/24 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 614.8.621
О проблемах и перспективах импортозамещения в сфере технического обеспечения деятельности МЧС России
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
А.Ю. Баранник, В.В. Щеголькова, Ю.А. Онищенко, А.А. Архипенко
Аннотация
В статье рассматриваются основные принципы и проблемы импортозамещения в сфере технического обеспечения деятельности МЧС России, необходимые мероприятия по его реализации, указаны виды техники, планирующейся для закупки в 2015—2017 годах с учётом импортозамещения, предложены возможные пути ликвидации зависимости технического обеспечения сил МЧС России от иностранных производителей.
Ключевые слова: импортозамещение; иностранные производители; государственная программа вооружения; отечественные аналоги.
The Problems and Prospects of Import Substitution in the Field of Logistics Activities of EMERCOM of Russia
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
A. Barannik, V. Schegolkova, Y. Ishchenko, A. Archipenko
Abstract
В статье рассматриваются основные принципы и проблемы импортозамещения в сфере технического обеспечения деятельности МЧС России, необходимые мероприятия по его реализации, указаны виды техники, планирующейся для закупки в 2015—2017 годах с учётом импортозамещения, предложены возможные пути ликвидации зависимости технического обеспечения сил МЧС России от иностранных производителей.
Key words: import substitution; foreign manufacturers; state program of armaments; domestic counterparts.
Импортозамещение — это, согласно распространенной трактовке, процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны. Данный процесс может носить упреждающий или же реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок. Во втором же происходит вытеснение зарубежных производителей с соответствующих сегментов.
В условиях международных санкций, наложенных на Россию, особо актуальным стал вопрос о замещении иностранных товаров, работ и услуг на отечественные аналоги. Постановления Правительства от 24 декабря 2013 года № 1224 и от 31 января 2015 г. № 84 устанавливают запрет и ограничения на допуск иностранных товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков [1, 2].
Проведенный анализ проблем, связанных с процессом импортозамещения в области гражданской обороны, показал, что в настоящее время выявились следующие «узкие места» [3]:
ограниченность информации о выполняемых заказах, которую предоставляли бы промышленные предприятия, особенно ОПК, для широкого круга российских поставщиков;
отсутствие сведений о технологических и производственных возможностях российских поставщиков;
проблемы финансирования подготовки производства и обеспечения производителей оборотным капиталом, в связи с высокой ставкой рефинансирования, устанавливаемой Центральным Банком России;
дискриминация со стороны международных ри-тейлеров (розничных продавцов);
низкое качество подготовки технико-экономических обоснований, бизнес-планов и финансовых моделей инициаторами импортозамещающих проектов;
недостатки таможенного регулирования при импорте сырья и готовой продукции (контрафакт, контрабанда, товары прикрытия и прочее);
дефицит подготовленных промплощадок, оснащенных необходимой инфраструктурой;
существенное ослабление роли и профессиональных возможностей научно-технических организаций;
дороговизна (высокая стоимость) сырья, используемого в производстве импортозамещающей продукции;
отсутствие возможностей для производства сопутствующих товаров, выпуск которых снижает общую себестоимость импортозамещающей продукции.
С 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г.
№ 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Один из его разделов посвящен реализации государственной информационной системы промышленности (ГИСП), частью которой является Национальный центр поддержки импортозамещения (НЦПИ). Одной из важнейших проблем, решаемых Центром, является доведение информации о потенциальных заказчиках продукции до отечественных поставщиков. Необходимость создания подобного ресурса, на наш взгляд, определяется тем, что заказчики продукции, привыкшие сотрудничать с одним поставщиком (часто зарубежным), в редких случаях обладают возможностью получения информации о наличии альтернативных производителей. Во многом это связано с тем, что если предприятие регистрируется по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, то деятельность компании можно описать с помощью только одного такого кода. Гораздо удобнее, если деятельность предприятия будет описана всесторонне, чтобы потенциальные заказчики могли легко найти весь спектр его возможностей.
В настоящее время развернута работа по созданию в каждом регионе отдельного информационного центра поддержки импортозамещения, который будет иметь базу данных поставщиков (информация о технологическом профиле компании и ее сертификации), заказчиков (информация о спецификации заказываемой продукции и услуг и об условиях поставок) и возможностей, которые они предоставляют. Ожидается, что в рамках функционирования этих подразделений будет оказываться помощь поставщикам отечественной продукции в поисках выгодных заказов, разработке бизнес-планов, проведении технологической и финансово-экономической экспертизы, организации финансирования. На наш взгляд, к этой работе целесообразно подключить государственные (например, отраслевые НИИ) и частные (скажем, «Эксперт Системс») организации. С 1 июля текущего года сняты административные барьеры и приняты все акты, способствующие созданию ГИСП, после чего вся информация о российских компаниях, которые хотели бы стать участниками системы, будет постепенно концентрироваться в НЦПИ (рис. 1).
Для расширения круга заказчиков и максимально полного представления о компании на рынке, необходимо направить в НЦПИ соответствующую информацию (о текущем производстве товаров, имеющихся и потенциальных производственных мощностях; об используемых технологиях; о возможности участия в тех или иных тендерах). Если вы заказчик продукции или услуг, сообщите, какие товары вам необходимы, почему вас не устраивает тот или иной товар, который вы сейчас закупаете, в каких импортных цепочках вы задействованы и на каких условиях могли бы перейти на потребление российских аналогов продукции. Если вы занимаетесь деятельностью сразу по нескольким направлениям, предоставьте данные о каждом из них.
/26 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46)
Сеть ЦПИ Регионов России
В каждом регионе ЦПИ формируют локальные базы предприятий
нцпи
Объединённая база участников системы НЦПИ создаётся на федеральном уровне
База данных Консалтинг
База поставщиков
База заказчиков
Технологическая экспертиза
Онлайн-сервис по Программа Организация
разработке технико- разработки финансирова-
экономического бизнес-плана ния
обоснования
Рис. 1. Структура Национального центра поддержки импортозамещения
Проведение работы по импортозамещению является одним из важных направлений деятельности МЧС России в 2015 году. Около 70 % товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2], применяются в системе МЧС России. Это машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки; бульдозеры на гусеничных тракторах; бульдозеры на колесных тракторах и тягачах; средства транспортные для аварийно-спасательных служб; средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами и др.
В условиях действия экономических санкций ряда зарубежных государств использование при производстве техники и оборудования для нужд МЧС России комплектующих иностранного производства может привести к срыву их поставок и как следствие — невыполнению условий государственных контрактов.
Именно поэтому Коллегия МЧС России приняла решение организовать совместную работу с производителями техники и имущества по импортозамеще-нию и замене комплектующих иностранного производства на отечественные аналоги.
«МЧС России будет закупать технику только отечественного производства, — заявил на Коллегии глава ведомства Владимир Пучков, — это моя принципиальная позиция. Мы будем поддерживать только отечественного производителя», — подчеркнул он. Министр напомнил, что МЧС — массовый заказчик пожарно-спасательной техники и оборудования. «Мы не должны снижать уровень заказа, чтобы не потерять передовую отрасль производства», — отметил Владимир Пучков [4].
Так, учитывая вышеуказанные требования при разработке предложений в Государственную программу вооружения на 2016—2025 годы в части МЧС России [5], целесообразно руководствоваться следующими принципами импортозамещения:
независимость технического оснащения сил МЧС России от иностранных производителей;
замещение иностранного образца техники осуществлять после выработки им технического ресурса;
отечественный аналог должен иметь тактико-технические характеристики не хуже замещаемого, а стоимость не выше стоимости иностранного образца.
В соответствии с планом переоснащения [6] в 2015—2017 годах будет закуплена новейшая отечественная техника: авиационная, автомобильная, аппаратура оповещения, связи и управления, оргтехника, техника радиационной, химической и биологической защиты, инженерная и пожарная техника, средства жизнеобеспечения, пожарно-техническое вооружение, техника и имущество служб тыла, медицинское оборудование, техника специальной связи, суда и другие плавсредства, водолазное снаряжение, робототехника, в том числе беспилотные летательные аппараты и другая техника. Всего по номенклатуре спасательных воинских формирований и специализированных пожарно-спасательных частей, оснащаемых в соответствии с государственной программой вооружения, переоснащение планируется по 289 наименованиям технических средств на сумму 29 970 млн руб. При этом замене подлежат не только образцы иностранного производства, но и отечественные образцы, выработавшие свой ресурс.
Процесс импортозамещения в МЧС России находится на начальном этапе. Для замены иностранных образцов техники на отечественные аналоги необходимо выполнить следующие мероприятия:
провести анализ количественного и качественного состава образцов импортной техники, состоящей на оснащении сил МЧС России;
осуществить сбор информации от предприятий-поставщиков техники для МЧС России о возможностях производства отечественных аналогов для замены иностранных образцов;
разработать и утвердить план по импортозамеще-нию в сфере технического обеспечения деятельности МЧС России;
сформировать государственные оборонные заказы в части МЧС России в соответствии с планом им-портозамещения;
разработать технические задания на создание импортозамещающих отечественных аналогов образцов техники по результатам конкурсов;
осуществить поставку отечественной техники в соответствии с планом импортозамещения и требованиями Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016—2020 годы [7].
Таким образом, с учетом вышеизложенных положений, можно сформулировать следующие выводы:
во-первых, анализ технического оснащения сил МЧС России показывает на значительную степень зависимости от иностранных производителей. Доля импортной техники и комплектующих составляет в среднем 30—40 %;
во-вторых, на данный момент по многим позициям номенклатуры иностранной техники отсутствуют отечественные аналоги (например, бензорезы, бензопилы, устройства стабилизации аварийного автомобиля при ликвидации последствий ДТП и др.). Поэтому необходимо разработать перспективный план по созданию отечественных аналогов и организации их производства.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2015 г. N 84 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г № 656».
3. Данилов-Данильян А.В. Импортозамещение в России-2015: чем обернется кризисная политика для компаний. www.deloros. ru, 2015.
4. Материалы заседания Коллегии МЧС России от 4.02.2015.
5. Марков Г.С., Онищенко Ю.А., Щеголькова В.В., Лагутина А.В. Предложения в проект государственной программы вооружения на 2016—2025 годы (ГПВ-2025) в части МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.
6. План переоснащения подразделений МЧС России современными средствами и техникой на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. М.: МЧС России, 2014.
7. План строительства и развития сил и средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на 2016—2020 годы. М.: МЧС России, 2014.
Сведения об авторах
Баранник Александр Юрьевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Щеголькова Вероника Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 3915-7006.
Онищенко Юрий Анатольевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 2024-3051.
Архипенко Александр Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 1580-4578.
Information about authors
Barannik Alexander Y.: Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and high technology), Deputy Head of the Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Schegolkova Veronica V.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and high technology), Department Head. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3915-7006.
Onishchenko Yuriy A.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and high technology), Senior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2024-3051.
Archipenko Alexander A.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and high technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1580-4578.