Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ GR В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ'

ТЕХНОЛОГИИ GR В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
300
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GR / КОММУНИКАЦИЯ / GR-ТЕХНОЛОГИИ / ЛОББИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / МИНИСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чуев Сергей Владимирович

Большинство публикаций о GR-коммуникациях касается организации взаимодействия между бизнес-структурами и властными органами. Однако существуют и иные практики. Технологии GR используют общественные объединения, добровольческие организации, государственные компании, профсоюзы. В статье освещены основные аспекты работы специалистов по GR-коммуникации в работе учреждений сферы образования и науки. Особенностью является выстраивание отношений не по традиционной линии «бизнес - власть», а внутри одной отрасли госуправления между учредителем и подведомственными организациями. Автор полагает, что обеспечение эффективной коммуникации позволяет добиться своих целей представителям вузов, научных учреждений, но и властным структурам откорректировать точку зрения, оптимизировать принимаемые решения, услышать обратную связь. Кроме того, в своей работе учреждения сферы образования и науки взаимодействуют не только с учредителем, но и иными федеральными органами, региональными, местными властями. Для реализации GR-коммуникации используется как традиционный набор PR-технологий, применяемых для продвижения идей, так и некоторые специфичные приемы. Практика использования GR в России также имеет ряд особенностей (от роли личных связей до специфических методов выстраивания диалога с руководителями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GR TECHNOLOGIES IN THE WORK OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS

Most publications on GR-communications concern the organization of interaction between business structures and government authorities. However, there are other practices. GR technologies are used by public associations, volunteer organizations, government companies, trade unions. The article highlights the main aspects of the work of GR-communication specialists in the field of education and science. The peculiarity is the alignment of relations not along the traditional line of “business - government”, but within one branch of public administration between the founder and subordinate organizations. The author assumes that the provision of effective communication allows the representatives of universities, research institutions to achieve their goals, but also the authorities to correct the point of view, to optimize the decisions taken, to hear the feedback. Furthermore, in their work, educational and scientific institutions interact not only with the founder, but also with other federal agencies, regional and local authorities. For the implementation of GR-communication a traditional set of PR-technolo-gies used to promote ideas, as well as some specific techniques. The practice of applying GR in Russia also has a number of peculiarities (from the role of personal ties to specific techniques for building a dialogue with executives).

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ GR В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ»

Общество: политика, экономика, право. 2022. № 12. С. 27-30. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 12. P. 27-30.

Научная статья УДК 32:316.77

https://doi.org/10.24158/pep.2022.12.4

Технологии GR в работе организаций сферы образования и науки Сергей Владимирович Чуев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, sv_chuev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3527-5592

Аннотация. Большинство публикаций о GR-коммуникациях касается организации взаимодействия между бизнес-структурами и властными органами. Однако существуют и иные практики. Технологии GR используют общественные объединения, добровольческие организации, государственные компании, профсоюзы. В статье освещены основные аспекты работы специалистов по GR-коммуникации в работе учреждений сферы образования и науки. Особенностью является выстраивание отношений не по традиционной линии «бизнес - власть», а внутри одной отрасли госуправления между учредителем и подведомственными организациями. Автор полагает, что обеспечение эффективной коммуникации позволяет добиться своих целей представителям вузов, научных учреждений, но и властным структурам откорректировать точку зрения, оптимизировать принимаемые решения, услышать обратную связь. Кроме того, в своей работе учреждения сферы образования и науки взаимодействуют не только с учредителем, но и иными федеральными органами, региональными, местными властями. Для реализации GR-коммуникации используется как традиционный набор PR-технологий, применяемых для продвижения идей, так и некоторые специфичные приемы. Практика использования GR в России также имеет ряд особенностей (от роли личных связей до специфических методов выстраивания диалога с руководителями).

Ключевые слова: GR, коммуникация, GR-технологии, лоббизм, образование, университет, министерство

Для цитирования: Чуев С.В. Технологии GR в работе организаций сферы образования и науки // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 12. С. 27-30. https://doi.org/10.24158/pep.2022.12.4.

Original article

GR Technologies in the Work of Educational and Scientific Organizations Sergey V. Chuev

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, sv_chuev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3527-5592

Abstract. Most publications on GR-communications concern the organization of interaction between business structures and government authorities. However, there are other practices. GR technologies are used by public associations, volunteer organizations, government companies, trade unions. The article highlights the main aspects of the work of GR-communication specialists in the field of education and science. The peculiarity is the alignment of relations not along the traditional line of "business - government", but within one branch of public administration between the founder and subordinate organizations. The author assumes that the provision of effective communication allows the representatives of universities, research institutions to achieve their goals, but also the authorities to correct the point of view, to optimize the decisions taken, to hear the feedback. Furthermore, in their work, educational and scientific institutions interact not only with the founder, but also with other federal agencies, regional and local authorities. For the implementation of GR-communication a traditional set of PR-technologies used to promote ideas, as well as some specific techniques. The practice of applying GR in Russia also has a number of peculiarities (from the role of personal ties to specific techniques for building a dialogue with executives).

Keywords: GR, communication, GR-technologies, lobbying, education, university, ministry

For citation: Chuev, S.V. (2022) GR Technologies in the Work of Educational and Scientific Organizations. Society: Politics, Economics, Law. (12), 27-30. Available from: doi:10.24158/pep.2022.12.4 (In Russian).

Большинство современных публикаций, посвященных различным аспектам GR-деятельности, касается взаимоотношений между бизнес-структурами и властью (Шатилов, 2011). Однако, как показывает практика, необходимость использования GR-технологий присутствует и в работе иных организаций: общественных объединений, профсоюзов, добровольческих структур, а также бюджетных учреждений. Без всякого сомнения, в каждом из таких случаев имеются определенные особенности.

© Чуев С.В., 2022

роитюэ

Цель настоящей статьи - выявление СР-технологий, используемых структурами высшего образования, в первую очередь вузами и научными организациями, в вопросах взаимодействия с органами власти. Эти бюджетные учреждения коммуницируют не только с учредителем - профильным министерством, но и с иными ведомствами федерального уровня, региональными и местными властями. Особенностью является то, что по сути в рамках данного типа отношений осуществляют взаимодействие госорганы и созданные ими структуры, находящиеся в одной отрасли, имеющей признаки корпорации. И в этом контексте, на наш взгляд, следует обратить внимание на технологические аспекты использования СР-коммуникации. Методами представленного исследования стало наблюдение и направленное интервьюирование (Мангейм, Рич, 1997). В качестве эмпирического материала использован как личный опыт работы на государственной службе и в вузовской системе, так и данные интервью работников сферы образования и науки (45 сотрудников федерального министерства, руководство вузов, НИИ), проведенных в 2022 г. Нужно отметить, что деликатность тематики исследования отражается на скудности данных в открытых источниках (например, в СМИ), а также на довольно невысокой степени разработки в литературе. Надо полагать, что данная небольшая статья обозначит перспективную эвристическую задачу детального изучения тематики на примерах других сфер и с использованием более широкого инструментария.

Преобладающая часть технологий, по мнению опрошенных сотрудников сферы, используется не только в современный период. Подобное существовало в советские годы и ранее, когда о СР-коммуникациях речь, по понятным причинам, не шла. Ректоры вузов, директора НИИ и в предыдущую эпоху писали письма, путешествовали с ними по начальственным кабинетам, организовывали мероприятия, для того чтобы «вытянуть руководителя» и «решить вопросы»; выступали публично, поддерживали инициативы сверху и преподносили подарки для установления необходимых контактов. Находилось место и лоббизму - неформальным кулуарным договоренностям, реализованным на грани нарушения норм служебной этики и антикоррупционного законодательства (что задолго до наших дней зафиксировано в народном творчестве как пословица «Закон - что дышло: куда повернул, туда и вышло». В советские годы руководители, занимающиеся «выбиванием фондов», например, широко освоили технологию «ящик за вагон»1, использовали земляческие контакты, для «улучшения» отношений, налаживания контактов с вышестоящими должностными лицами организовывали проведение совместного досуга (охота, рыбалка, спортивные игры и т. д.)).

Очевидно, что любой руководитель, заботящийся о развитии вверенного ему учреждения, будет пытаться выстроить эффективную коммуникацию с властью, а особенно - с учредителем. В условиях подчинения такого рода взаимодействие нельзя игнорировать. Подведомственные учреждения находятся в кадровой, финансовой, ресурсной зависимости от министерства. Поэтому отношения с учредителем имеют не только традиционные цели, стоящие перед специалистами по GR, но и выстраиваются по линии «начальник-подчиненный» со всеми возможными последствиями и нюансами. В этом случае ироничное определение СР как специальной науки «подольститься власти» (Кинякин, Матвеенков, 2009) имеет некоторый практический смысл. Следует подчеркнуть, что такое восприятие СР как коммуникации, позволяющей реализовать лишь интересы тех, кто с властью взаимодействует (бизнеса, а в нашем случае - учреждений высшего образования и науки) страдает односторонностью. Есть уверенность в том, что диалог власти и учреждений позволяет оптимизировать управленческую деятельность, учесть разнообразие интересов (Белоконев, Усманова, 2018). Большинство опрошенных сотрудников Минобрнауки России отметило, что власть также нуждается в обратной связи, взаимодействии с коллегами для оптимизации собственных намерений. СР-коммуникации позволяют предотвратить негативное влияние некоторых управленческих решений, услышать голос подчиненных, общества.

Интервьюируемые отметили, что руководство образовательных и научных учреждений во взаимоотношениях с профильным министерством, региональными и местными властями, как правило, ставит цель создания максимально комфортных условий для развития организации, защиты его интересов, а также команды управленцев, ее возглавляющей, принятия руководством необходимых решений в пользу учреждения. Задачи могут быть самыми разными:

- установление доверительного контакта с руководством, более тесного знакомства для создания оптимальных диалоговых позиций;

- получение дополнительных ресурсов (материально-финансовых (на строительство, ремонт, оборудование, мероприятия и пр.), корректировки объема КЦП - мест, обеспеченных бюджетным финансированием, контрактов на оказание услуг и т. п.), льгот, дополнительных возможностей;

- поиск финансовой и политической поддержки инициатив учреждения;

- создание условий для карьерного роста руководства организацией (перемещения по вертикали, участие в карьерных проектах власти и проч.);

1 Предоставление бонуса (например, ящика алкоголя) за дополнительный вагон материалов.

- корректировка позиции министерства, региональных (местных) властей относительно тех или иных аспектов деятельности, влияние на процесс принятия решений;

- создание соответствующей репутации в глазах лиц, принимающих управленческие решения и т. д.

Какие технологии используют специалисты, ответственные за организацию взаимодействия с органами власти? По сути, в значительной степени применяется инструментарий, свойственный PR-технологиям с определенной спецификой. Перечень прикладных советов для установления контакта с руководителем перечислил в своей книге советский и российский руководитель В.Б. Зотов - бывший префект ЮВАО г. Москвы и профессор ГУУ:

- «бумаге надо приделать ноги» - положительный ответ на важную письменную просьбу проще получить, если отправлять письмо не по почте, а вручать его при личной встрече;

- «разрешите посоветоваться» - действенный способ проинформировать руководителя о своих проблемах и достижениях, который позволяет вышестоящему чиновнику выглядеть компетентным;

- «пригласи начальника» - о необходимости создания специальных поводов для проведения мероприятия, где сможет принять участие руководитель, сформировав при этом мнение о работе учреждения;

- поздравления с личными датами - позволяют установить неформальный контакт;

- активная работа в социальных сетях - возможность информировать о своих успехах широкий круг подписчиков, среди которых как правило есть и лица, принимающие решения, и т. д.1

Для обеспечения коммуникации между руководством учреждения и органами власти используется внушительный перечень диалоговых приемов: письма, конференции, публичные мероприятия, переговоры, презентации. Стоит дополнительно перечислить еще несколько форматов:

- экспертная ниша: участие в работе совещательных, консультативных советов, рабочих групп; аналитические исследования по актуальными темам позволяют заявить о собственной компетентности, донести необходимую информацию до властных органов;

- прием «сделай работу за начальника» - учреждение может разработать какие-либо документы, провести исследования, в которых заинтересована власть, тем самым улучшив диалоговые позиции;

- реализация проектов социальной направленности (патриотические, волонтерские, экологические, благотворительные, гуманитарные и другие мероприятия), участие в разнообразных проектах, инициированных властью (от субботников до политических мероприятий);

- поддержка политических проектов (работа на выборах, комплементарное объяснение инициатив власти) в целях демонстрации руководству и широкой аудитории собственных взглядов, намерений. Распространенным способом донесения до властной элиты точки зрения является участие в партийных проектах и работе представительных органов;

- партнерские взаимоотношения, реализация совместных проектов; например, благоустройство (уборка, озеленение) прилегающей к вузу территории позволяет реализовать часть задач местной власти и при этом организовать хороший повод для встречи с ее представителями;

- использование PR и рекламных технологий с привлечением СМИ, социальных медиа для трансляции собственной позиции.

GR-коммуникация в российской традиции в первую очередь является задачей руководства учреждения, но нередко для такой деятельности привлекаются помощники. Ректоры вузов и директора институтов, как и многие другие руководители, нередко отбирают на соответствующую должность бывших руководителей, имеющих богатый опыт общения с властными структурами.

Для обеспечения постоянного контакта ряд учреждений (особенно удаленных от столицы) имеет в своем штате ответственных за взаимодействие с министерством и специализированные офисы (филиалы) в Москве.

Эффективная GR-коммуникация требует особого внимания к властной повестке; ее отличает умение находить общий язык с вышестоящими структурами, а также способность ясно артикулировать свои интересы. В свою очередь, представителю власти в такого рода взаимоотношениях необходимо не забывать об этических принципах деятельности госслужащего, о необходимости уберечь себя, свое рабочее и свободное время от особо активных лоббистов, навязчивых GR-специалистов. В режиме интервьюирования сотрудники органов власти обращали внимание на проблему чрезмерной активности некоторых желающих выстроить «эффективную коммуникацию». При этом в качестве мер противодействия назывались три способа: 1) перевод неформального диалога в официальный режим (общение в рабочее время, использование деловых каналов коммуникации), 2) четкое обозначение необходимости соблюдения этических норм, дистанции и проч.; 3) прерывание коммуникации (как крайняя мера).

1 Зотов В.Б. 50 шагов к успеху карьеры руководителя: бери и делай! Секреты практика, прошедшего путь от машиниста бульдозера до министра. М., 2022. С. 6-18.

POLITICS

Таким образом, отношения с органами государственной власти должны быть всегда под пристальным вниманием, поскольку ведомственные учреждения находятся в прямой зависимости от министерства. Кроме того, не следует игнорировать региональную власть и органы местного самоуправления: именно эти структуры могут решить большое количество вопросов, касающихся разных аспектов жизнедеятельности учреждения. Необходимо управление процессом выстраивания эффективных взаимоотношений с властью с применением всего спектра технологий коммуникационного менеджмента. При этом и заинтересованность властных структур в диалоге с подведомственной сетью позволяет четче улавливать резонанс от принятых решений, корректировать имеющиеся подходы.

Список источников:

Кинякин А.А, Матвеенков Д.О. Government Relations как форма общественно-политической и бизнес коммуникации: к определению понятий // Вестник РУДН. Серия Политология. 2009. № 1. С. 37-46.

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования / Пер. с англ.; предисл. А.К. Соколова. М., 1997. С. 239-246. Технологии и компетенции PR & GR в условиях цифровой экономики: монография / Под ред. С.Ю. Белоконева, З.Р. Усмановой. М., 2018. С. 152.

Шатилов А.Б. GR: что это такое и почему в нем возникает потребность у бизнеса? // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. № 1. С. 49-54.

References:

Belokoneva, S.Yu. & Usmanovoj, Z.R. (eds.) (2018) Tekhnologii i kompetencii PR & GR v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Technologies and Competencies of PR & GR in the Digital Economy]. Moscow, KNORUS. 152. (In Russian)

Kinyakin, A.A. & Matveenkov, D.O. (2009) Government Relations kak forma obshchestvenno-politicheskoj i biznes kommu-nikacii: k opredeleniyu ponyatij [Government Relations as a Form of Socio-Political and Business Communication: Toward a Definition of Concepts]. Vestnik RUDN. Seriya Politologiya. (1), 37-46. (In Russian)

Mangejm, Dzh.B. & Rich, R.K. Politologiya (1997). Metody issledovaniya [Political Science. Research Methods]. Translated from English. Moscow, Izdatel'stvo "Ves' Mir'. 239-246. (In Russian)

Shatilov, A.B. (2011) GR: chto eto takoe i pochemu v nem voznikaet potrebnost' u biznesa? [GR: What Is It And Why Business Needs It?]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. (1), 49-54. (In Russian)

Информация об авторе С.В. Чуев - кандидат исторических наук, доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=877636

Information about the author S.V. Chuev - PhD in History, Associate Professor, Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=877636

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.