Научная статья на тему 'МЕДИАПЕДАГОГИКа как одно из направлений современного образования'

МЕДИАПЕДАГОГИКа как одно из направлений современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2651
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПЕДАГОГИКа как одно из направлений современного образования»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

© 2005 г. Г.П. Максимова

МЕДИАПЕДАГОГИКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Термин «медиа» происходит от латинского «media» (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически [1].

Вместе с тем и в педагогической науке в целом, и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиа-образование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиавоспитание» и т.д. К примеру, в документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний» [2, с. 8].

Сущность медиапедагогики

Сократ никогда не работал более чем с одним учеником. У Платона никогда не было больше двух обучающихся слушателей. Фрейд, занимаясь преподавательской деятельностью, устанавливал ярко выраженные наставнические отношения с большинством своих студентов. Когда они заканчивали обучение, он давал им кольца, все равно как обручальные. Но если в дальнейшем кто-либо высказывал несогласие с ним, он забирал кольцо назад, как в случае с наиболее прославленным его учеником, оказавшимся ренегатом, Карлом Юнгом. Таким способом Фрейд утверждал исключительную власть учителя над учениками. Для студента было катастрофой потерять кольцо великого Фрейда. Но тем самым Фрейд проводил незыблемую границу между собой и своим протеже: он всегда будет великим учителем, студент навсегда останется его послушным учеником. Ученикам отводилась роль пассивных и послушных исполнителей. Они не могли утверждать свою индивидуальность. У Фрейда была вся власть и сила, а у его учеников - уязвимость и слабость [3, с. 230].

Современные методы обучения были с особой четкостью сформулированы Яном Амосом Комен-

ским в его «Великой дидактике», увидевшей свет в 1649 г. Это было через 80 лет после изобретения книгопечатания. Печатная книга, учебник и классно-урочный, групповой метод обучения и до наших дней образуют основу того учебного процесса, который продолжает доминировать в системе образования [4, с. 8].

Мы живем в эпоху, когда принципиальным образом меняются задачи и методы систем образования. Так как наши студенты находятся в водовороте информационного потока, электронной коммуникативной сети и ежедневно приобретают такой опыт общения с миром, которого никогда не было и не будет у нас преподавателей. Потому предполагать себя единственным или главным источником знаний даже в своем направлении не корректно по отношению к влиянию на студентов внешних потоков информации. В современном педагогическом процессе, на наш взгляд, предпочтительней использование данной реальности, что предполагает диалогическую, личност-но ориентированную парадигму образования культурологического типа.

На повестке дня - выход на принцип «образование через всю жизнь». Он означает:

- человек, окончив какое-то образовательное учреждение, может и должен непрерывно совершенствовать личностные качества и уровень своей профессиональной подготовки;

- после выхода из стен аудитории наших студентов влияние преподавателей на них не прекращается, а порой намного продуктивнее и убедительнее, чем в стенах аудитории.

Следовательно, преподавателю остается либо сделать свой предмет информационно замкнутой областью, рискуя при этом утратить его непосредственную связь с жизнью, либо хотя бы частично перейти на позиции медиаобразования. В данном контексте позиция близка к принятию воспитательного приоритета в учебно-воспитательном процессе.

Автором рефлексивно-игровой технологии А. Ми-тиной в ее основу положены следующие принципы:

1) личностная ориентированность содержания и форм обучения;

2) профессиональная направленность предметного содержания;

3) комплексно-тематическая организация учебного материала;

4) сознательно-сопоставительное изучение языковых явлений;

5) системная вариативность форм, методов и приемов обучения;

6) наглядно-имитационное моделирование;

7) симуляционно-игровая адаптация [5, с. 89].

Мы полностью разделяем такую позицию по отношению к технологии обучения ряда дисциплин коммуникативной составляющей. Особенно качественный результат в подобных учебных ситуациях достигается, когда удается построить личностно заданную систему заданий, развить самостоятельность в постановке целей и побудить к самоорганизации познавательных действий.

Медиаобразование затрагивает ключевые позиции взаимоотношений индивида и информации, формирования способа взаимодействия личности с миром. Развитие самого медиаобразования, по мнению исследователей, также идет по спирали. Следуя пути образных аналогий, можно сказать, что двойная спираль есть спираль развития: образовательная траектория самого предмета, усиленная посредством медиа-образования дает более интенсивный результат. Это подтверждают педагогические эксперименты по интеграции медиаобразования с конкретными учебными предметами. Возможности открываются фантастические, создающие совершенно новую ситуацию в образовательной системе. Процесс образования индивидуализируется, личностно ориентируется.

Специалистами подсчитано, что не менее 70-80 % образовательных воздействий, порождаемых информационными контактами, находятся вне педагогической практики. Падение железного занавеса привело к тому, что поколение детей 80-х гг. попало в объятья электронной коммуникативной сети. Среди важнейших факторов, определяющих ориентации студентов, можно выделить, прежде всего, влияние СМИ, которые являются главным источником информации для студентов. При этом студенты отдают предпочтение демократически настроенным СМИ [6, с. 42]. Вышесказанное, на наш взгляд, является причиной необходимости распространения медиаобразования, так как рост числа ТВ, радиоканалов, информационных технологий, бурное развитие компьютерных сетей, видео изменяет культуры как национальные, так и в целом планетарные. Задачи медиаобразования (tasks of media education) - обучить грамотно читать медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности, чему способствует именно диалогово-тренин-говое построение занятий в том числе.

Исследователи к ключевым понятиям медиаобра-зования («key concepts of media education») относят: «восприятие», «художественно-творческая деятельность», «воспроизведение», «интерпретация», «анализ», «оценка», «источник информации», «освоение информации», «язык медиатекста», «технология», «аудитория», единство рационального и эмоционального в эстетическом восприятии и «синтез эстетического и этического». Кроме того, необходимое пони-

мание, что медиа - это не реальность, а ее отражение, репрезентация через систему знаков и символов.

Лидеры британской системы медиаобразования К. Ба-зэлгэт и Э. Харт [7, с. 202] убеждены, что суть его в изучении шести так называемых ключевых понятий: «источник медиаинформации» («media agencies»), «категории медиа» («media categories»), «технологии медиа» («media technologies»), «медиаязыки» («media languages»), «аудитория медиа» («media audiences»), «репрезентации медиа» («media representations»). Ведущий российский специалист в данной области Ю.Н. Усов считал, что медиаобразование - это процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации [8, с. 16]. А С.Н. Пензин утверждает, что медиаобразование не может ограничиваться обучением аудитории грамотности, необходим «синтез эстетического и этического» [9, с. 45]. Терминология российского медиаобразования (на основе работ О. А. Баранова, И.В. Вайсфельда, И.С. Левшиной, О.Ф. Нечай, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, А.В. Федорова, Ю.Н. Усова, А.В. Шарикова и других) была обобщена на страницах журнала «Искусство и образование» [10, с. 33-38].

Концепция медиаобразования начала формироваться в конце 60-х гг., когда в нем возникли две относительно независимые линии - «критическая» и «визуальная грамотность». Первая из них выдвинула основной целью «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.), вторая рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США.

Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе и др. Идея международного движения медиаобразова-ния возникла в секторе информации ЮНЕСКО. Инициаторы движения - А. Диозед, Д. Моль, К. Норден-стренг и др. В 1973 г. Международный совет по кино и телевидению выдвинул предложение о необходимости ввести в высшей школе курса по теории средств массовой коммуникации [11]. Один из лидеров канадской медиапедагогики К. Ворсноп (C.Worsnop) полагает, что медиаобразование ценно не только само по себе, но и потому, что медиа сегодня - это наша окружающая среда, и было бы неразумным игнорировать то, что нас окружает [12, с. 43].

Технологии практической реализации в учебно-воспитательном процессе

Образовательный процесс, максимально приближенный к диалогической форме, может выглядеть так: делясь своими знаниями, каждый студент берет на себя часть обучающих функций педагога. Данный процесс организован и выстроен преподавателем, только он в состоянии сделать систематизированные выводы по

представленной студентами информации, однако сама форма классической лекции переходит в активный групповой диалог, по форме близкий к интеллектуальному тренингу, где возможно присутствие и не одного тренера. Опора на теоретическую домашнюю заготовку студента повышает продуктивность обучения, служит дополнительным мотивирующим фактом.

Имитационные игры, доведенные до уровня методических рекомендаций, с использованием записывающей аппаратуры, дальнейшего просмотра и анализа материала - хороший пример медиапедагогическо-го процесса. Способ обучения, когда накопленные классическим способом знания с лекционными, семинарскими, чтением литературы совмещены для закрепления в игровые процессы не нов (командно-штаб -ные учения, полевые учения, тренажеры в подготовке к другим специальностям, деловые игры в экономике и т. д.). В процесс обучения в таком случае включены такие качества, как воображение, соревновательность. Студентам прививается вкус к аналитическому мышлению, умению достигать результат в интерактивном процессе, когда решение постоянно корректируется в зависимости от действия партнеров.

Творческими заданиями для студентов могут быть: аннотация, «мозговой штурм», рисунок, коллаж, плакат, кроссворд, дневник, дискуссия, драматизация, эссе, интервью, репортаж, рецензия, сценарий, игра, ситуационный анализ и т.п. Вышеперечисленные задания даются в рамках активной практики, могут быть рассмотрены как средство погружения в тему. Эти методы можно отнести к объяснительно иллюстративным методам контроля пройденного материала. Активные методы обучения чаше используются в творческих вузах, но, на наш взгляд, дают отличные результаты в дисциплинах, относящихся к коммуникативному направлению экономических, юридических и других специальностей.

Для обучения должна быть обеспечена реальная свобода выбора информации.

Концепции медиаобразования можно классифицировать согласно ступеням развития восприятия информации:

- развитие аудиовизуального восприятия;

- формирование критического мышления:

- практическое освоение технологии массовой коммуникации (кино- и видеосъемки, массовой печати, радио, телевидения):

- формирование собственной системы ценностных ориентаций как основы для создания медиатек-стов [13, с. 88].

Импульс развития, получаемый личностью в процессе медиаобразования, может стать основой мировоззрения в том случае, если обеспечены условия эффективности реализации этого учебного курса, а именно:

- свобода выбора информации;

- соблюдение правил дискуссии;

- поощрение самостоятельности и инициативы студентов;

- равенство участников диалога перед информацией.

Однако провозгласить приоритетом принцип развития критического мышления - значит, последовательно, поэтапно провести формирование медиаобра-зовательных умений:

- вычленять главное в информационном сообщении;

- понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;

- понимать задания в различных формулировках и контекстах;

- аргументировать собственные высказывания;

- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;

- находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

- находить требуемую информацию в различных источниках;

- систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;

- собирать и систематизировать длительное время (семестр, учебный год или другой отрезок времени) тематическую информацию;

- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениям;

- извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;

- составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию;

- составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;

- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;

- трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

- иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием [13, с. 91].

В идеале итогом становится реализация творческого потенциала личности в любой форме: от устных выступлений до самостоятельной работы с базами данных, видеофильмами и другими вариантами групповых творческих работ.

Умения анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становятся необходимыми на всех стадиях обучения. Следует отметить, что объектами методики преподавания при этом будут организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации.

Практические аспекты медиаобразования в РГЭУ «РИНХ»

На протяжении ряда лет методики и технологии медиаобразования используются в учебно-воспитательной работе базового вуза Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» без культивирования терминологии. Однако повседневная практика и результаты экспериментов заслуживают внимания и научного анализа. Медиаобразова-ние в указанном вузе практикуется как часть общего образования, и воспитательная деятельность интегрируется в традиционные дисциплины.

Приведем конкретные примеры. Учебный фильм «Технологии коммуникативно-речевого процесса, или Учимся красиво говорить» смонтирован из эпизодов занятий студентов и аспирантов вуза. Компьютерная графика к фильму выполнена студентами в рамках учебного курса по компьютерной графике. Коллективный труд преподавателей и студентов отмечен дипломом и медалью 1 степени на Всероссийской выставке-ярмарке научно-исследовательских работ по инновационным технологиям в 2003 г. Дисциплина «Искусство и литература». В контрольном задании по завершении темы, «Мировая живопись», студентам было предложено определить и аргументировать предложения по дизайн-проектам: «Картину какого художника и в каком вузовском пространстве вы бы расположили и почему. Проанализируйте ценностно-смысловое восприятие данного произведения искусства студентами». К работе допускались визуальные проекты народного искусства, использование современных технологий для реализации проекта.

Выводом данного занятия было общее мнение: наивысшее воспитательное значение несет на себе произведение искусства, личностно ориентированное, сплачивающее, адаптирующее в социум вузовскую атмосферу. Таким произведением могла бы быть «семейная фотография», одновременно объединяющая преподавательский корпус и несколько сотен студентов в непроизвольной органичной обстановке, чтобы данное произведение искусства, прежде всего, передавало положительные эмоции участников. В рамках дисциплины «Этика делового общения» как практика к теме «Работа в команде. Лидерские технологии» были отобраны варианты организации подобных съемок. Лучшие предложения реализованы - двухметровые фотопанно красуются в фойе главного корпуса, удерживая постоянное внимание любопытствующих зрителей.

Заключение

В Доктрине государственной молодежной политики РФ говорится: нетерпимое, репрессивное отношение в сфере культуры сменилось безразличием и передачей этой сферы на откуп массмедиа и индустрии развлечений, делающих бизнес на культивировании потребительской жажды благ молодежи любой ценой и примитивных человеческих инстинктах.

Молодежь всегда требовала повышенного внимания общества. Достаточно назвать лишь три группы причин.

Во-первых, молодежь уже сегодня формирует и несет в себе образ будущего, а потому особо ответственна за развитие общества, за преемственность его истории и культуры, благополучие стариков, конкурентоспособность страны в мировом сообществе.

Во-вторых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений.

В-третьих, как всякая реальная социальная группа молодежь с необходимостью должна иметь собственные цели и интересы, которые могут отнюдь не совпадать с «вакансиями» общества, пусть даже в самом развитом виде, в конкретной исторической ситуации.

Велик потенциал медиакультуры и в современном образовательном процессе. Обладая широким спектром возможностей для развития человеческой личности, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, средства медиа способствуют становлению самостоятельного творческого, а нередко и критического мышления, современного мировоззрения, эстетического сознания, навыков художественного восприятия и анализа; позволяют активизировать знания, полученные в ходе изучения традиционных дисциплин. Различные средства медиа сегодня уже становятся важнейшим фактором формирования сознания и мировоззрения студентов. Облегчает положение дел та популярность, которой пользуются современные информационные средства у молодежи. При этом медиакультура (к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернет), органично вобравшая в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает весьма широким спектром действия [14, с. 15].

Медиаобразование можно четко разделить на три основных направления: 1) образование будущих профессионалов - журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, киноведов и др.; 2) образование будущих медиапедагогов в университетах; 3) ме-диаобразование как часть общего образования, которое, в свою очередь, может быть интегрированным в традиционные дисциплины или автономным.

Занятия многих российских медиапедагогов можно определить «одним ведущим понятием: диалог». Разрушается старая схема, когда учитель является в первую очередь источником информации познаний, а учащийся воспринимаемым устройством [15, с. 5]. Что в целом дает большой простор для творчества, импровизации, для игровых форм проведения занятий. При этом «игра рассматривается как своеобразное моделирование действительности (в этом контексте целесообразно обращение к психологическим исследованиям Эльконина).

Ежегодно в разных странах мира проходят международные конгрессы и конференции, посвященные проблемам медиаобразования студентов.

Дефицит культуры, перегрузка технократической составляющей в учебно-воспитательном процессе высшей школы отмечаются многими исследователями.

Форма обучения - одна из немногих отраслей, мало изменившихся в технологическом отношении на протяжении столетий, - лекционно-контрольное обучение опирается на интеллектуальную, развивающую память составляющую личности. Чувственная, эмоциональная сфера является механизмом обучения и развития в большей степени творческих вузов. Однако резервы ассоциативно-эмоционального аспекта в образовании общеизвестны. Форма занятий, таких как мотивационная беседа, с активным, проблемным тренингом требует присутствия, возможно, не одно преподавателя на занятии, помощи ассистентов, привлечения технических средств. Целеполагание, мотивация - ключевые термины педагогики не в полной мере используются в современной вузовской практике.

Во всех мировых педагогических сообществах ведется активный поиск новых путей и форм учебно-воспитательных процессов в вузовской практике. Предлагаются воспитательные реформы, в которых сделан акцент на духовные аспекты, собственно воспитательные проекты, которые не только анализируют, но и носят стратегический образовательный характер для ряда дисциплин. Причем с использованием как новейших теоретических концепций, так и несправедливо находящихся на периферии исследовательской практики. Значительный интерес вызывают междисциплинарные контексты и выводы действенной практики, так как осмысление воспитания как категории одного порядка с категориями социализации, ценностной ориентации личностно ориентированных ценностных смыслов социума перестало быть прерогативой педагогической, психологической, гуманитарной направленности в науке. Высшая школа имеет возможность расширить свою деятельность в этом направлении. Современная специфика внедрения новых технологий предполагает качественные изменения в воспитательном процессе в том числе. Как социум влияет на студента, так и студенты формируют облик ближайшего социума и высшая школа попадает в эпицентр данной взаимосвязи и взаимозависимости. Медиаобразование одно из звеньев данной связи.

Концентрация проблем и выводов данного направления следующая:

- снижается интеллектуально-культурный ресурс страны;

- новые технологии в обучении, направленные на индивидуальные особенности студента, нацеливают на саморазвитие;

Ростовский государственный экономический университет

- использование мультимедийных технологий в гуманитарном образовании является резервом образования;

- правовая и административная база как регулятивный ресурс вуза, как коллективная работа междисциплинарных выводов ученых может продуктивно влиять на медиапространство вуза.

Исследователи сравнивают ситуацию, в которую попала в настоящий момент российская молодежь, с «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Однако медиаобразование могло бы корректировать данную проблему, российские исследования и практические действия высшей школы в этом направлении - подтверждение данной позиции.

Литература

1. www.mediaeducation.ru

2. Media Education (1984). P.UNESCO, 211.

3. Шульц Л. Язык интуиции. М., 2002.

4. Карпенко М. Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий //АМ, ВВШ. 2004. № 6.

5. Митина А. Рефлексивно-игровая технология обучения // Высшее образование в России. 2003. № 4.

6. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социс. 2000. № 6.

7. Kubey R. (Ed.) (1997). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick; London.

8. Усов ЮН. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств): Докл. на российско-британском семинаре по медиаобразованию. М., 1995.

9. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987.

10. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2.

11. Педагогическая энциклопедия // www otrok.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Worsnop C. Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga, 1994.

13. Бондаренко Е.А., Журин А.А. Состояние медиаобра-зования в мире // Педагогика. 2002. № 3.

14. Федоров А., Новикова А. Медиа и медиаобразование // АМ, ВВШ. 2001. № 11.

15. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия // Специалист. 1993. № 5.

11 апреля 2005 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.