Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТ-РАНСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ / КРОССПРЕДМЕТНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATIVE EDUCATIONAL SPACE / ENGLISH / MULTILINGUAL TEACHING / EDUCATIONAL PROCESS / SCHOOL LESSON / LESSON TRANSFORMATION / QUALITY OF KNOWLEDGE / SYNCHRONIZATION OF TOPICS / SPECIALIZED VOCABULARY / CROSS-SUBJECT RELATIONSHIPS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников М.В., Лапчинская И.В., Савченков А.В.

Введение. Сегодня в образовании, как в России, так и в Р. Казахстан, наблюдается активизация поиска эффективных условий развития образовательного пространства для воспитания подрастающего поколения. Для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, необходимо полиязычное образование. В связи с этим актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнения. Цель исследования - разработать и апробировать технологии проектирования коммуникативной компетенции школьников посредством эффективного поэтапного погружения в полиязычное преподавание школьных предметов. Материалы и методы. Использованы методы теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, нормативных актов по организации учебной деятельности; обобщение и систематизация полученной информации; моделирование проведения формирующего эксперимента); эмпирические (проведение эксперимента по внедрению преподавания школьных предметов на английском языке; вводное, промежуточное и итоговое анкетирование, интервьюирование учащихся; наблюдение; статистическая обработка и анализ полученных данных). Результаты. Разработаны и реализованы в образовательном процессе школы технологии формирования эффективного коммуникативного пространства. Результаты экспериментальной работы показывают положительную динамику качества знаний и умений обучающихся. Это достигнуто благодаря созданию эффективного коммуникативного образовательного пространства на школьных уроках, а также трансформации уроков английского языка с увеличением объема практической работы во время занятий. Обсуждение. 1. Выделены, теоретически обоснованы и экспериментально педагогические технологии, обеспечивающие формирование эффективного коммуникативного пространства. 2. Организована совместная работа учителей предметников и учителей английского языка с целью формирования единого коммуникативного образовательного пространства путем синхронизации и взаимосвязи изучаемых тем и лексики по данным предметам. Заключение. Исследование подтвердило, что реализация педагогических технологий, обеспечивающих формирование эффективного коммуникативного пространства, позволяют добиться положительной динамики качества знаний и умений обучающихся, проявлении их заинтересованности. Основные положения: - выявлены роль и пути формирования коммуникативного образовательного пространства в современной школе; - представлены педагогические технологии эффективного поэтапного погружения в полиязычное преподавание школьных предметов в школе; - обоснована продуктивность внедрения английского языка в преподавание школьных предметов; совместной работы учителей предметников и учителей английского языка с целью формирования единого коммуникативного образовательного пространства; - проверена на практике результативность педагогических технологий формирования эффективного коммуникативного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR DESIGNING STUDENTS ' COMMUNICATIVE COMPETENCE IN MULTILINGUAL EDUCATION

Introduction. Today, in education, both in Russia and in the Republic of Kazakhstan, there is an intensification of the search for effective conditions for the development of educational space for the upbringing of the younger generation. To form a competitive specialist, a sociable positive personality, capable of active and effective life in a multi-ethnic and multicultural environment, with a developed understanding and sense of respect for other cultures, multilingual education is necessary. In this regard, the relevance of the problem under discussion is not in doubt. The aim of the research is to develop and test technologies for designing students ' communicative competence through effective step-by-step immersion in multilingual teaching of school subjects. Materials and methods . The methods used are theoretical - analysis of pedagogical, psychological and methodological literature on the research topic, regulations on the organization of educational activities; generalization and systematization of the information received; modeling of the formative experiment; empirical-conducting an experiment on the introduction of teaching school subjects in English; introductory, intermediate and final questionnaires, interviewing students; observation; statistical processing and analysis of the data obtained. Results. Technologies for creating an effective communication space have been developed and implemented in the school's educational process. The results of the experimental work show a positive dynamics in the quality of students ' knowledge and skills. This is achieved by creating an effective communicative educational space in school lessons, as well as transforming English lessons with an increase in the volume of practical work during classes. Discussion. 1.pedagogical technologies that ensure the formation of an effective communication space are Identified theoretically and experimentally. 2. joint work of subject teachers and English language teachers is Organized in order to form a unified communicative educational space by synchronizing and interconnecting the topics studied and vocabulary in these subjects. Conclusion. The study confirmed that the implementation of pedagogical technologies that ensure the formation of an effective communication space can achieve positive dynamics in the quality of students ' knowledge and skills, and the manifestation of their interest. Highlights: The role and ways of forming the communicative educational space in modern schools are revealed; Pedagogical technologies for effective step-by-step immersion in multilingual teaching of school subjects at school are presented; The efficiency of introducing the English language into the teaching of school subjects is justified; the joint work of subject teachers and English language teachers in order to form a single communicative educational space; The effectiveness of pedagogical technologies for the formation of an effective communicative educational space has been tested in practice.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.156.3.009

УДК 378.18 ББК 74.00

М. В. Кожевников1, И. В. Лапчинская2, А. В. Савченков3

^RCID № 0000-0002-2412-5831 Доктор филологических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kozhevnikovmv@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-4572-9474 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: il-aya@mail.ru

3ORCID № 0000-0002-7268-1533 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: alex2107@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ | КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

сц

3

сц

Аннотация

Введение. Сегодня в образовании, как в России, так и в Казахстане, наблюдается активизация поиска эффективных условий

I

и ж а

« развития образовательного пространства для воспитания подраста-. ющего поколения. Для формирования конкурентоспособного специ-^ алиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к ак-

50

О «

а ж

«о 50

тивной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, необходимо полиязычное образование. В связи с этим актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнения. Цель исследования — разработать и апробировать

технологии проектирования коммуникативном компетенции школьников посредством эффективного поэтапного погружения в полиязычное преподавание школьных предметов.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, нормативных актов по организации учебной деятельности; обобщение и систематизация полученной информации; моделирование проведения формирующего эксперимента); О эмпирические (проведение эксперимента по внедрению преподава- и

ния школьных предметов на английском языке; вводное, промежу- я

р

о

е *

точное и итоговое анкетирование, интервьюирование учащихся; наблюдение; статистическая обработка и анализ полученных данных).

Результаты. Разработаны и реализованы в образовательном

е

р о

№ а и

процессе школы технологии формирования эффективного комму- I

о

никативного пространства. Результаты экспериментальной работы

У

показывают положительную динамику качества знаний и умений и обучающихся. Это достигнуто благодаря созданию эффективного | коммуникативного образовательного пространства на школьных уроках, а также трансформации уроков английского языка с увеличением объема практической работы во время занятий.

Обсуждение. 1. Выделены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические технологии, обеспечивающие формирование эффективного коммуникативного пространства. 2. Организована совместная работа учителей-предметников и учителей английского языка с целью формирования единого коммуникативного образовательного пространства путем синхрониза-

8 №

н о

Й *

ё

а

е

т

е

н

и

и

ь

о* н

и

О №

У л

ции и взаимосвязи изучаемых тем и лексики по данным предметам. №

Заключение. Исследование подтвердило, что реализация педагогических технологий, обеспечивающих формирование эффективного коммуникативного пространства, позволяет добиться положительной динамики качества знаний и умений обучающихся, но проявлении их заинтересованности.

Ключевые слова: коммуникативное образовательное пространство; коммуникативные компетенции; полиязычное преподава-

о р

3 о

№ а

ни

ние; кросспредметные взаимосвязи; педагогические технологии. |

50

Основные положения:

- выявлены роль и пути формирования коммуникативного образовательного пространства в современной школе;

- представлены педагогические технологии эффективного поэтапного погружения в полиязычное преподавание школьных предметов в школе;

- обоснована продуктивность внедрения английского языка в преподавание школьных предметов; совместной работы учителей предметников и учителей английского языка с целью формирования единого коммуникативного образовательного пространства;

- проверена на практике результативность педагогических технологий формирования эффективного коммуникативного образовательного пространства.

1 Введение (Introduction)

Сегодня для формирования конкурентоспособного специалиста, обладающего коммуникативной компетенцией, необходимо полиязычное образование.

Главная цель обучения иностранным языкам — создание поликультурной многоязычной личности, которая обладает информационными, коммуникативными и интеллектуальными навыками, что позволят ей успешно действовать в условиях межкультурного общения [1].

Полиязычное образование обеспечивает позитивную личностную самореализацию человека в современных условиях, а также его конкурентоспособность и социальную мобильность [2].

Для современной школы поставлена задача по воспитанию

№ №ко

н

е

ч №

сц

I

с

н

и

к поликультурной личности, которая владеет несколькими языками,

^ обладает развитыми коммуникативными навыками, чтобы произ-

^ водить коммуникативно-деятельностные операции на нескольких

50

О «

а

языках в любых жизненных и профессиональных ситуациях [3]. Ц Сегодня как никогда крайне необходимо формирование эффек-

тивного коммуникативного образовательного пространства в школе.

Конкурентоспособность граждан любого государства зависит от уровня их образованности и коммуникативных навыков. По-

литика РФ и РК в сфере образования строится на основе качественного школьного образования. В Казахстане с целью формирования достаточного уровня коммуникативных навыков было принято решение о внедрении в старших классах преподавание отдельных предметов на английском языке [4].

Преподавание предметов на английском языке вызывает затруднение у учителей, а учащимся трудно воспринимать предмет. ^ Учащиеся не способны изучать предметы, если не знают специаль- § ной лексики и терминов, а это создает дополнительную нагрузку на | учебный процесс в целом. Это снижает эффективность формирова- ^

о

ния коммуникативного образовательного пространства. *

Данная проблема требует незамедлительного решения, по- §

тому что качество школьного образования в Казахстане может § упасть, если учащиеся не готовы воспринимать и усваивать ин- g формацию на иностранном языке [5].

То есть реализация стратегии полиязычного образования, как фактора формирования конкурентоспособной коммуникативной личности ставится под угрозу. Это и позволяет рассматривать тему нашего исследования как актуальную проблему.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Экспериментальной базой данного исследования по внедре- §§ нию интегрированной программы полиязычного образования стала школа-лицей № 1 г. Костанай.

Цель работы: разработать и апробировать педагогические технологии эффективного поэтапного погружения в полиязычное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж

§

*

а

S

§

№ ж

О

Й *

Ж № S №

I

о* ж

§ g

Ж

§

§

преподавание школьных предметов [6]. §

Предложенная программа полиязычного образования ставит следующие практические задачи:

- создание системы стимулирования процесса обучения английскому языку; §

§

- расширение сферы применения английского языка через § интеграцию с другими школьными предметами; а

0

развитие у учащихся практических навыков использования §

1

языка; ^

в вко

н е ч в

3 ttj

I

с н и ч п

^

и; ^

в,

о к и н в е

и;

- разработка педагогами интегрированных, практико-ориентированных рабочих программ и тематических планов полиязычного образования;

- ввод в систему образовательного процесса школы-лицей №1 интегрированных занятий по школьным предметам;

Основанием для определения эффективности проводимой работы стала положительная динамика качества знаний и умений учащихся с помощью педагогических технологий в образовательном пространстве школы-лицея [7; 8].

Опытно-экспериментальная работа проходила в 2017-2019 гг. На первом этапе изучалась степень исследования проблемы в научной литературе, формулировались методологические положения исследования и разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы.

На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, определялся уровень знания английского языка и изучаемого предмета, разрабатывались педагогические технологии для проведения эксперимента.

На третьем этапе был реализован педагогический проект по внедрению английского языка в преподавание школьных предметов.

На четвертом этапе происходила обработка и анализ полученных данных, анализировалась динамика развития коммуникативных навыков учащихся, оформлялись результат исследования, разрабатывались рекомендации для поэтапного погружения в преподавание школьных предметов на английском языке.

В таблице приведен план организационных мероприятий по реализации экспериментальной работы (Таблица 1).

Таблица 1 — План организационных мероприятий по реализации экспериментальной работы

ТаЬ1е 1 — Plan of organizational measures for the implementation of experimental work

Таблица 1 ТаЬ1е 1

Этап Задача этапа Содержание работы

1. Раскрыть методо- Анализ, синтез, системати-

логическую, психо- зация педагогической, пси-

лого-педагогическую хологической, социологи-

сущность понятий ческой, методической

«полиязычное обра- литературы по проблеме

зование», «междис- исследования.

циплинарная инте-

грация».

2. Создать теоретиче- 1. Создание теоретической

скую модель поли- модели полиязычного обу-

язычного обучения чения через внедрение в

через внедрение в учебно-воспитательный

учебно- процесс междисциплинар-

воспитательный про- ной интеграции.

« и цесс междисципли- 2. Корректировка програм-

Л ч <и нарной интеграции. мы опытно-эксперимен-

« тальной работы

в 3. Подготовка регламенти-

ч о С рующей документации для

организации работы твор-

ческой группы педагогов

по внедрению полиязычно-

го обучения

3. Обосновать сово- 1. Подготовка учебно-

купность условий планирующей документа-

деятельности образо- ции, учебно-методической

вательного учрежде- продукции

ния по обеспечению 2. Организация обучающе-

полиязычное образо- го семинара «Междисци-

вания. плинарная интеграция —

как наиболее эффективная

форма полиязычного обра-

зования»

0 §

§ §

г

1

I §

о

к §

§

0

а §

1 §

у §

I

к а

I

0 §

§ *

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а о 3

0 §

1 I

I

о* §

I §

о о

У §

§ о |

а

§

I

л

§

§

г §

§

а §

о а § |

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

50

S Ä 50 У 50

И5

I

SJ Ä

S у

к ^

и; ^

50

О «

S Ä

50 50

£

И5

Этап Задача этапа Содержание работы

1. Создать в об- 1. Обучение учащихся школы-лицея № 1

разовательном по школьным предметам на английском

уч-реждении языке в рамках полиязычного образо-

благоприятную вания.

среду для осу- 2. Подготовка и проведение педагоги-

ществления ческого совета по теме эксперимента

полиязычного (ноябрь 2018 г.).

обучения 3. Проведение серии интегрированных

уроков по школьным предметам на ан-

глийском языке.

4. Организация внутришкольного се-

минара «Современный интегрирован-

ный урок: опыт, идеи, перспективы»

(март 2019 г.).

5. Организация фестиваля педагогиче-

« ских идей «Система оценки качества

о и « учебной и воспитательной работы при

о и о полиязычном обучении» (май, 2019 г.).

О 6. Повышение квалификации и про-

хождение стажировок участников про-

екта.

7. Создание материально-технической

базы функционирования программы

полиязычного обучения.

8. Проведение курсов английского язы-

ка для учителей школы.

9. Проведение внеклассных мероприя-

тий по развитию английского языка.

10. Проведение олимпиад, конкурсов.

2. Проверить 1. Анкетирование; интервьюирование

эффективность участников эксперимента.

созданной моде- 2. Анализ результатов, полученных в

ли оценки каче- ходе естественного педагогического

ства образования эксперимента.

Продолжеж§е табл§цы 1 Continuation of table 1

Этап Задача этапа Содержание работы

1. Провести 1. Обработка данных, полученных в

анализ ре- ходе эксперимента.

зультатов, по- 2. Уточнение и корректировка модели

« s а лученных в системы полиязычного обучения.

я ходе реали- 3. Организация научно-практической

а ю о зации экс- конференции по итогам ОЭР «Поли-

ю О перимента. язычное обучение через внедрение в

учебно-воспитательный процесс меж-

дисциплинарной интеграции школьных

предметов с английским языком».

Участники эксперимента: администрация, учителя предметники, учащиеся школы-лицея № 1. В апробации экспериментальной программы также принимали участие преподаватели ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

3 Результаты (Results)

Внедрение английского языка происходило как на учебных занятиях, так и на факультативах. Учащиеся усваивали базовую лексику и терминологию, необходимые для успешного усвоения изучаемых предметов. Учитель использовал английский язык в течение всего урока, также приветствовались ответы детей на английском языке.

Подготовка и проведение уроков происходило в тесном взаимодействии учителей-предметников и учителей английского языка. Последние адаптировали дидактический материал с учетом тематического планирования. В ходе таких уроков учащиеся усваивали лексику и терминологию, необходимую для изучаемых предметов. Таким образом была достигнута комплексная лексическая подготовка учителя и учащихся.

В конце эксперимента была проведена работа по анализу динамики качества знаний и успеваемости по изучаемым предме-

е

хх ж

л

0

г

§ § р о е к § р о

№ а

ж

1 ко

ж

§ к а

s

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ ж о к

Ж

а

е

s е

ж ц

§ §

I

о* ж

§

ко №

сл о

№ §

а

ол

§

л ж

о г о о

Р

8 о

№ а ж §

So

«о §

ж

У 50

а I

SJ Ж

s ж

s

^

И5

S

50

О «

s ж

50 50

3

И5

там тех учеников, которые принимали участие в эксперименте в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах.

Результат экспериментальной работы показал, что интеграция принципов полиязычия в преподавание школьных предметов не сказывается на уровне качества знаний обучаемых. Преподавание предметов на английском языке ведет к повышению уровня владения языком и укреплению навыков его практического применения.

Также отмечается повышение уровня качества знаний и успеваемости по английскому языку, что стало показателем эффективности, сформированной коммуникативной образовательной среды.

4 Обсуждение (Discussion)

Для успешного формирования эффективного образовательного пространства нужен комплексный подход к организации работы учителей и администрации школы. Такая система будет более действенной, так как английский язык будет использоваться на всех, без исключения, уроках.

В ходе эксперимента было установлено, что грамматическая и лексическая информация лучше усваивается на уроках полиязычного обучения естественно-математическим предметам. Интеграция английского языка в проведение уроков позволяет организовать успешное формирование основных речевых умений и навыков на двух языках, а это значительно расширяет спектр когнитивных возможностей обучающихся.

Расширяется спектр образовательных ресурсов, доступных для использования учениками в школе и дома. Англоязычный сегмент интернета более развит, чем русскоязычный.

Также появляется возможность внедрения полиязычия в проведение различных школьных мероприятий во внеучебное время. Закрепление знаний и навыков будет происходить непроизвольно, а обучаемые смогут не только применять свои знания языка, но и свободно и оперативно переключаться между языками. Это обеспечивает развитие когнитивных и коммуникавных навыков.

Важно обеспечить усвоение информации учащимися на уровне, который необходим для функционирования в полиязычной среде.

Необходимо обеспечить достаточный уровень коммуникации учеников на уроке путем сотрудничества с помощью активных методов обучения. Учитель на уроке выступает в роли модератора, координируя действия и организуя процесс обучения.

Структуру коммуникативного образовательного пространства для достижения высокой результативности составляют моти-

вационный, когнитивный, и деятельностный компоненты. ы

н

ол о

г и и п

5 Заключение (Conclusion)

Для качественного изучения любого языка необходимо

практическое применения этого языка в жизни, но только уроков р

ое

английского языка для этого недостаточно. Применение его на дру- к

гих уроках дает возможность более активного использования язы- ро

ка, глубокого погружения в языковую среду и формирования доста- н

§

точного уровня коммуникативных навыков. ко

При проведении эксперимента происходило поэтапное погружение учащихся в языковую среду на всех уроках. Уроки английского языка были модифицированы посредством связи с изучаемыми темами по другим предметам, что обеспечило опережающее изучение профильной лексики и терминологии и ее интеграцию в уроки английского языка.

Результаты экспериментальной работы показали, что интеграция принципов полиязычия в преподавании школьных предметов не сказывается уровне качества знаний. Преподавание предметов с широким применением английского языка ведет к повышению уровня владения языком, укреплению навыков его практического применения. При преподавании предметов естественнонаучного цикла появляется возможность использования англоязычных источников информации и образовательных ресурсов. °

Анализ результатов проведенной экспериментальной работы отметил повышение уровня качества знаний и успеваемости по ан- н

ог

глийскому языку, а это ключевой показатель эффективности ком- о муникативной образовательной среды. У обучаемых сформированы а навыки практического применения английского языка, они научи- ва лись свободно рассуждать и участвовать в диалоге. §

в

§

н

е

у

в

3 ttj

I

с н и

у

к

^

и;

¡S3

в,

о «

и н в е

и;

Нами выделены основные условия формирования эффективного коммуникативного образовательного пространства, среди которых:

- комплексный подход к организации работы учителей и администрации школы;

- использование английского языка во внеучебное время;

- контекстуальное изучение лексики;

- взаимодействие учителей-предметников с учителями английского языка;

- внедрение полиязычия при проведении школьных мероприятий и классного руководства;

- обеспечение достаточного уровня коммуникации учащихся путем сотрудничества с использованием активных методов обучения.

Библиографический список

1. Жетписбаева Б. А., Аринова О. Т. От идеи «Триединство языков» Н. А. Назарбаева до полиязычного образования в Казахстане // Вестник КарГУ : электронная онлайновая версия журнала / Научные статьи Казахстана : [сайт]. 2012. (Категория «Педагогика»). URL: https:// articlekz.com/article/5831 (дата обращения: 13.10.2019).

2. Dolgova V. I., Belikov V. A., Kozhevnikov M. V. (2019), Partnership as a factor in the effectiveness of practice -oriented education of students, International Journal of Education and Practice,. v. 7, no. 2, pp. 78-87.

3. Стурикова М. В. Тест как оценочное средство развития коммуникативной компетенции школьников и студентов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 76-78.

4. Фастунова Л. В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через групповые формы работы //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 2-2. С. 147-154.

5. Полева Е. А., Шкарабейникова И. А. Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 1 (7). С. 7-13.

6. Нурутдинова А. Р., Панфилова Е. В. Социолингвистический аспект в формировании межкультурной коммуникации: инкультурация, аккультурация и ассимиляция // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 10. С. 81-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Смаилова Ф. И., Досжанова Г. Н., Абдирова А. Д. Актуальные вопросы полиязычного образования в процессе совершенствования языковой компетенции специалистов в транспортном вузе // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2017. № 1 (100). С. 258-262.

8. Жумажанова С. Б., Суюндыкова Б. С. Роль интерактивных форм и методов в обучении полиязычной модели образования // Наука и образование: новое время. 2017. № 1 (18). С. 58-65.

M. V. Kozhevnikov1, I. V. Lapchinskaya2, A. V. Savchenkov3

^RCID No. 0000-0002-2412-5831 Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methods, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: kozhevnikovmv@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-4572-9474 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department,

Training of Teachers of Professional Education and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: il-aya@mail.ru

3ORCID No. 0000-0002-7268-1533 Candidate of pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of training teachers of Professional

£

Education and subject methodology, South-Ural state ^

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: alex2107@mail.ru

STUDENTS ' COMMUNICATIVE

TECHNOLOGIES FOR DESIGNING £

COMPETENCE IN MULTILINGUAL EDUCATION g

£

Abstract £

C6

s

Introduction. Today, in education, both in Russia and in the Republic of Kazakhstan, there is an intensification of the search for effective conditions for the development of educational | space for the upbringing of the younger generation. To form a | competitive specialist, a sociable positive personality, capable of active and effective life in a multi-ethnic and multicultural environment, with a developed understanding and sense of respect for other cultures, multilingual education is necessary. In this regard, the relevance of the problem under discussion is not in doubt. The

aim of the research is to develop and test technologies for designs

ing students ' communicative competence through effective step -by-step immersion in multilingual teaching of school subjects.

Materials and methods. The methods used are theoretical —

£

>1

£ s o £

O

a

analysis of pedagogical, psychological and methodological litera- s

ture on the research topic, regulations on the organization of educational activities; generalization and systematization of the information received; modeling of the formative experiment; empirical-conducting an experiment on the introduction of teaching school subjects in English; introductory, intermediate and final questionnaires, interviewing students; observation; statistical processing and analysis of the data obtained.

Results. Technologies for creating an effective communication space have been developed and implemented in the school's educational process. The results of the experimental work show a positive dynamics in the quality of students ' knowledge and skills. This is achieved by creating an effective communicative educational space in school lessons, as well as transforming English lessons with an increase in the volume of practical work during classes.

Discussion. 1. Pedagogical technologies that ensure the formation of an effective communication space are Identified theoretically and experimentally. 2. Joint work of subject teachers and English language teachers is Organized in order to form a unified communicative educational space by synchronizing and intercon-> necting the topics studied and vocabulary in these subjects.

§ Conclusion. The study confirmed that the implementation

■s:

| of pedagogical technologies that ensure the formation of an ef-^ fective communication space can achieve positive dynamics in the quality of students' knowledge and skills, and the manifestable tion of their interest.

Keywords: Communicative educational space; English; ^ Multilingual teaching; Educational process; School lesson; Les-^ son transformation; Quality of knowledge; Synchronization of £ topics; Specialized vocabulary; Cross-subject relationships; Ped-| agogical technologies. "I Highlights:

The role and ways of forming the communicative educa-

^ tional space in modern schools are revealed;

Pedagogical technologies for effective step-by-step immersion in multilingual teaching of school subjects at school are presented;

The efficiency of introducing the English language into the teaching of school subjects is justified; the joint work of subject teachers and English language teachers in order to form a single communicative educational space;

The effectiveness of pedagogical technologies for the formation of an effective communicative educational space has been tested in practice.

References

1. Zhetpisbaeva B.A. & Arinova O.T. (2012), Ot idei "Triedinstvo yazykov" N. A. Nazarbaeva do poliyazychnogo obrazovaniya v Kazahstane ^ [From the idea of "Trinity of languages" N. A. Nazarbayev to multilingual | education in Kazakhstan]. Elektronnaya onlaynovaya versiya zhurnala p "Vestnik Karagandinskogo universiteta ", Sayt "Nauchnyye stat'i Kazakhsta-

na", Pedagogika [Website "Scientific articles of Kazakhstan", Pedagogy]. p Available at: https:// articlekz.com/article/5831 (Accessed: 13.10.2019). (In ^ Russian). g.

2. Dolgova V.I., Belikov V. A., Kozhevnikov M. V. (2019), Partnership as a factor in the effectiveness of practice -oriented education of students, International Journal of Education and Practice,. v. 7, no. 2, pp. 78-87. d

3. Sturikova M.V. (2014), Test kak ocenochnoe sredstvo razvitiya kommunikativnoj kompetencii shkol'nikov i studentov [Test as an assessment ^ tool for the development of communicative competence of schoolchildren and students]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, 1, 76-78. | (In Russian). g

4. Fastunova L.V. (2015), Formirovanie kommunikativnoj kompetencii mladshih shkol'nikov cherez gruppovye formy raboty [Formation of p communicative competence of primary schoolchildren through group forms ^

of work]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2-2, 147- ^

|

154. (In Russian). g

5. Poleva E.A. & Shkarabejnikova I.A. (2015), Potencial ispol'zovaniya metoda case-study dlya formirovaniya kommunikativnyh kom-petencij shkol'nikov [The potential of using the case-study method for the formation of communicative competencies of schoolchildren]. Nauchno- °g pedagogicheskoe obozrenie, 1 (7), 7-13. (In Russian). ~

6. Nurutdinova A.R. & Panfilova E.V. (2019), Socio-lingvisticheskij ^ aspekt v formirovanii mezhkul'turnoj kommunikacii: inkul'turaciya, ak- i kul'turaciya i assimilyaciya [Socio-linguistic aspect in the formation of in- 1

s

g

t

tercultural communication: inculturation, acculturation and assimilation]

Russian Journal of Education and Psychology, 10, 10, 81-99. (In Russian).

7. Smailova F.I., Doszhanova G.N. & Abdirova A.D. (2017), Ak-tual'nye voprosy poliyazychnogo obrazovaniya v processe sovershenstvo-vaniya yazykovoj kompetencii specialistov v transportnom vuze [Topical issues of multilingual education in the process of improving the language competence of specialists in a transport university]. Vestnik Kazahskoj akad-emii transporta i kommunikacij im. M. Tynyshpaeva, 1 (100), 258-262. (In Russian).

8. Zhumazhanova S.B. & Suyundykova B.S. (2017), Rol' interaktivn-yh form i metodov v obuchenii poliyazychnoj modeli obrazovaniya [The role of interactive forms and methods in teaching a multilingual education model]. Nauka i obrazovanie: novoe vremya, 1 (18), 58-65. (In Russian).

£

s

■s: u

I

R

I

S

50

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.