Научная статья на тему 'Проблемы выбора современных образовательных технологий'

Проблемы выбора современных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы выбора современных образовательных технологий»

тия и профессионализма. Комплексность акмеологических технологий проявляется в их воздействии на целостность развития человека как индивида и личности, субъекта деятельности и индивидуальности; на все стороны личности (мотивацию, интеллект, чувства, волю); ориентации на саморазвитие и творчество при выборе акмеологических технологий; междисциплинарном учете всех факторов, влияющих на развитие взрослого человека.

Профессиональное самосовершенствование - по существу, бесконечный процесс. Акмеологические технологии оптимизируют процесс саморазвития личности и повышают эффективность профессиональной деятельности.

Н. К. Кергина

Проблемы выбора современных образовательных технологий

На современном этапе модернизации школы существенное внимание уделяется проблеме теоретического обоснования, разработке и освоению новых подходов к организации учебного процесса, направленного на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Вышеназванная проблема обозначена во всех государственных образовательных документах и одним из направлений ее решения является внедрение современных образовательных технологий.

Проблема технологического построения учебного процесса разрабатывалась в отечественной педагогической науке и практике (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Г.К. Селевко и др.). Как показал анализ отечественной педагогической литературы наибольшее количество работ относится к теоретическому обоснованию и конструированию образовательных технологий. Практическому освоению процедуры выбора образовательной технологии не уделяется должного внимания.

Требования к выбору образовательной технологии должны удовлетворять потребности личности ученика и учителя и образовательного учреждения. Список таких требований можно разделить на три блока задач: развитие личности ученика; личность и деятельность учителя; цели и программа развития общеобразовательного учреждения.

Рассмотрим подробнее каждый блок требований к образовательной технологии. На основе изучения литературы нами сформирован следующий список инвариантных требований к образовательной технологии с позиции государственного заказа общества: образовательная технология, ее дидактические возможности должны соответствовать отраженным в законах, стандартах,

322

концепциях интересам и ценностным установкам государства и общества; современной образовательной парадигме; быть востребованы в российском образовательном пространстве.

Список требований первого блока - «Требования к образовательной технологии с позиции развития личности учащегося» получен на основе изучения работ Е.В. Бондаревской, В.И. Панова и др.

1. Образовательная технология должна соответствовать индивидуальным особенностям учащегося с точки зрения направленности на развитие его личности; мотивации и организации учебной деятельности учащихся; признания права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; формирования самостоятельности в приобретении знаний; учета психологических, возрастных, физиологических способностей и возможностей учащихся.

Список вариативных требований второго блока - «Требования к образовательной технологии с точки зрения личности и деятельности учителя» получен на основе изучения работ М.В. Кларина, В.В. Гузеева и др.

2. Образовательная технология должна быть минимально энергозатратной для учителя, соответствовать его собственному профессиональному опыту, интуиции, творчеству; дать возможность использования методов обучения, педагогических приемов, педагогического мастерства учителя; быть аналогичной личностной направленности самого учителя и др.

Требования третьего блока, соответствующие целям образовательного учреждения, сформулированы на основе работ М.М. Поташника, и др.

3. Образовательная технология должна соответствовать типу образовательного учреждения; уровню развития технической оснащенности учебного процесса; особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности; рациональному режиму функционирования школы.

Вышеперечисленные требования к образовательным технологиям можно назвать основными.

Наименее значимую группу требований можно выделить методом ранжирования с помощью специальной анкеты, предъявляемой конкретному коллективу учителей общеобразовательного учреждения.

В первом блоке требований к образовательной технологии, соответствующих позиции развития личности учащегося, оказались следующие:

• развитие личности учащегося, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

• повышение мотивации и организации учебной деятельности учащихся;

323

• признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения.

Ранги второго блока требований, адекватные личности и деятельности учителя распределились следующим образом:

• образовательная технология должна быть вариативной, внутри технологии должна быть предусмотрена возможность использования на любой ступени обучения различных учебнометодических комплексов из перечня допущенных Министерством образования и науки РФ;

• обладать способностью использования альтернативных способов оценивания.

Кратко опишем механизм выбора эффективной образовательной технологии в школе: 1) определяется цель выбора образовательной технологии; 2) в зависимости от целевого компонента формируется список основных требований к образовательной технологии, из которого отделяется вариативная часть; 3) далее проводится анализ множества образовательных технологий на соответствие требованиям, который ведет к выбору эффективной образовательной технологии; 4) выбранная образовательная технология должна быть введена в образовательный процесс.

Изучив потребности учащихся, учителей и образовательного учреждения, а также проанализировав множество технологий, нами был сделан вывод о том, что для эффективности образовательного процесса необходимо выбирать не одну, а несколько образовательных технологий, которые в комплексе будут создавать новую интегративную образовательную технологию. Внимание было остановлено на четырех технологиях: информационно-

коммуникационная технология, групповая работа, личностнодеятельностная технология (дифференцированный подход), театрально-игровая деятельность. Данные технологии выбраны с учетом принципа взаимодополняемости.

Рассмотрим выбранные технологии с точки зрения их положительных сторон и возникающих проблем.

1. Информационно-коммуникационная технология

Положительные стороны: экономия времени при подаче материала; сложные учебные эксперименты можно проводить виртуально (например, в обучении физики); соответствует первичному способу восприятия информации современными детьми (видеоряд, динамичность картин); часть информации обрабатывается самими учащимися; информация изучаемой темы дается в полном объеме; экономия времени педагога при подготовке, проверке материалов.

Проблемы:

• необходима хорошая техническая база;

• компьютерная грамотность учителя;

324

• у учащихся не появляется личный опыт проведения эксперимента;

• недоверие старших поколений учителей;

• при работе в сети Интернет возникают трудности в осуществлении контроля;

• вербальное общение учащихся минимизируется.

2. Технология групповой работы

Положительные стороны: осуществляется вербальное общение между учащимися в группе; проведение ряда учебных экспериментов возможно самими учащимися; возможно решение задач в большом объеме; воспитание ответственности за выполненную часть работы; охват большого объема информации по изучаемой теме; минимум технического оборудования; часть информации обрабатывается самими учащимися; облегчение деятельности педагога (управляет не каждым учеником в классе, а группами).

Недостатки и проблемы: изучение нового учебного материала требует большого количества времени; психологическая составляющая (отказ отдельных учеников работать в группе из-за антипатии к ее членам); нет возможности проведения сложных учебных экспериментов, «неоднородность» знаний (информация, с которой работал ученик в группе не полная, а составляет лишь часть от изучаемой темы).

3. Личностно-деятельностная технология (дифференцированный подход)

Положительные стороны: индивидуальный подход к учащимся; дифференцированность заданий; психологическая комфортность учащихся.

Недостатки и проблемы: увеличение объемов подготовки учителя; большое психологическое напряжение педагога; увеличение времени для изучения учебного материала; возникновение трудностей в оценивании знаний учащихся.

4. Театрально-игровая деятельность

Положительные стороны: снятие психологических барьеров учащихся; изучение нового материала через ощущения и оценивания; эмоциональная разрядка; отлично работает при изучении гуманитарных наук.

Недостатки и проблемы: может использоваться только время от времени; почти не дает возможности оценить знания учащихся (знание законов); практически невозможно использовать на уроках естественно-научного цикла; существует опасность «заиграться».

Об эффективности выбора образовательной технологии можно судить по двум параметрам - уровню достижения результатов обучения учащихся по предмету и уровню их мотивации к учению.

325

Дальнейшие исследования покажут, как повлияет выбранный комплекс педагогических технологий на эффективность образовательного процесса в школе. Выбранные комплексы помогут учителю быть координатором учебного процесса, а не просто главным источником информации, быть менеджером процесса управления учебным процессом.

С. В. Родионова

Акмеологическая направленность личности педагога

Акмеология - это направление социальных наук, интегрирующее знания о человеке и его развитии, изучающее закономерности достижения растущим и взрослым человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в образовании, самообразовании и в профессиональной деятельности. Одна из фундаментальных проблем акмеологии - развитие способностей человека и их влияние на продуктивную деятельность во всех сферах жизнедеятельности.

Одно из направлений - акмеология профессиональной деятельности, изучает профессионализм как ведущий феномен. В соответствии с важнейшим методологическим принципом единства личности и деятельности профессионализм понимается не просто как высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенная система организации сознания, психики человека, становление которой осуществляется в процессе личностно-профессионального развития в период профессиональной подготовки и, далее, в профессиональной деятельности.

Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях, ориентированный на высокий уровень профессиональных достижений и осуществляемый с помощью обучения и саморазвития. В процессе личностнопрофессионального развития происходят следующие прогрессивные изменения: изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); увеличение опыта и повышение компетентности (увеличение и расширение знаний, совершенствование и расширение умений и навыков, освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач); развитие сложных частных способностей; профессионально важных психологических качеств, определяемых спецификой про-

326

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.