Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ'

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
339
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КВАДРОСПИРАЛЬ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ДИПФЕЙК / ДЕСТРУКЦИЯ СИММЕТРИИ КОММУНИКАЦИИ / DIGITAL TRANSFORMATION / QUADRO HELIX OF DIGITAL ECONOMY / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / STRATEGIC COMMUNICATION / DEEPFAKE / COMMUNICATION SYMMETRY DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шилина Марина Григорьевна

Имплементация технологий искусственного интеллекта (ИИ) во все сферы жизнедеятельности в России является нормативной, согласно новейшим стратегическим документам государства (2017-2019) и его патерналистской поддержке. В статье представлена попытка концептуализации особенностей стратегической коммуникация в условиях цифровой трансформации, опосредованной искусственным интеллектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN STRATEGIC COMMUNICATION: THE NEWEST RUSSIAN REALITIES

In Russia, the implementation of artificial intelligence (AI) technologies in all the spheres is normative, thanks to the latest strategic state documents (2019) and state paternalistic support. The article presents an attempt to conceptualize the features of AI-driven strategic communication.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ»

УДК: 659.441; ББК: 60.84; ГРНТИ: 19.71; ВАК: 08.00.05 Маркетинг (9.23)

М.Г. Шилина Москва, Россия

Технологии искусственного интеллекта в стратегической коммуникации: актуальные российские реалии

Аннотация. Имплементация технологий искусственного интеллекта (ИИ) во все сферы жизнедеятельности в России является нормативной, согласно новейшим стратегическим документам государства (2017-2019) и его патерналистской поддержке. В статье представлена попытка концептуализации особенностей стратегической коммуникация в условиях цифровой трансформации, опосредованной искусственным интеллектом.

Ключевые слова: цифровая трансформация, квадроспираль цифровой экономики, искусственный интеллект, стратегические коммуникации, дипфейк, деструкция симметрии коммуникации.

Artificial intelligence in strategic communication: the newest Russian realities

Abstract. In Russia, the implementation of artificial intelligence (AI) technologies in all the spheres is normative, thanks to the latest strategic state documents (2019) and state paternalistic support. The article presents an attempt to conceptualize the features of AI-driven strategic communication.

Key words: digital transformation, quadro helix of digital economy, artificial intelligence, strategic communication, deepfake, communication symmetry destruction.

Введение

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) сегодня становятся востребованными во всех сферах, и их имплементацию описывают как революцию, чаще с негативной коннотацией [Gentsch, 2019a; Makridakis, 2017; 2018a]. Мировой рынок решений в сфере ИИ растет экспоненциально: в 2024 г. он достигнет $137,5 млрд. (в 2018 г. - $21,5 млрд.) [Королев, 2019а].

Российский рынок решений в сфере ИИ будет расти еще интенсивнее: в октябре 2019 года утверждена национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года. Государство выделит в ближайшие пять лет на реализацию развития ИИ 392 млрд. рублей, рынок ИИ через пять лет увеличится до 160 млрд руб. (в 2018 г. - 2,1 млрд. руб.) [Королев, 2019б].

Согласно исследованию Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), НИУ ВШЭ и компании Microsoft (2019), Россия относится к числу стран с высоким потенциалом внедрения искусственного интеллекта [Цифровая экономика, 2019].

Отечественная система цифровой датифицированной экономики создается по государственно-центричной матрице, в отличие от бизнес-центричных моделей в развитых экономиках (например, в ЕС). В России, согласно национальной стратегической программе «Цифровая экономика РФ» (2017-2024) [Цифровая экономика, 2017] и национальному проекту «Цифровая экономика» (2018) [Цифровая экономика, 2018], целью ЦЭ является построение датифицированной экономики для получения конкурентных преимуществ; основными акторами являются: государство, бизнес, научно-образовательное сообщество и граждане [Цифровая экономика, 2017: 5], так называемая квадроспираль цифровой экономики [Шилина, 2012].

В стратегии запланировано создание системы взаимодействия всех акторов квадроспирали, в частности, организация демонстрационных площадок для отработки механизмов внедрения технологий ИИ в производственных процессах, создание «живых лабораторий» для

тестирования решений на базе ИИ и сбора обратной связи от конечных пользователей и т.д. В сфере человеческого капитала предлагается разработать Федеральный государственный образовательный стандарт для обучения в сфере технологий ИИ и многоуровневую систему поддержки талантливой молодежи, начиная со школы, в партнерстве с зарубежными образовательными организациями; будет создан открытый университет ИИ для профессиональной переподготовки и т.д.

Таким образом, стратегия имплементация технологий ИИ предполагает интенсификацию внешних и внутрикорпоративных коммуникаций.

Несмотря на то, что уровень использования ИИ в компаниях сегодня невысок, прогнозируется, что до 2030 г. в России в сфере искусственного интеллекта будет функционировать до тысячи компаний, которые должны быть интегрированы в мировую экосистему. Объем выпуска продукции и услуг в данной сфере увеличится до 100 млрд. руб., объем экспорта - до 50 млрд. руб. [Королев, 2019b].

Большинство российских корпораций (82 %), уже внедривших технологии ИИ, считают их эффективными, выделяя в качестве преимуществ повышение скорости (20%) и удобства (14%) работы [Искусственный интеллект и бизнес, 2019].

Обзор литературы. Отечественные научные исследования коммуникации в парадигме ИИ, ввиду новизны тематики и отсутствия релевантного количества практик, пока не выявлены.

Зарубежные исследователи изучают проблемы ИИ в стратегической коммуникации особенно активно в последние несколько лет, в том числе коммуникационное сопровождение внедрения искусственного интеллекта корпорациями [Holtzhausen, 2016; Holtzhausen&Zerfass, 2015; Vercic, 2017; Verhoeven et al., 2018; Wiesenberg&Tench, 2019; Wiesenberg, Zerfass, Moreno, 2017; Zerfass et al., 2019].

Масштабное изучение практик искусственного интеллекта в стратегической коммуникации проведено в 2019 году исследователями

«Европейского коммуникационного монитора» (the European Communication Monitor). «Европейский коммуникационный монитор» -совместный проект практиков и ученых из Европейской ассоциации образования и исследований PR (the European Public Relations Education and Research Association, EUPRERA) и Европейской Ассоциации директоров по коммуникациям (the European Association of Communication Directors, EACD) [Zerfass et al., 2019]. Результаты исследования выявили, что стратегическая коммуникация, по мнению индустриальных экспертов, вступает в новую фазу с введением искусственного интеллекта. ИИ, несомненно, изменит будущее практик, однако не все профессионалы оказываются готовы к трансформациям [Zerfass et al., 2019 a, b].

Парадоксальность эффектов ИИ отмечается практически во всех исследованиях [Доэрти, 2019], в которых, как правило, больше вопросов, чем ответов [Gentsch, 2019b; Makridakis, 2018b].

Итак, в условиях нормативности внедрения технологий ИИ в России возникает научная проблема научно-теоретического обоснования параметров стратегической коммуникации в парадигме ИИ.

Решение выявленной научной проблемы обусловливает поиск ответов на ряд научных вопросов. RQ1: Каковы особенности стратегической коммуникации, опосредованной ИИ? RQ2: Каковы характеристики имплементации ИИ в российских корпорациях? RQ3: Каковы свойства российских корпоративных стратегических коммуникаций в парадигме ИИ?

Методология исследования. Новизна заявленной тематики, отсутствие достаточного объема эмпирических и научно-теоретических работ обусловливают проведение кабинетного исследования характеристик стратегической коммуникации в парадигме ИИ, корпоративных ИИ-трансформаций и проведение опроса экспертов PR (n=10, 2019) для выявления свойств российских корпоративных стратегических коммуникаций в парадигме ИИ.

Стратегическая коммуникация в условиях цифровой трансформация

Стратегическая коммуникация как актуальная концепция формируется на стыке теорий и практики маркетинга, связей с общественностью, коммуникации организаций в последние годы.

Сущность стратегической коммуникации, согласно классическому определению, - продвигать миссию организации через коммуникацию [Hallahan et al., 2007:3].

Особенности стратегической коммуникации в России только начинают обсуждаться в академическом сообществе [Богданов, 2017]. Модели СК российские исследователи относят к политической и бизнес сферам [Гавра, 2015].

За рубежом актуальные параметры стратегической коммуникации систематизированы в последние несколько лет ведущими исследователями европейского PR [Falkheimer, Heide, 2018; Nothhaft et al., 2019; van Ruler, 2018; 2019].

Сегодня исследователи пересматривают концепцию стратегической коммуникации как сопровождения стратегии организации во внешней сфере, переходя к более современному пониманию коммуникации как многосторонней симметричной деятельности всех акторов. В частности, стратегическая коммуникация определяется как процесс «гибкого управления, в котором основное внимание уделяется (информационно-коммуникационной) подпитке аудиторий, причем для построения и реализации стратегии смыслы представлены, согласованы, созданы или оптимизированы в процессе тестирования стратегических решений путем их непрерывного представления и обсуждения» [van Ruler, 2018: 379].

Применение технологий искусственного интеллекта в стратегической коммуникации помогает реализовывать достаточное количество функций, например проводить мониторинг социальных медиа, делать прогноз медиа трендов, создавать точно таргетированный портрет

целевой аудитории, производить контент на основе данных, общаться с аудиторией не только в формате ботов, но благодаря виртуальным инфлюенсерам [Кувшинова, 2019]. Усложнение технологий будет провоцировать развитие инструментария стратегической коммуникации.

Развитие технологий ИИ предполагает усиление их автономности (пока взаимодействие происходит в несколько этапов, которые контролирует человек) и усиление «технологической» асимметрии цифровой коммуникации. Напомним, коммуникация в цифровой версии изначально асимметрична, поскольку в ней априорно участвуют (напрямую или опосредованно) цифровые базисные субъекты: владельцы ИКТ, программ, данных, в датифицированной коммуникации - владельцы платформ, подключенных «вещей» и т.д.

Подобная трансформация обусловливает предпосылки кризисной ситуации для стратегической коммуникации, поскольку успешное профессиональное взаимодействие реализуется по равноправной диалоговой, то есть симметричной модели.

Таким образом, с теоретической точки зрения, внедрение технологий искусственного интеллекта в стратегической коммуникации парадоксально и амбивалентно, поскольку формирует зону новых вызовов и потенциал деструкции наиболее эффективной диалоговой модели взаимодействия.

Искусственный интеллект: особенности имплементации технологий в России

Каковы практики внедрения технологий на основе искусственного интеллекта в отечественных корпорациях? Согласно данным ВЦИОМ (декабрь 2019 г.), подавляющее большинство представителей отечественного бизнеса (91% из числа опрошенных) знают о технологиях искусственного интеллекта. Используют технологии искусственного интеллекта почти в трети компаний (31%), около четверти (23%) планируют их внедрять. Однако при этом почти половина респондентов (43%) не использует и не планирует использовать эти технологии в работе своих корпораций, в частности из-за

отсутствия потребности в технологиях как таковых (37%), а также невостребованности их в определённой сфере деятельности (28%).

Среди проблем названы отсутствие необходимых компетенций (11%) и инвестиции (8%). Однако только треть корпораций (28%) планирует затраты на обучение и повышение квалификации сотрудников в сфере технологий искусственного интеллекта, предполагая, что способствовать развитию технологий ИИ должно государство (91%), а также создавать и финансировать программы профессионального образования (54%) [Искусственный интеллект и бизнес, 2019].

Технологии искусственного интеллекта используются во многих сферах российской экономики. По мнению экспертов РАЭК, НИУ ВШЭ и Microsoft (2019), лидируют по внедрению и использованию искусственного интеллекта на российском рынке промышленное производство, банки, телекоммуникация и ритейл. В промышленности применяют инструменты автоматизации внутренних и производственных процессов, рекомендательные сервисы для мониторинга и прогнозирования. Банковская сфера использует инструменты скоринга, автоматизирации, оптимизации процессов принятия решений, рекомендательные сервисы, технологии распознавания лиц. В арсенале телекоммуникационных компаний - чат-боты, предиктивная аналитика, программы безопасности. Ритейл благодаря ИИ оптимизирует внутреннюю коммуникацию, процессы работы с данными и документами, рекомендательные сервисы, ценообразование [Цифровая экономика, 2019].

Масштабных исследований эффектов применения технологий в отечественных корпоративных коммуникациях, в том числе стратегических, пока не выявлено.

Однако приведем результаты опроса технических экспертов -корпоративных технических директоров и граждан, проведенного в 2018 году в США Центром экспертизы ИИ корпорации Эдельман (Edelman AI Center of Expertise) при поддержке Всемирного экономического форума (World Economic Forum). Исследование позволяют выделить ряд не вполне

ожидаемых выводов. В частности, рядовые пользователи и технические руководители корпораций в целом пришли к единому мнению по поводу ИИ, например, при определении наиболее востребованных технологий (машинное обучение, робототехника и автоматизация). Уровень осведомленности граждан в проблематике ИИ оказался достаточно высоким, а выбор технологий экспертами указывает на то, что даже технические руководители корпораций не вполне ориентируются в реалиях ИИ [Edelman, 2019: 7]. Корпоративные технические руководители более оптимистично оценивают перспективы ИИ, чем граждане, однако все прогнозируют проблемы с разрушением традиционных моделей занятости. Доверие, как они полагают, в публичной сфере изменится из-за дипфейков - видеоновостей, которые будут микшироваться благодаря программам (deep learning). Одним из главных результатов исследования стало предложение для технологических корпораций стать более открытыми и социально ответственными [Edelman, 2019: 36].

В исследовании, проведенном автором статьи в рамках семинара (2019) «Нарративы ИИ» (AI Narratives in Russia) проекта «Глобальные нарративы ИИ» (Global AI Narratives), который реализует Леверхюльмский Центр будущего искусственного интеллекта Кембриджского университета (Leverhulme Centre for the Future of Intelligence, University of Cambridge), совместно с «Теплицей социальных технологий» (РФ), были выявлены особенности восприятия россиянами ИИ: при достаточно невысокой осведомленности о сущности технологий (40%) достаточно высокий уровень доверия будущему их применению (60%).

Таким образом, в настоящее время основными акторами, которые реализуют проекты ИИ в России, являются компании сферы В2С. При этом лишь треть корпораций планирует в ближайшее время обучать и повышать квалификацию своих сотрудников в данной сфере. Информация о включении проблематики ИИ в корпоративные коммуникационные программы как для внутренних, так и для внешних аудиторий, пока не анонсирована.

Возможно зафиксировать высокий уровень осведомленности экспертов и низкий уровень доверия технологиям ИИ, средний уровень осведомленности граждан и при этом уверенность в опосредованном технологиями искусственного интеллекта будущем.

Особенности российской стратегической коммуникации в парадигме искусственного интеллекта

Каковы особенности коммуникативной составляющей внедрения технологии ИИ в стратегической коммуникации?

В рамках проведенного исследования российские корпоративные специалисты по PR (п=10, 2019) в подавляющем большинстве (90%) заявили о своей осведомленности в проблематике ИИ.

Респонденты считают, что ИИ изменит профессию как таковую 30%, однако пока эти технологии применяются точечно и более активно в практике агентств, а не корпораций (80%).

Эксперты отметили, что ИИ уже изменяет ежедневные практики (40%), однако прогнозируют существенные трансформации в профессии исключительно в будущем, в перспективе, как минимум, 10 лет (70%). Перемены в ближайшие несколько лет прогнозирует не более трети респондентов. На своих рабочих метах оперативные изменения предполагает также лишь каждый третий специалист по коммуникациям.

Какие проблемы при внедрении искусственного интеллекта в коммуникации корпоративные эксперты считают наиболее существенными? На первом месте стоит проблема компетенций (90%), финансовые (80%) и организационные (70%) сложности, инертность персонала (60%) и руководства (30%). Персональную готовность к трансформациям высказали практически все респонденты, однако личные образовательные траектории именно в сфере ИИ представляют лишь четыре специалиста. Повышение уровня корпоративных компетенций как стратегическую задачу в ближайшей пятилетней перспективе предполагает всего один из десяти опрошенных. Технологические вызовы, связанные с априорной невозможностью

реализации симметричной коммуникации, респонденты не идентифицировали, однако после пояснения сущности проблемы, назвали ее в числе наиболее значимых для стратегической коммуникации (60%).

Таким образом, российские специалисты в сфере стратегической коммуникации весьма активно вовлечены в ежедневную работу, связанную с технологиями ИИ и уверены в перспективах их применения и в переменах для индустрии, однако реалии их внедрения представляются скорее проблематичными.

Технологические особенности коммуникации в парадигме ИИ, которые могут радикально изменить парадигму стратегической коммуникации, пока не названы в числе первоочередных вызовов для индустрии.

Заключение

Внедрение программ искусственного интеллекта в России, декларируемое на государственном уровне весьма интенсивно, будет носить массовый характер и должно затронуть все сферы деятельности и жизни россиян.

Имплементация технологий ИИ в стратегической коммуникации представляется парадоксальной и амбивалентной, поскольку формирует зону новых вызовов и потенциал деструкции наиболее эффективной диалоговой модели взаимодействия.

Практики корпоративной бизнес- и стратегической коммуникации главными вызовами для корпоративных коммуникаций называют проблемы с человеческим капиталом - отсутствие необходимых компетенций. При этом лишь треть корпораций планирует в ближайшее время обучать и повышать квалификацию своих сотрудников в данной сфере; среди специалистов по стратегической коммуникации готовность осваивать ИИ-навыки выразили лишь немногие.

Среди вызовов для реализации стратегий коммуникации в парадигме искусственного интеллекта названы финансовые и организационные сложности, инертность персонала и руководства.

В целом возможно констатировать достаточно высокий уровень осведомленности экспертов в проблематике ИИ и низкий уровень доверия технологиям ИИ, средний уровень осведомленности граждан и при этом уверенность в опосредованном технологиями искусственного интеллекта будущем.

Выявленные научно-теоретические и практические особенности корпоративного дискурса об искусственном интеллекте фиксируют проблемы имплементации технологий ИИ, что требует оперативной научной рефлексии.

Библиография

Богданов С.В. Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 61. М.: МГУ, Апрель 2017 г. С. 132-152. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_61._aprel_2017_g./

kommunikazionnii_menedjment_i_strategitcheskaja_kommunikazij a_v_gosudarstvennom_upra vlenii/bogdanov.pdf Дата обращения: 1.12.2019.

Гавра Д.П. Категория стратегической коммуникации: современное состояние и базовые характеристики // Век информации. 2015. № 3 (4). С. 229-233.

Доэрти П., Уилсон Дж. Человек + машина. Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 304 с.

Искусственный интеллект и бизнес: есть контакт? Исследование ВЦИОМ. №4128.

12.12.2019. [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10068 Дата обращения: 1.12.2019.

Королев И. Путину написали полную оптимизма стратегию развития искусственного

интеллекта в России // CNews. 22.05.2019а [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://cnews.ru/news/top/2019-05-22_putinu_napisali_strategiyu_razvitiya_iskusstvennogo

Дата обращения: 1.12.2019.

Королев И. Будущее искусственного интеллекта в России: как технологии превратятся в решения // CNews. 2.10.2019б [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cnews.ru/articles/2019-10-02_budushchee_iskusstvennogo_intellekta Дата обращения: 1.12.2019.

Кувшинова Д.Д. Виртуальный инфлюенсер как инструмент рекламы: генезис, характеристики, функции. В сб.: Les communications a l'epoque de transformation numerique/ Paris: L'Harmattan, 2019. С. 84-87.

Цифровая экономика Российской Федерации. Программа. М., 2017. Июль, 28. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf Дата обращения: 20.01.2019.

Цифровая экономика Российской Федерации. Паспорт национальной программы (утв. президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Протокол от 24 декабря 2018 года № 16).

Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://raec.ru/activity/analytics/11002/ Дата обращения: 1.12.2019.

Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. М., 2012. - 738 с.

Edelman AI Center of Expertise (2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/201903/2019_Edelman_AI_Survey_Whit epaper.pdf?ref=vc.ru Дата обращения: 1.12.2019.

Gentsch, P. (2019 a) AI in Marketing, Sales and Service. How Marketers without a Data Science Degree can use AI, Big Data and Bots. Palgrave Macmillan. 271 p.

Gentsch, P. (2019 b) Conversational AI: How (Chat)Bots Will Reshape the Digital Experience: How Marketers without a Data Science Degree can use AI, Big Data and Bots. In: AI in Marketing, Sales and Service. P. 81-125.

Hallahan K., Holtzhausen D., Van Ruler B., Vercic D., Siramesh K. (2007) Defining Strategic Communication // International Journal of Strategic Communication. No 1. 3-35. Holtzhausen, D. R. (2016). Datafication: Threat or opportunity for communication in the public sphere? Journal of Communication Management, 20(1), 21-36. https://doi.org/10.1108/JCOM-12-2014-0082.

Holtzhausen, D. R., & Zerfass, A. (2015). Strategic communication: Opportunities and challenges

of the research Area. In: Holtzhausen D. R. & Zerfass A. (Eds.). The Routledge handbook of

strategic communication (pp. 3-17). New York, NY: Routledge.

Falkheimer, J., Heide, M. (2018) Strategic Communication. Routledge. 160 p.

Makridakis, S. (2017) 'The forthcoming Artificial Intelligence (AI) revolution: Its impact on

society and firms, Futures, Vol. 90: 46-60.

Makridakis, S. (2018a) 'Forecasting the Impact of Artificial Intelligence, Part 5: The Emerging and Long-Term Future', Foresight: the International Journal of Applied Forecasting, No. 51: 3641.

Makridakis, S. (2018b) High Tech Advances in Artificial Intelligence (AI) and Intelligence Augmentation (IA) and Cyprus // Cyprus Review. 30(2) March 2019. Р. 159-167. Nothhaft, H, Werder, K.P., Vercic, D., Zerfass, A. (Eds.) (2019) Future Directions of Strategic Communication. Routledge. 186 p.

van Ruler, B. (2018) Communication Theory: An Underrated Pillar on Which Strategic Communication Rests. International Journal of Strategic Communication, 12:4, 367-381, DOI: 10.1080/1553118X.2018.1452240

Verhoeven, P., Zerfass, A., Vercic, D., Tench, R., & Moreno, A. (2018) Public relations and the

rise of hypermodern values: Exploring the profession in Europe. Public Relations Review, 44(4),

471-480. https://doi.org/10.1016Zj.pubrev.2018.06.001 Дата обращения: 1.12.2019.

Vercic, D. (2017). Strategic data communication in Europe and Russia: towards new ethical issues.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Journal of Communication, 9(2), 320-321.

https://doi.org/10.1080/19409419.2017.1376815

Wiesenberg, M., Tench, R. (2019) Deep strategic mediatization: Organizational leaders'

knowledge and usage of social bots in an era of disinformation. International Journal of

Information Management (in press) DOI: 10.1016/j.ij infomgt.2019.102042

Wiesenberg, M., Zerfass, A., & Moreno, A. (2017). Big data and automation in strategic

communication. International Journal of Strategic Communication, 11(2), 95-114.

https://doi.org/10.1080/1553118X.2017.1285770.

Zerfass, A., Vercic, D. Verhoeven, P., Moreno, A. & Tench, R. (2019) European Communication Monitor 2019. Exploring trust in the profession, transparency, artificial intelligence and new content strategies. Results of a survey in 46 countries. Brussels: EACD/EUPRERA, Quadriga Media Berlin. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.communicationmonitor.eu/wp-content/uploads/dlm_uploads/ECM19-Facts-1.pdf Дата обращения: 1.12.2019.

Zerfass, A., Vercic, D. Verhoeven, P., Moreno, A. & Tench, R. (2019 a). ECM 2019 Facts #1: Status quo and trends of the communications profession in Europe. Results of a survey in 46 countries. PDF European Communication Monitor 2019. Exploring trust in the profession, transparency, artificial intelligence and new content strategies. Results of a survey in 46 countries. Brussels: EACD/EUPRERA, Quadriga Media Berlin. Дата обращения: 1.12.2019. Zerfass, A., Vercic, D. Verhoeven, P., Moreno, A. & Tench, R. (2019 b). ECM 2019 Facts #2: Artificial Intelligence in communications. Results of a survey across 46 countries. PDF European Communication Monitor 2019. Exploring trust in the profession, transparency, artificial intelligence and new content strategies. Results of a survey in 46 countries. Brussels: EACD/EUPRERA, Quadriga Media Berlin. Дата обращения: 1.12.2019.

References

Bogdanov S.V. Strategicheskiye kommunikatsii: kontseptual'nyye podkhody i modeli dlya gosudarstvennogo upravleniya. [Strategic communication: Conceptual approaches and models for public administration] Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. Vypusk № 61. M.: MGU, Aprel' 2017 g. S. 132-152. URL: http://e-

journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_61._aprel_2017_g./kommunikazionnii_menedj

ment_i_strategitsheskaja_kommunikazij a_v_gosudarstvennom_upravlenii/bogdanov.pdf accessed: 1.12.2019.

Edelman AI Center of Expertise (2019) URL:

https://www. edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/201903/2019_Edelman_AI_Survey_Whit epaper.pdf?ref=vc.ru accessed:1.12.2019.

Gavra D.P. Kategoriya strategicheskoy kommunikatsii: sovremennoye sostoyaniye i bazovyye kharakteristiki. [Category of strategic communication: current status and basic Characteristics]. Vek informatsii. 2015. № 3 (4). S. 229-233.

Doerti P., Uilson Dzh. Chelovek + mashina. Novyye printsipy raboty v epokhu iskusstvennogo intellekta. [Man + Machine. New principles of work in the era of artificial intelligence]. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 304 s.

Iskusstvennyy intellekt i biznes: est' kontakt? [Artificial intelligence and business: is there a contact?] Issledovaniye VTSIOM. №4128. 12.12.2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236 accessed:1.12.2019.

Gentsch, P. (2019a) AI in Marketing, Sales and Service. How Marketers without a Data Science

Degree can use AI, Big Data and Bots. Palgrave Macmillan. 271 p.

Falkheimer, J., Heide. (2018) Strategic Communication. Routledge. 160 p.

Gentsch, P. (2019b) Conversational AI: How (Chat)Bots Will Reshape the Digital Experience:

How Marketers without a Data Science Degree can use AI, Big Data and Bots. In: AI in Marketing,

Sales and Service. P. 81-125.

Hallahan K., Holtzhausen D., Van Ruler B., Vercic D., Siramesh K. Defining Strategic Communication. In: International Journal of Strategic Communication. 2007. No 1. 3-35. Holtzhausen, D. R. (2016). Datafication: Threat or opportunity for communication in the public sphere? Journal of Communication Management, 20(1), 21-36. https://doi.org/10.1108/JCOM-12-2014-0082.

Holtzhausen, D. R., & Zerfass, A. (2015). Strategic communication: Opportunities and challenges of the research Area. In: Holtzhausen D. R. & Zerfass A. (Eds.). Routledge handbooks. The Routledge handbook of strategic communication (pp. 3-17). New York, NY: Routledge.

Korolev I. Putinu napisali polnuyu optimizma strategiyu razvitiya iskusstvennogo intellekta v Rossii. [An optimistic development strategy for artificial intelligence in Russia was written for Putin]. CNews. 22.05.2019a URL: https://cnews.ru/news/top/2019-05-22_putinu_napisali_strategiyu_razvitiya_iskusstvennogo accessed:1.12.2019. Korolev I. Budushcheye iskusstvennogo intellekta v Rossii: kak tekhnologii prevratyatsya v resheniya.[ The future of artificial intelligence in Russia: how technology will turn into solutions]. CNews. 2.10.2019b URL: https://cnews.ru/articles/2019-10-

02_budushchee_iskusstvennogo_intellekta accessed:1.12.2019.

Kuvshinova D.D. Virtual'nyy inflyuyenser kak instrument reklamy: genezis, kharakteristiki, funktsii. [Virtual influencer as an advertising tool: genesis, characteristics, functions.] V sb.: Les communications a l'epoque de transformation numerique/ Paris: L'Harmattan, 2019. S. 84-87. Makridakis, S. (2017) The forthcoming Artificial Intelligence (AI) revolution: Its impact on society and firms, Futures, Vol. 90: 46-60.

Makridakis, S. (2018 a) 'Forecasting the Impact of Artificial Intelligence, Part 5: The Emerging and Long-Term Future', Foresight: the International Journal of Applied Forecasting, No. 51: 3641.

Makridakis, S. (2018b) High Tech Advances in Artificial Intelligence (AI) and Intelligence Augmentation (IA) and Cyprus. Cyprus Review. 30(2) March 2019. P. 159-167. Nothhaft, H, Werder, K.P., Vercic, D., Zerfass, A. (Eds.) (2019) Future Directions of Strategic Communication. Routledge. 186 p.

Shilina M.G. Tekstogennyye transformatsii infosfery. Metodologicheskiy eskiz stanovleniya Interneta. [Textogenic transformations of the infosphere. Methodological sketch of the formation of the Internet]. M., 2012. - 738 s.

Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii. Programma. [Digital economy of the Russian Federation. Program] M., 2017. Iyul', 28. URL:

http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf accessed: 1.12.2019.

Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii. Pasport natsional'noy programmy [Digital economy of the Russian Federation. National Program Passport] (utv. prezidiumom soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proyektam. Protokol ot 24 dekabrya 2018 goda № 16).

Tsifrovaya ekonomika ot teorii k praktike: kak rossiyskiy biznes ispol'zuyet iskusstvennyy intellekt. [Digital economy from theory to practice: how Russian business uses artificial intelligence]. URL: https://raec.ru/activity/analytics/11002/ accessed:1.12.2019.

van Ruler, B. (2018) Communication Theory: An Underrated Pillar on Which Strategic Communication Rests. International Journal of Strategic Communication, 12:4, 367-381, DOI: 10.1080/1553118X.2018.1452240

Verhoeven, P., Zerfass, A., VerciC, D., Tench, R., & Moreno, A. (2018) Public relations and the

rise of hypermodern values: Exploring the profession in Europe. Public Relations Review, 44(4),

471-480. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2018.06.001 Дата обращения: 1.12.2019.

Vercic, D. (2017). Strategic data communication in Europe and Russia: towards new ethical issues.

Russian Journal of Communication, 9 (2), 320-321.

https://doi.org/10.1080/19409419.2017.1376815

Wiesenberg, M., Tench, R. (2019) Deep strategic mediatization: Organizational leaders' knowledge and usage of social bots in an era of disinformation. International Journal of Information Management (in press) DOI: 10.1016/j.ij infomgt.2019.102042 Wiesenberg, M., Zerfass, A., & Moreno, A. (2017). Big data and automation in strategic communication. International Journal of Strategic Communication, 11 (2), 95-114. https://doi.org/10.1080/1553118X.2017.1285770. accessed: 1.12.2019.

Zerfass, A., Vercic, D. Verhoeven, P., Moreno, A. & Tench, R. (2019) European Communication Monitor 2019. Exploring trust in the profession, transparency, artificial intelligence and new content strategies. Results of a survey in 46 countries. Brussels: EACD/EUPRERA, Quadriga Media Berlin. URL: http://www.communicationmonitor.eu/wp-

content/uploads/dlm_uploads/ECM19-Facts-1.pdf accessed: 1.12.2019.

Zerfass, A., Vercic, D. Verhoeven, P., Moreno, A. & Tench, R. (2019 a). ECM 2019 Facts #1: Status quo and trends of the communications profession in Europe. Results of a survey in 46 countries. PDF European Communication Monitor 2019. Exploring trust in the profession, transparency, artificial intelligence and new content strategies. Results of a survey in 46 countries. Brussels: EACD/EUPRERA, Quadriga Media Berlin. accessed:1.12.2019. Zerfass, A., Vercic, D. Verhoeven, P., Moreno, A. & Tench, R (2019 b). ECM 2019 Facts #2: Artificial Intelligence in communications. Results of a survey across 46 countries. PDF European Communication Monitor 2019. Exploring trust in the profession, transparency, artificial intelligence and new content strategies. Results of a survey in 46 countries. Brussels: EACD/EUPRERA, Quadriga Media Berlin. accessed: 1.12.2019.

Сведения об авторе

Шилина Марина Григорьевна - доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва, Россия), marina.shilina@gmail.com, 8-985-331-78-96

Shilina Marina G. - Professor at the Chair of advertising, public relations and design, Plekhanov Russian University of Economics, marina.shilina@gmail.com, 8-985-331-78-96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.