Научная статья на тему 'Технологии обеспечения социальной безопасности интеллектуального ресурса современного российского общества'

Технологии обеспечения социальной безопасности интеллектуального ресурса современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
281
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология / социальные технологии / технологии управления / высшее образование / ideology / social technology / control technology / higher education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Храмова Е. В.

Автор статьи анализирует понятие идеологических технологий управления. Высшая школа представлена как субъект управленческого воздействия, на который направлено действие идеологических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY TO ENSURE SOCIAL SECURITY OF INTELLECTUAL RESOURCES OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

The author analyzes the concept of ideological control technologies. Graduate school is presented as the subject of managerial influence on which the action ideological technologies.

Текст научной работы на тему «Технологии обеспечения социальной безопасности интеллектуального ресурса современного российского общества»

УДК 316.75

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА СОВРЕМЕННОГО

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Е.В. Храмова

Аннотация. Автор статьи анализирует понятие идеологических технологий управления. Высшая школа представлена как субъект управленческого воздействия, на который направлено действие идеологических технологий.

Ключевые слова: идеология, социальные технологии, технологии управления, высшее образование.

TECHNOLOGY TO ENSURE SOCIAL SECURITY OF INTELLECTUAL

RESOURCES OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

E.V. Khramova

Abstract. The author analyzes the concept of ideological control technologies. Graduate school is presented as the subject of managerial influence on which the action ideological technologies.

Keywords: ideology, social technology, control technology, higher education.

Глобальные вызовы, бросаемые современной российской государственности, вопреки утверждениям отдельных публицистов, представляют собой весьма реальную угрозу ценностным и нормативным ориентациям молодежи страны. Череда событий, связанных со сменой политических режимов в странах ближнего зарубежья, трактуются российскими и зарубежными политологами весьма неоднозначно. Бытуют полярные мнения от определения событий у «политических соседей» как государственного переворота до представления их в качестве демократического выражения народной воли.

Возникшая по этому поводу в медиапространстве волна обсуждений сформировала устойчивый дискурс, на наш взгляд, однозначно трактующийся как конструируемый. Наиболее радикально настроенные эксперты склонны определять его как информационную войну. В этих условиях вполне закономерны процессы рассогласования внутренних политических убеждений, норм и ценностей современной российской молодежи с нормами и ценностями политических институтов глобализирующегося мирового социума. Наблюдается нарушение понимания основополагающих категорий построения современного демократического социума.

Особо остро эта проблема стоит для будущих поколений - интеллектуального ресурса России.

Однако столь категоричная оценка дискурса по поводу государственных катаклизмов в околороссийском пространстве как информационной войны более свойственна средствам массовой коммуникации, нежели научному сообществу. В рамках представленной работы мы будем оперировать дискурсивным пространством. Ее целью ставится изучение современных технологий обеспечения социальной безопасности формирующегося молодежного интеллектуального ресурса России.

Этот ресурс согласно переписи населения 2010 г. весьма велик: четверть населения России имеют высшее и неоконченное высшее образование (22,17% и 4,45% соответственно), 35,73% имеют профессиональное образование, в совокупности это означает, что 96,9% населения России прошли сквозь институт среднего, профессионального и высшего образования. Примечателен тот факт, что показатели населения, не имеющего образования, и так называемой «интеллектуальной элиты» (людей с послевузовским образованием) процентно совпадают (0,58%) [1].

Как показывают аналитические отчеты Экспертного Совета по общественнополитическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ, базирующиеся на мониторинговых показателях Фонда общественного мнения в Республике Татарстан; системы оценок ведущих российских и зарубежных рейтинговых агентств, а также опросы экспертов, за последние полгода в Татарстане на 8% возросли ожидания протестов, но пока не достигли зафиксированного ранее максимума (41% в декабре 2012 г.) [2]. В совокупности с выросшими на этом фоне рейтингами первых лиц России и Т атарстана за годовой период мониторинга (более 80% населения довольны их деятельностью) это свидетельствует о том, что обеспечение социальной безопасности человеческого ресурса современного российского общества возможно при условии задействования в процессе его политического просвещения авторитета административного сообщества вкупе с институтом образования. Выражаясь иными словами, имеющиеся внешние угрозы «заражения молодых умов» «революционными веяниями» можно предотвратить совместными усилиями административного сообщества (технология авторитета) и профессорско-преподавательского сообщества вузов и ссузов на базе социального партнерства социальных институтов. Механизм такого взаимодействия возможно реализовать посредством применения такого вида инструментов, как идеологические технологии.

На стыке двух теорий (идеологии и социальных технологий) нами была предпринята попытка терминологического уточнения данного понятия. Под идеологическими технологиями в данном случае мы понимаем совокупность инструментов внедрения доминирующей идеологии в деятельностный процесс субъекта управления.

В социальной сфере идеологические технологии создаются в целях формирования механизма управления социальными институтами. Соответственно идеологические технологии представляют собой один из видов управленческих технологий, которые в свою очередь являются типом социальных технологий.

Мы выделяем следующие типы идеологических технологий:

1. Технология инфильтрации в законотворчество - внедрение идеологии через внесение ее элементов в законы, подзаконные акты, программы национальных проектов, кратко-, средне- и долгосрочные программы деятельности, концепции деятельности, аналитические и прогностические документы.

2. Технология реального (овеществленного) воздействия органов управления на все другие субъекты управления посредством экономических рычагов. Виды технологии:

а) со стороны государственных органов управления выражается в политике избирательного финансирования объектов управления;

б) со стороны объекта управления выражается в способности вести собственную политику финансирования, минимально зависящую от государственного финансирования.

3. Технология политизации идеологии. Виды данной технологии:

а) опора (апеллирование) в доминирующем дискурсе на политические авторитеты (к политическим авторитетам);

б) «давление снизу» - «обработка» всех уровней структуры объекта управленческого воздействия (рекрутирование студенчества в государственные идеологические институты, например, в проправительственные молодежные организации);

в) создание общественных организаций (негосударственных органов управления) «при» государственных органах управления (Общественная палата, Союз ректоров, Союз студентов и аспирантов).

4. Технология (прямого формирования дискурса) втягивания в коммуникацию (полемику) представителей объекта управления. Виды данной технологии:

а) втягивание в научную коммуникацию (научный дискурс) (конференции, круглые столы);

б) втягивание управляющих субъектов и управляемого объекта в (дискурс СМИ) СМИ-полемику, посредством создания ими собственных СМИ для транслирования соб-

ственных идей [3].

Представленная типологизация идеологических технологий не претендует на абсолютную истинность и неизменность, однако в условиях вариативности классификационной системы социальных технологий (в зависимости от автора) имеет место быть как один из вариантов, подлежащих изучению.

Идеология сегодня все чаще понимается не столько в ставших классическими терминах «ложного сознания» и «системы ценностей», сколько в плане «технологических возможностей» господствующих институтов общества воспроизводить систему культурных практик, ценностей, понятий, символов, легитимизующих существующий социальный порядок. Для успеха идеологического дискурса в конструировании социальной реальности особенно важна способность увязать весь проект с перспективами для всех или отдельных социальных групп общества. В качестве существенной черты, важной для процесса социального управления, идеология обладает возможностью схематизировать интерпретации социальной реальности и даже конструировать ее. Идеология задает смысл социальным действиям субъектов. Она одновременно является и инструментом социального управления и технологией манипуляции, используемой в процессе такого управления [4].

Если ввести в поле представленной выше модели идеологии субъекты и объект социального (государственного) управления высшей школой, то пространство дискурса займет объект управленческого воздействия, а пространство проекта будет принадлежать субъектам управленческой деятельности. В качестве объекта здесь выступит академическое сообщество, а в качестве субъекта - совокупность органов государственного управления системой высшего образования РФ, одно из направлений тех-нологизации деятельности которых будет реализовываться посредством формирования и реализации идеологических технологий. Следовательно, задавая данным технологиям в виде общего идеологического вектора, безопасность развития интеллектуального ресурса современного российского

общества, мы тем самым добьемся вполне конкретных целей в данном направлении.

Проект обеспечения социальной безопасности интеллектуального ресурса современного российского общества сквозь призму предложенной модели идеологии предполагает обязательное дискурсивное видение и обсуждение его академическим и административным сообществами. Дискур-сивность выводит обсуждение проблемы на качественно новый характер управления данными процессами. Идеологизирован-ность дискурса высшей школы предполагает научную обоснованность, достижения терминологического единообразия и оптимизации процессов обеспечения идеологической безопасности. Вырабатываемые участниками дискурса на основании этого идеологические технологии становятся эффективным инструментом механизма обеспечения социальной безопасности интеллектуального молодежного ресурса.

Для легитимации регулирующего воздействия дискурсивная практика использует некий лингвоконструкт, понимание содержания которого колеблется в зависимости от субъекта его использующего: академического или административного сообщества. Такие лингвоконструкты или понятия с открытым смыслом называют идеологе-мами. Идеологема является системообразующей единицей в структуре идеологии и основным связующим компонентом дискурса [5]. В дискурсе обеспечения социальной безопасности интеллектуального ресурса такими идеологемами могут являться: политическая стабильность, социальное спокойствие, толерантность. Инфильтруе-мые в дискурс данные идеологемы могут способствовать формированию у интеллектуального ресурса в современной России ценностных предпочтений социальнополитического спокойствия и толерантного пути разрешения возникающих ситуаций внутренней и внешней дестабилизации государства.

Таким образом, идеологические технологии можно рассматривать как один из инструментов механизма обеспечения социальной безопасности интеллектуального

ресурса современного российского общества. Направление реализации той или иной технологии будет зависеть от идеологемно-го ряда, используемого в процессе формирования идеологической технологии. Механизм будет эффективен только в случае взаимодействия административного и ака-

Литература:

1. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных учреждениях). URL: www.bus.gov.ru/public/analytics/rosstat_edu_ summary.html (дата обращения: 15.12.2014).

2. Материалы круглого стола «Социальнополитическая, межконфессиональная и межэтническая ситуация в Республике Татарстан». Казань. 2014. 24 с.

3. Идеологические технологии в процессе модернизации управления технологическим образованием: федеральные масштабы значимости промышленных технологий и нано-разработок // Вестник Казанского технологического университета. Казань. 2010. № 9. С. 822-826.

4. Тузиков А.Р. Идеология в теоретическом измерении: между прошлым и будущим. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания». 2005. 326 с.

5. Идеологемы в образовательном дискурсе как инструмент управления российской высшей школой // Российское общество в диалектике социальных антиномий: Сб. науч. тр-ов. Иркутск. 2008. 440 с.

демического сообществ в данном направлении, в случае формирования и развития базы социального партнерства всех общественных институтов по разрешению данной проблемы.

References:

1. Ofitsial'nyy sayt dlya razmeshcheniya informatsii

o gosudarstvennykh (munitsipal'nykh uchrezhdeniyakh). URL: www.bus.gov.ru/public/analytics/rosstat_edu_

summary.html (data obrashcheniya: 15.12.2014).

2. Materialy kruglogo stola «Sotsial'no-politicheskaya, mezhkonfessional'naya i mezhetni-cheskaya situa-tsiya v Respublike Tatarstan». Kazan'. 2014. 24 s.

3. Ideologicheskie tekhnologii v protsesse moderni-zatsii upravleniya tekhnologicheskim obrazovaniem: fede-ral'nye masshtaby znachimosti promyshlennykh tekhnologiy i nano-razrabotok // Vestnik Kazanskogo tekhnolo-gicheskogo universiteta. Kazan'. 2010. № 9. S. 822-826.

4. Tuzikov A.R. Ideologiya v teoreticheskom izme-renii: mezhdu proshlym i budushchim. M.: Izd-vo «Sot-sial'-no-gumanitarnye znaniya». 2005. 326 s.

5. Ideologemy v obrazovatel'nom diskurse kak instrument upravleniya rossiyskoy vysshey shkoloy // Ros-siyskoe obshchestvo v dialektike sotsial'nykh antinomiy: Sb. nauch. tr-ov. Irkutsk. 2008. 440 s.

Храмова Е.В. (г. Казань), ассистент, Казанский (Приволжский) федеральный университет Ккгамоуа Е.У. (Kazan), assistant, Kazan (Volga) Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.