Научная статья на тему 'Технологии медиаобразования'

Технологии медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1208
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии медиаобразования»

родская культура, студенты, не задумываясь, перечисляют театры, музеи, библиотеки, вузы, называют произведения местных писателей, живописцев, композиторов. Вспоминают прославленный Воронежский русский народный хор, клубы и дворцы культуры, художественную самодеятельность, архитектурные памятники.

- А кому поставлен памятник возле кукольного театра «Шут»?

- Да это же Белый Бим, черное ухо.

Верно: то отлит из бронзы четвероногий

трогательный герой повести воронежского писателя Г. Троепольского и одноименного фильма. Моя задача - убедить молодежь, что культура родного края - это еще и кино.

Наука о воспитании всегда имела дело с идеалом, советовала, как сформировать совершенную личность. Медиаобразование призвано продолжить эстафету. Союз ки-нообразовательных курсов с краеведением помогает развивать у студентов общеэстетическую культуру, формировать у них эстетические взгляды, вкусы, идеалы.

Г. МАКСИМОВА, доцент Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Фрейд, занимаясь преподавательской деятельностью, устанавливал ярко выраженные наставнические отношения с большинством своих студентов. Когда они заканчивали обучение, он давал им кольца, все равно как обручальные. Но если в дальнейшем кто-либо высказывал несогласие с ним, он забирал кольцо назад, как в случае с наиболее прославленным своим учеником Карлом Юнгом. Таким способом Фрейд утверждал исключительную власть учителя над учениками [1, с.320].

Современные методы обучения были сформулированы еще Яном Амосом Комен-ским в «Великой дидактике», увидевшей свет в 1649 г. - через 80 лет после изобретения книгопечатания. Печатная книга, учебник и классно-урочный, групповой метод обучения образуют основу того учебного процесса, который продолжает доминировать в системе образования [2, с.8].

Мы живем в эпоху, когда принципиальным образом меняются задачи и методы систем образования. Наши студенты находятся в водовороте информационного потока, электронной коммуникационной сети и ежедневно приобретают такой опыт общения с миром, которого никогда не было и

Технологии медиаобразования

не будет у нас, преподавателей. Потому предполагать себя единственным или главным источником знаний даже в своем направлении некорректно. В современном педагогическом процессе, нанаш взгляд, предпочтительней принятие и использование сложившейся реальности, что предполагает диалогическую, личностно-ориентированную парадигму образования.

Преподавателю остается либо сделать свой предмет информационно замкнутой областью, рискуя при этом утратить его непосредственную связь с жизнью, либо хотя бы частично перейти на позиции медиа образования [3].

Это создает совершенно новую ситуацию в образовательной системе. Процесс образования индивидуализируется, лично-стно ориентируется. Максимально приближенный к диалогической форме, он может выглядеть так: делясь своими знаниями, каждый студент берет на себя часть обучающих функций педагога. Хотя процесс организован и выстроен преподавателем и только он в состоянии сделать систематизированные выводы по представленной студентами информации, однако сама форма классической лекции уступает место активному

групповому диалогу. Опора на теоретическую домашнюю заготовку студента повышает продуктивность обучения, служит дополнительным мотивирующим фактом.

Доведенные до уровня методических рекомендаций имитационные игры с использованием записывающей аппаратуры, дальнейшего просмотра и анализа материала -хороший пример медиапедагогического процесса. Здесь знания, накопленные классическим способом (лекции, семинары, чтение литературы), введены для закрепления в игровые процессы, с подключением в процесс обучения таких качеств, как воображение, соревновательность. Студентам прививается вкус к аналитическому мышлению, умение достигать результата в интерактивном процессе, когда решение постоянно корректируется в зависимости от действия партнеров.

Творческими заданиями для студентов могут быть: ситуационный анализ, аннотация, «мозговой штурм», стенная газета, рисунок, коллаж, плакат, кроссворд, дневник, дискуссия, анкетирование, драматизация, эссе, интервью, репортаж, рецензия, сценарий, игра и т.п. Они даются в рамках активной практики и могут быть рассмотрены как средство погружения в тему. Их можно рассматривать и как объяснительно-иллюстративные методы контроля пройденного материала. Активные методы обучения чаще используются в творческих вузах, но, на наш взгляд, дают отличные результаты в экономических, юридических и других специальностях, относящихся к коммуникативным дисциплинам.

В прошлом человек воспринимал определенную структуру ценностей, которая не менялась в течение ряда столетий, регулируя ориентации не одного поколения. В настоящее время на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох, и это предполагает новые технологии, способные формировать у студентов навыки эффективно адаптироваться к динамике времени.

В современном мире отсутствуют социальные механизмы включения в мир прекрасного, и, как следствие, у значительной части молодежи не выработаны соответствующие ценностные ориентации и потребность следовать традициям высокого искусства.

Освоение художественной реальности находится в прямой зависимости от просве-тительско-образовательной деятельности вуза. Бесспорно, решающую роль в этом процессе играет собственная ответственность студента за обеспечение своей идентификации с ценностями высокого искусства, самовоспитание в духе лучших традиций духовной жизни, самостоятельный поиск своей индивидуальности, постоянное самосовершенствование. Однако приобщения к культурным ценностям у большинства современных студентов не происходит. Сфера искусства и культуры, по-видимому, оказалась еще менее подготовленной к переходу к новому качеству жизни.

В ходе анкетирования студентов нашего вуза мы выяснили следующее:

• подавляющая часть студентов вообще не знакома с видами искусства как таковыми;

• влияние медиа на сознание студентов имеет значительную динамику, масс-медиа занимают приоритетные позиции во времязатратах современного студенчества, оторваны от обсуждения, влияния, контроля преподавателей, родителей, то есть предыдущего поколения.

Импульс развития, получаемый личностью в процессе медиаобразования, может стать основой мировоззрения в том случае, если обеспечены условия эффективности реализации этого учебного курса, а именно: свобода выбора информации, соблюдение правил дискуссии, поощрение самостоятельности и инициативы студентов, равенство участников диалога перед информацией.

В идеале итогом становится реализация творческого потенциала личности в любой форме - от устных выступлений до само-

стоятельной работы с базами данных, видеофильмами и других вариантов групповых творческих работ.

Умения анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становятся необходимыми на всех стадиях обучения. Следует отметить, что объектами методики преподавания при этом становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации.

На протяжении ряда лет методики и технологии медиаобразования используются в учебно-воспитательной работе Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», без культивирования терминологии. Медиаобразование здесь практикуется как часть системы воспитательной деятельности, которая интегрируется в традиционные дисциплины.

Приведу конкретные примеры. Учебный фильм «Технологии коммуникативно-речевого процесса, или Учимся красиво говорить» смонтирован из эпизодов занятий студентов и аспирантов вуза. Компьютерная графика к фильму выполнена в рамках учебного курса по компьютерной графике. Коллективный труд преподавателей и студентов отмечен дипломом и медалью 1 степени на Всероссийской выставке-ярмарке научно-исследовательских работ по инновационным технологиям в 2003 году.

Дисциплина «Искусство и литература». В контрольном задании студентам было предложено разработать дизайн-проект: «Картину какого художника и в каком вузовском пространстве вы бы расположили и почему?». Общее мнение таково: наивысшее воспитательное значение несет произведение искусства личностно-ориентированное, сплачивающее, адаптирующее к социуму, погружающее в вузовскую атмосферу. Таким произведением могла бы быть «семейная фотография», одновременно объединяющая преподавательский корпус

и несколько сотен студентов в непроизвольной, органичной обстановке. В рамках дисциплины «Этика делового общения» - как практики к теме «Работа в команде. Лидерские технологии» - были отобраны варианты организации подобных съемок. Лучшее предложение реализовано: двухметровые фотопанно красуются в фойе главного корпуса, удерживая постоянное внимание любопытствующих зрителей.

Обладая широким спектром возможностей для развития человеческой личности, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, средства медиа способствуют становлению творческого, а нередко и критического мышления, навыков художественного восприятия и анализа; позволяют активизировать знания, полученные в ходе изучения традиционных дисциплин. Различные средства медиа уже сегодня становятся важнейшим фактором формирования мировоззрения студентов. Облегчает положение дел та популярность, которой пользуются современные информационные средства у молодежи. При этом медиакультура (к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета), органично вобравшая в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает весьма широким спектром действия [4, с.15].

Медиаобразование можно четко разделить на три основных направления: 1) образование будущих профессионалов - журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, киноведов и др.; 2) образование будущих медиапедагогов в университетах; 3) медиаобразование как часть общего образования, которое может быть интегрированным в традиционные дисциплины или автономным.

Суть деятельности медиапедагогов можно определить «одним ведущим понятием: диалог. Разрушается старая схема, когда учитель является в первую очередь источником информации познаний, а учащийся воспринимающим устройством» [5, с.5].

Во всех мировых педагогических сооб-

ществах ведется активный поиск новых путей и форм учебно-воспитательных процессов в вузовской практике, которые не только делают акцент на духовных аспектах и актуализируютвоспитательные вопросы, но и носят стратегический образовательный характер для ряда дисциплин.

Специфика внедрения в высшую школу новых технологий предполагает качественные изменения, в том числе и в воспитательном процессе. Исследователи сравнивают ситуацию, в которую попала в настоящий момент молодежь, с «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Однако медиаобразование могло бы скорректировать данный процесс, и практические действия высшей школы в

этом направлении - подтверждение данной позиции.

Литература

1. Шульц Лайза. Язык интуиции. - М., 2002.

2. Карпенко М. Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий // Альма-Матер. - 2004. - №6.

3. www.mediaeducation.ru

4. Митина А. Рефлексивно-игровая техно-

логия обучения // Высшее образование в России. - 2003. - №4.

5. Бондаренко Е.А., Журин А.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. - 2002. - №3.

А. ФЕДОРОВ, профессор Таганрогский государственный педагогический институт

Придется смириться с тем, что на рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Поэтому вопрос о необходимости и актуальности медиаобразования1, на наш взгляд, уже принадлежит прошлому. Что, собственно, подтверждает и текст квалификационной характеристики будущего педагога в государственном стандарте высшего профессионального образования. В нем, в частности, говорится о том, что выпускник педагогического вуза должен владеть «методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и

Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура

адаптировать ее для адресата: способен в условиях развития науки и изменяющейся практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии» [1].

Сегодня актуальны другие вопросы: какие медиаобразовательные модели, методы, технологии могут наиболее эффективно подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и пониманию различной информации; обучить способам общения на основе невербальных форм коммуникации с по-

1 Процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.