Научная статья на тему ' технологии, основанные на отношениях заботы и педагогической поддержки в постинтернатном сопровождении детей-сирот'

технологии, основанные на отношениях заботы и педагогической поддержки в постинтернатном сопровождении детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
забота / забота о себе / отношение заботы / педагогическая поддержка / дети-сироты / организации для детей-сирот. / care / self-care / caring attitude / pedagogical support / orphans / organizations for orphans.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Герцик

В статье представлен материал исследования технологий педагогической поддержки категории сирот, проживающих либо выпускающихся из Центров содействия семейному воспитанию, нацеленных на актуализацию готовности заботиться о себе и окружающих. Дано определение понятия «забота» в контексте педагогической поддержки детей-сирот. Описана проблема «дезадаптирующей» заботы, в ряде случаев мешающей личностному росту ребенка. Предложен метод решения сложившегося противоречия о том, что дети, проживающие в государственных организациях для сирот на полном попечении, после выпуска оказываются не готовыми к самостоятельной заботе о себе. Описана идея индивидуального наставничества, реализуемая «значимыми взрослыми», которыми в ряде случаев выступают успешные выпускники организаций для детей-сирот. Представлены некоторые результаты экспериментальных данных, полученных в ходе проведения лонгитюдного исследования на базе службы постинтернатной поддержки детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT BASED ON THE ATTITUDE OF CARE IN THE POST-BOARDING SUPPORT OF ORPHANS.

The article presents research materials on technologies of pedagogical support for the category of orphans living or graduating from Centers for the Promotion of Family Education, aimed at updating the willingness to take care of themselves and other people. The definition of the concept of “care” is given in the context of the pedagogical support of orphans. The problem of “maladaptive” care, sometimes interfering wit the personal growth of the child, is described. A method is proposed for resolving the existing contradiction that children living in state organizations for orphans with an overall care are not ready for self-care, when they graduate and leave these institutions. The work describes the idea of individual mentoring, implemented by adults. Some results of experimental data obtained during a longitudinal study based on the post-boarding support service for orphans are presented.

Текст научной работы на тему « технологии, основанные на отношениях заботы и педагогической поддержки в постинтернатном сопровождении детей-сирот»

4. Медушевский В.В. Сущностные силы человека и музыки. Музыка. Культура. Человек. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988.

5. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, посвященной 40-летию музыкально-педагогического факультета УрГПУ: в 4 т. Екатеринбург, 2000; Т. 3.

6. Рудницкая О.П. Культурологический аспект профессиональной подготовки педагога-музыканта. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд вXXI век: материалы III Международной научно-практической конференции. Москва, 1996; 38 - 41.

7. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. Москва: Музыка, 1990.

Refеrences

1. Archazhnikova L.G. Metodika muzykal'nogo vospitaniya: uchebnoe posobie. Moskva: MGZPI, 1989.

2. Asaf'ev B.V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveschenii. Moskva, 1973.

3. Kabalevskij D.B. Kakrasskazyvat'detyamo muzyke. Moskva: Prosveschenie, 1989.

4. Medushevskij V.V. Suschnostnye sily cheloveka i muzyki. Muzyka. Kul'tura. Chelovek. Sverdlovsk: Izd-vo UrGU, 1988.

5. Muzykal'no-'esteticheskoe obrazovanie v sociokul'turnom razvitii lichnosti: materialy Vserossijskoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 40-letiyu muzykal'no-pedagogicheskogo fakul'teta UrGPU: v 4 t. Ekaterinburg, 2000; T. 3.

6. Rudnickaya O.P. Kul'turologicheskij aspekt professional'noj podgotovki pedagoga-muzykanta. Muzykal'noe obrazovanie i podgotovka uchitelya muzyki: vzglyad v XXI vek: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 1996; 38 - 41.

7. Smirnov M.A. 'Emocional'nyj mir muzyki. Moskva: Muzyka, 1990.

Статья поступила в редакцию 29.09.19

УДК 37.062.1

Gertsik V.V., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT BASED ON THE ATTITUDE OF CARE IN THE POST-BOARDING SUPPORT OF ORPHANS. The article presents research materials on technologies of pedagogical support for the category of orphans living or graduating from Centers for the Promotion of Family Education, aimed at updating the willingness to take care of themselves and other people. The definition of the concept of "care" is given in the context of the pedagogical support of orphans. The problem of "maladaptive" care, sometimes interfering wit the personal growth of the child, is described. A method is proposed for resolving the existing contradiction that children living in state organizations for orphans with an overall care are not ready for self-care, when they graduate and leave these institutions. The work describes the idea of individual mentoring, implemented by adults. Some results of experimental data obtained during a longitudinal study based on the post-boarding support service for orphans are presented.

Key words: care, self-care, caring attitude, pedagogical support, orphans, organizations for orphans.

В.В. Герцик, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ОТНОШЕНИЯХ ЗАБОТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

В статье представлен материал исследования технологий педагогической поддержки категории сирот, проживающих либо выпускающихся из Центров содействия семейному воспитанию, нацеленных на актуализацию готовности заботиться о себе и окружающих. Дано определение понятия «забота» в контексте педагогической поддержки детей-сирот. Описана проблема «дезадаптирующей» заботы, в ряде случаев мешающей личностному росту ребенка. Предложен метод решения сложившегося противоречия о том, что дети, проживающие в государственных организациях для сирот на полном попечении, после выпуска оказываются не готовыми к самостоятельной заботе о себе. Описана идея индивидуального наставничества, реализуемая «значимыми взрослыми», которыми в ряде случаев выступают успешные выпускники организаций для детей-сирот. Представлены некоторые результаты экспериментальных данных, полученных в ходе проведения лонгитюдного исследования на базе службы постинтернатной поддержки детей-сирот.

Ключевые слова: забота, забота о себе, отношение заботы, педагогическая поддержка, дети-сироты, организации для детей-сирот.

Вопросам организации заботы о детях-сиротах на государственном уровне в настоящее время уделяют особое внимание. В соответствии с федеральным законодательством забота социальной сферы России нацелена на детей в возрасте от 0 до 23 лет, являющихся сиротами. Такие дети проживают как в приемных и опекунских семьях, так и в учреждениях интернатного типа, ранее именуемых детскими домами. В исследовании рассматривались вопросы педагогической поддержки детей, которые воспитываются или являются выпускниками интернатного учреждения.

За последнее десятилетие предметом обсуждений и споров в общественной жизни стал вопрос реорганизации самой системы призрения сирот в Российской Федерации. Современная ситуация развития организаций для детей-сирот направлена на деинституционализацию, происходит длительный и планомерный процесс перестройки системы «детский дом» в систему организаций семейного устройства. Ряд исследований однозначно показали необходимость изменения ключевых принципов работы с детьми, постоянно проживающими в интернатных учреждениях. Исследование протекало в момент реформирования так называемой «системы детского дома», что позволило наблюдать как положительные стороны процесса, так и противоречивые моменты. Отметим, что именно в переломный в истории детских домов момент остро встает вопрос о необходимости педагогической поддержки проживающих в них детей и обучении детей и выпускников заботе о себе.

В связи с этим была поставлена цель исследования: разработать и реализовать технологии педагогической поддержки категории сирот, проживающих либо выпускающихся из Центров содействия семейному воспитанию, на основе актуализации отношения заботы о себе и других.

Исследование отношения заботы в системе педагогической поддержки выступает как практическая потребность, о которой говорят специалисты социальных служб, работающие с воспитанниками организаций для детей-сирот. Анализ источников показал, что понятие «забота» о ребенке, лишенном родительской

опеки, в научном плане недостаточно разработано. Обратившись к философским, социологическим и педагогическим исследованиям, в которых представлены общетеоретические рассуждения, касающиеся содержания понятия «забота», мы определили, что забота - это активное, деятельное отношение к другому человеку, являющемуся субъектом воспитания, направленное на оказание ему помощи, поддержки, достижения его благополучия, а также необходимая опора для разрешения собственных задач, разумное удовлетворение своих интересов и потребностей. Мы рассматриваем заботу как особое отношение между ребенком и взрослым, нацеленное на обучение ребенка процессу самостоятельной заботы о себе (своем внутреннем мире) и о других.

В философии забота определяется как некоторая форма бытия, которая рассматривается в определенном отношении. Немецкий философ-экзистенциалист М. Хайдеггер определял «отношение заботы» как основу, определяющую факт человеческого существования, и утверждал, что человеку необходимо находиться в отношениях заботы, в противном случае, когда человека ничего не заботит, он теряет свою сущность. Понятие «забота» также анализируется в работах философа М. Фуко, который рассматривал его как совокупность принципов и навыков и отмечал, что забота о других является необходимой составляющей заботы о себе как процесса самосовершенствования. В изученной нами литературе, в частности в философии экзистенциализма «отношение заботы» рассматривается в двух вариантах: забота, которая сковывает и не дает человеку познать себя; забота, помогающая актуализировать его внутренний ресурс, создать условия для самоактуализации и самореализации.

Для нашего исследования в качестве определяющих выступили положения о том, что забота должна рассматриваться как «возможность для развития личности через социальное действие; взаимообмен заботы основан на социальных отношениях, объединении чувств и действий» [1]; что отсутствие умения заботиться о себе и других «ведет к асоциальности, то есть к искажению

представлений о способах совместной жизнедеятельности людей, к нарушениям в сфере отношений и общения» [3]. Ряд российских исследователей выделяют «дезадаптирующую» заботу, которая, являясь односторонней, пагубно влияет на развитие ребенка, не соответствует его потребностям, не учитывает особенностей развития, не способствует личностному росту «Пагубный характер забота приобретает, если она по уровню интенсивности не соответствует потребности лица, которому она оказывается, то есть является или чрезмерной или недостаточной» [2]. Источники подчеркивают, что длительное пребывание в условиях ин-ституционализации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особой иждивенческой позиции, где отношения заботы становятся отношениями зависимости ребенка от взрослого без возможности принятия самостоятельных решений, что влечет за собой коммуникативные, образовательные, личностные и иные трудности как в процессе взросления, так и в самостоятельной жизни.

Исследование было начато в 2013 году в процессе постинтернатной поддержки выпускников организаций для детей-сирот на базе учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Петроградского района Санкт-Петербурга» и продолжается по настоящее время. В поле зрения находились воспитанники интернатных учреждений в возрасте 14 - 16 лет - 5 чел., в возрасте 16- 18 лет - 24 чел.; выпускники - 106 чел. (в том числе проживающие самостоятельно не более 1,5 лет после выпуска - 48 чел.), сопровождающие сирот - 100 специалистов (из них воспитателей - 13%, педагогов - 27%, специалистов по социальной работе - 40%, добровольцев - 20%). Стаж работы специалистов с детьми-сиротами: менее 1 года - 15%, 1 - 3 гсда - 45%, 4 - 5 лет - 17%, от 5 до 10 лет - 21%, более 10 лет - 2%. Констатирующий этап исследования имел несколько направлений.

Во-первых, результаты включенного наблюдения опроса и интервью позволили выделить два проблемных этапа в жизни воспитанников. Первый: проживание сирот старше 16 лет в учреждении в связи с тем, что в большинстве случаев для них не могут найти приемную семью. Второй: переход к самостоятельной жизни после выпуска (18 лет), когда они, формально не прикрепленные к организации для детей-сирот, имеют право принимать любые решения как совершеннолетние. Анализ показал, что в это время (примерно 8 - 16 мес.) у выпускников обостряются проблемы с учебой, проживанием, финансами и др. В интервью около 70% опрошенных специалистов системы постинтернатной поддержки отметили, что многие проблемы сирот необходимо и возможно решать в момент наступления совершеннолетия, поскольку часть социальных трудностей, с которыми сталкиваются современные выпускники, связана с отсутствием умения заботиться о себе. Речь идет о приобретении различных социальных компетенций, выборе образовательного учреждения, профессионального маршрута и т.п. Одна из основных трудностей заключается в отсутствии у сирот умения принимать взвешенные решения и в излишней доверчивости к посторонним людям. В этой связи специалисты постинтернатной поддержки отмечают необходимость проработки с сиротами на этапе выпуска различных социальных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в жизни.

Во-вторых, на основе анкетирования и интервью были выделены представления сотрудников о видах заботы о сиротах, занимающих определенное место в общей системе поддержки, реализуемой специалистами разных направлений. Были выделены три группы направлений заботы, осуществляемой по отношению к ребенку: забота о здоровье ребенка (высказывания: мыть, кормить, следить за чистотой, опрятностью, здоровьем) - 45%; забота о реализации прав (высказывания: помогать в получении льгот, выплат и др.) - 35%; забота о личностном развитии ребенка (высказывания: «прислушиваться, разделять проблемы и страхи», «содействовать успехам и формированию интересов», заботиться об образовании и досуге и др.) - 30%. Анализ показал, что менее всего в высказываниях специалистов представлено направление, связанное с заботой об индивидуальном развитии ребенка, о его эмоциональном состоянии и личном пространстве, хотя оно, как показало интервью, представляется каждому третьему специалисту основным и определяющим. Приведем пример высказывания одного из специалистов по этому вопросу: «В детских домах зачастую просто не хватает времени и сил оказывать в полном объеме все, что необходимо ребенку для развития. Детям не хватает внимания, они не чувствуют защиты».

Библиографический список

Кроме того, был проведен анализ технологий педагогической поддержки детей, находящихся как в организациях для детей-сирот (возраст 16 - 18 лет), так и проживающих самостоятельно в первый год после выпуска из организации (возраст 18 - 20 лет). Исследование показало включение в систему поддержки воспитанников и выпускников учреждений идеи наставничества, представленной межличностным взаимодействием сирот в предвыпускном и выпускном периоде со значимыми взрослыми. В качестве таких взрослых, могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники учреждения для детей-сирот или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей этой категории (учреждения профессионального образования, предприятия, центра постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, общественной организации), добровольцы.

Полученные материалы позволили приступить к разработке и реализации технологий педагогической поддержки как индивидуальных маршрутов, основанных на отношениях заботы о себе и других. Маршруты педагогической поддержки, включающие последовательность ситуаций и основанные на идее самоактуализации внутренних резервов личности сирот в отношении заботы о себе и других, разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей сирот, комплексной оценки их проблем, запросов и собственного осмысления жизненных планов. В рамках разрабатываемой технологии выпускник взаимодействует с двумя людьми:

- во-первых, с сотрудником службы постинтернатной поддержки, который становится его индивидуальным наставником,

- во-вторых, с успешно адаптированным выпускником сиротского учреждения, прошедшего особую подготовку по принципу «равного консультирования», получившего название «равного наставника».

При этом основное взаимодействие осуществляется в паре «выпускник -равный наставник». Совместно с сиротой они составляют индивидуальный маршрут, в котором рассматриваются его возможности заботиться о себе и других, желание продолжать образование или профессиональную деятельность, активность в достижении целей. Наставник-специалист курирует пару, осуществляет мониторинг результатов наставничества, помогает корректировать маршрут.

В качестве практического способа реализации условий педагогической поддержки, основанной на идеях заботы, возможны такие формы взаимодействия: социально-педагогический консилиум как форма межведомственного взаимодействия между сотрудниками организаций для детей-сирот и специалистами системы постинтернатной поддержки; клубная деятельность как форма собраний и привлечения выпускников, успешно адаптировавшихся к самостоятельному проживанию более двух лет после выпуска из организации для детей-сирот; индивидуальные встречи-консультации между специалистом системы постинтернатной поддержки либо «равным наставником» и выпускником.

Промежуточным результатом исследования является образование 14 пар «выпускник - равный наставник», из которых семь успешно реализовали индивидуальный маршрут в течение полутора лет, три пары взаимодействуют на протяжении трех лет по настоящее время, четыре пары частично реализовали индивидуальные маршруты и расстались в силу различных внешних факторов. Положительная динамика в реализации маршрутов поддержки, связанных с умением заботиться о себе через заботу о других, была отмечена экспертами социального психолого-педагогического консилиума.

Таким образом, в статье представлены материалы исследования технологий педагогической поддержки категории сирот, проживающих либо выпускающихся из Центров содействия семейному воспитанию, нацеленных на актуализацию готовности заботиться о себе и окружающих. Дано определение понятию «забота» в контексте педагогической поддержки детей-сирот. Описана проблема «дезадаптирующей» заботы, в ряде случаев мешающей личностному росту ребенка, а также идея индивидуального наставничества, реализуемая «значимыми взрослыми», которыми в ряде случаев выступают успешные выпускники организаций для детей-сирот. Предложен метод решения сложившегося противоречия относительно того, что дети, проживающие в государственных организациях для сирот в полной заботе о них, по выпуску оказываются не готовыми к самостоятельной заботе о себе.

1. Аванесян И.Д. Педагогика общей заботы - ресурс воспитания XXI века. Непрерывное образование: XXI век. 2014; № 1 (5): 48 - 59.

2. Расчетина С.А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования. Псков: ПОИПКРО, 1998.

3. Андреева М.В., Баранов А.А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты: учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.

4. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений методические рекомендации. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: СПбНИИПиПВО, 2018.

Reference

1. Avanesyan I.D. Pedagogika obschej zaboty - resurs vospitaniya XXI veka. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2014; № 1 (5): 48 - 59.

2. Raschetina S.A. Social'naya pedagogika -razvivayuschayasya oblast'obrazovaniya. Pskov: POIPKRO, 1998.

3. Andreeva M.V., Baranov A.A. Zabota kak psihologicheskij fenomen: teoreticheskie i prakticheskie aspekiy: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskij universitet», 2013.

4. Krivyh S.V., Kuzina N.N., Panova N.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya s social'nymi partnerami s cel'yu social'no-professional'noj adaptacii uchaschihsya-sirot i postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov-sirot professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij: metodicheskie rekomendacii. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: SPbNIIPiPVO, 2018.

Статья поступила в редакцию 29.09.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.