Научная статья на тему 'Технологии педагогического сотрудничества с родителями в условиях первой младшей группы детского сада для детей с нарушениями речи'

Технологии педагогического сотрудничества с родителями в условиях первой младшей группы детского сада для детей с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЙ САД / CЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / COOPERATION WITH PARENTS / JOINT ACTIVITY / KINDERGARTEN / FAMILY EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемякина Ольга Владимировна

В статье представлен материал по актуальным вопросам взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. В частности, описываются формы сотрудничества с родителями воспитанников и нетрадиционные методы работы. В рамках представленных форм сотрудничества родители получают возможность узнать больше о психических особенностях своих детей и приемах взаимодействия с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемякина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии педагогического сотрудничества с родителями в условиях первой младшей группы детского сада для детей с нарушениями речи»

УДК 376.37

О.В. Шемякина

Научный руководитель: кандидат биологических наук, профессор А.Г. Московкина

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье представлен материал по актуальным вопросам взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. В частности, описываются формы сотрудничества с родителями воспитанников и нетрадиционные методы работы. В рамках представленных форм сотрудничества родители получают возможность узнать больше о психических особенностях своих детей и приемах взаимодействия с ними.

Сотрудничество с родителями, совместная деятельность, детский сад, семейное воспитание, педагогический процесс.

The article considers the issue of interaction of all participants of the educational process. In particular, the paper describes the forms of cooperation with students' parents and non-traditional methods of work where the parents get information about mental characteristics of children and relationships with them.

Cooperation with parents, joint activity, kindergarten, family education, educational process.

На протяжении многих лет в России складывалась система семейно-общественного воспитания детей раннего возраста. У истоков педагогики раннего детства стояли такие ученые, как Аксарина Н.М., Щелованов Н.М., разработки которых и в настоящее время не утратили своей актуальности. Однако в начале 1990-х гг. из-за низкой рождаемости и увеличения оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком эта система распалась. Большинство родителей стали воспитывать своих детей сами, без помощи специалистов, но оказались недостаточно подготовленными к воспитанию малышей, в частности, при наличии у них особенностей в развитии [4, с. 3 - 5].

В современных условиях вновь появился спрос родителей на образовательные услуги дошкольных учреждений. В настоящее время педагоги уделяют большое внимание разностороннему развитию личности детей, совершенствованию их познавательных и речевых возможностей. В детских садах организуется развивающая среда, планируется совместная деятельность педагогов разных профилей.

Несмотря на широкий круг различных видов деятельности и организацию коррекционно-развива-ющих занятий, воспитание и обучение ребенка в дошкольном учреждении не может происходить изолированно от семейного воспитания. Успех обучения определяет совместная работа педагогов дошкольного учреждения и родителей [7, с. 3].

В последнее время в воспитании детей все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи [6]. Семья является естественной средой развития ребенка. Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных взаимодействиях. Гармоничные отношения в семье способствуют успешному его развитию. Как отмечали Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Якобсон С.Г., Мик-ляева Н. В. и др., семья - уникальный социальный институт, в котором начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент

развития личности. Маленький ребенок полностью отождествляет себя с семьей, открывая свое собственное «я», воспринимая мир через оценки и поступки взрослых. Благодаря этому в семье осуществляется преемственность поколений, происходит социализация детей [5, с. 6].

На родителях лежит особая роль воспитателей, заключающаяся в принятии на себя ответственности за характер и перспективы развития личности и познавательной деятельности ребенка. При этом затруднительна для родителей смена социальной роли на педагогическую. Это связано с необходимостью приобретения специфических знаний об элементах воспитательного процесса и основах психического развития малышей. Помочь преодолеть эти трудности может целенаправленно организованное общение семьи и детского сада.

Одним из аспектов проблемы общения является поиск действенных путей сотрудничества. Сотрудничество - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным восприятием и проживанием хода соответствующей деятельности [2, с. 54 - 58]. В настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Основной целью такого взаимодействия является сплочение родителей, детей и педагогов детского сада, создание единых установок на формирование психической деятельности, создание эмоциональной поддержки. Это позволяет наметить следующие задачи взаимосвязи всех участников воспитательного процесса:

1) изучение интересов родителей в сфере психического развития их детей, методов воспитания и обучения;

2) повышение педагогической компетентности родителей по всем фундаментальным основам воспитания детей: физического, психического, социального, эстетического;

3) определение эффективных психолого-педагогических условий как средства ознакомления детей с окружающей средой;

4) гармонизация детско-родительских взаимоотношений;

5) выбор эффективных форм сотрудничества с родителями;

6) побуждение родителей к активному участию в жизни группы;

7) формирование у них ответственности за развитие малышей.

Выделенные задачи позволяют определить содержание работы с родителями и составить программу совместных действий педагога и родителей. Планируя содержание работы, мы отметили следующие приоритетные направления:

- привлечение родителей к сотрудничеству;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- помощь родителям по вопросам возрастных особенностей детей;

- воспитание у родителей потребности и желания заниматься творческой деятельностью со своим ребенком;

- формирование умений и навыков совместной детско-родительской деятельности (учебной, познавательной, творческой).

Первоначальным этапом работы было выявление особенностей семей, уровень их педагогических знаний. С этой целью мы проводили анкетирование, беседы с родителями. Анализ результатов дал представление об интересах родителей в области воспитания и обучения детей, о том, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.

Реализуя вышеуказанные направления, мы разработали тематический план, который использовался в различных традиционных формах работы. Среди них: оформление стенда логопеда, проведение родительских собраний, организация совместных праздников и детско-родительской деятельности, посещение родителями открытых занятий, индивидуальных консультации для родителей; ведение информационных папок, содержащих материалы по всем лексическим темам.

Стенды для родителей отражают сведения о развитии познавательной и речевой сферы ребенка при нормативном развитии, различных видах речевых нарушений, приводится материал по их совершенствованию и список рекомендуемой литературы. Целью создания таких стендов является ознакомление родителей с основными направлениями психического развития детей раннего возраста с нормативным развитием и задержкой речевого развития.

Родительские собрания организуются несколько раз в год и отражают широкий тематический спектр. Осуществляется знакомство родителей с результатами логопедического обследования детей, с основны-

ми направлениями работы, с необходимостью совместной работы. Также по многочисленным вопросам родителей планируются встречи на актуальные темы. При проведении встреч к обсуждению предлагаются такие темы, как: «Особенности речевого и познавательного развития детей 2 - 3 лет», «Обогащение речевого опыта в процессе повседневного общения», «Домашние игры, развивающие познавательную сферу», «Причины, сущность и значение кризиса трех лет в развитии ребенка» и др. Основой для обогащения знаний родителей служат труды авторов: Аксарина Н.М. [1], Печора К. Л [6] и др.

Большое место в организации совместной деятельности занимают совместные с родителями праздники. Родители - активные участники таких праздников - надевают различные сделанные вместе с детьми украшения и костюмы, водят с детьми хороводы, участвуют в различных совместных с детьми видах деятельности. Среди тематических циклов в организации совместных праздников можно выделить такие следующие темы: «Здравствуй, осень», «Новый год», «Восьмое марта», «Масленница» и др.

В течение всего учебного года проводится посещение открытых занятий родителями. В ходе таких занятий логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий. Большинство занятий проводится при активном включении родителей в процесс. В связи с тем, что на занятиях не всегда могут присутствовать сами родители, для них проводятся дополнительные консультативные встречи, которые дают возможность обсудить динамику развития ребенка, возникающие у него трудности и возможности их решений.

В рамках работы над каждой лексической темой родителям предлагается соответствующий материал. Данный материал помещается в уголок логопеда и меняется еженедельно. Содержанием предлагаемого материала служат задания, которые родителям рекомендуется выполнять с ребенком в домашних условиях в течение недели.

В рамках традиционных форм работы мы использовали нетрадиционные методы сотрудничества с родителями. Среди различных методов сотрудничества широкое распространение получил метод проекта. Метод проекта - это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей через совместную деятельность педагогов и родителей. Метод основан на личностно-ориентированном, индивидуальном подходе к каждому ребенку. В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема [2, с. 54 - 58]. Для метода проектов характерна групповая деятельность, что позволяет организовать педагогических процесс, основанный на взаимодействии педагогов, родителей и детей между собой и окружающей средой.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлечь детей в со-

вместный проект. Общение педагогов и родителей -это важнейшее условие и средство развития личности детей. Педагогическая деятельность требует постоянное и длительное общение, а также достаточный уровень владения техникой общения.

В рамках некоторых традиционных форм работы мы используем нетрадиционные технологии общения. Одной из таких форм является техника «Я-сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном [3, с. 36 - 42]. Техника состоит из нескольких частей и позволяет выразить чувства, конкретно обозначить существующие проблемы и наметить пути их решения.

Первая часть - объективное, беспристрастное описание ситуации, которая вызывает различные чувства (напряжение, удовольствие, огорчение). В этой части надо констатировать факт, но без собственных оценок. Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу (слышу), что...». В этой части нужно лишь констатировать факт, но не давать ему оценку. Во второй части необходимо рассказать о своих чувствах относительно конкретной ситуации. Например: «Я чувствую огорчение». «Мне приятно». В третьей части необходимо рассказать какое положительное или негативное воздействие оказывает данная ситуация. Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно взрослый может повлиять на ситуацию, помочь направить ее в положительную сторону.

Еще одной важной и необходимой в работе с родителями особенностью является способность педагога резюмировать обширную информацию, излагать свои мысли, чувства и представления в нескольких словах. В данном случае нами широко использовался такой вид общения, как составление синквейнов -небольших сообщений, позволяющих конкретизировать обширную информацию по разным направлениям развития и сделать ее более точной и понятной для родителей.

Такие сообщения составляет педагог. Они состоят из нескольких строчек, которые начинаются с определения и разъяснения темы беседы и заканчиваются рекомендациями к дальнейшей работе. Син-квейны являются быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации. Данный прием можно использовать во время проведения различных мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной информации. По син-

квейнам, составленным родителями, педагог может определить, точно ли доведена до родителей необходимая информация. Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволяет избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия педагогов и семьи в развитии ребенка.

Взаимодействие родителей и педагогов детского сада - это важное условие полноценного и эффективного воспитания и обучения ребенка. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только воспитания и обучения, но и просвещение родителей в соответствующих педагогических направлениях. Помогая семье воспитывать ребенка, педагоги одновременно помогают родителям повышать свою компетентность в вопросах воспитания и обучения.

Как показывает наш опыт, привлечение родителей к активному участию в деятельности группы детского сада является неотъемлемым и важным аспектом в развитии детей. Разнообразие методов взаимодействия дает возможность более обширного понимания сущности педагогического процесса и его составляющих, открывает возможности разностороннего развития детей.

Литература

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М., 1977.

2. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. -№ 2(59). - С. 54 - 58.

3. Гладкова, Ю.А. Технологии педагогического общения с родителями / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2010. - № 2. - С. 36 - 42.

4. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования / Т.М. Горюнова. - М., 2009.

5. Микляева, Ю.В. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада / Ю.В. Микляева, Н.Ф. Лагутина. - М., 2011.

6. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубе-ва. - М., 2004.

7. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практическое пособие / Г. А. Прохорова. -М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.