Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии ИИ в обучении / обучение иностранным языкам / изучение иностранных языков / нейросети / цифровые платформы / AI-based education / teaching foreign languages / neural networks / digital platforms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Елтанская, А.В. Аржановская

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования искусственного интеллекта в образовании и представляет собой исследование приложений для изучения иностранного языка, преимуществ, проблем и этических соображений, связанных с интеграцией искусственного интеллекта в образовательный процесс. Работа отражает аспекты, посвященные тому, как искусственный интеллект может усовершенствовать процессы преподавания и обучения, расширить возможности преподавателей и повысить успеваемость учащихся, не забывая при этом о потенциальных проблемах. Основное содержание исследования составляет сравнительный анализ практик применения ИИ в образовании, обобщается практический опыт внедрения подобных технологий в процесс обучения. Статья дает представление об успешном внедрении искусственного интеллекта и демонстрирует возможности, как ориентироваться в динамичном ландшафте образования, основанного на ИИ. Авторами подчеркивается важность этичного развития искусственного интеллекта, способствующего сбалансированному подходу к обучению, сочетающему технологический прогресс с общечеловеческими ценностями для более перспективного развития образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF IMPLEMENTING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article is dedicated to the current problem of using artificial intelligence in education and represents the study of applications for teaching and learning foreign languages. The authors touch upon the issues of advantages, problems and ethical considerations related to the integration of artificial intelligence into the educational process. The paper reflects aspects concerning the possibility of improving teaching and learning processes with the help of artificial intelligence, empowering teachers and enhancing student academic performance, while not forgetting potential problems. The main content of the study is a comparative analysis of best practices in the use of AI in education. The authors summarize the practical experience of implementing such technologies into educational process, give an idea of the successful implementation of artificial intelligence and demonstrate how to navigate the dynamic landscape of AI-based education. The authors emphasize the importance of the ethical development of artificial intelligence, which promotes a balanced approach to teaching, combining technological progress with universal values for a more promising development of the educational environment.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Подход к подготовке РИ студентов отличается высоким интересом, активным применением разнообразных компонентов проектной деятельности, невзирая на потенциальную возможность фонетических, грамматических, лексических и др. ошибок. Занятия можно разделить на: а) «учительские спектакли» (студенты остаются пассивными участниками); б) «студенческие фестивали» (студенты активно участвуют в обучении). Также ролевые игры являются примером таких «студенческих фестивалей», где преподаватель действует как режиссер, организуя занятия и способствуя активному участию студентов без прямого вмешательства в процесс. Этот подход позволяет студентам более глубоко погрузиться в обучение и развивать свои коммуникативные навыки в динамичной и вовлекающей образовательной среде [7].

В заключение можно утверждать, что применение в нелингвистических вузах РИ при обучении ИЯ открывает новые горизонты в профессиональном развитии студентов. Этот метод не только способствует улучшению языковых навыков, но и глубоко интегрирует студентов в профессиональный контекст, для которого они готовятся. Ролевые игры предоставляют уникальную возможность практико-

Библиографический список

вать иноязычное общение в реалистичных ситуациях, что является неоценимым активом в современном глобализированном мире.

Отзывы студентов подтверждают, что такой подход значительно повышает их мотивацию и заинтересованность в изучении языка, помогает преодолевать языковые барьеры и стимулирует активное использование иностранного языка в разговорной речи. Ролевые игры способствуют развитию критического мышления, адаптивности и гибкости в общении, что крайне важно для будущих специалистов в любой области.

Роль преподавателя в этом процессе также меняется: он становится скорее модератором и координатором, чем традиционным лектором. Это требует от преподавателя не только глубоких знаний языка, но и умения организовывать интерактивное и плодотворное обучение.

Проведение ролевых игр - это шаг к созданию более динамичного, интерактивного и эффективного процесса обучения, который подготавливает студентов к реальным профессиональным вызовам. Это подход делает изучение иностранного языка не только полезным, но и захватывающим и вдохновляющим опытом.

1. Волхонская А.С. Организационно-педагогические условия проектирования информационного языкового пространства у будущих инженеров. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калуга, 2003.

2. Браун Д. Принципы обучения и изучения английского языка. - Upper Saddle River: Pearson Education, US, 2015.

3. Киркебэк Я., Ду С.-Ю., Йенсен А.А. Культура обучения и научения. Sense Publishers. Rotterdam, Boston, Taipei, 2013: 145-163.

4. Мид Дж.Г. Избранное. Москва: РАН ИНИОН, 2009: 47.

5. Хармер Д. Практика преподавания английского языка. Лонгман, 2008.

6. Матвеева Н.В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку при обучении устному профессиональному общению: среднее специальное учебное заведение. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991.

References

1. Volhonskaya A.S. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya proektirovaniya informacionnogo yazykovogo prostranstva u buduschih inzhenerov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaluga, 2003.

2. Braun D. Principy obucheniya i izucheniya anglijskogo yazyka. - Upper Saddle River: Pearson Education, US, 2015.

3. Kirkeb'ek Ya., Du S.-Yu., Jensen A.A. Kul'tura obucheniya i naucheniya. Sense Publishers. Rotterdam, Boston, Taipei, 2013: 145-163.

4. Mid Dzh.G. Izbrannoe. Moskva: RAN INION, 2009: 47.

5. Harmer D. Praktika prepodavaniya anglijskogo yazyka. Longman, 2008.

6. Matveeva N.V. Rolevye igry na zanyatiyah po anglijskomu yazyku pri obuchenii ustnomu professional'nomu obscheniyu: srednee special'noe uchebnoe zavedenie. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

7. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 372.881.1

Eltanskaya E.A., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: yeltanskaya@mall.ru

Arzhanovskaya A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: arzhanovskaya@yandex.ru

TECHNOLOGIES OF IMPLEMENTING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES. The article is dedicated to the current problem of using artificial intelligence in education and represents the study of applications for teaching and learning foreign languages. The authors touch upon the issues of advantages, problems and ethical considerations related to the integration of artificial intelligence into the educational process. The paper reflects aspects concerning the possibility of improving teaching and learning processes with the help of artificial intelligence, empowering teachers and enhancing student academic performance, while not forgetting potential problems. The main content of the study is a comparative analysis of best practices in the use of AI in education. The authors summarize the practical experience of implementing such technologies into educational process, give an idea of the successful implementation of artificial intelligence and demonstrate how to navigate the dynamic landscape of AI-based education. The authors emphasize the importance of the ethical development of artificial intelligence, which promotes a balanced approach to teaching, combining technological progress with universal values for a more promising development of the educational environment.

Key words: AI-based education, teaching foreign languages, neural networks, digital platforms

Е.А. Елтанская, канд. филол. наук, доц., зав. каф., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: yeltanskaya@mail.ru

А.В. Аржановская, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: arzhanovskaya@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования искусственного интеллекта в образовании и представляет собой исследование приложений для изучения иностранного языка, преимуществ, проблем и этических соображений, связанных с интеграцией искусственного интеллекта в образовательный процесс. Работа отражает аспекты, посвященные тому, как искусственный интеллект может усовершенствовать процессы преподавания и обучения, расширить возможности преподавателей и повысить успеваемость учащихся, не забывая при этом о потенциальных проблемах. Основное содержание исследования составляет сравнительный анализ практик применения ИИ в образовании, обобщается практический опыт внедрения подобных технологий в процесс обучения. Статья дает представление об успешном внедрении искусственного интеллекта и демонстрирует возможности, как ориентироваться в динамичном ландшафте образования, основанного на ИИ. Авторами подчеркивается важность этичного развития искусственного интеллекта, способствующего сбалансированному подходу к обучению, сочетающему технологический прогресс с общечеловеческими ценностями для более перспективного развития образовательной среды.

Ключевые слова: технологии ИИ в обучении, обучение иностранным языкам, изучение иностранных языков, нейросети, цифровые платформы

Актуальность предлагаемой к рассмотрению тематики обусловлена циф-ровизацией всех сфер человеческой жизни, что требует от современного общества решения ряда задач в преобразовании и адаптации самих этих процессов к условиям современного развития науки и технологий. Затронула проблема

необходимости модификации и совершенствования и сферу образования. Существует мнение, что искусственный интеллект должен совершить революцию в образовании, стать основой разработки и внедрения новейших образовательных технологий. Проблематика применения искусственного интеллекта в образова-

нии набирает все большую актуальность. Цель исследования состоит в обзоре и сравнительном анализе последних цифровых образовательных инструментов, используемых для обучения иностранным языкам. Задачи исследования заключались в изучении особенностей применения различных сервисов, основанных на ИИ-технологиях, а также в рекомендациях по использованию рассмотренного цифрового инструментария в процессе обучения иностранным языкам.

Трудности теоретическогого и методического характера, обусловленные недостаточной систематизацией образовательных технологий в преподавании дисциплин, формирующих иноязычную коммуникативную компетенцию, определили новизну исследования, заключающуюся в конкретизации и анализе образовательных технологий в зависимости от их функциональных характеристик, в соответствии с формируемыми навыками и умениями. Теоретическая и практическая значимость данного исследования определена тем, что материал, представленный в работе, способен уточнить и расширить знания педагога об образовательных технологиях и преобразовать его профессиональную деятельность. Кроме того, проведенный в ходе исследования сравнительный анализ качественно дополнит существующие инновационные технологии в области методики преподавания и изучения иностранных языков.

Тема внедрения искусственного интеллекта в образование стала предметом исследований и обсуждений ещё на ранних этапах развития ИИ-технологий. Первые шаги в применении ИИ в образовании были сделаны еще в середине прошлого века. Впервые термин «искусственный интеллект» в 1956 году ввел Джон Маккарти, определив данный феномен как «свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека» [1, с. 37]. В СССР исследования по разработке технологий ИИ начались еще в 1960-х годах в МГУ и Академии наук [2]. Уже тогда ученые понимали потенциальные возможности использования компьютеров и программ для обучения. Но первые эксперименты показали, что разработка компьютерных программ для образовательных целей достаточно сложна и требует огромных затрат времени и ресурсов.

В следующие десятилетия исследования в области применения ИИ в образовании продолжались, но прогресс был непостоянным. В 1990-е годы начали появляться первые образовательные компьютерные игры, которые использовали элементы ИИ для обучения. Однако в то время компьютеры были еще несколько громоздкими и дорогими, поэтому массовое применение таких технологий оставалось лишь обещанием.

В последние годы с развитием цифровых технологий и появлением глубокого обучения ИИ в образовании стало все более доступным и эффективным [3; 4].

О научной значимости данного исследования также говорит повышенный интерес к цифровому образовательному инструментарию и интерактивным методам обучения [5], что подтверждается значительным количеством работ в отечественной и зарубежной педагогической науке, посвященных интеграции ИИ-технологий в процесс обучения [6; 7; 8] таким образом, чтобы при проектировании образовательного процесса конвергенция различных технологий и методов обучения иностранному языку была эффективна для формирования разных навыков на определенных этапах изучения иностранного языка.

Существует ряд цифровых решений на базе ИИ-технологий, готовых помочь в процессе обучения иностранному языку. Например, системы ИИ могут

проводить диагностику знаний и навыков учащихся и на основе этой информации предлагать оптимальные задания и упражнения. Это помогает каждому ученику развиваться в соответствии с его уровнем и возможностями, избегая скуки или перегрузки информацией. Предложенный в работе анализ поможет сравнить сервисы для обучения иностранным языкам. Рассмотрим основные функции, а также преимущества и недостатки цифровых образовательных инструментов.

Такой сервис, как Duolingo (рис. 1), - популярное мобильное приложение для изучения иностранных языков, использует технологии ИИ для создания персонализированных уроков. Это бесплатная платформа, предлагающая широкий спектр упражнений, которые помогают развивать лексику, грамматику и произношение.

На русском языке пользователям доступно изучение английского, немецкого, французского и испанского языков. Наличие мобильного приложения делает его доступным и удобным для обучения в любом месте и в любое время и является явным преимуществом данного сервиса. Однако, по отзывам многих пользователей и по нашему опыту, данное приложение больше подходит для тех, кто только начинает учить язык, или для аудитории, желающей подкорректировать свои знания. Для развития иноязычной компетенции более высокого языкового уровня необходимы расширенные дополнительные программы и источники. В качестве дополнительного образовательного инструмента и средства мотивации подойдет для работы в школе, так как можно стимулировать обучающихся соревноваться в наборе очков за правильные ответы. Еще одним бесспорным преимуществом сервиса является то, что все обучение бесплатное. Кроме того, компания-разработчик предлагает еще Duolingo English Test - тест на знание английского языка, результаты которого принимают три тысячи университетов и учебных заведений по всему миру. А такой продукт, как Duolingo for schools (сервис для школ и учителей), поможет составить индивидуальный учебный план. Также доступны тренинги для преподавателей по работе сервиса и профессиональному развитию.

Интерактивная онлайн-доска Miro (рис. 2) - цифровой инструмент скорее только для педагога.

Изначально этот цифровой инструмент был создан как интерактивная доска для работы команды над проектом. На доске Miro можно совместно писать, рисовать, размещать разные элементы, например, файлы, диаграммы, картинки, фото и другие. Доска Miro используется для хранения информации, обмена файлами, что очень эффективно при работе над проектом. Педагоги иностранного языка активно используют доску Miro для визуализации обучения иностранному языку. Возможность персонализации курса, легкого изменения образовательного контента, размещения ссылок на аудио и видео делает этот ресурс привлекательным для педагога, обучающего иностранному языку. Очень удобно работать в группе с таким инструментом, так как доступ к онлайн-контенту будет у всей группы. Онлайн-доска может одновременно использоваться даже несколькими группами, что очень эффективно в проектной работе на иностранном языке. Явным преимуществом данного сервиса может считаться бесконечное количество досок в виртуальном пространстве, а также возможность совместной работы, что, безусловно, развивает не только коммуникативные умения, но и навыки критического мышления, организационные и лидерские черты.

Rosetta Stone (рис. 3) - это программа для изучения языков, которая также использует ИИ для адаптации к вашим потребностям. Она предлагает большой

Рис. 1. Duolingo

® С в miro.com Визуальная платформа для совместной работы любых команд | Miro

П^ | f ^^ Продукт v Решения v Ресурсы v Предприятия Тарифы

& п ш о * в 4 Н s й » ? ^

@ RU Вход

Место для

командной

работы

Интерактивная онлайн-доска для совместной работы команд — в любое время, в любом месте.

( Введите email

Всегда бесплатно — кредитная карта не нужна

45М+ пользователей waimart;¡; 'ё'кв C^J

Рис. 2. Интерактивная онлайн-доска Miro

набор языков (24), обширную библиотеку уроков, которые помогут улучшить навыки произношения, чтения,письма,говорения ипонимания ангпийскогоязыка.

Основная цепь этой программы - совершенствование разговорного языка с акцентом на правильное произношение, развитие навыков восприятия (уроки аудирования), чтения (тематически подобранные тексты и задания), письма и говорения (возможны занятия с репетиторами, носителями языка, обучающимися). Важным преимуществом Rosetta Stone является как наличие отлично спроектированных тематических курсов, так и возможность «прокачать» отдельные навыки. Кроме того, сервис предлагает индивидуальное, коллективное и корпоративное обучение. По мнению многих пользователей, данное приложение имеет очень удобный пользовательский интерфейс, их подход к языковому обучению реально работает, эффективные курсы для онлайн-обучения. В качестве недостатков были отмечены такие аспекты, как платная версия программы, частое повторение уроков для закрепления материала, проблемы с распознаванием речи, необходимостьдополнительныхпрограмм и учебных материалов.

Обязательно хотелось бы представить такой образовательный цифровой инструмент, как программа Writefull (рис.4), способный обучать академическому письму

Программа Writefull помогает с выбором лексики, присущей научному дискурсу, что очень важно при написании научных статей, тезисов, дипломных работ. Язык академического письма, особенно на иностранном языке, достаточно сло-

Rosetta ;

Stone I

íl'j sella Sl'jné ha s helped all types ánqy.aqe алпЁгь reach their goals. Check out our solutions lor:

For

individuals

шит

Our tried and tested curriculum and engaging mobile app makes it easy and fun Ю learn a new language.

For

VH^^B enterPrise

Empower your employees to speak and work confidently across language Darners, with industry-specific lessons and vocabulary.

For

schools

Reinforce what students are learning in their world language courses and help English language learners build prollciency.

жен и, если дисциплина «Академическое письмо» не изучалась, без подготовки невозможно соблюсти все требования научности выражения знания. Письменная научная коммуникация обеспечивает высокий уровень эффективного общения в академической среде. Writefull встраивается в Windows или iOS и проверяет текст, предоставляет реакцию на используемые языковые средства, предлагает шаблоны написания журнальных статей, дает выбор академических фраз, автоматически перефразирует текст и генерирует свой заголовок. Готовый текст можно загрузить и в веб-версию программы. Есть возможность обращения к базе научных статей программы, чтобы посмотреть, как интересующий термин уже был использован другими исследователями, проверки общего качества языка и исправления лексических, грамматических и стилистических ошибок в пересмотренном документе с помощью отслеживания изменений. Таким образом, в качестве неоспоримых методических достоинств данного сервиса можно обозначить следующие аспекты: обучающиеся знакомятся с основными требованиями к англоязычному академическому тексту, формируют умение формулировать идеи в письменном виде и подкреплять их научными аргументами и фактами, учатся структурировать академический текст, используя соответствующие иноязычные грамматические структуры и лексические средства, овладевают навыками письменной коммуникации в рамках научного дискурса, развивают навыки редактирования текста. Это всего лишь несколько примеров сервисов с искусственным интеллектом, но рынок таких образовательных инструментов постоянно растет.

а А ■ rosettastone.com

Рис. 3. Программа Rosetta Stone

Рис. 4. Программа Writefull

Проведенный сравнительный анализ вышеупомянутых цифровых образовательных инструментов позволил сделать следующие выводы.

Использование искусственного интеллекта в образовании имеет потенциал изменить и улучшить процесс обучения, так как одним из главных преимуществ ИИ в этой области является его способность создавать и использовать персонализированные образовательные программы, где каждый обучающийся имеет свои уникальные потребности и способности, и именно ИИ может адаптироваться к ним, предлагая индивидуальный подход к обучению. Для персонализированного обучения наиболее подойдут такие сервисы, как интерактивная доска Miro и Duoligo for schools, где преподаватель может конструировать свой курс в зависимости от индивидуального уровня сформированности таких навыков обучающихся, как владение лексикой, грамматикой иностранного языка, навыков восприятия устной и письменной речи.

Сервисы Miro и Duoligo for schools также подходятидля групповойработы, так как интерактивной онлайн-доской можно поделиться с группой обучающихся, а в сервисе Duoligo for schools - спроектировать учебный план для класса.

Для самостоятельного обучения очень удобны программы RosettaStone и Writefull. В программе обучения Rosetta Stone представлено наибольшее количество языков, кроме того, она ориентирована на развитие коммуникативных навы-

Библиографическийсписок

ков, так как предоставляет возможность развивать навыки диалогической речи, в том числе и с носителями языка. Уникальна по степени удобства и разнообразна в методическом аспекте программа Writefull, так как, будучи способной не только проверить текст на правильное употребление лексических и грамматических средств, соответствующих академическому дискурсу, это программное обеспечение еще характеризуется возможностью некой обратной связи, когда предлагает сравнить контекст употребления интересующего термина у других авторов.

Таким образом, вопросы, связанные с внедрением технологий ИИ, которые рассматривает современная лингводидактика, ставят перед образовательной средой задачи, требующие комплекса изменений, который предусматривает целенаправленный переход к конвергентному образованию и требует обновления содержательного и методического аспектов образования, модернизацию профессиональных программ обучения и учебного-методического обеспечения, необходимого для формирования новой образовательной среды, способной обеспечивать новое качество знания.

В заключение следует отметить, что использование ИИ в образовании - это мощный инструмент, который может повысить эффективность и доступность образования. Однако необходимо находить гармоничный баланс между использованием технологийисохранением ценностичеловеческойпедагогической поддержки.

Luger G.F. Artificial intelligence: structures and strategies for complex problem solving. Boston: Pearson Education, 2009.

ИльенковЭ.В.Обидолахиидеалах. Собраниесочинений. Москва:Канонплюс,2020; Т. 3.

Девятков В.В. Системы искусственного интеллекта. Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.

Елтанская Е.А. Методология образовательного процесса на цифровых платформах. Язык, культура, образование: вызовы и перспективы: сборник научных статей по материалам II Всероссийской форсайт-сессии с международным участием. Волгоград: Издательство ВолГУ 2023.

Аржановская А.В., Елтанская Е.А. Pedagogical significance of DGBLL technology in teaching a foreign language. Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник научных трудов VII Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 87-летию Курского государственного медицинского университета. Курск: Издательство КГМУ 2022: 313—317.

Есионова Е.Ю. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс изучения иностранного языка. Гуманитарные и социальные науки. 2019; № 2: 155-166. GardnerH. Multiple Intelligences.NewHorizons, completelyrev/sedandupdated.NewYork:BasicBook,2006.

Костюнина С.А. Роль искусственного интеллекта в изучении иностранных языков. Вестник науки. 2022; № 2 (47): Available at: https://cyberleninka.ru/article7n/rol-iskusstvennogo-intellekta-v-izuchenii-inostrannyh-yazykov

References

1. Luger G.F. Artificial intelligence: structures and strategies for complex problem solving. Boston: Pearson Education, 2009.

2. Il'enkov 'E.V. Obidolahiidealah. Sobranie sochinenij. Moskva:Kanonplyus,2020; T. 3.

3. Devyatkov V.V. Sistemy iskusstvennogo intellekta. Moskva: Izdatel'stvo MGTU im. N.'E. Baumana, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Eltanskaya E.A. Metodologiya obrazovatel'nogo processa na cifrovyh platformah. Yazyk, kultura, obrazovanie: vyzovy i perspektivy: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj forsajt-sessiismezhdunarodnymuchastiem.Volgograd:Izdatel'stvoVolGU,2023.

5. Arzhanovskaya A.V., Eltanskaya E.A. Pedagogical significance of DGBLL technology in teaching a foreign language. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov i RKI: tradicii i innovacii: sbornik nauchnyh trudov VII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj onlajn-konferencii, posvyaschennoj 87-letiyu Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta.Kursk:Izdatel'stvoKGMU,2022:313-317.

6. Esionova E.Yu. Iskusstvennyj intellekt kak al'ternativnyj resurs izucheniya inostrannogo yazyka. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2019; № 2: 155-166.

7. GardnerH. Multiple Intelligences. New Horizons, completely revisedandupdated. New York: BasicBook,2006.

8. Kostyunina S.A. Rol' iskusstvennogo intellekta v izuchenii inostrannyh yazykov. Vestniknauki. 2022; № 2 (47): Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-iskusstvennogo-intellekta-v-izuchenii-inostrannyh-yazykov

Статья поступила в редакцию 20.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.