Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / цифровая культура / цифровая среда / цифровизация / технологии / технологические достижения / информационно-коммуникационные технологии / educational process / digital culture / digital environment / digitalization / technologies / technological achievements / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атюшкина Виктория Борисовна

В статье рассматриваются технологии формирования цифровой культуры бакалавра педагогического направления подготовки в вузе. Для повышения уровня цифровой культуры будущего педагога необходимо погружение в актуальные процессы цифровизации и в синхронное осмысление новой реальности. Описываются: парадигма под названием «Интернет вещей»; коллаборация и кооперация как актуальный диджитал-комплекс инструментов; облачные и туманные технологии; AI-технологии. Использование цифровых технологий способствует стабилизации ситуации переизбытка информации, а также обеспечивает сохранение общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL DIRECTION AT THE UNIVERSITY

The article examines technologies for the formation of a digital culture of the bachelor of the pedagogical direction at the university. To increase the level of digital culture of the future teacher, it is necessary to immerse him in the cur-rent processes of digitalization and in a synchronous understanding of the new reality. A paradigm called «Internet of Things»; collaboration and cooperation as a digital instrument complex; cloud and fog technologies; AI-technologies are described. The use of digital technologies helps to stabilize the situation of an overabundance of information, as well as ensures the preservation of universal values.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 008:004:316.612-057.875

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Атюшкина Виктория Борисовна,

аспирант

научный руководитель — К. И. Султанбаева, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, начального и специального образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматриваются технологии формирования цифровой культуры бакалавра педагогического направления подготовки в вузе. Для повышения уровня цифровой культуры будущего педагога необходимо погружение в актуальные процессы цифровизации и в синхронное осмысление новой реальности. Описываются: парадигма под названием «Интернет вещей»; коллаборация и кооперация как актуальный диджитал-комплекс инструментов; облачные и туманные технологии; AI-технологии. Использование цифровых технологий способствует стабилизации ситуации переизбытка информации, а также обеспечивает сохранение общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: образовательный процесс, цифровая культура, цифровая среда, цифровизация, технологии, технологические достижения, информационно-коммуникационные технологии.

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL DIRECTION AT THE UNIVERSITY

Atyushkina Victoria Borisovna,

postgraduate student

Scientific supervisor — K. I. Sultanbaeva, D. in Pedagogy, Associate professor, Professor of the Preschool, Primary and Special Education Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article examines technologies for the formation of a digital culture of the bachelor of the pedagogical direction at the university. To increase the level of digital culture of the future teacher, it is necessary to immerse him in the current processes of digitalization and in a synchronous understanding of the new reality. A paradigm called «Internet of Things»; collaboration and cooperation as a digital instrument complex; cloud and fog technologies; Al-technologies are described. The use of digital technologies helps to stabilize the situation of an overabundance of information, as well as ensures the preservation of universal values.

Key words: educational process, digital culture, digital environment, digitalization, technologies, technological achievements, information and communication technologies.

Одновременно с расширением цифровых возможностей происходит повышение требований к их автономной и креативной реализации, к уровню сформированности ценностей и мотивов современного пользователя. Модель цифровой культуры, включающая такие стержневые элементы, как грамотность, ответственность и ценность, должна быть воплощена в цифровом образовательном контенте,

мультимедийных интеракциях субъектов учебного процесса и, наконец, в достигнутых результатах расширения арсенала цифровых инструментов и навыков их применения.

Скорость обновления уже существующих технологий и возникновение новых в цифровой среде сегодня крайне высока: так, появляется пространство вызовов и угроз, связанное с запаздывающим осмыслением актуальной ре-

альности. Проблема несокращающейся дистанции между технологическими достижениями и их качественным внедрением в образовательный процесс была затронута во многих современных исследованиях (например, в работах Н. С. Крамаренко, А. Ю. Квашина, А. Ю. Уварова, О. Б. Акимовой и др.) и обуславливалась перманентным увеличением доли трафика (в частности, обучающего контента) при недостатках интеграции цифровых возможностей: территориальная, социальная, экономическая неравномерность. В аспекте педагогики подобная задержка оказывает принципиальное значение: цифровая культура должна приближать обучающегося к пониманию глубинных цифровых процессов, охватывать синхронную переменам адаптацию будущего профессионала. Формирование же цифровой культуры, таким образом, задействует не только глобальное распространение информационно-коммуникационных технологий [1, с. 38], но и ценностные трансформации, необходимые для их прозрачного, безопасного и эффективного использования.

В ситуации, когда информация ещё не может быть обнаружена в твёрдой форме знания, актуальным становится коллективный поиск ответов на сложные вопросы о границах циф-ровизации, о новой роли, которую предлагается сыграть человеку в условиях беспрецедентного развития искусственного интеллекта и самообучающихся машин. Обучающийся в этом ракурсе предстаёт полноправным участником диалога о цифровых технологиях и их значении в новой реальности (самостоятельность выбора ролевой модели). Именно целостность цифровой культуры позволяет предупредить риски информационного кризиса, киберфобию и опровергнуть существующий «деградационный» прогноз будущего образования.

Уровень сформированности цифровой культуры обучающегося должен определяться не столько овладением цифровыми навыками,

сколько понимаем вектора происходящих изменений, осознанием универсалий и ценности трансформаций. Итак, необходимым оказывается погружение в актуальные процессы циф-ровизации и в синхронное осмысление новой реальности. Одним из концептуальных оснований цифровой культуры выступает парадигма под названием «Интернет вещей» (IoT, Internet of Things): традиционное представление о коммуникации заменяется идеей о саморазвивающемся диалоге между устройствами (или технологиями), который в ближайшем будущем должен объединить все информационные потоки в одну инфраструктуру (концепция умной среды) [2, с. 132]. Так, роль коммуникатора отводится объекту, а за субъектом закрепляются функции удалённого контроля, регулирования и мониторинга коммуникации.

Интернет вещей (как технология и концепция) был осмыслен с позиции современного образования. Новая формула коммуникации отразилась в трансформации методов обучения, в инновациях исследовательского инструментария и в модернизации образовательной инфраструктуры [3, с. 29]. Участниками обучающего процесса становятся неодушевлённые «умные вещи» и даже «умные пространства», например смарт-классы, лаборатории и библиотеки, автоматизирующие действия студентов и преподавателей. Вместе с автоматизацией и перераспределением интеллектуальных нагрузок открывается возможность для бесконечного креативного производства. Подобная гиперсвязь между реальностью и виртуальностью многократно увеличивает продуктивность образовательных практик: учебный материал \ ресурс \ пространство - студент \ преподаватель. Перспективы перехода Интернета вещей в ранг самостоятельной дисциплины могут быть рассмотрены в качестве масштабирования интеллектуального взаимодействия обучающихся.

Значимой технологией формирования цифровой культуры представляется коллаборация и кооперация как актуальный диджитал-комплекс инструментов: горизонтальное и вертикальное объединение в группы для совместного достижения целей и решения специализированных задач [4, с. 2]. Такой режим интенсивного взаимодействия субъектов, взаимодополнения ресурсов и навыков подкрепляется общей устремлённостью электронной среды на совместность, тенденцией к коллективной самоорганизации (явление социальных сетей). Помимо очевидной коммуникативной ценности, данная технология определяется мо-тивационным значением: конкретика целей, коллегиальная поддержка, измеримый результат, открытость рефлексии. Обучающийся в обозначенной перспективе должен быть воспринят как актор разнообразных коммуникаций и пользователь множественных ресурсов, платформ и сервисов, т. е. многоструктурной кооперации.

Другими возможными компонентами инструментария цифровой культуры оказываются облачные и туманные технологии, возникающие как новые механизмы вычисления и названные по аналогии с природными явлениями [5]. В настоящий момент достаточно разработанной предстаёт такая форма организации сотрудничества обучающихся, как совместная работа над визуальными объектами и текстовыми документами. Ярким примером доказавшей свою эффективность технологии является онлайн-сервис Google Docs, позволяющий множеству пользователей совершать работу в одном креативном пространстве, вносить правки в готовые проекты-конструкторы и обмениваться идеями (по типу краудфандин-га). Вместе с совершенствованием систем кооперации возникает трудность определения личного вклада, проблема уникальности (объекта, процесса, субъекта). Одним из способов преодоления кризиса, который можно условно назвать «всё для всех», предстаёт технология

присваивания цифрового продукта (например, NFT-технология, выступающая средством продажи и приобретения крипто-объектов). Так, постепенно разрешается проблема обесценивания интеллектуального продукта, создаются новые способы реализации и продвижения студенческих проектов [5]. Стремительно и стихийно возникли в пространстве образовательных практик AI-технологии (artificial intelligence, AI). Современные AI способны самостоятельно продуцировать человеческую речь, создавать видео (Диктор Mail.ru), генерировать уникальные тексты в соответствии с заданными параметрами (Chat-GPT); выстраивать целые концептуальные миры с фото-, видео- и аудио- контентом (например, футурологическая нейросеть 2050. Earth); генерировать изображения по описанию (Crayon, RuDall-E и др.). Безграничные возможности использования искусственного интеллекта (нейросетей как формы AI) соседствуют с целым рядом угроз: риски кибербез-опасности, дезинформации, уничтожения ценности авторского продукта. Формирование цифровой культуры предстает единственным решением описанных проблем, закрепляющим методы «экологичного» использования AI-технологии: фактические знания об оптимальных способах работы с искусственным интеллектом, определение чётких границ влияния AI на образовательные результаты и самостоятельной роли обучающегося в их достижении [1, с. 151-152].

Описанные технологии и круг проблем, которые они производят, подтверждают острую необходимость осуществления цифровой рефлексии, нравственного программирования современного пользователя: демонстрация возможностей и реализация цифровых навыков должны сопровождаться постановкой фи-лософско-этических вопросов, совместными дискуссиями, анализом и интроспекцией. Кроме того, важно учитывать соотношение цифрового и материального в условиях сме-

шанной реальности. Использование цифровых технологий должно подчиняться конкретным образовательным целям, являться результатом ответственного выбора и соответствовать принципам равномерного объединения предметного и вовлекающего компонентов. Развитие цифровой культуры происходит на основе непосредственного поиска, отбора (критерий целесообразности) и применения каждого технологического новшества для последующей адаптации, творческого преобразования. Таким образом, следует перечислить те преимущества, которыми обладает ответственное использование цифровых технологий: оптимизация коммуникации, хранения и поиска образовательного контента; повышение ин-клюзивности обучения; расширение инструментов создания, управления, мониторинга, маршрутизации контента; опытный путь получения информации (learning by doing), конкретизация абстракций; обеспечение мотивации (геймификация и интенсификация образовательного процесса).

Проблема интеграции цифровых технологий в образование решается развитием цифровой культуры, целостности, отвечающей за этичное и прозрачное взаимодействие людей в цифровом пространстве и за его пределами. Формирование цифровой культуры, таким образом, должно соответствовать следующим принципам: ситуативность (погружение в ситуацию пользования цифровыми технологиями); контекстность (понимание причин и следствий, предпосылок и источников цифровиза-ции); причастность (вхождение в цифровые процессы, изменение цифровой реальности); событийность (участие в образовательном событии и его рефлексия); креативность (создание индивидуального или коллективного цифрового продукта). Цифровая культура способна упорядочить фрагментарное пространство, стабилизировать ситуацию переизбытка информации и обеспечить сохранение общечеловеческих ценностей.

Библиографический список

1. Елтунова И. Б., Нестеров А. С. Использование алгоритмов искусственного интеллекта в образовании // Современное педагогическое образование. 2021. № 11. С. 150-154.

2. Довгаль В. А., Довгаль Д. В. Интернет Вещей: концепция, приложения и задачи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2018. № 1 (212). С. 129-135.

3. Пак А. В. Интернет вещей в сфере образования: сущность, потенциальное влияние и ожидания пользователей разных стран // European research. 2018. № 1 (35). С. 19-30.

4. Фрайссин Ж. Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, коллаборативное обучение и педагогические инновации // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 4 (16). С. 1-17.

5. Машевская О. В. Цифровые технологии как основа цифровой трансформации современного общества // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2020. № 1. С. 37-44.

© Атюшкина В. Б., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.