Научная статья на тему 'Технологии обучения как средство управления образовательным процессом в школе'

Технологии обучения как средство управления образовательным процессом в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии обучения как средство управления образовательным процессом в школе»

взаимодействие. Использование этой технологии позволяет нивелировать основные проблемы качества профессионального образования в заочной форме обучения и реализовать индивидуальный и дифференцированный принципы в обучении студентов.

Таким образом, средством системы управления качеством профессионального образования в заочной форме обучения может служить система электронных ресурсов учреждения.

Итак, электронными ресурсами будем называть электронные материалы, позволяющие организовать и оценить качество каждого структурного компонента образовательной системы, включая управление.

Н. К. Кергина

Технологии обучения как средство управления образовательным процессом в школе

В соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Одним из направлений достижения поставленной цели является применение современных образовательных технологий, которые направлены на улучшение качества образования. Управление качеством образования стало основной задачей модернизации всей системы образования и инновационного развития каждого образовательного учреждения. Менеджмент качества в образовании - это область теории и практики обеспечения нового качества образования. Менеджмент качества в современном образовании ориен-

56

тирован на опережающее развитие человеческого потенциала, готовности личности выпускника к решению перспективных задач общества и государства. Это прежде всего ценностно-мотивационное управление, стимулирующее потребность педагога и ученика в личных достижениях, потребность быть успешным и конкурентоспособным. В управлении качеством важную роль играет управление образовательным процессом. Качественно управлять образовательным процессом - это значит применять современные образовательные технологии. Внедрению инновационных образовательных технологий посвящено много работ, что отражено в публикациях (Г.М. Будунова, Ю.А. Вьюновой, В.Н. Максимовой, В.В. Медового, Т.Н. Поляковой).

В нашем исследовании мы решили создать комплексы современных образовательных технологий. Наш выбор был остановлен на следующих технологиях: ИКТ, акмеологические технологии, игровые технологии, театральная технология. Акмеологические технологии способствуют формированию у каждого ученика высокой мотивации достижений, стремления к успеху, созданию социальных установок в классе на престижность учебных достижений, успешного обучения и творческих результатов. ИКТ помогают учителю спроектировать процесс обучения на уроке таким образом, чтобы организовать индивидуальный подход для каждого учащегося (группы учащихся). Игровые технологии позволяют проводить обобщение материала в легкой для учащихся игровой форме. Театральные технологии помогают пережить ту или иную ситуацию с помощью ощущений.

В основу выбора технологий были положены принципы взаимозаменяемости, дополняемости и компенсации их недостатков. С помощью педагогических технологий обучения важно обеспечить возможность каждому ученику иметь успех в своем развитии, иметь высокую мотивацию учения. Выбраны следующие комплексы технологий:

• комплекс №1: ИКТ, игровая технология, акмеологические технологии (технология поуровневого усвоения знаний);

• комплекс №2: ИКТ, театральная технология, акмеологические технологии (технология «параллельного педагогического действия»);

• комплекс №3: интегративные технологии, акмеологические технологии (технология саморазвития), ИКТ.

Для сравнения эффективности выбранных комплексов технологий были выбраны следующие критерии:

• мотивация учения (методика Т.Д. Дубовицкой по изучению уровня мотивации учения);

57

• качество изучения предмета или обученность учащихся (коэффициент качества знаний учащихся с помощью диагностических контрольных работ, методика В.Н. Максимовой).

В 2009-2010 учебном году мы внедрили первый комплекс технологий в учебный процесс на примере изучения двух предметов, физики и немецкого языка. В основе первого комплекса использовались ИКТ, игровая, акмеологические образовательные технологии. В процессе обучения для изучения нового материала и моделирования эксперимента использовалась ИКТ технология, для закрепления материала использовалась игровая технология, для контроля знаний учащихся использовалась акмеологическая технология поуровневого усвоения знаний (диагностические контрольные работы). Для преподавания физики и иностранного языка использовались различные логические варианты сочетания технологий. При изучении учебного материала на уроках физики образовательные технологии использовались последовательно (ИКТ-игровая-акмеологическая), при изучении учебного материала по иностранному языку был применен параллельный способ применения технологий.

После изучения этих учебных тем с помощью первого комплекса образовательных технологий были проведены диагностические контрольные работы, с помощью которых был определен коэффициент усвоения материала. По предмету физика в 7 классе коэффициент обученности составилКу7 - 0,75; в 8 классе Ку8- 0,79; в 9 классе Ку9- 0,76; в 10 классе Ку10 - 0,805; в 11 классе Ку11 - 0,79. По предмету иностранный язык (немецкий) в 8 классе коэффициент обученности составил Ку8- 0,74; в 9 классе Ку9- 0,74; в 10 классе Ку10- 0,82. Наиболее высокие результаты показали учащиеся 10 класса по обоим предметам.

Получив такого рода результаты, следует сделать вывод о том, что коэффициент обученности в 7-9 классах соответствует среднему уровню обученности учащихся, повышаясь в 10 классе что, позволяет сравнить обученность и мотивацию учения учащихся. По результатам проведения повторной диагностики мотивации учения учащихся можно сделать следующий вывод: интерес учащихся к предметам вырос, так как низкий уровень мотивации 7-11 классов уменьшился, а средний и высокий уровни мотивации учащихся 711 классов изменились в положительной динамике. Анализируя процесс деятельности, можно заметить взаимосвязь изменения мотивации учения и изменение коэффициента обученности учащихся при применении созданных комплексов образовательных технологий обучения. Представлены начальные результаты, полученные

58

при проведении констатирующего и первой части формирующего этапов эксперимента, однако некоторые выводы уже можно сделать: 1) при применении комплексов образовательных технологий мотивация учения школьников изменилась в положительной динамике, следовательно, вырос интерес к познавательной деятельности; 2) коэффициент обученности для 7-9 классов соответствует среднему уровню и уровень мотивации учения в 7-9 классах соответствует среднему уровню. В 10 классе коэффициент обученности повышается, при среднем уровне мотивации.

Улучшение качества образования возможно с помощью выбора новых технологий обучения. Когда учащийся считает себя успешным, это дает ему силы для дальнейшего роста и покорения новых вершин знаний, дает возможность добиваться успеха в своей учебной деятельности. Успешное обучение - это субъективное и объективное понятие. Объективно педагоги считают ученика успешным, если он учится на «4» и «5». Субъективно для ученика обучение воспринимается как успешное не только по учебным достижениям, но и по удовлетворенности всеми условиями обучения, комфортной образовательной средой.

Управление успешным образованием - это система работы педагога по формированию устойчивой и позитивной мотивации обучения у учащихся. Это управление образовательным процессом, в котором мотивационно-стимулирующая функция выступает на первый план, а педагог работает как менеджер по качеству обучения.

С. В. Полякова

Роль методической работы в формировании учителя как менеджера учебно-познавательного процесса

В настоящее время российская школа медленно, но верно движется от традиционной, знаниевой школы к школе развивающей. Если в традиционной школе учитель проводит обучение школьников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, поддерживает учебную дисциплину, организует и контролирует их самостоятельную работу, то в развивающей школе его функции несколько иные. Главная функция учителя в новой школе -управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Учитель призван не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.

В современном педагогическом лексиконе прочно закрепилось понятие «менеджмент» (от англ, management - руководство, управ-

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.