ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РЕДАКТОРОВ
Т. И. Фокина
аспирант Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины,
Киев
Аннотация. В статье автор рассматривает роль медиаобразователь-ных технологий и средств в процессе подготовки будущих редакторов.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, высшая школа, специалист-редактор.
Technology media education in preparing future editors
Tatiana Fokina, Postgraduate Institute of Higher Education National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine,
Kiev
Annotation. The author examines the role of media education technologies and in the preparation of future editors.
Key words: media education, media literacy, high school, professional editor.
Сегодня перед высшими учебными заведениями стоит задача подготовить всесторонне развитую личность, профессионала с гибким мышлением, способного успешно решать разнообразные профессиональные задачи, самостоятельно приобретать новые знания в течение жизни и приспособляться к постоянным изменениям в современном мире. Подготовка такой личности не может происходить только в рамках традиционной профессиональной подготовки, поэтому необходимо использовать новейшие и эффективные методы обучения, которые могут обеспечить активное развитие медиаобразования в Украине, определяющая цель которого -развитие критического мышления,
медиаграмотности, медиакомпе-тентности личности.
Всестороннее использование в учебно-воспитательном процессе медиатехнологий способствует гуманизации образования, повышению эффективности обучения, активизации учебно-воспитательной деятельности за счет увеличения доли самостоятельной работы в учебной деятельности, введения элементов исследовательского характера, что и есть определяющим для развития творческой личности.
Медиапедагоги рассматривают несколько вариантов внедрения медиаобразования: включение ее в учебные программы в общеобразовательном или высшем учебном заведении; дистанционное образование с помощью телевидения, ра-
дио, интернета; самостоятельное / непрерывное образование меди-асредствами и пр. Формирование медиаграмотности будущих специалистов в рамках вуза может осуществляться двумя способами: через введение отдельного курса по медиаобразованию или через интеграцию медиаобразовательных технологий в уже существующую систему учебно-воспитательного процесса, в частности, благодаря выполнению междисциплинарных исследований по информационным коммуникационным и образовательным наукам, социологии и т.д. [Онкович, 2010, с. 90].
Медиаобразование в учебных заведениях ориентировано на развитие общего интеллектуального и профессионального уровня будущего специалиста. Медиатехноло-гии могут эффективно интегрироваться практически во все учебные дисциплины. Дидактически целесообразное использование медиа в обучении позволяет одновременно достичь цели медиаобразова-ния и повысить уровень обучения конкретному предмету
Как отмечает А.В. Онкович, введение медиаобразования в учебный процесс - важное требование к подготовке специалистов в высшей школе [Онкович, 2010]. Это связано с тем, что для понимания происходящих процессов в медиасреде современному молодому человеку необходимо владеть коммуникативными и информационными навыками, способностью к критическому анализу
Для совершенствования профессионального образования, обеспечения его доступности и эф-
фективности, подготовки молодежи к деятельности в информационном обществе сегодня целесообразно учитывать процессы стремительного информационно-технологического развития различных отраслей. Чтобы научить студентов пользоваться инновационными технологиями, следует сформировать у них умение управлять потоками информационных ресурсов, овладеть коммуникационными технологиями и стратегиями их использования [Онкович, 2010, с. 92].
На современном этапе в профессиональном обучении медиа-образовательные технологии создают неограниченные возможности для накопления индивидуального опыта будущего специалиста, который должен ориентироваться в современном медиапростран-стве, понимать основные принципы функционирования различных видов средств массовой информации, различать информацию по уровню воздействия на личность, анализировать и оценивать меди-асообщения, знать правила организации профессиональной деятельности с использованием технологии мультимедиа, собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию с учетом приоритетов профессиональной деятельности.
Мы согласны с О.А. Баратно-вым: «преподавание гуманитарных дисциплин и усвоение гуманитарных знаний имеют свою специфику и непременно предполагают воздействие на эмоциональную сферу обучаемого. В этой связи весьма актуальным представляется использование открываемых медийными средствами возмож-
ностей применения большого количества иллюстративного материала, компьютерной графики, видеофайлов, презентаций, анимаций в сочетании со звуковым сопровождением, что обеспечивает подключение к процессу переработки информации механизмов образного восприятия, использование в процессе обучения осознаваемого и неосознаваемого» [Баранов, 2002, с. 25].
Результат медиаобразования - медиаграмотность. Медиагра-мотность многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Теоретически увеличивать уровень медиаграмотности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию. Аудитория, находящаяся на более высоком уровне медиаграмотности / меди-акомпетентности, обладает более высоким уровнем понимания, управления и оценки медийного мира [Федоров, 2007, с. 44].
Известные ученые определяют медиаграмотность как: «способность адекватного восприятия, интерпретации, оценки, а также создания медиатекстов» (В. Монастырский) [Федоров, 2007, с. 44]; «способность человека использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в самых различных формах» (А. Кьюби) [Монастырский, 1999, с. 147]; «движение, ... призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов». (П.
Ауфдерхайд) [Носова, 2010]. При этом надо уметь найти баланс между различными путями к достижению медиаграмотности. Увлечение только практическими упражнениями или абстрактным теоретизированием может привести к неудаче. Вот почему цель медиаобразования не должна фокусироваться только на обучении школьников/ студентов (или взрослой аудитории) «читать» и извлекать смысл из ме-диатекстов или давать им возможность создавать собственные ме-диатексты. Оно должно также дать возможность учащимся систематически размышлять о процессах «чтения» и «письма», понимать и анализировать их собственную деятельность как читателей и авторов» [Федоров, 2007, с. 44].
Значительное внимание ученые обращают на использование компьютера при изучении дисциплин профессионально ориентированного цикла (А. Онкович, В. Редь-ко, С. Фадеев). Имеется в виду, что, используя компьютер, студент может автоматизировать трудоемкие, но необходимые для его деятельности процессы. Составление словарей, подготовка дидактического материала, например, для обучения орфографии, пунктуации, лексики, грамматики, уже происходит с применением компьютерных технологий.
Современное общество, в котором информация приобретает роль социально-значимого ресурса, требует высококвалифицированных специалистов, которые бы свободно владели информационно-коммуникационными технологиями и эффективно использова-
ли их в своей профессиональной деятельности. Очень важно при этом создание различных специализированных и факультативных медиаобразовательных программ для подготовки квалифицированных специалистов разных специальностей.
Одно из приоритетных направлений развития медиаобразова-ния высшей школы - создание ряда интегрированных, специализированных и факультативных медиаобразовательных программ для профессиональной подготовки студентов различных специальностей, которые направлены на формирование общей медиакультуры студентов, их адаптации к жизни в информационном обществе, развития критического мышления, медиаг-рамотности. Украинские медиапе-дагоги активно разрабатывают ме-диаобразовательные программы, проекты, учебно-методические комплексы, которые способствуют овладению, совершенствованию как профессиональными, так и общенаучными и специальными знаниями в зависимости от потребностей личности, изменений окружающей среды и развития научно-технического прогресса.
Профессор А.В. Онкович разработала программу учебного курса для студентов высших учебных заведений « Медиаобразование. Общий курс». Актуальность этого учебного курса определяется необходимостью изучения студентами истории, теорий и технологий медиа и медиаобразования как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в ус-
ловиях интенсивного увеличения информационного потока. Программой предусмотрены лекционные, семинарские, практические занятия, занятия по моделированию медиаобразовательных ситуаций, контрольные работы, самостоятельная научно-исследовательская работа, подготовка рефератов по проблематике курса, защита реферата или медиапроекта по проблематике курса, зачет. В результате освоения курса студенты получат знания по истории, теории медиа и медиаобразования, смогут практически использовать эти знания в повседневной жизни, в практике профессионального становления, самообразовании.
Профессор Б.В. Потятиник подготовил программы курса «Ме-диаобразование» (социологическое направление) для магистров университета и «Медиа: соотношение свободы и ответственности» [Духанина, 2011, с. 191-192].
Для подготовки специалистов издательского дела и редактирования, кроме профессиональных знаний, необходимы знания и навыки свободного владения информационно-коммуникационными технологиями. Здесь мы можем обратиться к опыту Национального технического университета Украины «Киевский полиграфический институт ». На базе этого университета создан учебно-методический комплекс «Институт последипломного образования». Задача его - повышение компетентности преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий, развитие компьютерной грамотности. С этой целью институтом раз-
работаны две учебные программы: « Компьютерная грамотность преподавателя. Уровень базовый» -для начинающих, «Компьютерная грамотность преподавателя. Уровень углубленный» (И.Г Малюкова, М.И. Ивченко) - для более опытных пользователей. Авторы разработали многомодульный дистанционный курс «ИКТ - компетентность учителя»; сценарии обучения преподавателей школ, профессионально-технических учебных заведений, вузов и заведений последипломного образования.
Для повышения квалификации в программу обучения вошли курсы «Базовая компьютерная подготовка» (Microsoft Word 2007, Power Point 2007), «Основы Excel для преподавателей» (на базе Microsoft Office 2007), «Разработка динамических веб-сайтов с использованием Php, MySQL»; «Создание цифрового видео поддержки обучения»; «Основы компьютерной графики»; «Управление организацией на основе информационных технологий» и другие. Соединение проектов, направленных только на развитие компьютерной грамотности, с медиаобразовательными программами способствует развитию медиаграмотности, медиакультуры. Студенты, таким образом, будут иметь навыки самостоятельно, творчески воспринимать, анализировать, создавать и передавать информацию, определять виды коммуникации, демонстрировать умения в процессе создания собственного медиапродукта и т. д. [Духанина, 2011, с. 193].
В процессе обучения студенты получают глубокие знания в облас-
ти современных компьютерных технологий, техники переработки и воспроизведения текста и графики; изучают современные автоматизированные и цифровые печатные системы полиграфических производств, их техническое и программное обеспечение; осваивают методы и технические средства ввода, обработки и воспроизведения текстовой и изобразительной информации.
Будущие специалисты-редакторы могут использовать в процессе обучения профессионально ориентированный интернет-ресурс «МоуаМо» - лингвистический портал, на котором можно получить консультацию по вопросам, связанным с украинским языком, от лингвистов, специалистов-украинистов в рубрике «Довщкова служба» («Справочная служба»). Полезной студентам будет рубрика сайта «Словники» («Словари»), где размещены семантический словарь украинского языка; лингвистическая энциклопедия; научный словарь; академический толковый словарь украинского языка и др.
Например, «Словарь украинского языка в одиннадцати томах» содержит более 134 000 словарных статей. На нем базируются почти все современные толковые словари украинского языка. В словаре представлена ??активная лексика украинского литературного языка, термины, номенклатурные и сложносокращенные слова, слова исторического фонда, которые в свое время принадлежали к широко используемым, наиболее известные слова, связанные с религиозными и философскими понятиями, употребляемые архаиз-
мы и лексические диалектизмы. Кроме этого, студенты могут принять участие в дискуссии на лингвистическом форуме, опубликовать свои статьи. Интернет-ресурс рассчитан на широкую аудиторию - филологов-украинистов, преподавателей украинского языка, литературоведов и др. Необходим он и для студентов-редакторов, поскольку языковая компетенция -одно из главных требований к квалифицированному специалисту
При подготовке редакторов также можно использовать и сайт «Сам собi редактор» («Сам себе редактор»), на котором, например, можно воспользоваться консультацией по вопросам украинского профессионального языка с помощью учебного пособия «Ук-рашська дтова i фахова мова: прак-тичний поабник на щодень» («Украинский деловой и профессиональный язык: практическое пособие на каждый день», Составители М. Гинзбург, И. Требулева, С. Левина, И. Корниловская).
В пособии собраны сложные случаи употребления слов, которые вызывают наиболее характерные ошибки, а именно: обращение; предложные конструкции; слова и словосочетания, описывающие процессы; украинские соответствия русским терминам, содержащие слово управление, некоторые научно-технические и управленческие термины; словосочетания с числительными; устоявшиеся выражения делового язика и пр. [Никончук, 2012, с. 246-248].
Таким образом, медиаобразо-вание играет важную роль в профессиональной подготовке совре-
менных специалистов, в частности, редакторов. Задачи медиаобразо-вания в профессиональном становлении будущих специалистов определяются потребностью воспитания у них медиакультуры, овладения умениями и навыками критического анализа, а также использования медиа в профессиональной сфере.
Литература
Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 87 с. Бужикова Р.1. Проблеми освiти. Вип. 66. К.,.2011. С.187-188
Духанша Н.М. Медiаосвiта як фактор модерызацп та глдвищення якост вищо!' осв^и // Проблеми осв^и: наук. К., 2011. Вип. 66. Ч. II. С.190-196. Калицева Е.В. Использование средств медиаобразования в процессе профессиональной подготовки будущих юристов // Информационное поле современной России. 2012. Т.2. С. 202-207. Колесниченко В.Л. К вопросу о методическом использовании новых информационных технологий (на примере Интернет-ресурсов) на занятиях по английскому языку // Медиаобразова-ние. 2009. № 4. С. 32-37. Кузьмина М.В. Сетевые медиасерви-сы в системе повышения квалификации работников образования // Медиа-образование. 2009. № 4. С.42-48.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. 147 с.
Никончук М.В. Медиаобразователь-ные сайты в помощь редактору // Материалы Девятой Международной научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты». 2012. Т.2. С. 245-249.
Носова С.С. Медиаграмотность и ее формирование у будущих специалистов по рекламе в рамках курса «Профессиональный иностранный язык»
[Электронный ресурс] // сайт кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета. 2010. - Режим доступа: http://pr.tsu.ru/ articles/50/ (дата обращения: 18.09.13). Онкович Г. В. М^аосв^а в Укра'Тж: сучасний стан i перспективи розвит-ку // Новi технологи навчання. № 62. КиТ'в-Вшниця, 2010. С.89-92. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с. Федоров А.В. Развитие медиаобразо-вания на современном этапе // Инновации в образовании. 2007. № 3. С.44
References
Baranov, O.A. Media education in school and university. Tver: Tver State University Publishing House, 2002. 87 p. Buzhykova, R.I. International Education: Scientific publication. Institute of Innovative Technology and Education Science of Ukraine. K. Issue 66. 2011. P.187-188.
Duhanina, N.M. Media Education as a factor in upgrading and improving the quality of higher education. International Education: Research Collection. K., 2011. Issue 66. Part II. 240 p. 190-196. Fedorov, A.V. Development of media education at the present stage // Innovation in Education. 2007. № 3. P. 44 Fedorov, A.V. Media education of future teachers. Taganrog: Publisher Kuchma, 2005. 314 p.
Kalitseva, E.V. Use of media assets in the process of training future lawyers // Information field of modern Russia. 2012. Vol. 2. P. 202-207.
Kolsnichenko, V.L. On the methodical use of new information technologies (for example, Internet resources) for English lessons // Media Education. 2009. № 4. P. 32-37.
Kuzmina, M.V. Media services network in the training of educators // Media Education. 2009. № 4. P. 42-48. Monastirskij, V.A. Cinematography in the sociocultural work. Tambov: Tambov State Publisher. University Press, 1999. 147 p. Nikonchuk, M.V. Media education sites help editor // Proceedings of the Ninth International Scientific-Practical Conference «Information field of modern Russia: the practices and effects.» 2012. V.2. P. 245-249.
Nosova, S.S. Literacy and its formation of future specialists in advertising on the course «Professional Foreign Language» [Electronic resource] / / Social Communications department's Tomsk State University. 2010. Mode of access: http://pr.tsu.ru/articles/50/ (date accessed: 09/18/13). Onkovich, G.V. Media Education in Ukraine: Current State and Prospects of Development // New learning technologies. № 62. Kiev, 2010. P.89-92.