Научная статья на тему 'АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ'

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / КОРОНАКРИЗИС / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / «ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА» / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / «ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ» / ГАРМОНИЧНАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ART MANAGEMENT / CORONAVIRUS CRISIS / CREATIVE ECONOMY / TECHNOLOGIES OF THE DIGITAL AGE / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / “DIGITAL CULTURE” / BLENDED LEARNING / “CREATIVE PEOPLE” / HARMONIOUS CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

Впервые арт-менеджмент как технология креативной экономики рассматривается в контексте вызовов/рисков цифровой эпохи. Использование эффективных технологий (SWOT-анализ, дизайн-мышление, SCRAM, бизнес-моделирование и другие) позволяет арт-менеджерам реализовывать одну из задач государственной культурной политики – формирование гармоничной созидательной личности. Интересен опыт участия кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры в проекте «Творческие люди» национального проекта «Культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE CHALLENGES OF THE DIGITAL AGE

For the first time, art management as a technology of the creative economy is considered in the context of the challenges risks of the digital age. The use of effective technologies (SWOT analysis, design thinking, SCRAM, business modeling, etc.) allows art managers to implement one of the tasks of the state cultural policy – the formation of a harmonious creative personality. The experience of participation of the Department of Social and Cultural Activity of the Moscow State Institute of Culture in the project "Creative People" of the national project "Culture" is interesting.

Текст научной работы на тему «АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ»



РТ-МЕНЕДЖМЕНТ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

УДК 304.44+004.738.5

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-119-126 Т. Н. Суминова

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Аннотация: Впервые арт-менеджмент как технология креативной экономики рассматривается в контексте вызовов/рисков цифровой эпохи. Использование эффективных технологий (SWOT-анализ, дизайн-мышление, SCRAM, бизнес-моделирование и другие) позволяет арт-менеджерам реализовывать одну из задач государственной культурной политики - формирование гармоничной созидательной личности. Интересен опыт участия кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры в проекте «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Ключевые слова: арт-менеджмент, коронакризис, креативная экономика, технологии цифровой эпохи, искусственный интеллект, «Цифровая культура», смешанное обучение, «Творческие люди», гармоничная созидательная личность.

Для цитирования: Суминова Т. Н. Арт-менеджмент в контексте вызовов цифровой эпохи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102). С. 119-126. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-4102-119-126

ART MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE CHALLENGES OF THE DIGITAL AGE

Tatyana N. Suminova

Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Abstract: For the first time, art management as a technology of the creative economy is considered in the context of the challenges risks of the digital age. The use of effective technologies (SWOT analysis, design thinking, SCRAM, business modeling, etc.) allows art managers to implement one of the tasks of the state cultural policy - the formation of a harmonious creative personality. The experience of participation of the Department of Social and Cultural Activity of the Moscow State Institute of Culture in the project "Creative People" of the national project "Culture" is interesting.

Keywords: art management, coronavirus crisis, creative economy, technologies of the digital age, artificial intelligence, "Digital culture", blended learning, "Creative people", harmonious creative personality.

For citation: Suminova T. N. Art management in the context of the challenges of the digital age. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 4 (102), pp. 119-126. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-119-126

СУМИНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры социально-

культурной деятельности Московского государственного института культуры SUMINOVA TATYANA NIKOLAEVNA - DPhil, Professor at the Department of Social and Cultural Activity, the Moscow State Institute of Culture

© Суминова Т. Н., 2021 119

Составляющие современного УИСЛ-мира (Н. Беннетт, Дж. Лемуан) - это информационное общество (Р.Ф. Абдеев, Д. Белл, М. Кастельс), цифровая революция, или «третья промышленная революция» (Дж. Риф-кин), или «четвёртая промышленная революция» (К. Шваб) и технологии таковой (К. Шваб, Н. Дэвис) - искусственный интеллект, робототехника, био- и нанотех-нологии, квантовые вычисления, 3Э-пе-чать, беспилотные транспортные средства, «Интернет вещей».

Данный технологический ландшафт «эпохи алгоритмов» (Х. Фрай) оказывает существенное влияние на посткапитализм (П. Мейсон), постпостмодернизм (А. В. Павлов), метамодернизм (Т. Вер-мюлен, Р. ван дер Аккер), проектный менеджмент в различных сферах деятельности, в том числе в сфере культуры и искусства.

В качестве результатов ряда «волн» пандемии коронавируса (К. Шваб, Т. Маллере, Г. А. Киссинджер, Ю. Н. Харрари) выступают эволюционные, трансформирующие реальность вызовы/риски, связанные с экономикой, геополитикой, социумом, экологией, цифровыми технологиями и т.д.

В условиях современной экономики с рыночной свободой (М. Вебер), креативной экономики впечатлений (Б. Джозеф Пайн II, Х. Джеймс Гилмор), экономики символических благ (П. Бурдье), экономики дара (М. Мосс, К. Леви-Стросс, М. Са-линс, Ж. Деррида, Л. Хайд), экономики счастья (Т. Шей, А. Б. Долгин), символической экономики/ экономики благосостояния (А. Б. Долгин), цифровой экономики (А. Ю. Макаров, А. А. Макаров) творческие деятели (художники, актёры, режиссёры, писатели, танцовщики и т.д.) как для самоактуализации, так и для развития карье-

ры нуждаются в грамотном и эффективном арт-менеджменте.

Арт-менеджмент - это 1) философия, технология и культура управления проектами в сфере культуры и искусства, 2) креативная практика социально-культурной деятельности, 3) малый и средний бизнес в отрасли, 4) творческое предпринимательство, 5) продюсирование, влияющее на динамику развития креативной экономики (Дж. Хокинс), культурных индустрий (Н. Гар-нем, Б. Мьеж, Дж. Урри, Д. Хезмондалш), креативного класса (Р. Флорида), креативных индустрий (Р. Кейвс, Е. В. Зеленцо-ва, Н. В. Гладких), креативности городов (Р. Флорида), культуры и бизнеса (Э. Мак-Илрой) и т.д. [7]

В условиях диджитализации для осознания арт-менеджерами ценной информации и принятия конкурентоспособных решений необходим эмоциональный (П. Са-ловей, Дж. Д. Майер, Д. Гоулман, К. Чер-мис, Д. Карузо) и социальный интеллект (П. Кинг) с позитивным настроем, талантами и творческими способностями, привлекающими внимание людей для осуществления грамотной коммуникации, умение управлять собственными эмоциями и избегать манипулирования, а также цифровая грамотность и знание алгоритмов цифрового маркетинга (Ф. Котлер, Х. Картаджайа, А. Сетиван).

В цифровой эпохе, которая генерирует спектр рисков современности и возможности для революционных и эволюционных изменений как своего рода «апокалипсиса» (Н. Берг, М. Найтс), арт-менеджеры в государственных учреждениях и коммерческих организациях активно используют диджитал-технологии со спектром преимуществ и переходят от цепочек создания добавленной стоимости к особым современ-

ным экосистемам. В таких организациях нового видения / нового поколения происходят процессы «погружения» в потребности/запросы реципиента, формирования вкусов и образа жизни такового и посредством технологии маркетинг-микс создаются востребованные на рынке уникальные арт-продукты.

Интерес представляет опыт ряда компаний - Google, Facebook, Spotify, Uber, Amazon, Netflix, Walmart, Fidelity, про-дакт-менеджмент которых для грамотных бизнес-решений и выстраивания новых концепций применял цифровые технологии, что позволило им за короткий период стать мировыми лидерами рынка.

Цифровые технологии активно используются в различных видах искусства, что создаёт особые средства выразительности, новые жанры, композицию экранного пространства, способствует проектированию.

Появление такого феномена современной массовой культуры, как потоковое видео, произвело своего рода революционный скачок в новых медиа, например, в HBO, Netflix и YouTube, что содействовало динамике развития управленческой, творческой составляющей и генерации уникального, ценного, полезного для потребителя контента.

Арт-бизнес, рынок искусства, аукционная торговля также активно используют цифровые технологии, приближая потребителя/покупателя/коллекционера к собственно произведению. Продажи аукционных домов и галерей в виртуальном мире существенно превышают «классические»/ офлайн-продажи. Среди популярных он-лайн-площадок назовём, например, Amazon Fine Art, Artspace, Artsy, Artland, Carre d'Artistes, Artmajeur, Artfinder, Singulart, Saatchi Art, Vernissage 365, Artlot 24, Oilyoil.

Искусственный интеллект - Articheck, Deepart, Obvious Art, интегрируется в деятельность галерей, сервисов для художников и для онлайн-маркетплейсов [10].

Для продвижения и продажи различной арт-продукции актуальны интернет-технологии коротких видео TikTok, который выступает как «фабрика внимания» (М. Бреннан), и Instagram, активно повлиявший на культуру, образование [1], коммуникации, бизнес в сфере культуры и искусства, а также выступающий как «линза» социума (С. Фрайер), трансформировавшая реальность.

Крупнейшая европейская IT-компания Spotify трансформировала музыкальную индустрию за незначительный период времени и с 2019 года стала первым в мире стриминговым сервисом.

В эпоху «цифролюции» (Ю. Стракович) с Интернетом, mp3, стримингами и другими диджитал-технологиями арт-менеджмент в музыкальном искусстве, как уникальной коммуникативной Вселенной звуков/смыслов/идей, также подвергся изменениям, которые отразились как на проектной деятельности музыкантов, так и на слушателях/реципиентах.

Для решения проблем арт-менеджмен-та, связанных с интеллектуальной собственностью, защитой авторского права и смежных прав, логично используется одна из цифровых технологий - блокчейн, способствующая беспроблемному осуществлению регистрации прав и легального доступа пользователей к интеллектуальной собственности, использованию «умных» контрактов и «прозрачности» процесса выплаты авторам вознаграждения.

Технологии искусственного интеллекта (чат-боты, системы персонализированных рекомендаций в кинотеатрах, голосовые по-

мощники, дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR) и другие) содействуют привлечению внимания аудитории, инвестиций, созданию высококачественного контента символической продукции, то есть произведений различных видов искусства.

Значимость искусственного интеллекта как одной из производных цифровых технологий для различных сфер деятельности, в том числе для управления проектами в сфере культуры и искусства/творческого предпринимательства/продю-сирования подтверждается разработкой Минэкономразвития РФ в целях реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» [9] Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утверждена Указом Президента РФ от 10 октября 2019 года № 490).

IT-технологии и IT-индустрии сгенерировали цифровую реальность, цифровой мир, в котором сбор и обработка огромных потоков и объёмов информации является сегодня как сильнейшим инструментом для прогрессивного развития, так и одновременно уникальным «оружием» (Б. Смит, К. Э. Браун) для человечества и сфер деятельности.

От обилия информации, влияния дид-житальных «примочек» мозг человека подвергается сверхнагрузкам, поскольку, согласно своей эволюции, «технологически» не готов к постоянному просмотру различных новостей, лент Facebook, Instagram, кинофильмов, динамичных компьютерных игр и становится «рассеянным» (А. Газза-ли, Л. Д. Розен). Человек под дофамином от смартфона и в цифровом образе бытия как «на цифровой игле» (А. Хансен) находится под постоянным стрессом и получает

спектр психосоматических, производственных, личностных проблем.

Распространение искусственного интеллекта способствует повышению уровня социального одиночества человека как биологического разумного существа. «Социальный мозг» программирует человека на офлайн-коммуникации с окружающей реальностью и с живыми существами, что является важной составляющей его психоэмоционального здоровья. Человеку как биологическому разумному существу необходимо отстаивать собственную автономность от искусственного интеллекта и создавать экосистемы для здорового образа жизни.

Коронакризис также оказал существенное влияние на человека, состояние различных сфер деятельности и, естественно, на активное привлечение, использование и масштабирование цифровых технологий/ сервисов. Пандемия, карантин, дистанционный режим работы и образования можно обозначить в качестве «трамплинов» для дальнейшего формирования и развития цифровой среды, конкурентоспособности арт-менеджмента, ещё большей вовлечённости различных слоёв населения в цифровое пространство/диджитал-реальность посредством активной медиасоциализации и трансформации качества жизни.

Это привело в том числе к активной реализации одной из составляющей национального проекта «Культура», а именно -Федерального проекта «Цифровая культура», предполагающего в контексте цифро-визации услуг и формирования информационного пространства сферы культуры получение гражданами колоссальных возможностей для самоактуализации и доступа к богатейшим культурным ценностям [3].

Пребывание в «эпохе серверов-сирен» (Дж. Ланье), с большими данными, свободным обменом информации, наравне с положительными «гранями», естественно, имеет и отрицательное воздействие, что находит проявление в угрозе персональной конфиденциальности, создании «одномерного человека» (Г. Маркузе), эмоционально угнетённого, теряющего собственный вкус, собственное мнение, интерес, свободу выбора и, вследствие этого, становящегося ведомым и неспособным к креативному мышлению и адекватному восприятию реальности. Этому нередко способствует и индустрия культуры (В. Беньямин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно), индустрия сознания (Г. М. Энценсбергер), приоритет массовой коммерческой культуры/«кокакульту-рализм» (Г. Л. Гейтс мл.), культура ноубрау и супермаркета (Дж. Сибрук) со спектром вариативной арт-продукции.

Арт-менеджеры, как уникальные отраслевые управленцы и «коммерсанты от искусства» (A&R-менеджер, агент, антрепренёр, дилер, директор, импресарио, куратор, продюсер, промоутер и т.д.), посредством профессиональной проектной деятельности и спектра эффективных технологий (SWOT-анализ, дизайн-мышление, SCRAM, бизнес-моделирование и другие) способствуют формированию «многомерного»/«м-ногогранного» человека - потребителя символической продукции, что отвечает реализации одной из задач государственной культурной политики - формированию гармонично развитой личности (ответственной, нравственной, творческой, самостоятельно мыслящей) [5].

О воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности отмечено в качестве одной из национальных целей развития России до 2030 года [4].

Сегодня важно формировать не столько гармоничную личность, или гармонично развитую личность, сколько «многомерную» гармоничную созидательную (или в переводе на английский язык - креативную) личность как актора креативной экономики и генератора гармоничного инте-гративного строя страны.

Гармоничная созидательная/креативная личность - это синергия энциклопе-дичности, профессионализма, информационной культуры, креативности, морального лидерства, духовной составляющей с «классическими» ценностями - Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония, и с возрождением Веры, Надежды, Любви и Софии как мудрости.

Данные идеи находятся в основе принятого и опубликованного «Кодекса гармоничной созидательной личности и общества гармоничного интегративного строя» [2] как результата проведения Федеральным Народным Советом Всероссийского семинара-совещания «Гармоничная созидательная личность: постановка вопроса» (28 апреля 2021 года, Москва).

В данном контексте интерес представляет «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [6], в частности, п. 32, в котором фиксируется значимость повышения уровня образования населения, воспитания гармонично развитого и социально ответственного гражданина, а также подпункт 5 п. 93, в котором обозначается актуальность развития в стране системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству.

В условиях пандемии коронавируса, содействующей «великой перезагрузке» [11],

подготовка арт-менеджеров стала осуществляться посредством качественно нового и адекватного для учащихся варианта обучения. Таковым является смешанное обучение (англ. Blended Learning), предполагающее синтез чередуемых во времени традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, предполагающего использование таких информационных технологий, как, например, видео, аудио, компьютерная графика, интерактивные элементы и т.п. Онлайн-формат предполагает просмотр вебинаров, лекций, уроков; обращение к текстам статей, электронных учебников; просмотр и изучение презентаций, видеоуроков на YouTube, в том числе в формате «говорящей головы»; знакомство с подкастами, списками «просмотрите/прослушайте/прочитайте» и т.д.

В условиях развития цифровых технологий смешанное обучение становится как частью «образа мира», так и «мировоззрением» преподавателя/наставника. Использование в профессиональной деятельности вариативных информационных технологий привносит позитивные качественно-количественные трансформации в мозг и психофизику преподавателя и учащегося, способствует формированию современных востребованных компетенций, hard и soft skills.

Цифровой формат в системе арт-обра-зования отличает ряд факторов: высокая стоимость обучения; отсутствие привязки ко времени; различная для каждого учащегося скорость усвоения материала; мульти-форматное обучение; практические задания; обязательно отрабатываемые знания на практике; личная заинтересованность учащихся; удобство системы. Вследствие этого структура смешанного обучения отличается системностью, последовательностью, наглядностью с эффектом присут-

ствия, точечностью, практичностью применения, непрерывностью, поддержкой с системой «вопрос-ответ», микролёнингом (англ. Microlearning), как, например, изучение модуля, разделённого на небольшие ку-сочки/«порции» знаний, и т.п.

При переходе на смешанное обучение для увеличения объёма обучения без роста бюджета за один год и развития у студентов - будущих арт-менеджеров, ряда важных для теоретической и практической деятельности компетенций (способность к комплексному решению проблем, критическое мышление, креативность, умение продуктивно взаимодействовать с коллегами эмоциональный интеллект, умение учиться на протяжении всей жизни, ответственность как способность отвечать за результаты собственных действий, умение принимать решения), например, в гуманитарных вузах для различных целей логично использовать ряд образовательных платформ. Так, например, для 1) создания качественных современных дистанционных курсов - Mirapolis LMS, iSpring Learn, АНТИТРЕНИНГИ, GetCourse, Etutorium; 2) проведения масштабных конференций -Flora LMS, Ё-Стади, Moodle, JustClick, Clickmeeting, MyOwnConference, но наиболее интересными с технической и экономической точек зрения представляются платформы MyOwnConference и Zoom; 3) организации активности при работе с группой использовала бы ТренингСпейс, но в большей степени - Miro.

Кафедра социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры с 2020 года активно участвует в реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Профессор-

ско-преподавательским составом кафедры разработаны и успешно реализуются на основе цифровой платформы Zoom несколько дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, связанных с рассмотрением в том числе проектного подхода и инновационных форм культурной деятельности, что осуществлено на примере креативных инду-стрий и арт-менеджмента в России.

Согласно проведённому анализу анкет слушателей программы повышения квалификации «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» (2020) [8], самым ценным и полезным для них стало, например, изучение многочисленной рекомендуемой литературы, в том числе публикаций спикеров; видеолекции и наглядные презентации; высокая информативность модулей; разработка личного проекта; перспективы профессиональной деятельности; и, естественно, освоение дистанционки!

В контексте обозначенных вызовов/ рисков цифровой эпохи арт-менеджмент как креативная практика современности подвергается кардинальным изменениям, связанным с «ломкой» стереотипов мышления, методов работы, что способствует выработке и реализации современных стратегий, трансформации структур и перестройке деятельности управленцев арт-индустрии для адекватного функционирования в новой реальности. Это позволяет на качественно новом уровне генерировать с использованием цифровых технологий маркетинговое коммуникативное информационное пространство матрицы Текста культуры, «нафаршированное» конкурентоспособными и эффективными проектами (выставка, аукцион, фильм, книга, спектакль и т.д.) с особой ценностно-смысловой «начинкой» для формирования «многомерного» счастливого реципиента - покупателя символической продукции.

Список литературы

1. Дробышева Е. Э. Образовательные стратегии эпохи креативности // Культура и образование :

научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2018. № 4. С. 5-12.

2. Кодекс гармоничной созидательной личности и общества гармоничного интегративного строя

[Электронный ресурс]. URL: https://kcms.timepad.ru/event/1619625/

3. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/about/

national-project/about-project/

4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития России до 2030 года»

от 21 июля 2020 г. № 474 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63728

5. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной

политики» от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70828330/

6. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля

2021 г. № 400 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/

7. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент как технология креативной экономики. Москва : Академический

проект, 2021. 279 с.

8. Суминова Т. Н. Итоги работы по проектам «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-

менеджмента в современной России» и «Организация работы и управление деятельностью парков культуры и отдыха» [Электронный ресурс] // Дистанционные модели дополнительного профессионального образования в сфере культуры : онлайн-дискуссия по итогам реализации программ Федерального проекта «Творческие люди»-2020 (30 ноября 2020, МГИК). URL: http://portal.mgik.org/mod/resource/view.php?id=76865

9. Федеральный проект «Искусственный интеллект» [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.

gov.ru/material/directions/tehnologicheskoe_razvitie/federalnyy_proekt_iskusstvennyy_intellekt/

10. Чурбанова Е. Куда продаться молодому художнику: 10 онлайн-аукционов для успешной

монетизации своего творчества [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/trade/64646-kuda-

prodatsya-molodomu-hudozhniku-10-onlayn-aukcionov-dlya-uspeshnoy-monetizacii-svoego-

tvorchestva

11. Шваб К., Маллере Т. COVID-19: Великая перезагрузка : перевод с английского [Электронный

ресурс]. URL: https://www.litlib.net/bk/135579/read

References

1. Drobysheva E. E. Education strategies of the era of creativity. Cultural and Education: Scientific Information

Journal for Universities of Culture and Arts. 2018, no. 4, pp. 5-12. (In Russ.)

2. Code of a harmonious creative personality and society of a harmonious integrative system. Available at:

https://kcms.timepad.ru/event/1619625/ (In Russ.)

3. National project "Culture". Available at: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/

(In Russ.)

4. Decree of the President of the Russian Federation "On the national development goals of Russia until 2030"

dated July 21, 2020, No. 474. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/63728 (In Russ.)

5. Decree of the President of the Russian Federation "On Approval of the Fundamentals of State Cultural Policy"

dated December 24, 2014, No. 808. Available at: https://base.garant.ru/70828330/ (In Russ.)

6. Decree of the President of the Russian Federation "On the National Security Strategy of the Russian

Federation" dated July 2, 2021, No. 400. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401325792/ (In Russ.)

7. Suminova T. N. Art management as a technology of the creative economy. Moscow, Publishing House

"Academic Project", 2021. 279 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Suminova T. N. Results of work on the projects "Innovative Development of Creative Industries and

Art Management in Modern Russia" and "Organization of Work and Management of Activities of Culture and Leisure Parks". In: Distance models of additional professional education in the field of culture: Online discussion on the results of the implementation of the programs of the Federal project "Creative People"-2020 (November 30, 2020, MSIC). Available at: http://portal.mgik.org/mod/resource/ view.php?id=76865 (In Russ.)

9. Federal project "Artificial Intelligence". Available at: https://www.economy.gov.ru/material/directions/

tehnologicheskoe_razvitie/federalnyy_proekt_iskusstvennyy_intellekt/ (In Russ.)

10. Churbanova E. Where to sell to a young artist: 10 online auctions for the successful monetization of his

work. Available at: https://vc.ru/trade/64646-kuda-prodatsya-molodomu-hudozhniku-10-onlayn-aukcionov-dlya-uspeshnoy-monetizacii-svoego-tvorchestva (In Russ.)

11. Schwab K., Mullere T. COVID-19: The Great Reboot. Available at: https://www.litlib.net/bk/135579/read

(In Russ.)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.