Научная статья на тему 'Технологии медико-социальной работы в учреждениях образования'

Технологии медико-социальной работы в учреждениях образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1100
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ / ФАКТОРЫ РИСКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / STUDENTS'' HEALTH / MEDICAL SOCIAL WORK / TECHNOLOGY / RISK FACTORS / HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Комарова Ирина Александровна

Рассмотрены актуальные проблемы медико-социального сопровождения образовательного процесса в средней и высшей школе. Представлены результаты исследования распространенности факторов риска у выпускников городских школ, поступивших на первый курс университета. Установлено, что 43 % первокурсников в возрасте 17-18 лет имеют более одного фактора риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, что указывает на недостаточную эффективность профилактических мероприятий в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to actual problems of medical social support of the educational process in secondary and high schools. It presents the results risk factors' prevalence research amongst school graduates, enrolled at the university. It is established that 43% of freshmen at the age of 17-18 have more than one risk factor for cardiovascular diseases, which indicates lack of effective preventive measures in secondary school.

Текст научной работы на тему «Технологии медико-социальной работы в учреждениях образования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 70-74.

И. А. Комарова

технологии медико-социальной работы в учреждениях образования

Рассмотрены актуальные проблемы медико-социального сопровождения образовательного процесса в средней и высшей школе. Представлены результаты исследования распространенности факторов риска у выпускников городских школ, поступивших на первый курс университета. Установлено, что 43 % первокурсников в возрасте 17-18 лет имеют более одного фактора риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, что указывает на недостаточную эффективность профилактических мероприятий в средней школе.

Ключевые слова: медико-социальная работа, технологии, здоровье учащихся, факторы риска, здоровьесбережение.

В период совершенствования отечественной системы образования особенно актуальными становятся проблемы организации медико-социального сопровождения образовательного процесса в средней и высшей школе. По данным исследований последних лет, уровень здоровья школьников и студентов, как и всего населения России, постоянно снижается [2. С. 19]. Самой частой причиной инвалидизации и преждевременной смертности населения трудоспособного возраста являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. По мнению ученых, во многом это обусловлено несвоевременным выявлением и коррекцией таких факторов риска, как артериальная гипертония, гиперхоле-стеринемия, гиподинамия, табакокурение, злоупотребление алкоголем, психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, избыточная масса тела, а также несовершенной организацией мероприятий по контролю за этими факторами риска у населения разных возрастных групп [5. С. 4]. Подростковый и юношеский возраст в данном отношении может быть «периодом упущенных возможностей». В связи с этим исследование и совершенствование технологий медико-социальной работы в учреждениях образования, оценка эффективности применения таких технологий представляют особый научный интерес.

На сегодняшний день в учреждениях образования активно внедряются следующие типы технологий: 1) здоровьесберегающие; 2) оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия и др.); 3) технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); 4) воспитание культуры

здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.) [6. С. 239].

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частными (узкоспециализированными), так и комплексными (интегрированными). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). В свою очередь, профилактические технологии можно условно разделить на следующие группы: 1) организационные технологии (кто и как организует, осуществляет, координирует профилактическую работу, включая профилактические обследования, динамическое наблюдение, профилактические услуги, преемственность и др.); 2) технологии выявления заболеваний, факторов риска и их коррекции (скрининговые тесты, динамическое наблюдение групп риска, снижение риска развития заболеваний и осложнений, коррекция факторов риска); 3) информационные и информационно-мотивационные технологии профилактического консультирования (беседы с отдельными лицами и группами лиц, «школы здоровья»); 4) вакцинация [4. С. 55]. К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят технологии комплексной

профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, направленные на формирование здорового образа жизни.

При всем многообразии применяемых в образовательном процессе технологий четкие критерии оценки эффективности реализации каждой из них не разработаны. К общим критериям оценки эффективности относят:

- показатели нарушений здоровья подростков (общая заболеваемость (уровень и структура); заболеваемость подростков в случаях, в днях на одного подростка; патологическая пораженность на 1000 осмотренных; доля подростков с I (II, III, IV, V) группой здоровья от числа осмотренных; удельный вес подростков, занимающихся физической культурой в основной (подготовительной, специальной) медицинской группе, от числа осмотренных подростков; удельный вес подростков с низким и ниже среднего уровнями физического состояния от числа осмотренных подростков; удельный вес старшеклассников с неустойчивым психоэмоциональным состоянием от числа осмотренных; удельный вес подростков в возрасте 15-17 лет, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, от числа осмотренных; инвалидность подростков (уровень и структура), в том числе впервые установленная инвалидность; смертность в подростковом возрасте (уровень и структура));

- обеспеченность ресурсами (обеспеченность кадрами на 10 тыс. детского населения; обеспеченность койками (педиатрическими) на 10 тыс. детского населения);

- уровень санитарно-эпидемиологического неблагополучия подростков (удельный вес под-ростков-школьников, не охваченных организованным питанием; число подростков, обучающихся в школах, не отвечающих санитарногигиеническим требованиям, от общего количества обучающихся (несоответствие учебной мебели росто-возрастным показателям; несоответствие микроклимата и освещенности, объемов учебной нагрузки и двигательной активности гигиеническим нормативам); охват подрост-ков-школьников профилактическими прививками в соответствии с Национальным календарем прививок; наличие хронических патологических реакций при употреблении питьевой воды, не отвечающей гигиеническим нормативам

по санитарно-химическим показателям, на 1000 человек; эпидемическая опасность питьевой воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в баллах; удельный вес школ, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения);

- удельный вес подростков со сформировавшейся «школьной» патологией (нарушение зрения, осанки, сколиоз) от числа осмотренных;

- удельный вес педагогов, повысивших свой уровень гигиенической грамотности в течение последних пяти лет, %;

- количество лиц, охваченных просветительными программами по здоровому образу жизни, на 100 подростков;

- количество выпущенных информационных материалов профилактической направленности для подростковых групп на 100 школьников [2. С. 135].

В рамках реализации одной из профилактических технологий в высшем учебном заведении мы предприняли попытку оценить эффективность профилактических мероприятий в средней школе. Целью нашего исследования было изучить распространенность факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди выпускников школ, поступивших в вуз, и оценить адаптационный потенциал системы кровообращения учащихся. Исследование проводилось на базе Научного реабилитационного центра Челябинского государственного университета в начале учебного года у студентов первого курса — выпускников разных школ г. Челябинска при их добровольном согласии. Всего обследовано 129 первокурсников (32 юноши и 97 девушек) 17-18 лет. Были применены такие методики.

I. Изучение показателей функционального состояния организма: 1) определение частоты пульса на лучевой артерии в покое и после физической нагрузки (20 приседаний за 40 с); 2) определение времени восстановления пульса после физической нагрузки; 3) измерение систолического и диастолического артериального давления; 4) измерение массы тела и роста; 5) определение индекса функциональных изменений (ИФИ) (или адаптационного потенциала) системы кровообращения по Р. М. Баевскому; 6) метод экспресс-оценки уровня физического состояния по системе «Контрекс-1» (Душанин С. А., Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я., 1984), основанной на учете факторов риска развития ишемической болезни сердца и состоящей из восьми

показателей: возраста, массы тела, артериального давления и частоты пульса (частоты сердечных сокращений) в состоянии покоя, восстановления частоты пульса (частоты сердечных сокращений) после нагрузки, общей выносливости, курения и приема алкоголя.

II. Оценка психоэмоционального состояния студентов: 1) оценка реактивной (ситуативной) тревожности по тесту Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина; 2) выявление депрессивного расстройства и степени его выраженности по ВDI-тесту.

Полученные результаты и обсуждение. Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень (резерв) адаптационных возможностей и свой запас функциональных резервов. При воздействии факторов окружающей среды (производственных, социально-бытовых, климатических, психологических), носящих стрессорный характер, возникает защитно-приспособительная реакция организма по типу общего адаптационного синдрома. Одним из существенных элементов данной реакции является напряжение регуляторных систем, в частности, усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Это ведет к повышению уровня функционирования системы кровообращения и других систем организма и, в конечном итоге, к изменениям энергетического и структурно-метаболического гомеостаза. Индикатором может служить индекс функциональных изменений системы кровообращения, вычисляемый по уравнениям. На основании полученного значения ИФИ каждый индивидуум может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации; чем выше условный балл ИФИ, тем выше вероятность развития патологических отклонений. Любое заболевание может рассматриваться как результат нарушения адаптационных механизмов. Переход от донозологических состояний (от напряжения адаптационных механизмов) к преморбидным и патологическим (неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации) происходит постепенно и может быть прослежен по ИФИ [3. С. 79]. При исследовании индекса функциональных изменений системы кровообращения по Р. М. Баевскому у нас получились следующие результаты: удовлетворительная адаптация — у 72,9 % первокурсников (71,9 % юношей и 73,3 % девушек), напряжение механизмов адаптации — у 23,3 % (25 % юношей и 22,7 % девушек), неудовлетворительная адаптация —

у 2,3 % (3,1 % юношей и 2 % девушек), срыв адаптации — у 1,5 % (0 % юношей и 2 % девушек). При этом жалоб на плохое самочувствие первокурсники не предъявляли и, согласно данным медицинского осмотра, на момент исследования считались относительно здоровыми. Таким образом, у 27,1 % (28,1 % юношей и 26,7 % девушек) обследованных нами выпускников школ, поступивших в высшее учебное заведение, на основании рассчитанного ИФИ системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма мы выявили снижение адаптации к условиям окружающей среды (развитие состояния предболезни) и повышение риска развития заболеваний. Особый интерес у нас вызвало сопоставление полученных данных с результатами других исследований. Так, по сведениям ряда авторов, за годы обучения в вузе число здоровых студентов уменьшается на 25,9 %, а хронически больных — увеличивается на 20 %, т. е. за время обучения в вузе одна пятая часть студентов переходит из категории относительно здоровых в категорию страдающих хроническими заболеваниями [1. С. 93]. Опираясь на результаты нашего исследования, можно предположить, что группа больных студентов/выпускников вуза может сформироваться из выпускников школ с нарушенной адаптацией к условиям окружающей среды. Таким образом, на наш взгляд, «группа риска» по хронической патологии может быть выявлена еще в средней школе.

При количественной оценке уровня здоровья по системе «Контрекс-1» физическое состояние выпускников школ как хорошее определено у 53 % (66 % юношей и 48 % девушек). У 47 % выпускников школ, поступивших в вуз, физическое состояние с учетом факторов риска сердечно-сосудистой патологии определено как среднее, ниже среднего и низкое: среднее (удовлетворительное) — у 41 % (32 % юношей и 45 % девушек), ниже среднего и низкое — у 6 % (2 % юношей и 7 % девушек). Высокий уровень физического состояния у обследуемых выпускников выявлен не был. Таким образом, почти каждый второй выпускник школы нуждается в мероприятиях по улучшению здоровья. Эта методика позволила нам не только охарактеризовать общее физическое состояние обследуемых, но и выделить факторы риска для их здоровья. Так, избыточная масса тела выявлена у 30 % первокурсников (26 % юношей и 32 % девушек). Выкуривают одну и более сигарет в течение

суток 15 % первокурсников (24 % юношей и 11 % девушек). Употребляют алкоголь чаще одного раза в неделю в количестве более 100 г 18 % первокурсников (37 % юношей и 10 % девушек). Повышенное артериальное давление наблюдается у 2 % первокурсников (5 % юношей и 1 % девушек). Согласно результатам нашего исследования, недостаточная физическая активность отмечена у 54 % выпускников школ, поступивших в высшее учебное заведение (44 % юношей и 58 % девушек). Так, ежедневно занимаются различными видами физических упражнений, развивающих выносливость (бег, плавание, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика и т. д.), продолжительностью не менее 15 минут 9 % первокурсников (10 % юношей и 9 % девушек); четыре раза в неделю такие занятия проводят 11 % (10 % юношей и 11 % девушек); три раза — 26 % (36 % юношей и 22 % девушек); два раза — 41 % (29 % юношей и 46 % девушек); один раз в неделю — 3 % (5 % юношей и 2 % девушек); эпизодические нерегулярные занятия — 10 % (10 % юношей и 10 % девушек).

При исследовании психоэмоционального состояния выпускников школ прогностически неблагоприятная высокая реактивная (ситуативная) тревожность выявлена у 26 %, умеренная — у 61 %, низкая — у 13 %. В ходе обследования по BDI-тесту у 33 % первокурсников (21 % юношей и 37 % девушек) выявлены признаки депрессии разной степени выраженности. 24,5 % первокурсников имеют депрессию в стадии умеренного расстройства, 3 % — на грани клинической депрессии, 5 % имеют стадию умеренной депрессии, 0,5 % — стадию серьезной депрессии. Общеизвестно, что в большинстве случаев депрессия является последствием хронического психоэмоционального стресса.

Таким образом, в результате нашего исследования было установлено, что 43 % (55 % юношей и 38 % девушек) выпускников школ г. Челябинска 17-18 лет, поступивших в университет, уже имеют более одного фактора риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. При этом установлено, что комплексное выявление факторов риска, их коррекция в средней школе не проводились. Осуществленное нами исследование показало, что в настоящее время обязательно нужно пересмотреть подходы к выявлению в разных возрастных группах факторов риска и обратить внимание на своевременность их коррекции у учащихся средней школы.

Распространенность факторов риска среди учащихся, индекс функциональных изменений системы кровообращения могут быть использованы специалистами в учреждениях образования как критерии оценки эффективности профилактических мероприятий.

В целях совершенствования профилактических мероприятий в средней школе можно предложить следующее:

1. Ежегодно у учащихся всех классов проводить комплексное выявление основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, оценивать адаптационные возможности, например, с использованием индекса функциональных изменений системы кровообращения по Р. М. Баевскому, и уровень общего физического состояния, например, с помощью диагностической системы «Контрекс-1». Эти же показатели можно использовать как критерии эффективности профилактических программ, реализуемых в школе.

2. Данные о выявленных факторах риска хронических неинфекционных заболеваний ежегодно фиксировать в «паспорте здоровья» или медицинской карте школьника.

3. Учитывая распространенность депрессии, создать кабинет психотерапевтического консультирования и психоэмоциональной разгрузки для школьников.

4. Создать «школу здоровья», на занятиях которой школьники могли бы не только получать информацию о влиянии тех или иных факторов риска на организм человека и элементах здорового образа жизни, но и обучиться методам самоконтроля и коррекции своего состояния, например, грамотному измерению пульса и артериального давления, определению индивидуальной оптимальной физической нагрузки по пульсу во время занятий физической культурой, оценке суточного рациона питания и индекса массы тела, методам коррекции уровня психоэмоционального стресса. Это направление относится к известным в мировой практике информационным и информационно-мотивационным технологиям профилактического консультирования.

5. В профилактической работе активно использовать информационно-образовательные материалы, например, «Кодекс здоровья и долголетия», созданный для предоставления каждому жителю нашей страны научно обоснованных рекомендаций по ведению здорового образа жизни, профилактике заболеваний. В средней школе наиболее востребованы могут быть следующие

разновидности «Кодекса здоровья и долголетия»: «Подростковый возраст» — для школьников в возрасте от 14 до 18 лет, «Молодой и средний возраст» — для учителей и персонала школы в возрасте от 18 до 55 лет.

Список литературы

1. Агаджанян Н. А. [и др.] Здоровье студентов. М. : РУДН, 1997. 148 с.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. М. : Гэотар-Медиа, 2008. 432 с.

3. Казин Э. М., Блинова Н. Г, Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. М. : Владос, 2000. 192 с.

4. Медицинская профилактика: современные технологии / под ред. А. И. Вялкова. М. : Г эотар-Медиа, 2009. 240 с.

5. Оганов Р. Г., Масленникова Г. Я. Совершенствование профилактики неинфекционных заболеваний в России // Врач. 2004. № 9. С. 4-6.

6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. П. Д. Павленок. М. : Инфра-М, 2009. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.