Научная статья на тему 'Оcобeнноcти примeнeния элeмeнтов полиязычного обрaзовaния нa урокaх биологии'

Оcобeнноcти примeнeния элeмeнтов полиязычного обрaзовaния нa урокaх биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПОЛИЯЗЫЧИЕ / ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRAINING / MULTILINGUISM / MULTILINGUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуматаева Мадина Кайратовна

В статье рассматриваются особенности поэтапного внедрения трёхъязычного образования в школе. По каким критериям формируются полиязычные группы и каким образом проходят входящий и итоговый мониторинги уровней владения иностранными языками (английский язык). Также уделяется внимание занятиям, которые основываются на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагают использование различных педагогических технологий, что является актуальным для полиязычия. Автор статьи описывает, какие методики и технологии используются при обучении в полиязычных группах, и обозначает проблемы реализации полиязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE ELEMENTS OF THE MULTILINGUAL EDUCATION IMPLEMENTATION AT THE LESSON OF BIOLOGY

The article considers the feachers of the phased introduction of trilingual education at school. It`s also covers the issues of criteria to form the multilingual groups and the ways of the initial and final monitoring of the knowledge levels of foreign languages (English). The article focuses on lessons, which are based on interdisciplinary connections, the integration of subjects, involves the use of various pedagogical technologies relevant to multilingualism. The author describes the methods and technologies used for training in multilingual groups, and identifies the problems of trilingual education.

Текст научной работы на тему «Оcобeнноcти примeнeния элeмeнтов полиязычного обрaзовaния нa урокaх биологии»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОCОБEННОCТИ ПРИМEНEНИЯ ЭЛEМEНТОВ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРЛЗОВЛНИЯ НЛ УРОКЛХ БИОЛОГИИ Жуматаева М.К. Email: [email protected]

Жуматаева Мадина Кайратовна—учитель биологии, Средняя школа № 5 им. Б. Момышулы, г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются особенности поэтапного внедрения трёхъязычного образования в школе. По каким критериям формируются полиязычные группы и каким образом проходят входящий и итоговый мониторинги уровней владения иностранными языками (английский язык). Также уделяется внимание занятиям, которые основываются на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагают использование различных педагогических технологий, что является актуальным для полиязычия. Автор статьи описывает, какие методики и технологии используются при обучении в полиязычных группах, и обозначает проблемы реализации полиязычного образования. Ключевые слова: обучение, полиязычие, полиязычное образование.

SPECIFIC FEATURES OF THE ELEMENTS OF THE MULTILINGUAL EDUCATION IMPLEMENTATION AT THE LESSON OF BIOLOGY

Zhumataeva M.K.

Zhumataeva Madina Kairatovna — Teacher of Biology, SECONDARY SCHOOL № 5 NAMED AFTER B. MOMYSHULY, KOSTANAY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article considers the feachers of the phased introduction of trilingual education at school. It's also covers the issues of criteria to form the multilingual groups and the ways of the initial and final monitoring of the knowledge levels of foreign languages (English). The article focuses on lessons, which are based on interdisciplinary connections, the integration of subjects, involves the use of various pedagogical technologies relevant to multilingualism. The author describes the methods and technologies used for training in multilingual groups, and identifies the problems of trilingual education.

Keywords: training, multilinguism, multilingual education.

УДК 372.857

Важнейшей стратегической задачей образования Казахстана является, c одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого - овладение государственным, родным и иностранными языками [1].

Естественное двуязычие исторически всегда было неоспоримой и существенной характеристикой языковой ситуации в Казахстане. Основы образовательной политики в области языка в современных реалиях Казахстана отражены в Концепции, утвержденной Президентом страны. Данный документ, отличаясь взвешенным подходом к политике в языковой сфере, подчеркивает, что «со временем казахский язык должен стать средством межнационального общения и подлежать использованию во всех сферах жизни общества и государства», таким образом, провозглашая основной целью приоритетное развитие казахского языка, знание и владение которым должно возрасти. Кроме того, в Концепции языковой политики довольно значительное место отведено роли русского языка как основного источника информации и средства коммуникации: престижность образования, получаемого на русском языке, основной источник знаний в области науки, техники, мобильность русского языка как средства поддержания расширенных экономических, культурных связей с разными странами [2].

Выдвигаются новые приоритеты в области языкового образования, иначе говоря, в настоящее время в Республике Казахстан происходит перенос акцента на создание моделей, способствующих соизучению языков (казахского как государственного, русского как языка

межнационального общения и английского как иностранного), а также культур носителей данных языков.

Вследствие этого, в соответствии с принятой новой стратегией развития Республики Казахстан «Казахстан 2050», проводится активное внедрение трехязычия в школах. Первый глава государства Н.А. Назарбаев отметил, что «знание как минимум трех языков важно для будущего казахстанских детей» [3].

С 2018 года на своих уроках мы начали использовать элементы полиязычного образования. На тот момент единой концепции не существовало и не были четко определены направления работы и проблемы. Реализация внедрения полиязычия на уроках биологии началась в 8 классах (8 «А», 8 «Б1», 8 «Б2», 8 «В»). Для возможности определить уровень овладения языков учащихся проводились тесты, которые состояли из 100 вопросов, включали в себя все грамматические темы в рамках школьной программы. Вопросы для собеседования содержали в основном темы повседневной жизни. Оценивались навыки разговорной речи, правильное построение предложения с учётом грамматических правил, демонстрировался словарный запас. Результаты всех видов заданий вносились в разработанную таблицу, а затем суммировались для определения языкового уровня в буквенном эквиваленте (таблица 1):

Таблица 1. Placement test (оценочный лист); ст. пр. М.К. Жуматаевой (сентябрь)

Класс Lexical and grammar test, 60 б. Speaking, 40 . Total Level 1-30 - A1, 31-60 - A2, 61-80 - В1, 81-100 - В2

8 «А»

1 .Айтжанов A 27 23 50 A2

2.Барлыбаева К 40 32 72 В1

3. ...

Для того, чтобы проследить динамику обучения языкам, в конце 1 учебного года обучения учащимся предлагается подобный лексико-грамматический тест.

Как правило, после определения результатов тестирования явно прослеживается прогресс у обучающихся (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ входного и заключительного мониторинга знаний учащихся 8 классов неязыковых групп за 2018/19 уч. г. учителя биологии М.К. Жуматаевой

Kracc Входной TecT (ВТ)/ Итоговый TecT (ИТ) Кол-во TecrapyeMbix А1 А2 В1 В2 C1

8 «A» ВТ 29 0 18 11 0 0

ИТ 29 0 15 9 5 0

8 «Б1» ВТ 23 0 5 15 3 0

ИТ 23 0 2 14 5 2

8 «Б2» ВТ 12 0 3 7 2 0

ИТ 12 0 0 6 4 2

8 «В» ВТ 30 0 17 13 0 0

ИТ 30 0 14 12 4 0

Можно наблюдать прогресс в изучении предмета на трех языках, что приводит к повышению мотивации у обучающихся. Нами предлагались различные передовые методики и технологии для эффективного овладения предмета с элементами полиязичия. Помимо учебного процесса все внеурочные мероприятия проводились на трех языках (казахский, русский, английский), где учащиеся активно принимали участие.

В текущем году нами разрабатываются русско-казахско-анлийский терминологический словарь для биологических специальностей и полиязычный глоссарий, который представляет собой организованный в алфавитном порядке материал на трёх языках (английском, русском и казахском) наиболее релевантных и часто употребляемых терминов связанных с биологией.

Возвращаясь к вопросам полиязычного образования, следует подчеркнуть, что данный процесс представляет собой целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками. Это компетентностный подход и его

реализация в обучении иностранным языкам, основными идеями которого являются необходимость и востребованность развития и формирования личности, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в жизни.

Список литературы / References

1. Aбcaтмaров Р.Б., Caдыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения студентов. Алматы, 2011.

2. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 7 ноября 1996 г. № 3186 «О Концепции языковой политики Республики Казахстан».

3. Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

ФАУНЫ И ФЛОРЫ Серикова Е.В. Email: [email protected]

Серикова Елена Викторовна - учитель биологии высшей категории, Государственное учреждение Луганской Народной Республики Луганский учебно-воспитательный комплекс «Интеллект», г. Луганск, Украина

Аннотация: статья посвящена взаимодействию двух наук, а именно биологии и физики. Физические законы подтверждаются биологическими процессами, а биологические законы находят свое место при описании физических явлений. Особое внимание уделено понятию биосферы как среды сосуществования флоры и фауны с окружающим миром. Физические и биологические основы жизни растений и животных рассмотрены через параметры жизнедеятельности, определяющие размер, массу, потребляемую мощность, теплообмен, рост клеток. Используя основные разделы физики, приведены формулы для расчета этих параметров.

Ключевые слова: фауна, флора, биосфера, физические и биологические основы жизни растений и животных.

BIOLOGICAL AND PHYSICAL BASISOF THE EXISTENCE OF FAUNA

AND FLORA Serikova E.V.

Serikova Elena Viktorovna - Teacher of biology of the highest category, LUGANSK STATE INSTITUTION OF THE LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC LUGANSK EDUCATIONAL AND TRAINING COMPLEX «INTELLECT», LUGANSK, UKRAINE

Abstract: the article is devoted to the interaction of two sciences, namely biology and physics. Physical laws are confirmed by biological processes, and biological laws find their place in the description of physical phenomena. Special attention is paid to the concept of the biosphere as a medium of coexistence of flora and fauna with the surrounding world. Physical and biological bases of life of plants and animals are considered through the parameters of life activity, determining the size, mass, power consumption, heat exchange, cell growth. Using the main sections of physics, formulas for calculation of these parameters are given.

Keywords: fauna, flora, biosphere, physical and biological bases of plants and animals life.

УДК 57.01

Вступление. Мир флоры и фауны - это важнейшие обитатели биосферы. Они занимают огромное пространство не только на земле, но и неглубоко в недрах, населяют водоемы и встречаются в атмосфере. Формы растений различны: от мхов, лишайников и трав до кустарников и деревьев. Мир животных представлен от одноклеточных микробов и бактерий до наземных и морских существ (слонов, медведей, носорогов, китов и др.). Все они отличаются широким разнообразием, и каждый вид важен для нашей планеты.

Законы мироздания, познанные человечеством, воплощены в классических законах физики, химии, биологии. Физические и биологические основы жизни растений и животных, определяющие размер, массу, потребляемую мощность, теплообмен, рост клеток, - подчинены этим законам.

Цель данной статьи - расширить знания и представления о флоре и фауне, применяя законы физики в биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.