Научная статья на тему 'Технологии использования физической реабилитации при восстановлении детей с ДЦП'

Технологии использования физической реабилитации при восстановлении детей с ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
685
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЦП / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЛФК / ФИЗИОТЕРАПИЯ / ЭРГОТЕРАПИЯ / ФУНКЦИИ / МЕХАНОТЕРАПИЯ / АЛГОРИТМ / РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / СИСТЕМА / CEREBRAL PALSY / REHABILITATION / PHYSICAL THERAPY / OCCUPATIONAL THERAPY / FUNCTIONS / MECHANOTHERAPY / ALGORITHM / REFLEXOLOGY / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Чайченко Мария Владимировна

Работа посвящена формированию системы физической реабилитации лиц с церебральным параличом, в частности двойной гемиплегии. Разработан алгоритм использования средств и методов физической реабилитации, состоящий из двух повторяющихся циклов. В системе использованы методы рефлексотерапии, мануальной терапии, физиотерапии, эрготерапии, массажа, иппотерапии, ЛФК, механотерапии. В ходе проведения эксперимента длительностью 1 год была доказана эффективность предложенной системы. В качестве контрольных показателей использованы оценка основных двигательных функций и амплитуда движения в суставах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Чайченко Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY THE USE OF PHYSICAL REHABILITATION IN THE RECOVERY OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The work is devoted to the formation of a system of physical rehabilitation of persons with cerebral palsy, in particular double hemiplegia. The algorithm of use of means and methods of physical rehabilitation consisting of two repeating cycles is developed. The system uses methods of reflexology, manual therapy, physiotherapy, ergotherapy, massage, hippotherapy, exercise therapy, mechanotherapy. During the experiment duration of 1 year was proved the effectiveness of the proposed system. As the benchmarks used in the evaluation of basic motor functions and range of motion in the joints.

Текст научной работы на тему «Технологии использования физической реабилитации при восстановлении детей с ДЦП»

14. Лопатина Р.Ф., Лопатин Н.А. Здоровье студентов вуза, как актуальная социальная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. №1. С. 135-140.

15. Лукашин Ю.В. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза: Дис...канд. пед. наук. Пенза, 2010. 273 с.

16. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Проектирование здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды в вузе: контекстный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. №4. С. 17-22.

17. Марчук С.А. Модель формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов железнодорожного вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. №12-1. С. 161-165.

18. Осипов А.Ю., Кадомцева Е.М., Лепилина Т.В., Приходов Д.С., Раковецкий А.И. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов Красноярского края) // В мире научных открытий. 2015. 3-1 (63). С. 735-748.

19. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т.2. №2 (39). С. 178-182.

20. Русанов В.П., Рябцев С.М., Гончарова М.С. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26393 (дата обращения: 10.02.2019).

21. Сомов Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: Дис.докт. пед. наук. Москва, 2007. 399 с.

22. Тихомирова Л.Ф., Макеева Т.В. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. С. 19-24.

23. Третьякова Н.В. Модель управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №1 (23). С. 115-119.

24. Эбзеев Ш.К., Хатуаев Т.А. Концептуальные основы реализации здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздоровительной среды вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №3 (223). С. 183-187.

25. Osipov A., Zhavner T., Batunova I., et al. Physical education and sports achievement ratings as a significant factor to increase the level of physical activity of students and staff in high school // Journal of Physical Education and Sport. 2018. №2. P.592-599. D0I:10.7752/jpes.2018.02086

26. Osipov A., Kudryavtsev M., Kopylov Yu., Kuzmin V., Panov E., Kramida I. The possibility of a significant increase in the level of motor activity in students with the use of the potential of computer technology // Physical Education of Students. 2018. №22 (5). P.265-271. D0I:10.15561/20755279.2018.0506

27. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., et al. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №2. P.871-878. D0I:10.7752/jpes.2017.02133

28. Zhang N., Campo S., Yang J., et al. What motivates young adults to talk about physical activity on social network sites? // Journal of Medical Internet Research. 2017. №19 (6). e226.

Педагогика

УДК: 796:61

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Чайченко Мария Владимировна

Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)

ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ

ДЕТЕЙ С ДЦП

Аннотация. Работа посвящена формированию системы физической реабилитации лиц с церебральным параличом, в частности двойной гемиплегии. Разработан алгоритм использования средств и методов физической реабилитации, состоящий из двух повторяющихся циклов. В системе использованы методы рефлексотерапии, мануальной терапии, физиотерапии, эрготерапии, массажа, иппотерапии, ЛФК, механотерапии. В ходе проведения эксперимента длительностью 1 год была доказана эффективность предложенной системы. В качестве контрольных показателей использованы оценка основных двигательных функций и амплитуда движения в суставах.

Ключевые слова: ДЦП, реабилитация, ЛФК, физиотерапия, эрготерапия, функции, механотерапия, алгоритм, рефлексотерапия, система.

Annotation. The work is devoted to the formation of a system of physical rehabilitation of persons with cerebral palsy, in particular double hemiplegia. The algorithm of use of means and methods of physical rehabilitation consisting of two repeating cycles is developed. The system uses methods of reflexology, manual therapy, physiotherapy, ergotherapy, massage, hippotherapy, exercise therapy, mechanotherapy. During the experiment duration of 1 year was proved the effectiveness of the proposed system. As the benchmarks used in the evaluation of basic motor functions and range of motion in the joints.

Keywords: cerebral palsy, rehabilitation, physical therapy, occupational therapy, functions, mechanotherapy, algorithm, reflexology, system.

Введение. Увеличение количества больных церебральным параличом является весомой проблемой современной медицины и социальной политики. По разным статистическим данным увеличение количества больных ДЦП за последние 10 лет на территории Украины и Российской Федерации составило от 8 до 15%, что составляет большой процент от общего количества инвалидностей. Частота заболеваемости ДЦП колеблется от 1,6 до 4,2 случаев на 1000 новорожденных. Очевидно, что внедрению в социум и привлечению к трудовой деятельности должны способствовать средства и методы восстановительной медицины, основным

из которых, без сомнения, является физическая реабилитация. Физическая реабилитация позволяет сформировать навыки самообслуживания, улучшить функции опорно-двигательного аппарата, нервной системы, систем обеспечения, а также стимулировать больного к внедрению в социум. Также реабилитационные мероприятия позволяют приспособить людей с ограниченными возможностями к трудовой деятельности, что позволяет значительно снизить государственные затраты на их содержание [1, 7, 10, 12].

На данный момент разработаны и активно функционируют множество программ, методик и систем физической реабилитации больных церебральным параличом, но все же интегральные показатели эффективности реабилитационного процесса не достигают необходимого уровня, что в свою очередь требует разработки новых подходов, методик и алгоритмов физической реабилитации. Все вышеперечисленные факторы формируют актуальность нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. В современной восстановительной медицине наибольшее распространение получили методики Козявкина, Бобата, Кабата, Войты, Петьо [2, 3, 4, 10]. Если проанализировать методики в общем, то можно утверждать, что все данные методики применимы больше для спастических форм заболевания, все они дают, в принципе, неплохие результаты, но их постоянное использование приводит к значительному снижению эффективности, поэтому рациональным является использование комбинированных методик, которые в себя вбирают принципы и методы различных направлений проведения реабилитационного процесса [1, 5, 6, 7].

Работы Гузий (2002, 2003, 2004), Долинного (2003, 2004), Семеновой (1979, 1986), Дремовой (1995, 1996, 1997), Афансьева (2003), Гойды (1993, 1994, 1995), Козявкина (1993, 1994, 1996, 1997, 2011, 2013, 2014), Мухина (2009, 2012), Машаду (2003, 2004, 2005), Воронина (2007, 2008, 2009, 2012), Еднака (2003, 2006, 2013), Башкина (2009, 2011, 2012) показывают все разнообразие разработки, использования и интегрирования различных подходов, методов и средств физической реабилитации пациентов данного контингента. Интересным является тот факт, что практически все перечисленные авторы использовали абсолютно различные подходы и идеи в организации реабилитационного процесса, но достигали результатов подобной направленности [8, 9, 11, 13].

В своей работе мы попробовали объединить некоторые средства, методы и идеи из собственных работ и работ других исследователей и сформировать некий алгоритм использования средств и методов физической реабилитации больных ДЦП.

Цель работы - разработка и формирование алгоритма использования средств и методов физической реабилитации больных ДЦП.

Задачи исследования:

1. Провести системный анализ направлений, методик и алгоритмов физической реабилитации при ДЦП.

2. Сформировать алгоритм физической реабилитации больных ДЦП на основе проведенного ретроспективного анализа методологических подходов.

3. Проверить эффективность использования разработанного алгоритма физической реабилитации на больных двойной гемиплегией.

Методы исследования: анализ литературных данных, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, медико-биологические методы исследования.

Организация исследования. Исследование проводилось на базах 6 клиник и иппотерапевтического центра. В общей сложности были обследованы 68 пациентов с диагнозом двойная гемиплегия, возрастной группы до 12 лет. Основная группа состояла из 18 человек, которые проходили процесс реабилитации на базе вышеназванных учреждений. Группа сравнения состояла из 20 человек. Основная группа занималась по нижеизложенной системе физической реабилитации, группа сравнения занималась по комплексной методике физической реабилитации разработанной и доказавшей свою эффективность в работе с больными двойной гемиплегией (Воронин Д.М., 2009). Обе группы имели статистически однородные показатели по всем исследуемым параметрам. Рассматривались результаты годичного периода реабилитации.

Результаты исследования. В результате проведения анализа направлений, алгоритмов, схем, методик, программ, систем физической реабилитации, изучения опыта ведущих организаций в этой отрасли, а также проведения констатирующего эксперимента, нами была сформирована годичная схема применения физической реабилитации, которая состоит из циклов интенсивной реабилитации и циклов поддерживающей реабилитации. Соответственно был разработан алгоритм использования средств и методов физической реабилитации. Базовые элементы системы реабилитации представлены в таблице 1. За год проводится два цикла интенсивной физической реабилитации и два цикла поддерживающей физической реабилитации.

Основной целью цикла интенсивной физической реабилитации является достижение максимально возможного физического прогресса пациента. Целью поддерживающего цикла является дальнейшее совершенствование в двигательных навыках и навыках самообслуживания и поддержание достигнутого результата цикла интенсивной реабилитации.

Таблица 1

Базовые элементы системы физической реабилитации

Годовой цикл физической реабилитации

Курс интенсивной реабилитации ( от 21 до 30 дней) ЛФК

Мануальная терапия

Физиотерапия

Массаж

Иппотерапия

Рефлексотерапия

Механотерапия

Курс поддерживающей реабилитации (от 130 до 160 дней) Эрготерапия

ЛФК

Механотерапия

Иппотерапия

Курс интенсивной реабилитации ( от 21 до 30 дней) Мануальная терапия

ЛФК

Физиотерапия

Массаж

Иппотерапия

Рефлексотерапия

Механотерапия

Курс поддерживающей реабилитации (от 130 до 160 дней) Эрготерапия

ЛФК

Механотерапия

Иппотерапия

Теперь более подробно остановимся на алгоритме использования методов физической реабилитации в течении цикла интенсивной физической реабилитации. Основой для физической реабилитации больных ДЦП является фазотонический закон, поскольку наибольшие проблемы при ДЦП касаются именно тонуса мускулатуры.

ЛФК используется в форме гидрокинезотерапии, утренней гигиенической гимнастики, самостоятельных занятий, лечебной гимнастики. Гидрокинезотерапию проводят ежедневно, по 25-30 минут, длительность занятия утренней гигиенической гимнастикой составляет 10-15 минут, продолжительность самостоятельных занятий 10-15 минут, проводятся в начале цикла 2 раза, в конце - 4 раза в день. Лечебная гимнастика выступает как основная форма ЛФК, проводится ежедневно в начале цикла от 20 минут до 45 минут в конце цикла.

В комплексах должны использоваться упражнения следующей направленности: на расслабление мышц, на растяжку мышц, дыхательные, силовые и скоростно-силовые, корригирующие, на координацию, на равновесие, а также прикладные упражнения. Важным и практически основным компонентом должны быть подвижные игры, направленные на развитие тех или иных навыков, а также возможностей самообслуживания.

Мануальная терапия базируется на использовании «мягких» приемов, а также постизометрической релаксации, основной целью которых является мобилизация блокированных сегментов, нормализация, улучшение и активизация передачи нервных и нервно-мышечных импульсов.

Физиотерапию мы рекомендуем использовать в форме электронейростимуляции, электромиостимуляции, подводного душа-массаж, парафинолечения, озокеритолечения, использования различного типа ванн. Назначение процедур является сугубо индивидуальным, поскольку у каждого пациента с ДЦП ярко проявляются индивидуальные реакции на применение определенного типа процедур, то будет существенно отличаться не только дозировка, но и сам набор используемых физиопроцедур.

Массаж рекомендуем использовать в формах точечного (рефлекторного) массажа по четырнадцатиточечной технологии, сегментарно-рефлекторного массажа, паравертебрального массажа, а также лечебного массажа верхних и нижних конечностей, спины, грудной клетки и живота. Массаж используется ежедневно, длительностью от 15 до 45 минут, формы и продолжительность воздействия назначаются индивидуально.

Иппотерапия является очень важным физическим и психологическим методом воздействия на больных ДЦП. При занятиях иппотерапией на больного влияют сразу три весомых фактора: механическое воздействие, температурное воздействие и психологическое воздействие. Занятие по иппотерапии должно быть продолжительностью 65-75 минут и включать в себя следующие компоненты: уход за лошадью (15 мин), седловка (10 мин), посадка (5-10 мин), постановка целей занятия (2 мин), упражнения верхом (5-10 мин), медленная езда шагом (5 мин), работа над усовершенствованием навыков верховой езды (15 мин), игра верхом (5 мин), построение и спешивание (5 мин), подведение итогов занятия (2 мин). Большое значение имеет правильное комбинирование иппотерапии с массажем, ЛФК и физиотерапией, поскольку их объединением в комплексную систему можно достигнуть куда более высоких результатов в восстановительном лечении. Занятия проводятся раз в два либо три дня, но не более трех раз в неделю.

Рефлексотерапию мы предлагаем проводить по биологически активным точкам с помощью электронной акупунктуры, без использования иголок. Точки выбираются в зависимости от преобладающей локализации двигательных нарушений. Сеансы проводятся ежедневно, с частотой 9,4 Гц.

Механотерапия применяется в виде использования простейших аппаратов и приспособлений для облегчения движений в суставах, механотерапевтические аппараты пассивного действия, аппараты типа блока, аппараты типа маятника. Для каждого пациента осуществляется индивидуальный подбор упражнений и приспособлений, дозировка также назначается индивидуально.

Поддерживающий цикл процесса физической реабилитации характеризуется снижением интенсивности реабилитационного процесса и основной целью ставит перед собой поддержание достигнутого уровня восстановленных функций и продолжение формирования компенсаций, также улучшения функционирования систем организма.

Основным элементом поддерживающего цикла физической реабилитации является использование средств и методов эрготерапии. Наибольшее внимание необходимо уделять обучению навыкам самообслуживания, обучению простейшим трудовым действиям, развитию крупной и мелкой моторики, с использованием специфических механотерапевтических устройств и ортезов. Занятия эрготерапией проводятся ежедневно, длительностью не менее 30 минут.

ЛФК используется в форме самостоятельных занятий и лечебной гимнастики. Самостоятельные занятия проводятся 2 раза в день по 15-30 минут. Занятия лечебной гимнастикой проводятся ежедневно, длительностью от 30 до 45 минут. Целями ЛФК в данном цикле реабилитации выступают нормализация мышечного тонуса, увеличение амплитуды движений в поврежденных суставах, увеличение силы мышц, улучшение внутримышечной и межмышечной координации.

Механотерапия применяется в виде использования простейших аппаратов и приспособлений для облегчения движений в суставах, механотерапевтических аппаратов пассивного действия. Также осуществляет функцию вспомогательного компонента в эрготерапии.

Занятия иппотерапией проводятся 1-2 раза в неделю, длительность и планирование занятия анологичны тем, которые используются в цикле интенсивной реабилитации.

После годичного использования систем физической реабилитации в работе с пациентами, которые имеют диагноз «двойная гемиплегия», было проведено повторное обследование пациентов, результаты которого предоставлены в таблице 2. Для определения эффективности мы использовали тест «Оценки основных двигательных функций», разработанный в госпитале Чедоки-МакМастер, город Хамилтон, Канада, а также гониометрию по Фуока и Сукара (измерение отклонения от нормы в процентах), следует отметить что в среднем нарушение амплитуды движений до курса реабилитации в среднем составлял 28% по суставам верхних и нижних конечностей.

Таблица 2

Показатели эффективности использования контрольной и авторской методик реабилитации,

уровень значимости (p<0,05)

Показатель Основная группа Группа сравнения

Прирост в показателях оценки основных двигательных функций (в баллах) 18,5 9,2

Увеличение амплитуды движения в среднем по суставам верхних конечностей (в %) 7,7 7,4

Увеличение амплитуды движения в среднем по суставам нижних конечностей (в %) 5 4,48

Увеличение амплитуды движения в среднем по суставам верхних и нижних конечностей (в %) 6,6 5,94

Рассматривая прирост в показателях оценки основных двигательных функций отметим, что в показателях группы «лежание и переворачивание» в группе сравнения прогресс составил в среднем 2,7 балла, в основной группе - 4 балла. В группе данных «сидение» средний прирост группы сравнения 3,3 балла, а основной группы - 6 баллов. Показатели в группе данных «ползание» в группе сравнения увеличились на 2,6 балла, а в основной группе на 6 баллов. Изменения в группе данных «стояние» показывают позитивную тенденцию в группе сравнения на 0,2 балла, в основной группе на 1,5 балла. Показатели группы данных «ходьба, бег, прыжки» ознаменовались улучшением показателей в среднем по группе сравнения на 0,4 балла и на 1 балл в основной группе. Проводя статистический анализ можем утверждать про эффективность использования обеих программ, но все же существуют статистически достоверные отличия между уровнем эффективности систем (р<0,05).

Показатели проверки амплитуды движений с помощью гониометрии по Фуока и Сукара показала эффективность обеих систем реабилитации (р<0,05) и не показала существенной разницы между результативностью систем (р>0,05).

Обосновать значительное отличие между системами в оценке основных двигательных функций можно объяснить четкой направленностью экспериментальной методики на обучение навыкам самообслуживания и элементам простейшей трудовой деятельности.

Выводы. В результате проведения системного анализа направлений, методик и алгоритмов физической реабилитации при ДЦП мы выяснили наиболее популярные и перспективные методики физической реабилитации: Козявкина, Бобата, Кабата, Войты, Петьо.

На основе проведенного ретроспективного анализа методологических подходов физической реабилитации больных ДЦП был сформирован авторский алгоритм использования средств и методов физической реабилитации. Сформированная система реабилитации базируется на двух циклах: интенсивной реабилитации и поддерживающей реабилитации, включает следующие методы: ЛФК, физиотерапия, рефлексотерапия, иппотерапия, массаж, механотерапия, эрготерапия, мануальная терапия.

В результате проверки эффективности предложенной системы реабилитации с помощью оценки основных двигательных функций и гониометрии по Фуока и Сукара мы подтвердили эффективность авторской разработки. В результате исследований мы выяснили, что по функциям ООДФ прогресс составил 18,5 балла (р<0,05), средний прирост в амплитуде движений по шести суставам (тазобедренный, коленный, голеностопный, плечевой, локтевой, запястно-лучевой) составил 6,6%.

Литература:

1. Воронш Д. М. 1потератя в фiзичнiй реабштацп дiтей вжом 6-10 роюв з церебральним паралiчем // Дис. на здобуття наук. ступ. канд. наук з фiз. вих. i спорту за спец. 24.00.03 - фiзична реабштащя, Львiв: ЛДУФК (на правах рукопису), 2009. - 247 с.

2. Воронин Д.М. Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.М. Воронин // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 52-7. - С. 81-87.

3. Воронин Д.М. Особенности развития нервной системы ребенка / Д.М. Воронин, Е.Г. Воронина // Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ - №4(5). - 2016. - С. 56-75.

4. Воронин Д.М. Ретроспективный анализ развития инклюзивного образования в западноевропейских странах // Инклюзивное образование: теория и практика : сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. - Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017. - С. 25-45.

5. Воронш Д. М. Фiзична реабштащя при захворюваннях нервово! системи : навч. поЫбник/ гриф МОН / Д. М. Воронш, е. О. Павлюк. - Хмельницький : ХНУ, 2011. - 143 с. ISBN 978-966-330-138-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Воронин Д.М. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных организациях / Д.М. Воронин // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А.Ю. Фролова. - Тула: Тул. Производственное полиграф. предприятие, 2016. - С. 305-312.

7. Гойда Н. Г. Медико-социальная реабилитация детей с органическими поражениями нервной системы -приоритетное направление в реализации комплексной программы решения проблем инвалидности / Н. Гойда,

B. Мартинюк, Т. Кисель // Новые технологии в реабилитации церебрального паралича: тез. докл. Междунар. конгресса. - Донецк, 1994. - С. 164 -165.

8. Гузш О. В. Комплексна фiзична реабштащя учшв 13-15 роюв з церебральним паралiчем друго! групи важкост захворювання: автореф. дис. ... канд. наук з фiз. вих. i спорту: спец. 24.00.02 - <^зичне виховання рiзних груп населення» / Гузш О. В.; Львiв. держ. ш-т фiз. культури. - Л., 2002. - 18 с.

9. Дремова Г. В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Дремова Г. В. - М., 1996. - 257 с.

10. Козявкин В. Детские церебральные параличи: медико - психологические проблемы / В. Козявкин, Л. Шестопалова, В. Подкорытов - Л.: Укр.. технологи, 1999. - 143 с.

11. Семенова К. А. Восстановительное лечения больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М.: Антидор, 1999. - 383 с.

12. единак Г. А. Реабштащя дтей шильного вжу з церебральним паралiчем як педагопчна проблема // Педагогка, психолопя та медико - бюлопчш проблемим фiзичного виховання i спорту: зб. наук. пр. / за ред.

C. С. ермакова — Х., 2003. — N 7. — С. 49-57.

13. Children with cerebral palsy: a parent's guide / ed. by Elaine Geralis. - 2nd ed. - Bethesda: - Woodbine House, 1998. - 485 p.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Галинская Татьяна Николаевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Захватывающие медиа-пространство социальные Интернет-сервисы активно используются в обучении за рубежом, поэтому в статье описывается авторская программа использования наиболее популярных социальных Интернет-сервисов (Facebook, Twitter, Hellolingo) в практике подготовки будущих учителей-бакалавров иностранного языка. Предлагаемая программа позволяет реализовать принцип учета индивидуальных возможностей и запросов обучающихся, что отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и стимулирует познавательный интерес к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: учитель иностранного языка, индивидуализация обучения лиц с ОВЗ, социальные Интернет-сервисы, Facebook, Twitter, Hellolingo, познавательный интерес.

Annotation. The growth of the Internet and computer-mediated communication, especially social network services, has altered human communication and ways of learning and teaching foreign languages. Hence, the article is devoted to the presentation of the author's programme based on Facebook, Twitter, and Hellolingo use while training future bachelor's teachers of foreign languages. The proposed programme encourages the observance of individual capabilities and needs of students, that stimulates cognitive interest in learning of a foreign language and meets the requirements of the Federal State Educational Standard to create pertinent conditions for the social adaptation of disabled people.

Keywords: a foreign language teacher, individulization of disabled people learning, social network services (SNS), Facebook, Twitter, Hellolingo, cognitive interest.

Введение. Социальные Интернет-сервисы (англ. «social networking service»), для краткости обычно обозначаемые «социальные сети», проникают во все сферы жизни. «Сетевая жизнь» сегодня актуальна для всего населения в целом, но в большей степени, разумеется, для молодого поколения [7]. Сегодня насчитывается большое количество социальных сетей (facebook.com, twitter.com, instagram.com, badoo.com, skyrock.com и т.д.), а также специальных сервисов для общения и изучения иностранных языков (Skype, hellolingo.com). Так как процесс обучения иностранному языку занимает много времени и требует больших усилий, включение цифровых технологий в процесс преподавания иностранного языка оказывается не столько желательной, сколько необходимой мерой. Изучение прогрессивного опыта использования Интернет-технологий при обучении иностранным языкам, отраженного, главным образом, в зарубежных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.