров.

Таким образом, на этапе обучения в СПО профессиональная ориентация обучающихся должна быть направлена на повышение профессионально-трудовой мобильности будущих выпускников и включать в себя диагностику ожиданий студентов на уровне обучения в колледже/техникуме, изучение и анализ требований различных сегментов рынка к уровню и профессиональной компетентности будущих выпускников.

Библиографические ссылки

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -Москва: Академия, 2010.- 304 с.

2. Алексеева, Г. И. Образовательное пространство профильного обучения в республике Саха (Якутия) / Г. И. Алексеева. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 5. - С. 180-196.

3. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - Москва : Просвещение, 1990. - 424 с. - Текст : непосредственный.

© Масальская М.Е., Юртаева Л.В., Кононова Н.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.