Научная статья на тему 'Технологии повышения эффективности чтения: необходимость объединения достижений'

Технологии повышения эффективности чтения: необходимость объединения достижений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1588
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Маргарита Юрьевна

В статье рассматриваются технологии повышения эффективности чтения, разработанные преимущественно отечественными специалистами; ставится проблема использования их достижений в едином воспитательно-образовательном процессе школ и библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reading Intensification Technologies: Necessity of Achievements Integrating

The article considers reading intensification technologies mostly worked out by the Russian specialists; the problem of using their achievements in unitary educational process of the schools and libraries is put forward

Текст научной работы на тему «Технологии повышения эффективности чтения: необходимость объединения достижений»

УДК 37. 0 ББК 74.2

Ваганова Маргарита Юрьевна

соискатель

кафедра библиотечно-информационной деятельности Челябинская государственная академия культуры и искусства

г. Челябинск Vaganova Margarita Yurievna Applicant for a Degree Chair of Libraring-and-Information Activity Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Chelyabinsk

Технологии повышения эффективности чтения: необходимость объединения достижений Reading Intensification Technologies: Necessity of Achievements Integrating

В статье рассматриваются технологии повышения эффективности чтения, разработанные преимущественно отечественными специалистами; ставится проблема использования их достижений в едином воспитательнообразовательном процессе школ и библиотек.

The article considers reading intensification technologies mostly worked out by the Russian specialists; the problem of using their achievements in unitary educational process of the schools and libraries is put forward.

В современных условиях образовательная деятельность практически строится на чтении; изучение каждого предмета требует от школьника освоения учебных и научных текстов, однако, к сожалению, современная общеобразовательная школа, не в состоянии сформировать необходимый уровень читательской компетентности учащихся. Во многом это объясняется неосведомленностью учителей-предметников о достижениях в сфере обучения эффективному чтению, затрудненным информационным обменом между специалистами в области педагогики, библиотековедения, психологии.

В сложившейся кризисной ситуации, когда результаты международного исследования PISA свидетельствует о неудовлетворительном качестве чтения школьников, задача преодоления межведомственной и межотраслевой разобщенности названных специалистов осознается как острейшая, требующая безотлагательного решения. Требуется интеграция усилий профессионального сообщества как в теоретическом исследовании феномена чтения и его трудностей, так и в практическом освоении уже апробированных технологий повышения его эффективности. Существует необходимость изменения характера свя-

зей и отношений между воспитательно-образовательными учреждениями, осмысления общности их целей, выстраивания единой образовательновоспитательной стратегии, в особенности - школ и библиотек.

Проблема взаимодействия названных учреждений, поддержание должного равновесия обучающих систем всегда относилась к сложным вопросам философии образования. В контексте его модернизации, широкого внедрения в учебный процесс информационной техники, неограниченного доступа к информации, важно осмыслить, что образовательный процесс не равен учебному процессу; он включает в себя и дополнительное образование. В условиях неограниченного доступа к информации утрачивается монополистическая позиция школы в сфере общеобразовательных знаний; многие ученые и практики отмечают, что в развитии отечественной педагогики намечается переход от единой моноструктурной формации к еще не сложившейся, но активно формирующейся полиструктурной системе. Библиотека в этой системе рассматривается как обязательный элемент, для которого характерен свой мир организации воспитательно-образовательного процесса.

Для создания взаимодействия различных структур, совмещения их образовательных логик, развития позиций сотрудничества и партнерства необходимо, прежде всего, осмысление успехов в сфере науки о чтении, создание своего рода «банка данных» технологических достижений, направленных на повышение его эффективности.

Первые шаги в синтезировании технологических достижений в данной сфере сделаны в сборниках, подготовленных В. Я. Аскаровой [11], Е. И. Кузьминым [6;10], С. В. Волковым [15] , О. И. Громовой [6]; здесь представлен разнообразный практический опыт воспитательно-образовательных учреждений России; история и теория данного вопроса наиболее полно отражена в монографических исследованиях В. А. Бородиной [2] и Н. Н. Сметанниковой [13].

Качественный выбор накопленных технологий можно сделать лишь в том случае, если специалист (педагог, библиотекарь) обладает достаточной информацией, имеет соответствующие знания; так ему легче соотнести свои возмож-

ности с конкретной, зримой методикой или творчески воспроизвести, адаптировать технологии, наработанные коллегами или профессионалами смежных областей. Чем шире круг творческих групп и отдельных деятелей, разрабатывающих и использующих различные технологии повышения эффективности чтения, тем многоаспектней, интересней будут решения; появится немало возможностей для создания различных образовательных проектов, выбора технологий, соответствующим конкретным задачам, условиям работы коллектива или отдельного специалиста, его стилю работы. Очевидна и необходимость в появлении специалистов новой профессии - методологов чтения, которые должны обеспечивать интеграцию, систематизацию межотраслевых знаний, развивать данное направление, заниматься исследовательской работой по разработке и внедрению новых технологий.

Поясним, что имеется в виду, когда речь идет о технологиях обучения эффективному чтению, и каковы их отличительные черты, сильные и слабые стороны. В переводе с греческого термин «технология» означает «учение о мастерстве и искусстве» [12, с. 7] . Понятие «технология» до недавнего времени было связано с техническими науками. Применение данного термина к области духовного производства (образованию, культуре, политике педагогике) во многом объясняется технологизацией современного общества. Технологии повышения эффективности чтения могут научить новым технологиям работы с текстом, приемам их понимания, преобразовать обучение и весь воспитательнообразовательный процесс, придать ему большую целенаправленность.

Главными моментами технологий являются: целеполагание, воспроизводимость, устойчивость результатов, структура и содержание читательской деятельности учащегося и педагога, характер их взаимодействия. В образовательно-воспитательной работе технологии разрабатываются под конкретный педагогический замысел. В их основе лежат определенные ценностные и целевые установки, гарантированный результат. Технологии повышения эффективности чтения являются связующим звеном между теорией чтения и читательской деятельностью, выступают как концентрированное выражение достигнутого уров-

ня развития, внедрения научных достижений в практику, обеспечивает рационализацию процесса обучения.

Ключевой характеристикой технологий чтения является их метапредметность, «сверхпредметность», «допредметность». Специфика современных педагогических технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут обеспечить воспитательно-образовательный процесс в его целостности. Необходимость столь широкого подхода связана с тем, что сегодня качество образования связывают не столько с суммой и количеством знаний, сколько с развитием внутренней и внешней деятельности, формированием рефлексивных знаний; когда школьник и в урочной, и во внеурочной деятельности начинает осмысленно работать над качеством своего чтения, стремится самостоятельно находить и устранять возникающие при этом трудности, т.е. развивать свои читательские способности, открывать мир собственного “Я” и пытаться управлять им.

Трудности чтения при умелой постановке педагогического процесса обладают созидательным потенциалом; они стимулируют, аккумулируют энергию, способствуют прорыву в зону ближайшего развития; технологии; направленные на их осознание, рефлексия по поводу качества своей читательской деятельности - необходимое условие личностного роста и повышения качества читательской деятельности. По сути, авторы технологий раскрывают наиболее эффективные пути осознания и преодоления трудностей чтения, выступают в роли методологов чтения.

Перечисленное относится к достоинствам технологии чтения, однако имеются и недостатки. К ним относятся ориентация на обучение репродуктивного типа, своего рода «натаскивание», а также недостаточная разработанность мотивации обучающей деятельности; чрезмерное увлечение готовыми технологиями, своеобразный «педагогический фельдшеризм» порой приводят к игнорированию индивидуального своеобразия личности ученика, его внутреннего мира. Для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик - робот, а учи-

тель - компьютер. Видимо поэтому «сплошная технологизация» не всегда приветствуется специалистами культурно-образовательной области.

В этой ситуации обратим внимание на необходимость тщательного отбора имеющихся методик для педагогического проектирования; продукта творческой деятельности специалиста, который создает свой проект на основе осмысления, понимания существующих технологий, методик, методов, приемов. Достигнуто понимание того, что в этом вопросе важен не только поиск определений, аргументация необходимости, приоритетности каждой конкретной технологии, но еще большее значение имеют методологические изыскания укрупненных классификационных единиц. Их разработка даст целостное представление о технологиях чтения, поможет преодолеть впечатление всеобщей одинаковости, даст возможность более точного теоретического описания уникальности каждой из них, откроет перспективы научно-практических поисков специалистов смежных областей знания. Однако необходимый этап синтезирования достижений, их обобщения - анализ имеющихся технологий и методик.

Современные технологии повышения эффективности чтения имеют глубокие исторические корни. В 20-30 гг. XX века их основы заложены в работах отечественных исследователей: Н. А. Рубакина, С. И. Поварнина. Д. С. Балики, Е. П. Бутягина, В. А Невского, И. В. Ребельского, Л. П. Базилевича и др.. В трудах названных специалистов обильно представлены советы читателям по выбору рациональных приемов умственной работы, алгоритмизированные схемы, способствующие лучшему усвоению содержания. Ученые разрабатывали рекомендации по выделению смыслового концепта текста, предлагали упражнения для отработки привычки умело ставить вопросы, делать выводы, составлять планы, конспекты, соблюдать правила гигиены чтения, «сравнивать читаемое с жизнью». Важно отметить, что современные технологии позволяют преодолеть «размытость», неопределенность, нечеткую целевую направленность ранее разработанных методик, недостаточно управляемых процедур обучения.

Обилие информации, растущие требования к ее оперативному усвоению обусловили появление в последующем разнообразных технологий эффективно-

го чтения. Рассмотрим наиболее распространенные из них, связанные с оптимизацией восприятия литературы отраслевой тематики; в данном случае придется пренебречь тем, что сами авторы далеко не всегда называют совокупность предлагаемых ими действий «технологиями».

В 60-70 гг. XX века появляется технология быстрого чтения О. А. Андреева и Л. Н. Хромова [1]. Ее цель - быстрое чтение нетрадиционными методами с полным и качественным усвоением материала, освоение новых навыков умственной деятельности; технология, или как ее называют авторы, «техника», направлена на преодоление артикуляции, регрессий, традиционного движения глаз, которые замедляют процесс чтения. Совокупность предлагаемых ими упражнений обращена на преодоление неуверенности в своих читательских возможностях, расширение поля зрения в процессе чтения, умение извлекать основные информационные блоки и осуществлять смысловой анализ текста. О. А. Андреевым и Л. Н. Хромовым предложена алгоритмизация чтения, в которой тема текста отождествлялась с его основным содержанием, и были проработаны блоки, связанные с критическим осмыслением материала и оценки степени его новизны. Читателям рекомендовано придерживаться правил быстрого чтения: читать без регрессий, артикуляций; мысленно укладывать информацию в блоки интегрального алгоритма; читать вертикальным движением глаз; быть внимательным; понимать прочитанное в процессе чтения (выделять ключевые слова, смысловые опорные пункты); использовать при чтении приемы запоминания; читать с переменной скоростью, использовать пять способов чтения; постоянно тренироваться, читать ежедневную норму).

В 70-80 гг. XX века была разработана «школа рационального чтения» М. Зиганова, которая предназначена читателям от 14 лет; во многом она строится на достижениях зарубежных ученых. В настоящее время эта «школа» активно пропагандируется своим создателем и широко распространяется в основном посредством печатных изданий. Описанная М. А. Зигановым технология рационального чтения направлена на минимальные затраты физических, умственных усилий при максимальной скорости охвата содержания при наиболь-

шем его осмыслении. В ней предлагаются сведения, объясняющие механизмы мышления, процессы памяти, акты внимания; описываются практические упражнения, задания, тренировочные тексты. Технология нацелена на применение логических операций для преодоления трудностей творческого понимания текста, его интерпретации. Особенно важно отметить, что М. А. Зиганов делает акцент на рефлексивные трудности; в частности, им отрабатывается умение ставить вопросы к тексту, формировать цель чтения [4].

В эти же годы появляется технология динамического чтения В. А. и С. М. Бородиных, которая в 90-е гг. XX века модифицируется в технологию развития акмеологического чтения. Технология предназначена всем категориям читателей, она направлена на гармонизацию личностного мира чтения человека на уровне «акме», вершины его развития. Акмеологическая технология читательского развития ставит цель обучения активной и высокопродуктивной деятельности с разнообразной информацией на основе развития личности читателя; ее рекомендуется применять в процессе обучения на всех ступенях образования и самообразования, а также в профессиональной деятельности. Технология реализуется на основе принципа интерактивности и многообразных формах индивидуального и диалогового обучения, обеспечивает творческую свободу читателя в освоении информации; она направлена на развитие гибких стратегий чтения, повышение его продуктивности за счет освоения аналитикосинтетических приемов работы с текстом, формирования критического отношения к прочитанному, умения видеть текст в единстве содержания и характера изложения материала. Авторы обратили внимание на трудности чтения, связанные с затруднениями в процессе актуализации словарного запаса, использования смысловой догадки. В технологии В. А. и С. М. Бородиных применяются алгоритм смыслового восприятия текста (АСВТ) и методика анализа художественного текста (МАХТ). Предлагается обильное использование многообразных упражнений, словесно-дидактических игр: «Слова-ориентиры», «Шифрограмма», «Восстановление разрушенных предложений», «Восстановление рассыпанных пословиц» и др. [2].

Технологию информационно-логической, ораторской и коммуникативной культуры специалиста (ИНЛОККС) разрабатывает И. В. Усачева; существенной особенностью данной технологии является положение о системной связи чтения, письма, говорения, слушание. Предназначена она для чтения разнообразной информации в процессе учения и обучения на всех ступенях образования и самообразования, а также в профессиональной деятельности. Предлагаются упражнения на развитие всех видов письменноречевой деятельности: составление граф-схем, свободных таблиц, идеального конспекта; рассматриваются возможности повышения качества различных видов самостоятельной работы обучающегося - устное и письменное реферирование, аннотирование, подготовка докладов, групповая дискуссия и т.д. [13].

В 90-е гг. XX века разрабатывается технология развития критического мышления средствами чтения и письма И. О. Загашева (РКМЧП). Под критическим мышлением автор понимает совокупность качеств и умений, определяющих высокий уровень исследовательской культуры читателя. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к миру, которое проявляется в вариативной, самостоятельной, осмысленной позиции. Фазами технологии являются: вызов (актуализация имеющихся знаний по данной теме), осмысление, рефлексия. Применяются стратегии «Чтение с остановками», «Условные значки», «Знаю-хочу-узнать-узнал», и др. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования, осмысленности [3].

В начале 2000-х гг. XXI в. обосновывается стратегиальный подход к обучению чтению чтения Н. Н. Сметанниковой; суть его - в воспитании человека, который на основе освоения различных стратегий чтения умел бы читать на протяжении всей жизни различные материалы на разных языках в соответствии с разнообразными целями. Ученый отмечает такие трудности чтения: неумение привлекать информацию, находящуюся за пределами текста, использовать сведения из смежных областей, интерпретировать текст, формировать к нему критическое отношение и т.д. В соответствии с ее наблюдениями, значительные

затруднения вызывает чтение текстов с противоречивыми, альтернативными точками зрения, соединение и обобщение информации, составление фрагментов в общую информационную картину, оценивание материала, формулировка выводов, анализ, синтез, сравнение, выдвижение гипотез.

Н. Н. Сметанникова рекомендует использовать различные стратегии чтения; она их определяет как систематизированный план и программа действий и операций, осознанно и целенаправленно применяемые для управления обучением с целью улучшения его качества и рекомендует применять соответственно этапам чтения (предчтение, чтение, постчтение). Стратегии не равны алгоритмам, они допускают отклонения, варианты, различные тактики. Стратегии, описанные автором, содействуют преодолению квалификационных, лексикориторических, рефлексивных трудностей чтения [13].

В начале 2000-х гг. XXI в. разрабатывается технология гибкого скорочтения «ШАНС» - Шкала Анализа Новых Смыслов, принадлежащая авторскому коллективу (Н. Л. Мышкина, Л. В. Кушнина, И.В. Беляева, Л. К. Гейхман, Н. Н. Перчаткина). Цель технологии: развитие аналитико-синтезирующего творческого мышления и профессионализма в чтении, через освоение методики скоростного восприятия текста, включающей не только сознание, но и подсознание для решения сложных мыслительных задач. Гибкое скорочтение, с точки зрения авторов - это не только умение читать со скоростью 3300 знаков в минуту и более, воспринимая и запоминая информацию, но еще и умение быстро схватывать суть чужой идеи, оценивать ее перспективы, принимать решения и выстраивать собственную позицию, чтобы научиться выдвигать гипотезы, а также прогнозировать последствия предлагаемых решений. Читатель должен уметь правильно формулировать вопрос, давать задание своему подсознанию получить ответ, а затем оценить информацию, полученную из подсознания, ибо чаще всего она возникает в синтезированном, свернутом виде. Обучающая система ШАНС придает направленность внутреннему развитию личности, она нацелена на раскрытие ее интеллектуальных и психологических возможностей. Описываются используемые при этом приемы: указания, тренинги, задания,

упражнения какие? Нужна пара примеров. В рамках данной технологии читатель пишет реферат, аннотацию на прочитанный текст, анализирует его, доказывает свою точку зрения, составляет схему по ступеням ШАНС и т.д. [5].

Существуют и технологии обучения чтению маленьких читателей; не останавливая внимание на широко известной технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н. А. Зайцева [8], рассмотрим менее распространенную технологию природосообразного воспитания грамотности для младших школьников А.М. Кушнира [7]. Целевыми ориентациями последней являются следующие положения: воспитание читателя и более широко - воспитание автономной самообучающейся личности, развитие эйдетического чтения (способности видеть в процессе чтения пространство и события читаемого произведения). Чтение понимается как основная форма познания и общения, активный процесс, побуждаемый и регулируемый целями, мотивами и, установками, ценностными ориентациями, т.е. личностными образованиями. Автор технологии считает, что развитие чтения - это развитие понимания. Обучение чтению осознается им, прежде всего, как воспитание ценностного отношения к чтению, формирование соответствующего образа жизни, практика информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей личности. И только в последнюю очередь обучение предполагает развитие соответствующих психомоторных навыков, то есть развитие техники чтения. Чтение лишь продолжает такие феномены как слушание, говорение, письмо, понимание, общение, отношение. Основным методом обучения в данной технологии является технологическая карта развития навыков чтения [7].

Представляется весьма спорным, что авторы представленных технологий, методик, приемов считают возможным их использование применительно к повышению качества восприятия художественной литературы. Дискуссия по этому вопросу - за пределами данной статьи, поэтому обратим внимание лишь на недавно опубликованные и малоизвестные в педагогической среде работы, которые, с нашей точки зрения, не разрушают целостность художественного произведения, бережно относятся к его структуре, не деформируют восприятие чи-

тателя. Это «Школа творческого чтения» - результат многолетнего труда И. И. Тихомировой; концептуальными составляющими «школы» является понимание природы чтения как особого вида эмоционально-творческой жизни, развитие способности резонировать на творчество писателя ответным творчеством. Применяются разнообразные формы и методы: игры, конкурсы, задания, обсуждения, диалоги, тренинги в диалогах и играх, блиц-опросы, анализ ситуаций, упражнения, брэйн-ринг, викторины [14].

Шагом к накоплению банка данных о стимулировании чтения художественной литературы в школе является книга С. В. Волкова «Школа - территория чтения»; здесь представлен наколенный учителями «в высшей степени профессиональный опыт, который есть и может быть использован для оздоровления литературного образования, для изменения ориентиров в школьном продвижении чтения»[15].

Рассмотренный материал позволяют сделать следующие выводы. Прежде всего, стоит отметить разнообразие, широту целевых ориентаций технологий: от повышения скорости восприятия (ощущения, осмысления) материала до развития человека к «акме». Наблюдается динамическое развитие технологий, особенно в вопросах читательского назначения и тексто-видовой направленности: нередко авторы адаптируют технологии для различных категорий читателей и рекомендуют применять их для чтения текстов, как отраслевой тематики, так и художественных. Отмечается приоритет теоретических знаний, объясняющих механизмы мышления, процессы памяти, внимания.

На основе обобщения теоретических и прикладных разработок, результатов экспериментов, осуществляемых отечественными специалистами в области социальных наук, образования, библиотечного дела составлены рекомендации Э. А. Орловой по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [9]. Рекомендации ускоряют процесс использования в работе учителя научных изысканий и лучшего практического опыта, накопленного в ряде регионов Российской Федерации.

Статьи видных отечественных и зарубежных специалистов, в которых излагаются методики реализации программ в поддержку чтения, анализируются тенденции развития книжной сферы и связанных с ней читательских интересов населения нашей страны, а также в США, Великобритании и Швеции обобщаются в книге «Остановиться, оглянуться» под редакцией Е. И. Кузьмина [10]. Публикуемые материалы убедительно свидетельствуют о чрезвычайной остроте и общественной значимости проблем чтения в современном мире.

Изложенный материал показал насущную необходимость междисциплинарных трудов обобщающего характера, в которых бы рассматривались терминологические проблемы, особенности теоретических подходов, границы применения тех или иных технологий; теория и практика повышения эффективности чтения должна институциализироваться, «обрасти» специалистами из различных сфер гуманитарного знания. На данном этапе разобщенности специалистов и разбалансированности тематики научных исследований особенно важна роль распространителей и пропагандистов новых идей, связанных с изучением чтения: профессиональной прессы, Международной ассоциации чтения, Международного института чтения им. А. А. Леонтьева, Российской ассоциации чтения, Российской школьной библиотечной ассоциации, центров чтения при высших учебных заведениях, библиотеках. Их миссия в вопросах сближения, консолидации усилий, в создании и поддержке инновационной среды, определенной морально-психологической обстановки в обществе неоспорима.

Библиографический список

1. Андреев, О. А. Техника быстрого чтения: Первая ступень: Программа «Доминанта 2000-го года» [Текст]/ О. А. Андреев., Л. Н. Хромов. - М.: Прометей, 2007. - 160с.

2. Бородина, В. А. Теория и технологии читательского развитии в отечественном библиотековедении. В 2 ч. Ч.1. : Научные и методологические основы [текст] / В. А. Бородина. -М. : Школьная библиотека, 2006. - 336 с.

3. Загашев, И. О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. О. Загашев [текст] // Библиотека в школе. - 2001. - №17. - С. 56 - 59

4. Зиганов, М. Как повысить культуру, качество и скорость чтения [текст] / М. Зиганов.

- М. : Школа рационального чтения, 2008. - 151с.

5. Гибкое чтение - ваш шанс. Путь к творчеству и профессионализму в чтении [текст] /

Н. Л. Мышкин, Л. В. Кушнина, И. В. Беляева и др.- М. : АСТ: Восток-Запад, 2006. - 190 с.

6. Как разорвать замкнутый круг : Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : научно-практический сборник / Сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. - М.: МЦБС, 2007 - 184 с.

7. Кушнир А.М. Библиотека вместо азбуки [электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://ps.1september.ru/2001/04/3-2.htm.- Загл. с экрана.

8. Обучение чтению по методике Зайцева Н. А. (от 3 до 7 лет) [электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.svetlyachok.nnov.ru/catalogue/2/37. - Загл. с экрана.

9. Орлова, Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э. А. Орлова - М.: МЦБС, 2008. - 72с.

10. Остановиться. Оглянуться... Сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. -М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 104 с.

11. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России:

Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007.

- 272 с.

12. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб пос. [текст] / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

13. Сметанникова., Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности [текст] / Н. Н. Сметанникова. - М. : Школьная библиотека. - 512 с.

14. Тихомирова, И. И. Школа творческого чтения / И.И. Тихомирова. - М.: ВЦХТ, 2003. - 160 с.

15. Школа как территория чтения. Сборник статей /Сост. С. В. Волков. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. - 88 с.

16. Усачева, И. В Курсе эффективного чтения учебного и научного текста [текст] / И. В Усачева.- М.: Просвещение, 2001. - 123 с.

Bibliography

1. Andreev, O. A. Technology of the Quick Reading: First Step[Text] / O. A. Andreev, L. N. Khromov. - M.: Prometheus, 2007. - 160 p.

2. Borodina, V. A. Theory and Technologies of Reader's Development in Domestic Library Science: In 2 Parts: Part 1: Scientific and Methdological Bases [Text] / V. A. Borodina. - M. : School Library, 2006. - 336 p.

3. Flexible Reading Is Your Chance. The Way to Creative Activity and Professionalism in Reading [Text] / N. L. Myshkin, L. V. Kushnina, I. V. Belyaeva, and others. - M. : AST: Orient-West, 2006. - 190 p.

4. How to Break a Coterie: Support and Development of Reading: Problems and Possibilities: Collection of Scient. Works / Comp. by E.I. Kuzimin, O. K. Gromova. - M.: ICLC, 2007 - 184 p.

5. Kushnir, A.M. The Library Instead of A,B,C [Electronic Resource] / A.M. Kushnir. - Access Mode: http://ps.1september.ru/2001/04/3-2.htm.

6. Orlova, E. A. Recommendations on Reader's Competence Level Development Within the Framework of the National Program of Reading Support and Developments [Text] / E. A. Orlova. -M.: ICLC, 2008. - 72 p.

7. School as a Territory of Reading: Collection of Articles / Comp. by S.V. Volkov. - M.: ICLC, 2008. - 88 p.

8. Selevko, K. Modern Educational Technologies : Manual [Text] / K. Selevko. - M. : Public Education, 1998. - 256 p.

9. Smetannikova., N.N. Strategy Approach to Teaching Reading [Text] / N. N. Smetannikova.

- M. : School library. - 512 p.

10. Stop. Look Around ... Collection of Information-and-Analytical Materials on Reading Problems [Text] / E. I. Kuzmin, A. V. Parshakova. - M.: ICLC, 2009. - 104 p.

11. Support and Development of Reading in the Library Space of Russia: Collection of Scien-tific-and-Practical Works / Comp. by V. Ya. Askarova. - M.: ICLC, 2007. - 272 p.

12. Teaching Reading by Zaytsev’s Procedure (From 3 to 7) [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.svetlyachok.nnov.ru/catalogue/2/37.

13. Tikhomirova, I. I. Creative Reading School / I.I. Tikhomirova. - M., 2003. - 160 p.

14. Usacheva, I. In the Course of the Efficient Reading of Scholastic and Scientific Text

[Text] / I. Usacheva.- M.: Enlightenment, 2001. - 123 p.

15.Zagashev, I. O. New Pedagogical Technologies in a School Library: Educational Technology of the Critical Thinking Development by means of Reading and Writing / I. O. Zagashev [Text] // Library at School. - 2001. - 17. - P. 56 - 59.

16. Ziganov, M. How to Enhamce Culture, Quality and Read Rate [Text] / M. Ziganov. - M. :

School of the Rational Reading, 1996. - 151 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.