Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 70-74.
И. А. Комарова
технологии медико-социальной работы в учреждениях образования
Рассмотрены актуальные проблемы медико-социального сопровождения образовательного процесса в средней и высшей школе. Представлены результаты исследования распространенности факторов риска у выпускников городских школ, поступивших на первый курс университета. Установлено, что 43 % первокурсников в возрасте 17-18 лет имеют более одного фактора риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, что указывает на недостаточную эффективность профилактических мероприятий в средней школе.
Ключевые слова: медико-социальная работа, технологии, здоровье учащихся, факторы риска, здоровьесбережение.
В период совершенствования отечественной системы образования особенно актуальными становятся проблемы организации медико-социального сопровождения образовательного процесса в средней и высшей школе. По данным исследований последних лет, уровень здоровья школьников и студентов, как и всего населения России, постоянно снижается [2. С. 19]. Самой частой причиной инвалидизации и преждевременной смертности населения трудоспособного возраста являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. По мнению ученых, во многом это обусловлено несвоевременным выявлением и коррекцией таких факторов риска, как артериальная гипертония, гиперхоле-стеринемия, гиподинамия, табакокурение, злоупотребление алкоголем, психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, избыточная масса тела, а также несовершенной организацией мероприятий по контролю за этими факторами риска у населения разных возрастных групп [5. С. 4]. Подростковый и юношеский возраст в данном отношении может быть «периодом упущенных возможностей». В связи с этим исследование и совершенствование технологий медико-социальной работы в учреждениях образования, оценка эффективности применения таких технологий представляют особый научный интерес.
На сегодняшний день в учреждениях образования активно внедряются следующие типы технологий: 1) здоровьесберегающие; 2) оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия и др.); 3) технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); 4) воспитание культуры
здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.) [6. С. 239].
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частными (узкоспециализированными), так и комплексными (интегрированными). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). В свою очередь, профилактические технологии можно условно разделить на следующие группы: 1) организационные технологии (кто и как организует, осуществляет, координирует профилактическую работу, включая профилактические обследования, динамическое наблюдение, профилактические услуги, преемственность и др.); 2) технологии выявления заболеваний, факторов риска и их коррекции (скрининговые тесты, динамическое наблюдение групп риска, снижение риска развития заболеваний и осложнений, коррекция факторов риска); 3) информационные и информационно-мотивационные технологии профилактического консультирования (беседы с отдельными лицами и группами лиц, «школы здоровья»); 4) вакцинация [4. С. 55]. К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят технологии комплексной
профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, направленные на формирование здорового образа жизни.
При всем многообразии применяемых в образовательном процессе технологий четкие критерии оценки эффективности реализации каждой из них не разработаны. К общим критериям оценки эффективности относят:
- показатели нарушений здоровья подростков (общая заболеваемость (уровень и структура); заболеваемость подростков в случаях, в днях на одного подростка; патологическая пораженность на 1000 осмотренных; доля подростков с I (II, III, IV, V) группой здоровья от числа осмотренных; удельный вес подростков, занимающихся физической культурой в основной (подготовительной, специальной) медицинской группе, от числа осмотренных подростков; удельный вес подростков с низким и ниже среднего уровнями физического состояния от числа осмотренных подростков; удельный вес старшеклассников с неустойчивым психоэмоциональным состоянием от числа осмотренных; удельный вес подростков в возрасте 15-17 лет, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, от числа осмотренных; инвалидность подростков (уровень и структура), в том числе впервые установленная инвалидность; смертность в подростковом возрасте (уровень и структура));
- обеспеченность ресурсами (обеспеченность кадрами на 10 тыс. детского населения; обеспеченность койками (педиатрическими) на 10 тыс. детского населения);
- уровень санитарно-эпидемиологического неблагополучия подростков (удельный вес под-ростков-школьников, не охваченных организованным питанием; число подростков, обучающихся в школах, не отвечающих санитарногигиеническим требованиям, от общего количества обучающихся (несоответствие учебной мебели росто-возрастным показателям; несоответствие микроклимата и освещенности, объемов учебной нагрузки и двигательной активности гигиеническим нормативам); охват подрост-ков-школьников профилактическими прививками в соответствии с Национальным календарем прививок; наличие хронических патологических реакций при употреблении питьевой воды, не отвечающей гигиеническим нормативам
по санитарно-химическим показателям, на 1000 человек; эпидемическая опасность питьевой воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в баллах; удельный вес школ, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения);
- удельный вес подростков со сформировавшейся «школьной» патологией (нарушение зрения, осанки, сколиоз) от числа осмотренных;
- удельный вес педагогов, повысивших свой уровень гигиенической грамотности в течение последних пяти лет, %;
- количество лиц, охваченных просветительными программами по здоровому образу жизни, на 100 подростков;
- количество выпущенных информационных материалов профилактической направленности для подростковых групп на 100 школьников [2. С. 135].
В рамках реализации одной из профилактических технологий в высшем учебном заведении мы предприняли попытку оценить эффективность профилактических мероприятий в средней школе. Целью нашего исследования было изучить распространенность факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди выпускников школ, поступивших в вуз, и оценить адаптационный потенциал системы кровообращения учащихся. Исследование проводилось на базе Научного реабилитационного центра Челябинского государственного университета в начале учебного года у студентов первого курса — выпускников разных школ г. Челябинска при их добровольном согласии. Всего обследовано 129 первокурсников (32 юноши и 97 девушек) 17-18 лет. Были применены такие методики.
I. Изучение показателей функционального состояния организма: 1) определение частоты пульса на лучевой артерии в покое и после физической нагрузки (20 приседаний за 40 с); 2) определение времени восстановления пульса после физической нагрузки; 3) измерение систолического и диастолического артериального давления; 4) измерение массы тела и роста; 5) определение индекса функциональных изменений (ИФИ) (или адаптационного потенциала) системы кровообращения по Р. М. Баевскому; 6) метод экспресс-оценки уровня физического состояния по системе «Контрекс-1» (Душанин С. А., Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я., 1984), основанной на учете факторов риска развития ишемической болезни сердца и состоящей из восьми
показателей: возраста, массы тела, артериального давления и частоты пульса (частоты сердечных сокращений) в состоянии покоя, восстановления частоты пульса (частоты сердечных сокращений) после нагрузки, общей выносливости, курения и приема алкоголя.
II. Оценка психоэмоционального состояния студентов: 1) оценка реактивной (ситуативной) тревожности по тесту Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина; 2) выявление депрессивного расстройства и степени его выраженности по ВDI-тесту.
Полученные результаты и обсуждение. Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень (резерв) адаптационных возможностей и свой запас функциональных резервов. При воздействии факторов окружающей среды (производственных, социально-бытовых, климатических, психологических), носящих стрессорный характер, возникает защитно-приспособительная реакция организма по типу общего адаптационного синдрома. Одним из существенных элементов данной реакции является напряжение регуляторных систем, в частности, усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Это ведет к повышению уровня функционирования системы кровообращения и других систем организма и, в конечном итоге, к изменениям энергетического и структурно-метаболического гомеостаза. Индикатором может служить индекс функциональных изменений системы кровообращения, вычисляемый по уравнениям. На основании полученного значения ИФИ каждый индивидуум может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации; чем выше условный балл ИФИ, тем выше вероятность развития патологических отклонений. Любое заболевание может рассматриваться как результат нарушения адаптационных механизмов. Переход от донозологических состояний (от напряжения адаптационных механизмов) к преморбидным и патологическим (неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации) происходит постепенно и может быть прослежен по ИФИ [3. С. 79]. При исследовании индекса функциональных изменений системы кровообращения по Р. М. Баевскому у нас получились следующие результаты: удовлетворительная адаптация — у 72,9 % первокурсников (71,9 % юношей и 73,3 % девушек), напряжение механизмов адаптации — у 23,3 % (25 % юношей и 22,7 % девушек), неудовлетворительная адаптация —
у 2,3 % (3,1 % юношей и 2 % девушек), срыв адаптации — у 1,5 % (0 % юношей и 2 % девушек). При этом жалоб на плохое самочувствие первокурсники не предъявляли и, согласно данным медицинского осмотра, на момент исследования считались относительно здоровыми. Таким образом, у 27,1 % (28,1 % юношей и 26,7 % девушек) обследованных нами выпускников школ, поступивших в высшее учебное заведение, на основании рассчитанного ИФИ системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма мы выявили снижение адаптации к условиям окружающей среды (развитие состояния предболезни) и повышение риска развития заболеваний. Особый интерес у нас вызвало сопоставление полученных данных с результатами других исследований. Так, по сведениям ряда авторов, за годы обучения в вузе число здоровых студентов уменьшается на 25,9 %, а хронически больных — увеличивается на 20 %, т. е. за время обучения в вузе одна пятая часть студентов переходит из категории относительно здоровых в категорию страдающих хроническими заболеваниями [1. С. 93]. Опираясь на результаты нашего исследования, можно предположить, что группа больных студентов/выпускников вуза может сформироваться из выпускников школ с нарушенной адаптацией к условиям окружающей среды. Таким образом, на наш взгляд, «группа риска» по хронической патологии может быть выявлена еще в средней школе.
При количественной оценке уровня здоровья по системе «Контрекс-1» физическое состояние выпускников школ как хорошее определено у 53 % (66 % юношей и 48 % девушек). У 47 % выпускников школ, поступивших в вуз, физическое состояние с учетом факторов риска сердечно-сосудистой патологии определено как среднее, ниже среднего и низкое: среднее (удовлетворительное) — у 41 % (32 % юношей и 45 % девушек), ниже среднего и низкое — у 6 % (2 % юношей и 7 % девушек). Высокий уровень физического состояния у обследуемых выпускников выявлен не был. Таким образом, почти каждый второй выпускник школы нуждается в мероприятиях по улучшению здоровья. Эта методика позволила нам не только охарактеризовать общее физическое состояние обследуемых, но и выделить факторы риска для их здоровья. Так, избыточная масса тела выявлена у 30 % первокурсников (26 % юношей и 32 % девушек). Выкуривают одну и более сигарет в течение
суток 15 % первокурсников (24 % юношей и 11 % девушек). Употребляют алкоголь чаще одного раза в неделю в количестве более 100 г 18 % первокурсников (37 % юношей и 10 % девушек). Повышенное артериальное давление наблюдается у 2 % первокурсников (5 % юношей и 1 % девушек). Согласно результатам нашего исследования, недостаточная физическая активность отмечена у 54 % выпускников школ, поступивших в высшее учебное заведение (44 % юношей и 58 % девушек). Так, ежедневно занимаются различными видами физических упражнений, развивающих выносливость (бег, плавание, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика и т. д.), продолжительностью не менее 15 минут 9 % первокурсников (10 % юношей и 9 % девушек); четыре раза в неделю такие занятия проводят 11 % (10 % юношей и 11 % девушек); три раза — 26 % (36 % юношей и 22 % девушек); два раза — 41 % (29 % юношей и 46 % девушек); один раз в неделю — 3 % (5 % юношей и 2 % девушек); эпизодические нерегулярные занятия — 10 % (10 % юношей и 10 % девушек).
При исследовании психоэмоционального состояния выпускников школ прогностически неблагоприятная высокая реактивная (ситуативная) тревожность выявлена у 26 %, умеренная — у 61 %, низкая — у 13 %. В ходе обследования по BDI-тесту у 33 % первокурсников (21 % юношей и 37 % девушек) выявлены признаки депрессии разной степени выраженности. 24,5 % первокурсников имеют депрессию в стадии умеренного расстройства, 3 % — на грани клинической депрессии, 5 % имеют стадию умеренной депрессии, 0,5 % — стадию серьезной депрессии. Общеизвестно, что в большинстве случаев депрессия является последствием хронического психоэмоционального стресса.
Таким образом, в результате нашего исследования было установлено, что 43 % (55 % юношей и 38 % девушек) выпускников школ г. Челябинска 17-18 лет, поступивших в университет, уже имеют более одного фактора риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. При этом установлено, что комплексное выявление факторов риска, их коррекция в средней школе не проводились. Осуществленное нами исследование показало, что в настоящее время обязательно нужно пересмотреть подходы к выявлению в разных возрастных группах факторов риска и обратить внимание на своевременность их коррекции у учащихся средней школы.
Распространенность факторов риска среди учащихся, индекс функциональных изменений системы кровообращения могут быть использованы специалистами в учреждениях образования как критерии оценки эффективности профилактических мероприятий.
В целях совершенствования профилактических мероприятий в средней школе можно предложить следующее:
1. Ежегодно у учащихся всех классов проводить комплексное выявление основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, оценивать адаптационные возможности, например, с использованием индекса функциональных изменений системы кровообращения по Р. М. Баевскому, и уровень общего физического состояния, например, с помощью диагностической системы «Контрекс-1». Эти же показатели можно использовать как критерии эффективности профилактических программ, реализуемых в школе.
2. Данные о выявленных факторах риска хронических неинфекционных заболеваний ежегодно фиксировать в «паспорте здоровья» или медицинской карте школьника.
3. Учитывая распространенность депрессии, создать кабинет психотерапевтического консультирования и психоэмоциональной разгрузки для школьников.
4. Создать «школу здоровья», на занятиях которой школьники могли бы не только получать информацию о влиянии тех или иных факторов риска на организм человека и элементах здорового образа жизни, но и обучиться методам самоконтроля и коррекции своего состояния, например, грамотному измерению пульса и артериального давления, определению индивидуальной оптимальной физической нагрузки по пульсу во время занятий физической культурой, оценке суточного рациона питания и индекса массы тела, методам коррекции уровня психоэмоционального стресса. Это направление относится к известным в мировой практике информационным и информационно-мотивационным технологиям профилактического консультирования.
5. В профилактической работе активно использовать информационно-образовательные материалы, например, «Кодекс здоровья и долголетия», созданный для предоставления каждому жителю нашей страны научно обоснованных рекомендаций по ведению здорового образа жизни, профилактике заболеваний. В средней школе наиболее востребованы могут быть следующие
разновидности «Кодекса здоровья и долголетия»: «Подростковый возраст» — для школьников в возрасте от 14 до 18 лет, «Молодой и средний возраст» — для учителей и персонала школы в возрасте от 18 до 55 лет.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. [и др.] Здоровье студентов. М. : РУДН, 1997. 148 с.
2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. М. : Гэотар-Медиа, 2008. 432 с.
3. Казин Э. М., Блинова Н. Г, Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. М. : Владос, 2000. 192 с.
4. Медицинская профилактика: современные технологии / под ред. А. И. Вялкова. М. : Г эотар-Медиа, 2009. 240 с.
5. Оганов Р. Г., Масленникова Г. Я. Совершенствование профилактики неинфекционных заболеваний в России // Врач. 2004. № 9. С. 4-6.
6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. П. Д. Павленок. М. : Инфра-М, 2009. 384 с.