УДК 37.018.324
ГОТОВНОСТЬ ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ КАК ОСНОВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЫПУСКНИКА ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
В. В.Герцик
WILLINGNESS TO TAKE CARE OF THEMSELVES AS BASIS FOR INDEPENDENT LIFE OF FAMILY
EDUCATION ASSISTANCE CENTER GRADUATES
V.V.Gertsik
РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), [email protected]
Представлен пилотный этап исследования проблемы готовности выпускника Центра помощи семейного воспитания (детского дома) заботиться о себе как субъекте различных сфер самостоятельной жизни в обществе. Определены социальные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники этих организаций, проживающие самостоятельно около полутора лет после выпуска. Представлен теоретический анализ понятия «забота» как особой экзистенциальной характеристики человека. Ключевые слова: забота, забота о себе, педагогическая забота, дети-сироты, самостоятельная жизнедеятельность
The article describes the pilot stage of the research of the Family education assistance center graduates' readiness to take care of themselves in various spheres of social life. The social problems faced by the graduates of these organizations, who have been living independently for about one and a half years after graduation, are defined. A theoretical analysis of the concept "care" as a special existential characteristic of a person is presented.
Keywords: caring, caring for oneself, pedagogical care, orphans, independent living
1. Материалы научного исследования, представленные в данной статье, раскрывают проблему отношения заботы в системе педагогической поддержки ребенка, лишенного родительской опеки. Объектом исследования является педагогическая поддержка как особый вид социально-педагогической деятельности, нацеленный на актуализацию личностных ресурсов подростка, находящегося в организации для детей-сирот. Предметом — отношение заботы, актуализирующее личностные ресурсы в системе педагогической поддержки подростка, находящегося в организации для детей-сирот. Цель исследования — разработать и реализовать содержание и процесс педагогической поддержки подростка, находящегося в организации для детей-сирот, на основе актуализации отношений заботы о себе и окружающих. Исследование проводилось в районных Центрах помощи семье и детям Санкт-Петербурга, оказывающих поддержку самостоятельно проживающим лицам из числа детей-сирот (возраст респондентов 18—20 лет), и в Центрах содействия семейному воспитанию Санкт-Петербурга
(возраст респондентов 14—18 лет). Проведение исследования осуществлялось поэтапно.
2. Ниже приведены данные пилотного этапа исследования, основной задачей которого стало выявление противоречий, характеризующих социальную ситуацию развития самостоятельно проживающих выпускников организаций для детей-сирот. Для выявления противоречий были использованы методы сравнительного анализа статистических данных,
— представленных в трудах ученых, анализирующих эту проблему в рамках детского дома накануне выпуска;
— полученные автором на основе анкетирования выпускников детских домов, проживающих самостоятельно не более полутора лет после выпуска.
Особый интерес представляет исследование Г.Р.Замалдиновой (2008—2012 гг.), в рамках которого проводились анкетирование и интервьюирование воспитанников детских домов в возрасте 17—18 лет на этапе подготовки к выпуску, а также опрос ряда экспертов, специалистов детских домов, благотвори-
тельных фондов и общественных организаций, служб постинтренатного сопровождения, регулярно взаимодействующих с воспитанниками детских домов накануне выпуска. Данное исследование показало основные трудности, с которыми сталкиваются дети-сироты на этапе выпуска из организации (перспективы самостоятельной жизни, ослабление связей с привычным окружением, неопределенность бытового устройства, боязнь новых социальных контактов).
Используя аналогичные диагностические бланки, мы провели анкетирование, во-первых, выпускников учреждений для детей-сирот, самостоятельно проживающих не более полутора лет после выпуска; и специалистов социальных служб, занимающихся вопросами постинтернатного сопровождения.
Сравнительный анализ суждений респондентов утвердил нас в мысли о том, что предполагаемые опасения воспитанников, находящихся в детском доме накануне выпуска, раскрытые в исследованиях Г.Р.Замалдиновой, и проблемы, о которых говорят сегодняшние выпускники организаций для детей-сирот, проживающие не более полутора лет после выпуска, в большинстве случаев совпадают.
3. Сравнительный анализ, составленный по результату опроса 106 выпускников организаций для детей-сирот, позволил уточнить основные противоречия, среди которых наше внимание привлекли трудности, связанные с выбором образовательного учреждения, получением образования, организацией досуга и свободного времени. Разрешение противоречий, связанных с неумением выпускника детского дома заботиться о себе как субъекте различных форм самостоятельной жизнедеятельности, стали основанием для разработки гипотез, формулирования исследовательских задач, выбора методологических подходов и методов, ориентированных на более глубокий анализ выявленных проблем.
Рабочая гипотеза исследования состояла из двух групп предположений.
Мы предположили, что,
— неумение выпускниками организаций для детей-сирот заботиться о себе в процессе самостоятельной жизнедеятельности в социуме связано с тем, что процессы поддержки, ориентированные на актуализацию потребности быть самостоятельным и уметь заботиться о себе в организации для детей-сирот носят массовый характер, то есть процесс не индивидуализирован;
— решение этой проблемы возможно на основе индивидуализации процесса и актуализации отношения заботы о себе в системе педагогической поддержки детей, находящихся на воспитании в интернатном учреждении.
4. Исследования осуществлялось:
— во-первых, в логике системного подхода с использованием количественных методов анализа (математический анализ данных, полученных в процессе анкетирования и т.п.). Использовались источники, раскрывающие понятие системного подхода в науке вообще и в педагогике в частности (С.И.Архангельский, И.В.Блауберг, В.С.Ильин, В.В.Краевский, Б.Г.Юдин и др.);
— во-вторых, в логике антропологического (экзистенциального) подхода на основе методов изучения биографических данных детей-сирот, ведущих самостоятельный образ жизни; сопроводительных анкет, заполняемых по итогам пребывания в организации для детей-сирот; социальных карт, заполняемых специалистами системы постинтернатного сопровождения; а также анализа индивидуальных мнений и высказываний, полученных в результате индивидуальных собеседований с выпускниками организаций для детей-сирот.
Доказательство гипотез потребовало обращения к теоретическому анализу двух ведущих понятий: заботы и поддержки. Были проанализированы работы по проблемам:
— заботы: философские (М.Хайдеггер, М.Фуко и др.); педагогические (В.В.Быстрова, И.П.Иванов, Л.М.Лузина, В.С.Шубинский).
— поддержки: педагогические (О.С.Газман, Н.Б.Крылова и др.); психологические (А.Маслоу, Д.И.Фельдштейн и др.); социально-педагогические (М.А.Галагузова, С.А.Расчетина, Т.А.Ромм, Н.Н.Суртаева и др.).
5. Ниже представлен краткий анализ понятия «забота». Особый интерес представляет философское осмысление этого понятия. Ключевая идея заключается в том, что человеческая жизнь, в частности — жизнь ребенка, поставленная в жестко ограниченные рамки или ориентированная только на комфорт, может привести к потере внутренней свободы и природной сущности ребенка. Ребенок способен понять смысл жизни, формировать в себе индивидуальное сознание и осознавать свои возможности через переживание страданий и через заботу о другом человеке.
Это напрямую связано с идеями философии экзистенциализма, в центре которых лежит понимание человеческого существования, «враждебности мира человеку», поэтому человек «делает себя сам, должен сам себя спасти», то есть уметь самостоятельно позаботиться о себе.
Немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер полагал, что «человек порожден заботой и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими», и определял заботу как основу, определяющую факт человеческого существования, поскольку, когда человека ничто не заботит, он теряет свою сущность, и может вернуться к ней только путем заботы. Соответственно, по отношению к миру забота становится «озабоченностью», а по отношению к человеку — заботой о другом.
Принцип «заботы о другом» встречается и во взглядах французского философа Мишеля Фуко: «Требование заботы о других является необходимой составляющей заботы о себе, так как последняя предполагает совершенствование человеком собственной личности («души») и требует исполнения обязанностей по отношению к другим людям» [1]. М.Фуко связывал понятие «забота» с процессом познания себя. Согласно Фуко, забота о себе в экзистенциальном смысле — это обращение к себе как в физиологическом, так и в духовном плане, в результате которого достигается умение властвовать над собой, над соб-
ственными желаниями и удовольствиями. При этом человек познает себя. «Забота о себе» для Фуко предстает как забота в проективном аспекте: о себе, «каким я хочу быть», то есть определенная работа над собой.
Представленные идеи «заботы» как экзистенциальной характеристики были соотнесены с педагогическими идеями. Немецкий философ Отто Больнов отмечал, что сущность воспитательного процесса неразрывно связана с духовной заботой, «которая становится воспитательно значимой, если влияет на дальнейшую жизнь конкретного человека» [2]. О.Больнов трансформировал некоторые идеи философии экзистенциализма в идеи экзистенциальной педагогики. Он описывал бытие человека в экзистенциальных терминах («кризис», «увещевание», «встреча» и т. д.), но идею экзистенциальной враждебности заменил некой «атмосферой» — совокупностью эмоциональных взаимосвязей с человеком. Также в экзистенциальной педагогике О.Больнова появляется идея «встречи как экзистенциальной категории, которая характеризуется внезапным поворотом в самовосприятии мира и окружающих людей для человека. В.В.Быстрова отмечает, что только в атмосфере педагогической заботы, взаимного доверия возможно самооткрытие личности.
Теоретический анализ литературных источников дает нам возможность характеризовать понятие «забота» как обозначение различных видов социальных отношений: забота как «эмоциональное переживание (забота — тревога, волнение), как деятельность (забота — дело, задача); как определение деятельности с конкретной целью управления (надзор, контроль)» [3]. В.В.Быстрова отмечает, что конкретизировать данное понятие необходимо в рамках двух научных направлений, исходящих из разных онтологических и гносеологических оснований феномена человека: первое связано с рефлексией представлений о человеке, заботящемся о себе, актуализированных в определенном историко-культурном и педагогическом контекстах, а второе — с рефлексией потенциально возможных представлений о нем.
В современной литературе понятие «педагогическая забота» характеризуется как процесс содействия воспитанию, направленный на становление заботы о себе у ребенка, на формирование активной позиции по отношению к своей жизни, проявляющуюся в собственном поиске, решении жизненно важных задач, в самооценке своих действий. Таким образом происходит становление ребенка как субъекта социального действия. В педагогической науке понятие «забота» является достаточно изученным. И.П.Иванов в педагогике общей заботы выделял несколько ее видов: воспитательную, практическую, творческую, организаторскую товарищескую заботу. Педагогические идеи заботы сводятся к тому, что необходимо обучать ребенка отношениям заботы, поскольку это поможет ему лучше понять окружающий мир и самого себя.
Ребенок развивается в отношениях заботы и, получая заботу, учится самостоятельно заботиться о себе и других людях. Заботу ребенок получает с са-
мого рождения, поскольку не может существовать вне отношения заботы. Забота сопровождает жизнедеятельность ребенка: это и физическая забота (уход, удовлетворение потребностей), и забота о психологическом состоянии ребенка (комфорт, защищенность, чувства ребенка), и коммуникативный аспект заботы.
С.А.Расчётина отмечает, что «отсутствие заботы порождает сложные феномены психологического плана и ведет к асоциальности, то есть к искажению представлений о способах совместной жизнедеятельности людей, к нарушениям в сфере отношений и общения» [4].
Именно о таком нарушении отношения заботы можно говорить, исследуя проблему пребывания ребенка в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изучая деятельность таких учреждений, мы выделили заботу о физиологических потребностях детей, заботу о материальном благополучии, заботу о дальнейшем жизнеустройстве (участие в государственных программах получения жилья, поступление в образовательные учреждения и т.д.). Вместе с тем, по выпуску из учреждения, сироты зачастую оказываются не готовыми к самостоятельной взрослой жизни, то есть не умеют заботиться о себе и осуществлять заботу о другом человеке (о своей семье, о своем ребенке и т.д.).
Данное противоречие позволяет нам говорить о том, сложившиеся методы заботы о ребенке-сироте недостаточно эффективны. Дети, получая заботу от взрослого человека, испытывают чувство зависимости, привязанности и, в итоге, привыкают находиться в отношениях заботы. Ряд исследователей выделяет «дезадаптирующую» заботу, которая, являясь односторонней, пагубно влияет на развитие растущего человека, не соответствует его потребностям, не учитывает особенностей развития, не способствует личностному росту. «Пагубный характер забота приобретает, если она по уровню интенсивности не соответствует потребности лица, которому она оказывается в заботе, то есть, является или чрезмерной или недостаточной» [5].
1. Артемьева О. В. Забота // Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гарда-рики, 2001. С. 142.
2. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / Пер. с нем. и предисловие С.Э.Никулина. СПб, 1999. С. 11.
3. Иванченко Г.В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009. С. 11.
4. Расчетина С. А. Социальная педагогика — развивающаяся область образования / Под ред. К.Д.Радиной. Псков.: ПОИПКРО, 1998. С. 107.
5. Андреева М.В., Баранов А.А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. С. 48.
References
1. Artem'eva O.V. Zabota [Care]. In: Apresyan R.G., Guseynov A.A., eds. Etika: entsiklopedicheskiy slovar'. Moscow, 2001, p. 142.
2. Bol'nov O.F. Filosofiya ekzistentsializma [Philosophy of existentialism]. Saint Petersburg, 1999, p. 11. Original: Existenzphilosophie. Stuttgart, 1943.
3. Ivanchenko G.V. Zabota o sebe: istoriya i sovremennost' [Self-Care: history and modernity]. Moscow, 2009, p. 11.
4. Raschetina S.A., K.D.Radina (ed.). Sotsial'naya pedagogika — razvivayushchayasya oblast' obrazovaniya [Social pedagogy is a developing area of education]. Pskov, 1998, p. 107.
5. Andreeva M.V., Baranov A.A. Zabota kak psikhologicheskiy fenomen: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: Ucheb. posobie [Care as a psychological phenomenon: practical and theoretical aspects]. Izhevsk, 2013, p. 48.