Научная статья на тему 'Стратегические идеологемы практической политологии'

Стратегические идеологемы практической политологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
430
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГЕМЫ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / IDEOLOGEMES / IDEOLOGY / POLITICAL SCIENCE / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Утенков Геннадий Николаевич

Рассмат риваются идеологические проблемы взаимодействия теоретической и прикладной политологии в реальном политическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Ideologemes of the Applied Political Science

Ideological issues of theoretical and applied Political Science interconnection in the real political process are considered.

Текст научной работы на тему «Стратегические идеологемы практической политологии»

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

G.N. Utenkov

Strategic Ideologemes

of the Applied Political Science

Ideological issues of theoretical and applied Political Science interconnection in the real political process are considered.

Key words and word-combinations: ideologemes, ideology, Political Science, political process.

Рассматриваются идеологические проблемы взаимодействия теоретической и прикладной политологии в реальном политическом процессе.

Ключевые слова и словосочетания: идеологемы, идеология, практическая политология, политический процесс.

УДК 005.521:32 ББК 66.06

Г.Н. Утенков СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

I I олитические процессы современной России отличаются все более возрастающей активностью их участников. В значительной мере этому способствовало внесение изменений в Федеральный закон «О политических партиях» [1]. По данным Минюста РФ, на начало октября 2012 г. зарегистрировано 40 политических партий, и более 200 оргкомитетов подали заявки на регистрацию. Принят Федеральный закон о прямых выборах высших должностных лиц субъектов РФ [2, 3]. Оживилась деятельность некоммерческих организаций, представителей системной и несистемной оппозиции.

Главной целью данной активности является приобретение или удержание власти, в крайнем случае возможность влиять на принятие политических и управленческих решений. С точки зрения политической теории и практики, обладание властью является квинтэссенцией политики, практической полити-

ческой деятельности. В условиях демократического правового государства власть приобретается посредством законодательно утвержденных правил. В то же время политические лидеры и партии стремятся к обладанию как можно более обширными полномочиями на как можно более длительный срок. Известно, что демократические правовые процедуры приобретения и удержания власти, за исключением легитимности, не гарантируют ни первого, ни второго.

В этой точке «политической бифуркации» многочисленные социально-политические теории и концепции, идеалы и ценности, мифы и утопии, нормы права и традиции в арсенале практического политика становятся инструментом достижения поставленных целей, воздействия на участников политического процесса. Политические теория и практика содержат обширный набор средств воздействия на общество: социально-политические мифы, утопии, научные теории, нормы права, ценности, идеалы, идеи, идеологии, а также политические технологии, различные средства манипуляции общественным сознанием.

В их числе важное место принадлежит политическим идеологемам и политическим идеологиям. М.М. Бахтин понимал идеологемы как экспликацию, способ репрезентации той или иной идеологии, единицы идеологической картины мира, мифологизированное представление о власти, государстве, гражданском обществе, политических и идеологических институтах, гипотезы смысла [4, с. 105]. Г.Ч. Гусейнов характеризует идеологемы как концептуальные элементы идеологий [5]. В идеологемах, пишет Е.Г. Малышева, актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, содержащие стереотипные, порой мифологизированные, представления о власти, государстве, гражданском обществе, нации, идеологических и политических институтах [6, с. 35]. В связи с тем что практическая политика в своих интересах способна политизировать огромный спектр явлений, политические идеологемы могут находить выражение в рекламе, спорте, религии, науке и иных дискурсах. По этому поводу Л. Троцкому приписывают высказывание, что в политике иногда наступает момент, когда со всей определенностью необходимо поставить «вопрос о бифштексе».

Политические идеологемы являются своеобразными сигнальными огнями различных политических идеологий, их базовыми элементами, первичным строительным материалом. В условиях современного политического процесса в России политические партии нередко используют во многом совпадающий набор политических идеологем, имеющих различную окраску: позитивную (демократия, народ, честные выборы, инновации, прогресс, законность), негативную (коррупция, кризис, деградация, произвол, беззаконие) и т.д. Однако в зависимости от мировоззренческих позиций, политической риторики и реальных политических целей участников политических процессов, соотношения сил на политическом рынке в идеологемы вкладываются различный смысл и содержание. Указанные идеологемы используют и представители органов власти, и члены парламентских партий, и участники мероприятий несистемной оппозиции. Последние в лучших традициях большевистского радикализма, как писал еще С.Н. Булгаков, стремятся «вываляться в «гуще жизни», оглушить себя гамом и шумом улицы, и там, в этом гаме, в заботах дня найти исход всем философским сомнениям [7, с. 77-78].

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 3 7

Идеологический спектр российских политических партий, принимающих участие в парламентских выборах, довольно широк. Здесь представлены социал-демократы, коммунисты (по крайней мере по названию), либералы, консерваторы, центристы, сторонники националистических идей. В предвыборных программах политических партий в разной степени актуализации используются идентичные идеологемы. Это связано с выраженной тенденцией, о чем пишет Я.А. Пляйс, к унификации мира, сближению жизненных стандартов, оценочных критериев, идейных ценностей [8, с. 66].

Участники политических процессов, следуя установленным государством правовым гарантиям и ограничениям, тем не менее учитывают то, что многомиллионная «масса», электорат отличается непостоянством политических настроений, политических ценностей. В основе этого непостоянства лежат особенности социально-экономического, общественно-политического развития государства и общества, а также личностных потребностей граждан. Как известно, демократическое общество создает условия для автономизации, индивидуализации человеческой личности. Граждане, преследуя свои интересы, порой действуют не всегда в рамках существующих норм права, их политические настроения обычно эмоционально окрашены и имеют под собой далеко не всегда рациональную основу.

В связи с этим следует согласиться с мнением специалистов, что социальные и политические черты «массы» как объекта политического влияния опосредованы психологически [8, 15]. «Массу», как правило, отличает аморфный характер, неопределенность политических настроений, непостоянство состава. Активность ее действий и формат существования могут легко меняться и зависят от конкретной ситуации, границ между социальной, религиозной, демографической принадлежностью. Эти качества придают социальной и политической активности «массы» некоторую хаотичность. Определенное исключение необходимо сделать для радикальных политических или социальных групп и движений, которые обычно имеют жесткие иерархические закрытые структуры криминального характера. Их действия чаще имеют организованную агрессивную направленность.

Используя богатый арсенал политических идеологем, участники политических процессов стремятся «броуновское движение» социально-экономических и общественно-политических интересов «массы» привести к общему социально-политическому знаменателю, к единым принципам, близким и понятным большинству населения. На их основе разрабатывается привлекательная политическая программа, способная обеспечить прохождение во властные структуры. Здесь следует иметь в виду, что каждая конкретная социальная группа требует особого политтехнологического подхода.

В целях формирования общественного сознания на основе пакета собственных идеологем создается опора в виде политической партии, общественнополитического движения, лояльных или оплаченных СМИ, сторонников из представителей различных социальных групп. Привлекаются квалифицированные эксперты, способные на основе анализа политических процессов, соотношения политических сил в стране, регионе разработать стратегию и тактику

3 8 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

политической деятельности. Изыскиваются необходимые в практической политике материальные и финансовые средства.

Очевидно, что основная тяжесть внедрения политических идеологем в общественное сознание, реализации практических задач ложится на эффективного политического лидера. Для этого он должен обладать необходимыми качествами публичного политика (организационными, аналитическими, волевыми, ораторскими, харизматическими и т.д.), захотеть взять на себя трудную, не всегда благодарную миссию практической политической деятельности.

В практической политике, указывает Л.Б. Зубанова, важно в образе лидера зафиксировать наличие в общественном сознании потребности в лидерстве, в «фундаментальных личностях», «героях времени» [10, с. 91]. Харизматические качества лидера должны импонировать настроению конкретных социальных групп в условиях определенных политических процессов. Характеризуя харизматического лидера, К.В. Киуру выделяет такие качества, как способность воздействовать на людей, реализовать имидж сильного человека, внешность, привлекающую массы, риторический дар и коммуникабельность, умение вызывать у людей чувство комфорта [11, с. 122].

Харизматический лидер, рассчитывающий на политический успех, призван убедить «массу» в реальности и эффективности его программы, в том, что он может изменить ситуацию, сохраняя ответственность за удовлетворение нужд страны и своих сторонников. Лишь при этом условии может реализоваться его харизматический потенциал. Например, электоральный успех В.В. Путина эксперты объясняют не только его высоким авторитетом, но и тем, что в нужный момент он и его команда способны, используя личную харизму, медийный, интеллектуальный (иногда эвристический) или административный ресурс, мобилизовать избирателей, которые придерживаются различных политико-мировоззренческих взглядов: левых, левоцентристских, государственнопатриотических [12]. Но в период между выборами эти люди могут относиться вполне критически и к власти в целом, и к правящей партии, и к В.В. Путину, например, в связи с тем, что их политика недостаточно «левая» или какая-то конкретная социальная проблема не решена. Так, указывают наблюдатели, создание и укрепление Общероссийского народного фронта свидетельствует, что на Президента РФ ориентируются не только люди, состоящие в «Единой России» [13].

Опытные политики нередко используют подобные технологии на региональных и местных выборах.

В реальном политическом процессе политические партии, не изменяя свои традиционные идеологические платформы, акцентируют внимание на вопросах экономики, социальной сферы, на потребностях граждан. Эта «идеология», считает М.О. Корнев, изначально понятна гражданам, и для ее анонсирования не требуется специальной политической кампании. Роль такой «идеологии» фактически выполняют выраженные в политических идеологемах «ответы на наиболее актуальные ожидания избирателей, которые могут неоднократно видоизменяться в пределах даже одной избирательной кампании» [14, с. 17]. Особое внимание политические партии уделяют решению практических воп-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 3 9

росов [15]. И здесь можно наблюдать калейдоскопичную картину смешения идеологем, когда «левые» становятся «правее», «правые» - «левее», консерваторы либеральнее, либералы патриотичнее. Это позволяет говорить об «эклектичности идеологий» [16]. Другой стороной плюрализма идеологий является плюрализм, эклектичность идеологем внутри партийных программ и основных идеологических течений.

Идеологическим многообразием, а также идеологическим «дефицитом» можно объяснить поиск национальной идеи среди многочисленных идеологических концепций: консерватизма, либерализма, евразийства, православного традиционализма и т.д. В практической политике различные идеологические концепции обычно используются в разных пропорциях с учетом социально-политических запросов социальных групп. Идеология как исторически сложившийся конструкт общественного сознания включает в себя три составляющие: аксиологическую (комбинацию основных принятых ценностей), экономическую модель (концепцию общества и его развития) и концепцию политической организации общества [17].

Практическому политику это открывает широкие возможности для манипуляции общественными сознанием и действиями, в то же время возрастает степень непостоянства политических притязаний «массы». Но ценность идеологии состоит в том, что наряду с ее многочисленными функциями она на определенном этапе развития государства и общества обеспечивает предсказуемость политических процессов, создавая в «массе» чувство уверенности и стабильности бытия. Ведь политическая сфера диктует определенный миропорядок, отражает государственное устройство, влияет на институты власти. Успех в практической политике не в последнюю очередь зависит от электоральных предпочтений избирателей, формирующихся на основе позиции кандидата или партии [18, с. 56].

Оппозиционные выступления в период президентской и думской избирательных кампаний показали, что в России выросло новое поколение людей, у которых иная система ценностей, представления о естественных правах и свободах, которые даны Богом и природой, но не правительством. Учитывая реальные политические процессы, Администрация Президента РФ начала обучать региональных чиновников, как в новых условиях гасить или, по крайней мере, смягчать протестные настроения, управлять процессами непостоянства и нестабильности политических настроений «массы» [19].

Таким образом, многочисленные идеи, идеологемы, идеологии концептуализируют представления людей о политической ситуации, встраивают эти оценки в их общую картину мира, делают более понятными политические изменения. Тем не менее несмотря на зафиксированный в Конституции РФ запрет на утверждение общегосударственной идеологии и провозглашение многопартийности приходится констатировать, что отсутствие данного концепта является довольно слабым звеном в практической политике. Состояние идеологического дефицита сегодня оказывается наиболее ощутимым на уровне массового сознания, порождает состояние обезличенности, а точнее - безликости современности (отсутствие фундаментальных личностей в настоящем, узнаваемого лика

4 0 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

пророка, идеолога), как бы подводит черту под прежней эпохой «великих людей» и «великих потрясений» [6, с. 93].

Значимость данной проблемы получила обоснование в инициативе главы государства создать в Администрации Президента РФ управление по общественным проектам. Политологи оценивают это решение как важный шаг навстречу гражданскому обществу, который отвечает национальным интересам страны. Особую актуальность приобретает идеологема патриотизма в качестве доминанты общественного развития.

Библиографический список

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»: Федер. закон от 2 апр. 2012 г. № 28-ФЗ // Рос. газ. 2012. 4 апр.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федер. закон от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ // Рос. газ. 2012. 4 мая.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июня 2002 г. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

4. Бахтин М.М. Слово в романе // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

5. Гусейнов Г.Ч. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. М., 2004.

6. Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. № 4.

7. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов: в 2-х т. М., 1911. Т. 1.

8. Пляйс А.Я. Есть ли будущее у политических идеологий? // Обозреватель-ОЪзегуег. 2010. № 10.

9. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. СПб., 2007.

10. Зубанова Л.Б. Лидерство XXI века: проблемы и перспективы интеграции социокультурного пространства // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 3 (19).

11. Киуру К.В. Дискурс-исследование харизматического политика // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 8 (63).

12. Общество отложенной ответственности // Независимая газ. 2012. 27 авг

13. Самарина А. Второе пришествие народного фронта // Независимая газ. 2012. 13 сент.

14. КорневМ.О. Доминирующие факторы партийного строительства в современной России: дис. ... канд. полит, наук. Саратов, 2005.

15. Утенков Г.Н. Прикладная идеология предвыборных программ политических партий РФ // Власть. 2011. № 11.

16. Фишман Л.Г. Слишком много эклектики // Полития. 2010. № 2 (10).

17. Черняховский С. Идеология. Изборские тезисы. иКЬ: http://file-rf.ru/analitics/695.

18. Солопова О.А. Образ будущего в программных документах // Политическая лингвистика. 2008. № 1 (24).

19. Кособокова Т. Кремль обучит региональных чиновников предупреждать протесты. иКЬ: http://www.rbcdaily.ru/2012/08/24/focus/562949984579442.

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 4 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.