Научная статья на тему 'CЕТЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РФ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

CЕТЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РФ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ГЛАВА СУБЪЕКТА / ГУБЕРНАТОР / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / «ВКОНТАКТЕ» / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ СОВМЕСТНОГО ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковшов Максим Александрович

В статье представлен анализ коммуникации между властью и обществом. Посредством сервиса Popsters анализируются публикации на личных страницах глав субъектов РФ и в официальных сообществах региональных органов исполнительной власти за 2021 год в социальной сети «ВКонтакте». С помощью коэффициента коммуникабельности (TR) оценивается активность представителей гражданского общества. Характеристика коммуникации представителей власти проводится по количеству публикаций за указанный период. По результатам проведенного анализа установлено, что предпочтительным каналом общения с населением для власти являются сообщества региональных органов исполнительной власти, тогда как для социума интерес представляют в этой функции личные страницы глав субъектов РФ. Делается вывод о перспективе социальной сети «ВКонтакте» стать «государственной социальной сетью» по концепции электронной демократии совместного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKED POLITICAL COMMUNICATION BY HEADS OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND REGIONAL EXECUTIVE AUTHORITIES

The article presents an analysis of communication between the government and society. The Popsters service analyses the publications on the personal pages of the heads of the subjects of the Russian Federation and in the official communities of the regional executive authorities for the year 2021 in the social network VKontakte. Using the communication coefficient (TR), the activity of civil society representatives is assessed. The communication characteristics of government officials are carried out by the number of publications for the specified period. According to the results of the analysis, it was established that the communities of regional executive authorities are the preferred channel of communication with the population for power, while the personal pages of the heads of the constituent entities of the Russian Federation are of interest to society in this function. It concludes that the social network VKontakte has the prospect of becoming a “state social network” under the concept of participatory e-democracy.

Текст научной работы на тему «CЕТЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РФ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

Общество: политика, экономика, право. 2022. № 5. С. 38-42. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 5. P. 38-42.

Научная статья УДК 323.2

https://doi.org/10.24158/pep.2022.5.4

Cетевая политическая коммуникация глав субъектов РФ и региональных органов исполнительной власти

Максим Александрович Ковшов

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, m.a.kovshov@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6244-1026

Аннотация. В статье представлен анализ коммуникации между властью и обществом. Посредством сервиса Popsters анализируются публикации на личных страницах глав субъектов РФ и в официальных сообществах региональных органов исполнительной власти за 2021 год в социальной сети «ВКонтакте». С помощью коэффициента коммуникабельности (TR) оценивается активность представителей гражданского общества. Характеристика коммуникации представителей власти проводится по количеству публикаций за указанный период. По результатам проведенного анализа установлено, что предпочтительным каналом общения с населением для власти являются сообщества региональных органов исполнительной власти, тогда как для социума интерес представляют в этой функции личные страницы глав субъектов РФ. Делается вывод о перспективе социальной сети «ВКонтакте» стать «государственной социальной сетью» по концепции электронной демократии совместного действия.

Ключевые слова: сетевая политическая коммуникация, региональный орган исполнительной власти, глава субъекта, губернатор, общество, социальные сети, «ВКонтакте», электронная демократия совместного действия

Для цитирования: Ковшов М.А. Сетевая политическая коммуникация глав субъектов РФ и региональных органов исполнительной власти // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 5. С. 38-42. https://doi.org/10.24158/pep.2022.5.4.

Original article

Networked political communication by heads of constituent entities of the Russian Federation and regional executive authorities

Maksim A. Kovshov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, m.a.kovshov@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6244-1026

Abstract. The article presents an analysis of communication between the government and society. The Popsters service analyses the publications on the personal pages of the heads of the subjects of the Russian Federation and in the official communities of the regional executive authorities for the year 2021 in the social network VKontakte. Using the communication coefficient (TR), the activity of civil society representatives is assessed. The communication characteristics of government officials are carried out by the number of publications for the specified period. According to the results of the analysis, it was established that the communities of regional executive authorities are the preferred channel of communication with the population for power, while the personal pages of the heads of the constituent entities of the Russian Federation are of interest to society in this function. It concludes that the social network VKontakte has the prospect of becoming a "state social network" under the concept of participatory e-democracy.

Keywords: network political communication, regional executive authority, head of subject, governor, society, social media, VKontakte, collaborative e-democracy

For citation: Kovshov, M.A. (2022) Networked political communication by heads of constituent entities of the Russian Federation and regional executive authorities. Society: Politics, Economics, Law. (5), 38-42. Available from: doi: 10.24158/pep.2022.5.4 (In Russian).

Развитие цифровых коммуникационных технологий, таких как социальные сети, оказало большое влияние на способы и характер взаимодействия между людьми. С каждым годом возрастает количество пользователей различных цифровых коммуникативных платформ, что делает локальные сообщества все более связанными. Так, согласно данным отчета Digital 2022

© Ковшов М.А., 2022

Global Overview Report1, опубликованным креативным агентством We Are Social и сервисом для SMM Hootsuite, аудитория социальных сетей в 2022 году достигла 4,65 млрд человек, или 58,7 % от общего населения планеты. Канадский исследователь в сфере коммуникативистики М. Ма-клюэн назвал феномен столь широкого распространения средств массовой коммуникации «глобальной деревней» (Маклюэн, 2018).

Социальные сети играют все большую роль в политической коммуникации между властью и обществом, так как они предоставляют широкие возможности по массовому информированию и взаимодействию с гражданами. Посредством социальных сетей общество также расширяет свои возможности для взаимодействия с властью. Так, включенная функция комментирования публикаций на личных страницах политиков и в официальных сообществах органов власти дает гражданам дополнительную возможность для обращения к ним. Более того, коммуникация посредством социальных сетей представляется более эффективной, чем взаимодействие традиционным путем официальных обращений.

Возможность оставить комментарий к публикации является наиболее быстрым способом донести до представителей власти свои интересы и проблемы. Зачастую пресс-службы политиков имеют внутренние нормы, по которым следует дать ответ в течение нескольких часов, тогда как официальное обращение предполагает реакцию адресата в течение 30 дней (согласно статье 12 Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»2). Дополнительным важным преимуществом коммуникации в социальных сетях является публичность, к обращению гражданина могут присоединяться другие пользователи, которые также будут видеть ответ на него, данный представителем власти.

Теоретической основой для настоящего исследования являются две научные парадигмы: концепция «сетевого общества» М. Кастельса3 и концепция электронной демократии совместного действия, предложенная К. Петриком (Petrik, 2010). Последняя является компромиссом между институтом представительной демократии и институтом прямого участия граждан. Концепция предполагает совместную работу государственных органов, а также частных акторов (НКО, бизнес, граждане и т.д.) в сфере законотворчества и политического управления по сетевому принципу. В качестве объединяющей площадки выступает государственная социальная сеть, членами которой будут все граждане государства. В функционал ее должна быть заложена возможность прямого волеизъявления населения.

Распространение сетевых практик в политической коммуникации приводит к «трансформации "вертикали власти" в "поле власти"» (Брега, 2020). Как и любое другое социальное изменение, она несет в себе и риски, и возможности, которые состоят в расширении политического участия общества в различных процессах государственного управления, однако обуславливаются неполнотой информации у политических и общественных акторов, нежеланием или неготовностью к объективному политическому анализу (Брега, 2020).

По мнению С.В. Володенкова, современные технологии сетевой коммуникации могут рассматриваться в качестве инструмента прямого влияния общества на различные институты власти. Происхождение такого воздействия обуславливается тем, что технологии сетевой коммуникации, с одной стороны, предоставляют государству и обществу широкие возможности для обратной связи, с другой - усиливают давление общественного мнения на процесс принятия политических решений, а также повышают степень транспарентности процессов взаимодействия государственных институтов и общества (Володенков, 2021).

В соответствии с целями настоящего исследования были проанализированы данные о характере коммуникации представителей региональных органов исполнительной власти (далее -РОИВ) и общества в социальной сети «ВКонтакте» за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 г. Данные были собраны посредством сервиса для анализа социальных сетей Popsters. Изучались личные интернет-страницы глав субъектов РФ, а также официальные цифровые сообщества РОИВ (табл. 1). Коэффициент коммуникабельности (TR) позволил оценить коммуникационную активность подписчиков. Он рассчитывался по формуле:

гпг, ^ Сумма комментариев /т_ -,

ГД = (-)/Количество публикации.

Количество подписчиков '

Для характеристики коммуникации представителей РОИВ учитывалось их количество за анализируемый период. Важно отметить, что в исследовании приводятся данные глав субъектов РФ, которые занимали данный пост в течение длительного периода времени в 2021 году, даже если они не являлись главами на конец 2021 года.

1 Digital 2022: April Global Statshot Report [Электронный ресурс] // Data Reportal. URL: https://datare-portal.com/reports/digital-2022-april-global-statshot (дата обращения: 27.04.2022).

2 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 (с учетом последних изменений от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Кастельс М. Власть коммуникации : учебное пособие. М., 2016. 564 с.

Таблица 1 - Показатели активности официальных личных страниц глав субъектов РФ и официальных сообществ РОИВ в социальной сети «ВКонтакте» за 2021 год_

Главы субъектов РФ Сообщества РОИВ

Субъект РФ TR Количество TR Количество

публикаций публикаций

1 2 3 4 5

Средние показатели 0,001627 426,45 0,0002 2 039

Алтайский край 0,002458 97 0,000101 2 100

Амурская область 0,000098 69 0,000051 1 323

Архангельская область 0,001045 607 0,000143 3 000

Астраханская область 0,000642 551 0,000105 1 620

Белгородская область 0,001328 1196 0,000133 2 038

Брянская область 0,001699 215 0,000068 2 502

Владимирская область 0,005986 96 0 2 144

Волгоградская область 0 0 0,000468 587

Вологодская область 0,001027 153 0,000064 4 174

Воронежская область 0,002794 124 0,000387 2 245

г. Москва 0,000524 783 0,000018 1 608

Еврейская автономная область 0 0 0,000013 1 541

Забайкальский край 0 0 0,000063 2 609

Ивановская область 0 0 0,00042 1 365

Иркутская область 0,000312 1073 0,000209 1 298

Кабардино-Балкарская Республика 0 191 0 0

Калининградская область 0 0 0,000238 1 373

Калужская область 0,001949 844 0,000343 1 484

Камчатский край 0,000182 58 0,000084 2 816

Карачаево-Черкесская Республика 0,000213 484 0,000093 1 550

Кемеровская область - Кузбасс 0,0009 400 0,000101 1 473

Кировская область 0,00054 456 0,000159 2 942

Костромская область 0,001383 414 0,000072 668

Краснодарский край 0,000549 254 0,000141 2 061

Красноярский край 0,001011 429 0,00008 2 114

Курганская область 0 136 0,000055 2 942

Курская область 0,002702 194 0,000244 3 970

Ленинградская область 0,0019 282 0,000277 1 288

Липецкая область 0 0 0,000132 1 593

Магаданская область 0,000622 141 0,000065 1 382

Московская область 0,000838 225 0,00343 1 085

Мурманская область 0,002849 668 0,000044 4 485

Ненецкий автономный округ 0,002137 620 0,000223 1 225

Нижегородская область 0 0 0,000089 2 107

Новгородская область 0,002257 356 0,000256 2 398

Новосибирская область 0,001766 104 0,00015 888

Омская область 0 0 0,000081 2 205

Оренбургская область 0 0 0,0001 2 287

Орловская область 0,000025 301 0,000115 2 087

Пензенская область 0,007539 216 0,000193 2 378

Пермский край 0,003681 296 0,000129 1 838

Приморский край 0,00034 388 0,000049 2 386

Псковская область 0 0 0,000135 1 750

Республика Адыгея (Адыгея) 0,000585 475 0,000142 705

Республика Алтай 0,00212 183 0,000082 1 974

Республика Башкортостан 0,001402 557 0 0

Республика Бурятия 0,001936 105 0,000046 2 540

Республика Дагестан 0 0 0,000128 176

Республика Ингушетия 0 0 0,000076 1 882

Республика Калмыкия 0 0 0,000097 1 210

Республика Карелия 0,001971 1001 0,000184 3 570

Республика Коми 0,001637 354 0,000081 4 939

Республика Крым 0,000753 1209 0,00018 1 432

Республика Марий Эл 0 0 0,000112 1 296

Республика Мордовия 0 0 0,00025 2 243

Республика Саха (Якутия) 0,000342 199 0,00002 6 663

Республика Северная Осетия -Алания 0 0 0,000212 226

Республика Татарстан (Татарстан) 0,000255 619 0,000045 2 700

Республика Тыва 0,001047 565 0,000048 1 004

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5

Республика Хакасия 0,000891 848 0,000074 497

Ростовская область 0,001108 256 0,000269 2 996

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рязанская область 0,002121 686 0 808

Самарская область 0 0 0,000095 3 674

Санкт-Петербург 0,004573 165 0,000399 1 152

Саратовская область 0,000273 305 0,000128 2 257

Сахалинская область 0,000561 677 0,000048 1 841

Свердловская область 0 0 0,000104 2 606

Севастополь 0,004331 474 0,000423 2 413

Смоленская область 0,000987 477 0,00018 2 264

Ставропольский край 0,000016 584 0,000108 1 913

Тамбовская область 0 0 0,000078 1 669

Тверская область 0 0 0,001004 694

Томская область 0 0 0,000333 786

Тульская область 0 0 0,000316 2 169

Тюменская область 0,003846 138 0,000056 3 153

Удмуртская Республика 0,000672 1077 0,000101 2 317

Ульяновская область 0,004257 330 0,000092 1 559

Хабаровский край 0,000785 276 0,00009 2 643

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 0,001481 702 0,00008 2 950

Челябинская область 0,003433 106 0,000063 2 650

Чеченская Республика 0,000065 946 0 0

Чувашская Республика - Чувашия 0 195 0,000262 1 385

Чукотский автономный округ 0 0 0,000182 1 301

Ямало-Ненецкий автономный округ 0,001804 232 0,00038 1 629

Ярославская область 0,001458 278 0,000104 2 383

Прежде всего следует отметить, что не все главы субъектов РФ в 2021 году имели личные страницы в социальной сети «ВКонтакте», которые бы использовались для коммуникации с обществом. Так, на конец 2021 года их не было у глав 20 субъектов РФ - Волгоградской области, Еврейской автономной области, Забайкальского края, Ивановской области, Кабардино-Балкарской Республики, Калининградской области, Курганской области, Липецкой области, Нижегородской области, Омской области, Оренбургской области, Псковской области, Республики Дагестан, Республики Ингушетии, Республики Калмыкии, Республики Марий Эл, Республики Мордовии, Республики Северная Осетия - Алания, Самарской области, Свердловской области, Тамбовской области, Тверской области, Томской области, Тульской области, Чувашской Республики - Чувашии, Чукотского автономного округа, а также у 3 РОИВ: Кабардино-Балкарской Республики, Республики Башкортостан, Чеченской Республики. Главы еще 3 субъектов РФ не имели официальных личных страниц на конец апреля 2022 года - Республики Калмыкии, Тамбовской области, Тверской области. У главы Курганской области, а также у официальных сообществ РОИВ Владимирской и Рязанской областей отсутствует возможность комментирования публикаций.

По средним показателям всех официальных страниц глав субъектов РФ и официальных сообществ РОИВ можно отметить, что сообщества РОИВ публикуют почти в 5 раз больше постов, чем главы субъектов (2 039 против 426,45 соответственно). Следовательно, коммуникация представителей РОИВ с населением осуществляется в основном посредством использования каналов официальных сообществ, а не глав субъектов. Наиболее активное сообщество РОИВ - Республика Саха (Якутия), здесь зафиксировано 6 663 публикации.

Коэффициент коммуникабельности прежде всего характеризует степень активности гражданского общества в регионе. В комментариях к постам люди обращаются с просьбами, указывают на локальные проблемы, вступают в дискуссии по вопросам, касающимся региональных сфер деятельности. Данная форма цифрового активизма граждан выполняет важную для стабильности политической системы функцию обратной связи. Примечательно, что общество активнее включается в комментирование публикаций глав субъектов РФ, а не РОИВ, хотя данные институты в коммуникации могут несколько дублировать друг друга. Среди возможных причин можно выделить две основные: во-первых, более высокий уровень доверия к личности, чем к институту; во-вторых, эффективная работа пресс-служб глав субъектов по сравнению с РОИВ. Так, средний показатель коммуникабельности среди аудиторий всех официальных личных страниц глав субъектов РФ более чем в 8 раз выше, чем аналогичный показатель среди аудиторий официальных сообществ РОИВ (0,001627 против 0,0002 соответственно). Исключениями являются 3 региона: Московская область - Воробьев Андрей Юрьевич (ТР сообщества РОИВ -

0,00343; TR личной страницы главы субъекта - 0,000838), Орловская область - Клычков Андрей Евгеньевич (0,000115 и 0,000025 соответственно), Ставропольский край - Владимиров Владимир Владимирович (0,000108 и 0,000016 соответственно). Наиболее активная аудитория обнаружена у главы Пензенской области Олега Мельниченко (0,007539).

Социальные сети, несомненно, являются важным обоюдным каналом сетевой политической коммуникации власти и общества. Интернет-страницы глав субъектов РФ и официальные сообщества РОИВ играют роль площадок, на которых представители исполнительной власти коммуници-руют с активным гражданским обществом, делая все более реальной концепцию управления соучастия. Учитывая, что главой VK является Владимир Кириенко, бывший первый вице-президент государственной компании ПАО «Ростелеком» и сын первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко1, социальная сеть «ВКонтакте» претендует на то, чтобы стать «государственной социальной сетью» в терминологии концепции электронной демократии совместного действия, которая предполагает обезличенную коммуникацию. С другой стороны, следует отметить противоположную тенденцию: анализ коммуникативного поведения граждан показывает, что общество больше доверяет именно субъектно-ориентированной коммуникации с политическими руководителями, чем контактам с обезличенными политическими институтами.

Список источников:

Брега А.В. Политический риск в условиях сетевизации современного общества // Политические отношения в эпоху цифровых технологий и сетевого общества. М., 2020. С. 75-83.

Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу. М., 2021. 416 с.

Кастельс М. Власть коммуникации : учебное пособие. М., 2016. 564 с.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. М., 2018. 444 с.

Petrik K. Deliberation and Collaboration in the Policy Process: A Web 2.0 Approach // JeDEM - eJournal of eDemocracy and Open Government. 2010. Vol. 2, iss. 1. P. 18-27. https://doi.org/10.29379/jedem.v2i1.14

References:

Brega, A. V. (2020) Politicheskii risk v usloviyakh setevizatsii sovremennogo obshchestva [Political Risk in a Networked Modern Society]. In: Politicheskie otnosheniya v epokhu tsifrovykh tekhnologii i setevogo obshchestva. Moscow, рр. 75-83 (in Russian).

Maklyuen, M. (2018) Galaktika Guttenberga [The Gutenberg Galaxy]. Moscow. 444 р. (in Russian).

Petrik, K. (2010) Deliberation and Collaboration in the Policy Process: A Web 2.0 Approach. JeDEM - eJournal of eDemocracy and Open Government. 2 (1), 18-27. Available from: doi:10.29379/jedem.v2i1.14.

Volodenkov, S. V. (2021) Internet Communications in the Global Space of Contemporary Political Governance: Towards the Digital Society. Moscow. 416 р. (in Russian).

Информация об авторе М.А. Ковшов - аспирант Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1039878.

Information about the author M.A. Kovshov - PhD student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1039878.

1 «Скромный, держится по-европейски»: что известно о новом главе VK Владимире Кириенко [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/448371-skromnyj-derzitsa-po-evropejski-cto-izvestno-o-novom-glave-vk-vladimire-kirienko (дата обращения: 27.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.