Научная статья на тему 'Технологии и результаты опытной эксплуатации в системе МЧС России мобильных дорожных покрытий на переувлажненных грунтах и болотах i, II типа'

Технологии и результаты опытной эксплуатации в системе МЧС России мобильных дорожных покрытий на переувлажненных грунтах и болотах i, II типа Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
355
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / МОБИЛЬНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ПОКРЫТИЯ (МДП) / "МДП-80" / "МДП-ЭКО" / TRIAL OPERATION / EMERGENCY / MOBILE PAVEMENTS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Баранник Александр Юрьевич, Федорков Владимир Иванович, Архипенко Александр Александрович

Представлены краткие сведения о результатах опытной эксплуатации и предложения по применению мобильных дорожных покрытий (разработчик ООО «СТЕКЛОНиТ Менеджмент» и изготовитель ОАО «Тверь-стеклопластик») в системе МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Баранник Александр Юрьевич, Федорков Владимир Иванович, Архипенко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology and the Results of the Trial Operation in the System of the Russian Emergencies Ministry Mobile Pavements on Waterlogged Soils and Wetlands Type I, II

Presents a summary of the results of the trial operation and the proposals for the application of mobile road surfaces in the Russian Ministry of Emergency Situations.

Текст научной работы на тему «Технологии и результаты опытной эксплуатации в системе МЧС России мобильных дорожных покрытий на переувлажненных грунтах и болотах i, II типа»

/50 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 614.8.621

Технологии и результаты опытной эксплуатации в системе МЧС России мобильных дорожных покрытий на переувлажненных грунтах и болотах I, II типа

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

А.Ю. Баранник, В.И. Федорков, А.А. Архипенко

Аннотация

Представлены краткие сведения о результатах опытной эксплуатации и предложения по применению мобильных дорожных покрытий (разработчик ООО «СТЕКЛОНиТ Менеджмент» и изготовитель ОАО «Тверь-стеклопластик») в системе МЧС России.

Ключевые слова: опытная эксплуатация; чрезвычайная ситуация; мобильные дорожные покрытия (МДП), «МДП-80», «МДП-ЭКО».

Technology and the Results of the Trial Operation in the System of the Russian Emergencies Ministry Mobile Pavements on Waterlogged Soils and Wetlands Type I, II

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

A. Barannik, V. Fedorkov, A. Archipenko

Abstract

Presents a summary of the results of the trial operation and the proposals for the application of mobile road surfaces in the Russian Ministry of Emergency Situations.

Key words: trial operation; emergency; mobile pavements.

На сегодняшний день одной из значимых проблем для МЧС России является отсутствие возможности обеспечения подъезда к месту ЧС в условиях неразвитой дорожной инфраструктуры с целью доставки техники, людей и гуманитарной помощи. Во многом это определяется тем, что значительную часть территории России (2млн км2 — 12 %)составляют участки с болотистой местностью. Крупные массивы болот находятся в Западной Сибири, на севере Европейской и Центральной части России.

Доставка спасателей и аварийно-спасательных средств в зоны ЧС в условиях бездорожья осуществляется с использованием специализированной вездеходной техники. Также при наличии времени и подручных материалов часто строятся временные лежневые дороги.

Одним из современных способов обеспечения быстрого возведения дорог является монтаж временного дорожного полотна на переувлажненных грунтах и болотах1, II типа из «Мобильных дорожных покрытий «МДП-МОБИСТЕК»».

Мобильные дорожные покрытия «МДП-80» и «МДП-ЭКО» — это плиты, изготовленные из полимерных композитных материалов, которые соединяются в дорожное полотно замковыми соединениями, обеспечивающими быстрое возведение временных дорог для оперативной доставки техники, людей, гуманитарной помощи в зону ЧС в условиях бездорожья.

«МДП-80» — композитные плиты, обладающие положительной плавучестью, позволяющие возводить временные дороги в условиях болот I, II типов для проезда техники. Значение массогабаритных показателей данных МДП следующие: 6000x2200x110 мм, 750 +/- 15 кг.

«МДП-ЭКО» — полимерные плиты, обладающие нулевой плавучестью. Повторяя рельеф грунтовой поверхности местности, они позволяют возвести временные дорожные покрытия в условиях болот I типа для проезда техники. Значение массогабаритных показателей этих МДП следующие: 6000x2000x400 мм, 480 +/- 10 кг.

Осенью 2014 года сотрудниками ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с ООО «СТЕКЛОНиТ Менеджмент» была проведена опытная эксплуатация МДП в районе Нижневартовска в светлое и темное время суток при температуре окружающего воздуха от +2 до +8 оС.

Во время ее проведения на покрытиях, собранных из плит «МДП-80» и «МДП-ЭКО», проводились: погрузка и выгрузка крупногабаритных грузов автомобильным краном, выгрузка сыпучих материалов из самосвала, проход колесной, гусеничной техники и выполнение работ у края плит.

Монтаж плит «МДП-80» и МДП-ЭКО» осуществлялся методом «вперед» с помощью текстильных строп (время монтажа одной плиты составляло 1,5—3 минуты). Работы по монтажу временных проездов и площадок проводились бригадой из четырех человек экскаваторами New Holland (масса 23,3 т.), НйасЫ(масса 12,5 т.) и автокраном «Галичанин» КС-55713-4 на базе КАМАЗ-53228 (масса 21,8 т.) без использования дополнительных материалов и подготовительных работ (рис. 1).

Рис. 1. Монтаж «МДП-80»

Соединение плит МДП-80 между собой выполнялось с помощью замковых соединений (рис. 2), которые собирались с использованием специального

Рис. 2. Замковые соединения плит МДП-80

Рис. 3. Замковые соединения плит МДП-ЭКО

ключа путем поворота каждого замка на 90° и закрепления фиксатором.

Соединение плит МДП-ЭКО между собой выполнялось с помощью замковых соединений, общий вид которых представлен на рис. 3.

Работы по демонтажу «МДП-80» и «МДП-ЭКО» проводились бригадой из двух человек методом «назад» (рис. 4).

(рис. 5—6) позволяет монтировать их при минимальной подготовке поверхности грунта.

Рис. 4. Демонтаж «МДП-80» экскаватором Hitachi на болоте II типа

Во время проведения опытной эксплуатации для подтверждения высокой износостойкости плит были выполнены многократные развороты гусеничной техники. При этом на поверхности плит и замковых соединений было отмечено отсутствие деформаций и сколов, что подтвердило возможность их многократного применения.

Было подтверждено, что модульная конструкция дорожных покрытий обеспечивает возможность свободного выбора конфигурации поверхности проезжей части с учетом особенностей местности, а повышенная прочность и гибкость плит «МДП-ЭКО»

Рис. 5. Угол изгиба плиты «МДП-ЭКО» при демонтаже

Рис. 6. Несущая способность и состояние плиты не изменились

Кроме того, в результате проведения опытной эксплуатации, путем прохождения более 100 единиц разноплановой колесной и гусеничной техники, была подтверждена прочность представленных плит и их замковых соединений. Также было подтверждено,

что специальное покрытие из полиуретана обеспечивает не только защиту плит от воздействия траков гусеничной техники, но и отсутствие скольжения техники по поверхности дорожного покрытия.

Основные преимущества МДП, выявленные в ходе проведения опытной эксплуатации, следующие: повышенная прочность — композитные плиты выдерживают автомобильную и гусеничную технику;

возможность многократного повторного использования;

положительная плавучесть плиты МДП-80, обеспечивающая возможность устройства временных дорог в условиях болот I и II типов;

модульная конструкция, позволяющая выбирать конфигурацию поверхности проезжей части с учетом особенностей местности;

повышенные прочность и гибкость плит, позволяющие монтировать МДП при минимальной подготовке поверхности грунта;

низкое удельное давление плит на грунт, гарантирующее целостность растительного покрова после демонтажа и способствующее сохранению природных ресурсов.

Таким образом, в ходе проведения опытной эксплуатации было подтверждено, что применение МДП позволяет обеспечить доступ к месту ЧС большинству технических средств, стоящих на вооружении МЧС России.

По результатам проведенных испытаний мобильные дорожные покрытия «МДП-80» и «МДП-ЭКО» были рекомендованы для принятия на снабжение в системе МЧС России для обеспечения проезда техники в качестве временных покрытий на переувлажненных грунтах и болотах I и II типов в ходе выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Литература

1. ОТЧЕТ по работе «Научно-методическое обеспечение проведения опытной эксплуатации дорожных покрытий «МДП-МОБИСТЕК-80» и «МДП-МОБИСТЕК-ЭКО». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.

2. Рекомендации по применению плит «МДП-МОБИСТЕК» М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.

3. Технические условия «МДП-МОБИСТЕК». М.: ОАО «Тверь-стеклопластик», 2014.

4. Технологический регламент на применение плит «МДП-МОБИСТЕК». М.: УК «РУСКОМПОЗИТ», 2012.

Сведения об авторах

Баранник Александр Юрьевич: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

Федорков Владимир Иванович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

Архипенко Александр Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 1580-4578.

Information about authors

Barannik Alexander Y.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and high technology), Deputy Head of the Research Center.

1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]

Fedorkov Vladimir I.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]

Archipenko Alexander А.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Junior Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1580-4578.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.