Научная статья на тему 'Управление риском чрезвычайных ситуаций как составная часть обеспечения безопасности жизнедеятельности'

Управление риском чрезвычайных ситуаций как составная часть обеспечения безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / УГРОЗА / ОПАСНОСТЬ / ПОЖАР / SECURITY / RISK / EMERGENCY / THE THREAT / DANGER / FIRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосунов Игорь Владимирович, Олтян Ирина Юрьевна, Верескун Алексей Викторович, Крапухин Вячеслав Всеволодович

Раскрыты основные угрозы безопасности жизнедеятельности и направления деятельности по оценке ее уровня методом установления и достижения приемлемых уровней риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сосунов Игорь Владимирович, Олтян Ирина Юрьевна, Верескун Алексей Викторович, Крапухин Вячеслав Всеволодович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disaster Risk Management as an Integral Part of Life Safety

The article describes the main threats to life safety, and efforts aimed at evaluating life safety using a method of setting and achieving acceptable risk levels.

Текст научной работы на тему «Управление риском чрезвычайных ситуаций как составная часть обеспечения безопасности жизнедеятельности»

УДК:005.52,005.334

Управление риском чрезвычайных ситуаций как составная часть обеспечения безопасности жизнедеятельности

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

И.В. Сосунов, И.Ю. Олтян, А.В. Верескун, В.В. Крапухин

Аннотация

Раскрыты основные угрозы безопасности жизнедеятельности и направления деятельности по оценке ее уровня методом установления и достижения приемлемых уровней риска.

Ключевые слова: безопасность; риск; чрезвычайная ситуация; угроза; опасность; пожар.

Disaster Risk Management as an Integral Part of Life Safety

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

I. Sosunov, I. Oltyan, A. Vereskun, V. Krapuhin

Abstract

The article describes the main threats to life safety, and efforts aimed at evaluating life safety using a method of setting and achieving acceptable risk levels.

Key words: security; risk; emergency; the threat; danger; fire.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под безопасностью жизнедеятельности населения Российской Федерации понимается состояние защищенности населения от угроз природного, техногенного и биолого-социального характера, опасных факторов пожара, угроз, возникающих при пользовании водными объектами, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [1].

К сожалению, состояние защищенности населения Российской Федерации в настоящее время можно охарактеризовать как недостаточное.

В последнее десятилетие наблюдается тенденция уменьшения количества природных чрезвычайных ситуаций и количества погибших в них. При этом ущерб от природных чрезвычайных ситуаций растет. Только в 2013 году ущерб от крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе составил 527 млрд рублей, что составляет 0,8 % ВВП страны. Чрезвычайные ситуации такого масштаба способны нанести непоправимый ущерб экономике страны и являются значительной угрозой безопасности жизнедеятельности населения [2].

На территории Российской Федерации в зонах возможного воздействия поражающих факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах, включая пожаровзрыво-опасные, химически опасные, ядерно- и радиацион-ноопасные объекты и гидротехнические сооружения, проживают свыше 100 млн человек.

Основными источниками угроз безопасности жизнедеятельности населения техногенного характера (рис. 1) являются аварии или опасные техногенные происшествия, поражающие факторы которых способны нанести ущерб жизни и здоровью населения.

Масштабы последствий техногенных аварий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны. Такое положение дел вызвано, прежде всего, наблюдающейся в последнее время концентрацией производственных мощностей

с большой стоимостью основных фондов на ограниченных площадях, созданием территориально-производственных комплексов. Другой причиной является размещение потенциально опасных объектов в населенных пунктах с большой плотностью населения и хорошо развитой инфраструктурой. Наибольшую опасность представляют собой каскадные аварии, развивающиеся по эффекту «домино».

Значительную угрозу безопасности жизнедеятельности населения представляют пожары. Количество пожаров, количество погибших и пострадавших от пожаров в последние годы остается практически неизменным, несмотря на значительные усилия со стороны государства, ужесточающего ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и принимающего ряд законодательных актов и нормативных документов в области пожарной безопасности.

Динамичное развитие промышленности, ускоренное внедрение в производство научно-технических достижений, усложнение инфраструктуры промышленных объектов в большинстве случаев опережают уровень противопожарной защиты и вызывают увеличение количества пожаров и причиненного ими ущерба.

Нахождение в состоянии наркотического (алкогольного) опьянения, неосторожное обращение с огнем, неисправность отопительного оборудования и изношенность электропроводки приводят к возникновению пожаров на объектах жилого и социально-бытового назначения, которые сопровождаются, как правило, значительными человеческими жертвами и вызывают широкий общественный резонанс.

Источниками угроз безопасности жизнедеятельности населения биолого-социального характера являются особо опасные и широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, способные нанести ущерб жизни и здоровью населения. Стоит заметить, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране в последнее десятилетие остается стабильной, количество биолого-социальных чрезвычайных ситуаций остается на уровне 25—50 случаев в год.

Рис. 1. Современные угрозы безопасности жизнедеятельности

Рис. 2. Количественные показатели по видам ЧС в 2013 г.

Вместе с тем, на современном этапе существует настоятельная необходимость решения проблемы обеспечения биологической безопасности населения страны, обусловленной сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуацией в мире, а также наличием стойких природных очагов опасных инфекционных болезней на территории Российской Федерации и сопредельных государств.

Российская Федерация является страной со значительным количеством водных объектов, которые традиционно являются наиболее привлекательными местами отдыха людей как в летнее, так и в зимнее время года*. Бесконтрольное интенсивное использование населением водоемов для отдыха и занятий спортом создает предпосылки для травм, несчастных случаев, которые наносят ущерб жизни и здоровью населения.

Источниками угроз безопасности жизнедеятельности населения на водных объектах являются нарушение правил поведения людей на водных объектах и правил пользования маломерными судами в летнее время, а также использование ненадежного ледяного покрова водных объектов в хозяйственно-бытовых и промысловых целях зимой и весной.

В связи с обострением международной обстановки на востоке Украины высоки риски войн и вооруженных конфликтов. Это обусловлено стремлением наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, попытками подорвать стратегическую стабильность в мире, территориальными претензиями к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательством во внутренние дела. Кроме того, возникают очаги межнациональной (межконфессиональной) напряженности.

Сегодня очевидно, что обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации должно являться одной из приоритетных задач государственной политики, научно-практической и общественной деятельности, а уровень безопасности жизнедеятельности населения зависит от защищенности населения от угроз природного, техногенного и биолого-социального характера, угроз, возникающих при пользовании водными объектами, опасных факторов пожара, а также от опасностей, возникаю-

щих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Однако до настоящего времени в Российской Федерации не выработаны и не реализованы на практике критерии и характеризующие их показатели, позволяющие оценить текущий уровень безопасности жизнедеятельности населения для последующего планирования корректирующих мер правового, экономического, инженерно-технического, политического и организационного характера, направленных на повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения.

Международный и отечественный опыт свидетельствуют о том, что для определения уровня безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации, а также принятия обоснованных решений в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения наиболее перспективным является использование показателей риска. При этом следует понимать, что обеспечение требуемого уровня безопасности жизнедеятельности населения связано с установлением и достижением приемлемых уровней риска.

Достижение приемлемых уровней риска — процесс управления риском, под которым понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией или страной в целом для снижения опасности чрезвычайной ситуации с использованием целевых показателей снижения риска чрезвычайной ситуации до допустимого или удержания риска чрезвычайной ситуации в установленном допустимом диапазоне.

Конкретное значение допустимого уровня риска на данном этапе развития общества нормативно не установлено.

Основными направлениями деятельности, осуществляемой в целях решения задачи, связанной с подготовкой научно обоснованных предложений по установлению допустимых (приемлемых) уровней риска, характеризующих вероятность нанесения ущерба жизни и здоровью населения при воздействии опасных факторов, в настоящее время являются:

а) проведение фундаментальных научных исследований в области обоснования допустимых (приемлемых) уровней риска, характеризующих вероятность нанесения ущерба жизни и здоровью населения при воздействии опасных факторов;

б) подготовка научно обоснованных предложений по установлению допустимых (приемлемых) уровней риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в) проведение широкого научного и общественного (публичного) обсуждения предложений по установлению допустимых (приемлемых) уровней риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и корректировка предложений по установлению допустимых (приемле-

* 21 марта 2014 г в состав Российской Федерации включен Крымский федеральный округ Сегодня на территории Республики Крым находятся около 8 тыс. объектов, поднадзорных ГИМС, в том числе около 300 баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и свыше 700 пляжей.

мых) уровней риска с учетом результатов публичного обсуждения.

Работа в этой области активно ведется. В 2013 году сотрудниками ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно со специалистами МГТУ им. Н.Э. Баумана был разработан программный комплекс для динамического анализа природных, техногенных и биолого-социальных рисков на территории Российской Федерации (ПК ДАР) (рис. 3). Особенностью программного комплекса является возможность на основе накопленной статистической информации о чрезвычайных ситуациях осуществлять расчет индивидуальных, коллективных и экономических рисков чрезвычайных ситуаций при реализации природных, техногенных и биолого-социальных опасностей для выбранной территории.

В настоящее время база данных ПК ДАР включает информацию о 25 810 чрезвычайных ситуациях и их последствиях с 1992 по 2013 годы.

Используя данный программный продукт, можно получить значения так называемого «фонового» риска для различных субъектов Российской Федерации по состоянию на конец 2013 года.

Основными направлениями деятельности, осуществляемой в целях решения задачи, связанной с нормативным правовым закреплением допустимых (приемлемых) уровней риска, являются:

а) разработка и утверждение в установленном порядке национальных и межгосударственных (региональных) стандартов, устанавливающих количественные показатели допустимых (приемлемых)

уровней риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

б) практическая апробация национальных и межгосударственных (региональных) стандартов, устанавливающих количественные показатели допустимых (приемлемых) уровней риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в) разработка и утверждение в установленном порядке нормативного правового акта (актов) Правительства Российской Федерации, устанавливающих допустимые (приемлемые) уровни риска для территорий субъектов Российской Федерации;

г) разработка органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждение нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации допустимых (приемлемых) уровней риска для территорий муниципальных образований, учитывающих особенности их функционирования.

Основными направлениями деятельности, осуществляемой в целях решения задачи, связанной с разработкой и установлением единой методологии, правил и процедур, позволяющих оценивать уровень риска для территорий проживания населения Российской Федерации, являются:

а) осуществление научных исследований и разработка научно-методических основ (методологии) оценки риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организация их широкого публичного обсуждения;

б) утверждение в установленном порядке нормативным правовым актом Правительства Российской

Рис. 3. Программный комплекс для динамического анализа рисков на территории Российской Федерации

Рис. 4. Структура концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации

на период с 2015 по 2045 год

Федерации правил и процедур оценки риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также методики (методик) оценки риска;

в) разработка и утверждение в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на достижение целей, выполнение задач и определение основных направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территориях конкретных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

г) развитие механизмов независимой оценки риска в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Методы управления риском будут существенно отличаться в зависимости от уровня управления. На глобальном уровне должны решаться в основном общие информационные, организационные и нормативно-правовые задачи, на федеральном и региональном, помимо указанных, экономические, а на локальном — в основном инженерно-технические, связанные с реализацией конкретных программ и проектов по предупреждению и ликвидации ЧС.

Раскрытые выше основные угрозы безопасности жизнедеятельности и направления деятельности по оценке ее уровня методом установления и достижения приемлемых уровней риска закреплены в разработанной в институте в 2014 году Концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации на период с 2015 по 2045 год (рис. 4) [1].

Концепция разработана с участием ведущих специалистов в области оценки рисков,заинтересо-ванных специалистов, представляющих различные сферы знаний и деятельности, имеющих опыт составления прогнозных оценок рисков социально-эко-

номического развития Российской Федерации и угроз обеспечения национальной безопасности.

Концепция получила высокую оценку со стороны руководства МЧС России. В настоящее время ведется работа по подготовке к ее обсуждению на заседании Экспертного совета МЧС России в IV квартале 2014 г.

Литература

Отчет о НИР «Разработка методологических основ и технологий Стратегического прогноза Российской Федерации в сфере безопасности жизнедеятельности на период с 2015 по 2045 годы (НИР «Прогноз 20145) / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014 г

Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.

Сведения об авторах

Сосунов Игорь Владимирович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (499) 449-90-45.

E-mail: post115@yandex.ru

Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

нач. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Тел.: (499) 233-25-70.

E-mail: oltan@vniigochs.ru

SPIN-код — 3476-5213.

Верескун Алексей Викторович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Тел.: (499) 216-90-11.

E-mail: vereskun_a_v@vniigochs.ru

SPIN-код — 2507-0175.

Крапухин Вячеслав Всеволодович: к. ф.-м. н.,

ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Тел.: (499) 216-90-11.

E-mail: krapuhin@vniigochs.ru

SPIN-код — 4663-7700.

ФГБУ

TexHo^oruu rpaxflaHCKOü 6e30nacH0CTU, tom 12, 2015, № 1 (43)

Information about authors

Sosunov Igor V.: Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Institute.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-90-45. E-mail: post115@yandex.ru

Oltyan Irina Y.: PhD (Technical Sc.), Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of Research Center. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 233-25-70. E-mail: oltan@vniigochs.ru SPIN-scientific — 3476-5213.

Vereskun Alexey V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-11. E-mail: vereskun_a_v@vniigochs.ru SPIN-scientific — 2507-0175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Krapuhin Vyacheslav V.: PhD (Physics and Mathematics Sc.), Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-11. E-mail: krapuhin@vniigochs.ru SPIN-scientific — 4663-7700.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.