УДК 372
Burina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of the French Language, MGIMO University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES. The article is devoted to the use of artificial intelligence technologies, which has a great linguodidactic potential in teaching a foreign language. The data are able to solve methodological and didactic tasks. The author notes that the use of chatbots for the development of speech communication skills is useful for students of A2-B1 levels and concludes that artificial intelligence cannot completely replace the teacher and interpersonal contacts in a real situation. Artificial intelligence should be integrated with traditional foreign language teaching methods to create a balanced and effective approach. The author concludes that when AI is fully integrated into the educational process, learning tasks will reach a new level. Feedback, personalizing learning, adapting to everyone's needs will have a significant impact on learners. Currently, universities use AI technologies in the process of teaching foreign languages.
Key words: artificial intelligence technology, chatbot, learning process, foreign language, individualization of learning, learning environment
Е.В. Бурина, канд. пед. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (университет), г. Москва,
E-mail: [email protected]
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Статья посвящена использованию технологий искусственного интеллекта, который имеет большой лингводидактический потенциал в обучении иностранному языку. Данные способны решать методические и дидактические задачи. Автор отмечает, что использование чат-ботов для развития навыков речевого общения является полезным для учащихся уровней А2-В1, и делает вывод, что искусственный интеллект не может полностью заменить преподавателя и межличностные контакты в реальной ситуации. Искусственный интеллект должен быть интегрирован в традиционные методы обучения иностранному языку для создания сбалансированного и эффективного подхода.
Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, чат-бот, процесс обучения, иностранный язык, индивидуализация обучения, обучающая среда
Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к использованию искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной системе, в частности в процессе обучения иностранным языкам. Развитие технологий ИИ открывает новые возможности для индивидуализации обучения и улучшения его качества.
Цель исследования - изучение и анализ применения технологий ИИ в процессе обучения иностранным языкам; определение их лингводидактического потенциала; определение оптимальных уровней владения иностранным языком для использования чат-ботов с целью развития навыков речевого общения.
Задачи: изучить современные подходы к использованию технологий ИИ в процессе обучения иностранным языкам; проанализировать их лингводидакти-ческий потенциал, определить принципы и методы обучения иноязычному речевому общению с использованием технологий ИИ.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании технологий ИИ, применяемых в процессе обучения иностранным языкам.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для создания новых подходов и стратегий, включающих технологии ИИ в процессе обучения иностранным языкам.
Методы исследования: теоретические (обобщение, анализ информации); сравнительный (сопоставление различных подходов и технологий для определения их эффективности и доступности).
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование всех составляющих коммуникативной компетенции: лингвистической (богатый словарный запас, умение формулировать и понимать грамматически правильные фразы, иметь правильное произношение, орфографию); дискурсивной (умение применять адекватные стратегии для понимания и создания текстов); социокультурной (понимание социокультурного контекста, в котором создается социальная общность, использующая данный язык, способность быть эффективным участником и медиатором диалога культур); социолингвистической компетенции (адекватное использование данного языка в определенной социальной среде) [1]. Учащиеся овладевают лингвистическими компетенциями в процессе взаимодействия с преподавателем, учебной литературой, интернет-источниками и др. Формирование дискурсивной компетенции осуществляется в процессе осуществления диалогического и монологического высказываний как в учебной аудитории, так и за ее пределами.
Искусственный интеллект активно проникает в различные сферы жизни общества [2], и образование не является исключением [3]. По мнению М. Ма-клюэна, средства коммуникации, модифицирующие среду, окружающую людей, изменяют их образ восприятия мира, мышление и деятельность. Следовательно, невозможно сегодня представить себе какую-либо модель обучения, не опирающуюся на технологии искусственного интеллекта. В настоящее время наблюдается растущий интерес к данным технологиям (машинное обучение, компьютерное зрение, интеллектуальная система обучения, анализ данных), на основе которых создаются программы и информационно-коммуникативные технологии, которые могут существенно изменить роль и функции субъектов учебного процесса. Например, чат-боты способны решать методические и дидактические задачи. Методический потенциал чат-ботов состоит в том, он дает возможность учащимся овладевать иноязычной устной и письменной речью в процессе обучения иностранному языку. Дидактический потенциал чат-ботов предоставляет
обратную связь учащимся в режиме реального времени в виде ответов на задаваемые вопросы, а также при осуществлении контроля выполнения учащимися индивидуальных заданий. Таким образом, в содержание обучения иностранному языку должны входить знания, умения и навыки в сфере контактов с чат-ботами и голосовыми ассистентами. Организация обучения учащихся иностранному языку с использованием чат-ботов зависит от их уровня владения иностранным языком (табл. 1).
В процессе изучения иностранного языка с использованием чат-ботов (табл. 1) развиваются продуктивные виды иноязычной речевой деятельности (письмо и/или говорение). Благодаря чат-ботам можно развивать навыки устного и письменного взаимодействия учащихся в аудиторное и внеаудиторное время. При устном взаимодействии с чат-ботом развиваются говорение и аудирование, а при письменном взаимодействии - письмо и чтение. Продуктивный вид иноязычной речевой деятельности является речемыслительным стимулом (в процессе беседы) и реакцией (в процессе ответа на высказывание чат-бота) на восприятие и анализ полученной информации от чат-бота. Надо отметить, что у учащихся в процессе взаимодействия с чат-ботами развиваются рецептивные и продуктивные иноязычные речевые умения.
Уровень владения иностранным языком учащимся является важным при организации обучения иноязычному речевому общению с использованием чат-ботов. Наиболее оптимальными уровнями владения учащимися иностранным языком являются А2-В1. Учащийся, имеющий уровень А1, испытывает дефицит языковых и речевых средств, может понять только самые простые и короткие вопросы чат-бота. На данном уровне учащийся не может вести диалог с чат-ботом. Учащиеся с уровнем В2-С2 не испытывают потребность в речевой практике с чат-ботами, так как обладают высоким уровнем владения иностранным языком, что дает им возможность свободно общаться с носителями языка, слушать зарубежные радиостанции, смотреть зарубежные телеканалы, читать в интернете иностранную прессу и т. д.
Таким образом, использование чат-ботов для развития навыков речевого общения является полезным для учащихся уровней А2-В1.
Схема работы с использованием чат-бота является необходимой составляющей процесса изучения иностранного языка. В нее входят ведение диалога с чат-ботом; выполнение индивидуальных заданий и оценка выполненной работы.
Форма работы. В процессе изучения иностранного языка с использованием чат-ботов в основном используется аудиторная и внеаудиторная работа. Первые занятия с использованием чат-ботов должны начинаться в аудитории с объяснения материала, а практическая работа осуществляется учащимися индивидуально внеаудиторно. Необходимо отметить, что аудиторная работа желательна для учащихся с уровнем А1-А2, для учащихся, имеющих уровень В1-В2, желательна внеаудиторная работа с использованием чат-ботов для отработки навыков речевого общения.
Технологии ИИ имеют большой лингводидактический потенциал в обучении иностранному языку. ИИ может предоставлять целый спектр инструментов и ресурсов для результативного изучения иностранного языка.
Приведем примеры успешного применения технологий ИИ в процессе обучения иностранному языку:
Таблица 1
Использование чат-ботов для развития навыков речевого общения с учетом уровня владения иностранным языком
Уровень владения ИЯ Речевые умения Описание речевых умений [1] Схема работы Форма работы
А1 1) говорение; 2) аудирование 1) может представиться и рассказать о себе; задать простые вопросы и понять простые ответы; использовать элементарный набор слов и выражений при описании конкретной ситуации; а также простые грамматические структуры [1]; 2) понимание элементарной тематической лексики Взаимодействие с чат-ботом; выполнение письменных заданий; ответы на вопросы; оценка результатов работы Аудиторная
А2 1) говорение, 2) письмо, 3)аудирование 1) может установить контакт и кратко рассказать о себе; ответить на простые вопросы и поддержать краткую беседу; принять, сделать или отклонить предложение; в простой форме запросить и предоставить информацию, относящуюся к повседневной жизни; 2) адекватно реагирует на предлагаемую ситуацию; может написать, используя простые слова и выражения, о себе, различных событиях своей повседневной жизни; объяснить предпочтения [1]; 3) понимание элементарной тематической лексики Взаимодействие с чат-ботом; выполнение письменных заданий; ответы на вопросы; оценка результатов работы Аудиторная и внеаудиторная
В1 1) говорение, 2) письмо, 3) аудирование 1) может рассказать о себе, своих интересах, предпочтениях, планах; без подготовки может участвовать в беседе на известные темы; подбирать в зависимости от ситуации слова и выражения; проверить и подтвердить информацию; прокомментировать чужую точку зрения; 2) адекватно реагирует на предлагаемую ситуацию; может описать события, факты или свой опыт; выразить свои мысли, чувства, свою точку зрения; использовать слова donc, alors, et и др. для перехода от одной мысли к другой; обладает достаточным словарным запасом, чтобы описать повседневную ситуацию, при необходимости может перефразировать сказанное [1]; 3) понимание тематической лексики Взаимодействие с чат-ботом; изучение материала; выполнение заданий; оценка внеаудиторная
В2 1) говорение, 2) письмо, 3) аудирование 1) может понять тему и начать обсуждение; изложить свою точку зрения, приводя доказательства или примеры; выстраивает четкую логическую цепочку между идеями; может дать подтверждение своей точке зрения; отстоять свое мнение; обладает богатым словарным запасом, который использует в зависимости от ситуации, но наблюдаются лексические лакуны; хорошее владение грамматическими знаниями; 2) высказывания соответствуют ситуации; может четко и ясно изложить факты, события, обрисовать ситуацию; предложить аргументацию, указывая на важные моменты; ясно выражать свои мысли; пунктуация относительно точная, но всё еще наблюдается влияние родного языка; может использовать достаточно широкий набор лексики, но возможны лакуны в подборе лексических единиц, что ведет к перефразированию высказывания [1]; 3) понимание тематической лексики Взаимодействие с чат-ботом; изучение материала; выполнение заданий; оценка внеаудиторная
С1-С2 1) говорение, 2) письмо, 3) аудирование 1) может дать критическую оценку тексту; понять проблематику и начать обсуждение; дать собственную аргументацию и привести аргументацию из исходного документа; сделать четкую и неподготовленную презентацию; владеет богатым лексическим запасом и не допускает значительных ошибок; владеет грамматикой на высоком уровне; интонация и произношение соответствуют нормам языка; 2) может понять общую проблему, отобрать необходимую информацию; письменное высказывание логичное и структурированное; пунктуация правильная; обладает богатым словарным запасом [1]; 3) свободное понимание Взаимодействие с чат-ботом; изучение материала; ведение диалога; выполнение заданий; оценка внеаудиторная
1. Duolingo - мобильное приложение, использующее ИИ для обучения иностранным языкам. Данное приложение предлагает интерактивные упражнения, обратную связь и персонализированный подход к обучению.
2. Rosetta Stone - онлайн-платформа для изучения иностранных языков, которая использует ИИ для создания интерактивных уроков и адаптивного обучения. ИИ анализирует результаты учащихся, исходя из их ответов, и предлагает индивидуальные задания для развития их языковых навыков.
3. Lingvist - онлайн-платформа для изучения иностранных языков, которая использует ИИ для персонализированного обучения. Данная платформа анализирует прогресс учащихся и предлагает упражнения и задания, которые соответствуют их уровню и потребностям.
4. Babbel- приложение для изучения иностранных языков. ИИ анализирует произношение и грамматику учащегося и предлагает дополнительные материалы для развития речевых навыков.
Основным преимуществом технологий ИИ является возможность создания интерактивных и адаптивных систем обучения [4]; предоставлять учащимся индивидуальные уроки и задания с учетом их потребностей и уровня владения языком. Это дает возможность каждому учащемуся работать в своем темпе и сосредотачиваться на своих слабых местах. Чат-бот также предлагает разнообразные упражнения и игры, которые способствуют развитию навыков чтения, письма,
говорения и понимания на слух. Например, с помощью голосовых ассистентов можно тренировать произношение и аудирование, а системы машинного перевода позволяют учащимся обогащать словарный запас. Кроме того, технологии ИИ могут быть использованы для создания виртуальных сред, в которых учащиеся могут общаться на иностранном языке. Такие среды включают в себя виртуальных собеседников, ролевые ситуации и симуляции реальных ситуаций. Наконец, чат-бот может быть использован для автоматической оценки и обратной связи по результатам учебных заданий. Система обратной связи является важной составляющей образовательного процесса [4]. ИИ позволяет создавать чат-боты, которые способны взаимодействовать с учащимися с помощью ведения диалога, анализировать их ответы и давать качественную обратную связь. В целом лингводидактический потенциал технологий ИИ может значительно улучшить процесс овладения иностранным языком, сделать его более доступным, интерактивным и персонализированным. Несмотря на успешное использование ИИ в процессе обучения иностранным языкам, существуют проблемы и ограничения:
1. ИИ может иметь ограничения в распознавании акцентов, диалектов и произношения, что может привести к неточным оценкам и обратной связи.
2. ИИ может иметь ограниченный контекст и понимание естественного языка, что может привести к неправильной интерпретации или неправильной оценке ответов учащихся.
3. ИИ ориентирован на самостоятельное обучение, в связи с чем учащиеся могут испытывать отсутствие реальных межличностных контактов.
Важно использовать ИИ в сочетании с другими методами, которые дают возможность учащимся применять свои языковые навыки в реальных ситуациях.
Принципы обучения
Обучение иноязычному речевому общению на основе технологий ИИ реализуется с помощью следующих принципов обучения.
Индивидуализация: учет потребностей и уровня знаний каждого учащегося для предоставления персонализированного материала и заданий.
Активное участие: обучение, основанное на взаимодействии, включая диалоги и задания, требует активного участия каждого учащегося.
Контекстуальность: формирование навыков и умений иноязычной речевой деятельности в реальных или симулированных ситуациях, что помогает учащимся применять свои знания на практике.
Обратная связь: предоставление немедленной обратной связи относительно произношения, грамматики и других аспектов языка, чтобы учащиеся могли понять свои ошибки и исправить их.
Постепенность: увеличение сложности заданий.
Мотивация и заинтересованность: использование интерактивных и захватывающих методов, таких как игры, уровни достижений и т. д.
Адаптивность: учет потребностей учащегося и предоставление персонализированных маоериалов и заданий.
Интерактивность: предоставление учащимся возможности взаимодействия с ИИ,задаватьему вопросы,проводить дибогн.
Методы обучения
К методам орученилвнояаычномуречеволу общению с испольвоваьиаи технологий ИИ относятся:
Интерактивные обучающие приложения для изучения иностранного языка. Они мсгигпдеввагать пеосонаыипиовзаун ые задазиявсоотвлтсввиисыров-нем и потребностями учащегося.
Голосовые помощники, такие как Алиса, Siri, А1еха, могут помочь в изучении иностранного языка, отвечая на вопросы, делая переводы и отрабатывая произношение.
Автоматический перевод может быть полезным для понимания и перевода текстов на иностранном языке.
Виртуальные классы и онлайн-курсы предоставляют персонализированные материалы и обратную связь.
Анализ произношения: голосовые ассистенты могут анализировать произношение учащегося, предлагать обратную связь и давать советы по его улучшению.
Адаптивное обучение: чат-боты могут адаптироваться к уровню и потребности обучаемых, предлагая им различные индивидуальные задания и материалы.
Обозначения:
Среда 2 (удаленное окружение) (лингводидактическая среда обучения с использованием технологий искусственного интеллекта).
Среда 1 (ближайшее окружение) (лингводидактическая среда обучения с использованием традиционных печатных учебных материалов и информационно-коммуникативных технологий).
На схеме 1 представлены основные компоненты лингводидактической среды с использованием технологий ИИ (среда 2):
1. Учащийся: личные гаджеты (смартфон, планшет, компьютер), которые он использует для доступа к образовательным материалам и взаимодействия с системой.
2. Образовательная платформа: веб-приложение, которое предоставляет доступ к образовательным ресурсам, заданиям и инструментам для изучения языка.
3. Интеллектуальный помощник: система искусственного интеллекта, которая отвечает на вопросы учащихся, дает объяснения и предоставляет обратную связь. Он использует технологии обработки естественного языка и машинного обучения для понимания ианализаответов учащихся.
4. Адаптивные задания: система, которая предлагает задания и упражнения с учетом индивидуальных потребностей и уровня владения языком. Она может использовать аналитику искусственного интеллекта для оценки прогресса и предоставления наиболее подходящих заданий.
5. Онлайн-ресурсы: база данных с образовательными материалами (тексты, аудио- и видеоматериалы и т. д.).
6. Мультимедийные инструменты: интерактивные инструменты (голосовые и видеочаты), которые помогают улучшить навыки устной и письменной речи.
Образовательная платформа Duolingo, Rosetta Stone, Lingvist, Babbel
Преподаватель
Действия:
Телефон, планшет, компьютер Формирует учебную среде
для доступа к образовательным Организует уиабн е действия
(голосовые и видео-чаты распознавание речи и синтез
Схема 1
7. Аналитика: система, которая собирает и анализирует данные о прогрессе учащихся, их ошибках, успехах и предпочтениях. Эта информация может быть использована для дальнейшей персонализации обучения [5].
Таким образом, можно сказать, что, когда ИИ полностью интегрируется в образовательный процесс, задачи обучения выйдут на новый уровень. Обратная связь, персонализация обучения, адаптация к потребностям каждого будут оказывать значительное влияние на учащихся. В настоящее время в вузах используются технологии ИИ в процессе обучения иностранным языкам. Высшим
Библиографический список
учебным заведениям необходимо осознать спектр возможностей и проблем, которые станут актуальными с внедрением ИИ. Важно осуществлять исследования по выявлению новых ролей преподавателя в учебном процессе. ИИ не может полностью заменить преподавателя и межличностные контакты в реальной ситуации. Преподаватель не только передает знания, но и является наставником, помогающим выбрать адекватную реакцию на различные ситуации в процессе коммуникации на иностранном языке. Он является проводником в мир культуры того народа, чей язык он преподает.
1. Бурина Е.В. Методика проектирования лингводидактической среды для обучения иноязычному речевому общению (французский язык, как второй иностранный; языковой вуз). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.
2. Соколова И.А. и др. Искусственный интеллект как стратегический инструмент экономического развития страны и совершенствования ее государственного управления. Перспективы применения искусственного интеллекта в России для государственного управления. int. J. Open inf. Technol. 2017; T. б, Ч. 2, № 9: 77-101.
3. Горшенин А.К., Данилович Е.С., Хромов Д.Р Система управления обучением ELIS. Пользовательский интерфейс и функциональные возможности. Системы и средства информатики. 2017; Т. 27, № 2: 70-84.
4. Добрица В.П., Горюшкин Е.И. Применение интеллектуальной адаптивной платформы в образовании. Audi tor ium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019; № 1(21): 1-10.
б. Гадзаова Л.П. Роль обучения иностранным языкам в контексте развивающих тенденций профессионального и личностного становления студентов нелингвистических вузов. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013; № 4 (16): 127-136.
References
1. Burina E.V. Metodika proektirovaniya lingvodidakticheskoj sredy dlya obucheniya inoyazychnomu rechevomu obscheniyu (francuzskij yazyk, kak vtoroj inostrannyj; yazykovoj vuz). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.
2. Sokolova I.A. i dr. Iskusstvennyj intellekt kak strategicheskij instrument 'ekonomicheskogo razvitiya strany i sovershenstvovaniya ee gosudarstvennogo upravleniya. Perspektivy primeneniya iskusstvennogo intellekta v Rossii dlya gosudarstvennogo upravleniya. int. J. Open inf. Technol. 2017; T. б, Ch. 2, № 9: 77-101.
3. Gorshenin A.K., Danilovich E.S., Hromov D.R. Sistema upravleniya obucheniem ElIS. Pol'zovatel'skij interfejs i funkcional'nye vozmozhnosti. Sistemy isredstva informatiki. 2017; T. 27, № 2: 70-84.
4. Dobrica V.P., Goryushkin E.I. Primenenie intellektual'noj adaptivnoj platformy v obrazovanii. Audi tor ium. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 1(21): 1-10.
б. Gadzaova L.P. Rol' obucheniya inostrannym yazykam v kontekste razvivayuschih tendencij professional'nogo i lichnostnogo stanovleniya studentov nelingvisticheskih vuzov. Vestnik Permskogo universiteta. Fiiosofiya. Psihoiogiya. Socioiogiya. 2013; № 4 (16): 127-136.
Статья поступила в редакцию 29.11.23
УДК 165.194:378.04-057.875
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia),
E-mail: [email protected]
Vostrikova T.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Psychology, Astrakhan State University
(Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]
COGNITIVE STRUCTURING OF INFORMATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION. The article highlights a problem of presenting educational information by a teacher to students. The emphasis in the educational process is placed on the consideration of its cognitive structuring. The teacher needs to structure a large amount of information on a specific discipline in such a way as to ensure a high-quality learning process for students. Various methods and techniques of the teacher's translation of the necessary educational material to students are presented. The socio-psychological contradictions concerning each period of student age and changes in the formation of their personality are analyzed. The results of the study of individual characteristics of students (reflexivity, style of thinking, influence of past experience on the way of solving problems) in students of the 1st, 4th courses of the humanities are presented. Specific conclusions are formulated.
Key words: distance learning, distance learning according to higher education programs, distance education technologies, principles of distance education, tasks of distance education
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, E-mail: [email protected]
Т.А. Вострикова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева», г. Астрахань,
E-mail: [email protected]
КОГНИТИВНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье освещается проблема преподнесения учебной информации преподавателем студентам. Акцент в учебном процессе ставится на рассмотрении когнитивного ее структурирования. Большой объем информации по конкретной дисциплине преподавателю необходимо структурировать так, чтобы обеспечить качественный процесс обучения студентов. Представлены различные способы и приемы трансляции преподавателем необходимого учебного материала студентам. Проанализированы социально-психологические противоречия, касающиеся каждого периода студенческого возраста и изменений в формировании их личности. Представлены результаты исследования индивидуальных особенностей студентов (рефлексивность, стиль мышления, влияние прошлого опыта на способ решения задач) 1, 4 курсов гуманитарного направления. Сформулированы конкретные выводы.
Ключевые слова: структурирование, учебная информация, учебная деятельность, студенты, знания, образовательные организации
Актуальность темы обусловлена проблемой преподнесения преподавателем учебной информации студентам с использованием структурирования научного материала в процессе доминирующего этапа формировании личности, раскрывающего ее потенциал и возможности. Современные условия обучения в высших учебных заведениях требуют от студентов достаточно высокого уровня социальной зрелости, способности к самостоятельной организации учебной деятельности, умения учиться [1-10].
В вузах остро встают проблемы эффективности обучения в условиях жесткой информационной перегрузки и многозадачности, так как современное человечество полноправно сегодня можно считать информационным [10]. В связи с
этим современный процесс обучения должен включать в себя метод структурирования знаний, который существенно может повлиять как на эффективность процесса обучения, так и на способы передачи знаний студентам в контексте формирования их профессиональных компетенций. Сегодня самое сложное -сделать так, чтобы студент захотел получить новые знания и чему-то научиться [2]. В связи с этим преподавателю необходимо учитывать «личность» студента, так как данное понятие является одной из самых сложных категорий. Преподаватель должен понимать ее возможности [1].
Наличие рефлексивности, индивидуального стиля мышления, способа решения различных задач у студента поможет понять, что он наделен способ-