Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ЗАДАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ / STUDENTS WITH DISABILITIES / INDIVIDUAL TASKS / MULTI-LEVEL TASKS / TECHNOLOGY FOR FORMING INDIVIDUAL TASKS / COGNITIVE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крепс Тамара Владимировна, Нестеренко Лариса Геннадьевна

Индивидуальное задание рассматривается как средство обучения, направленное на взаимодействие с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивающее такие требования к образованию, как адаптированность, персонифицированность и вариативность учебного процесса. Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения обучающихся самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. Эффективность взаимодействия с обучающимся с ОВЗ значительно повышается при введении в практику заданий на многоуровневой основе. Таким образом, индивидуальные задания будут направлены на формирование у обучающегося универсальных учебных действий, которые обеспечат его способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Обязательными условиями в педагогическом процессе будут проектирование необходимых компенсаторных механизмов и средств обучения, а также накопление банка индивидуальных заданий и группирование их в зависимости от категории обучающихся с ОВЗ и их особенностей. В статье рассмотрены варианты создания индивидуальных заданий, а также технологии по конструированию индивидуальных заданий для обучающихся с ОВЗ. Технология разработки индивидуального задания для обучающихся с ОВЗ заключается в отборе типового задания и его последующего преобразования в многоуровневое. Этот процесс может осуществляться посредством расширения содержания, за счет разработки уровней сложности выполнения задания и учета специфики познавательного стиля. Таким образом, внедрение технологии многоуровневого индивидуального задания предполагает для каждого обучающегося достижение базового уровня знаний, в то же время его самореализацию на более высоком, продвинутом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крепс Тамара Владимировна, Нестеренко Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR CREATING INDIVIDUAL TASKS FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

An individual task can be an educational tool in pedagogy. It is aimed at interacting with students with disabilities. Individual tasks provide educational requirements, such as adaptation, personification and variability of the educational process. The use of teaching methods and techniques becomes relevant in the educational process. This forms the ability of students to independently acquire knowledge, collect the necessary information, put forward hypotheses, present evidence and draw conclusions and conclusions. The effectiveness of interaction with students with disabilities significantly increases when tasks are put into practice on a multi-level basis. Individual tasks are aimed at creating universal educational actions for the student. This forms the student’s ability to organize independent educational activities. Mandatory conditions in the pedagogical process will be the design of the necessary compensatory mechanisms and training tools, as well as the accumulation of the bank of individual tasks and grouping them on different grounds of individualization of students with disabilities. The article considers options for creating individual tasks, as well as technologies for designing individual tasks for students with disabilities. The technology of developing an individual task for students with disabilities consists in selecting a typical task and then converting it into a multi-level one. This process can be performed by extending the content. The introduction of multi-level individual task technology requires each student to achieve a basic level of knowledge, and at the same time, to realize themselves at a higher, advanced level.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

УДК 37.04 https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/41

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

©Крепс Т. В., ORCID: 0000-0002-7150-2046, канд. пед. наук, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия, tamara.nesterencko@yandex.ru ©НестеренкоЛ. Г., ORCID: 0000-0002-8133-789X, Специальная (коррекционная) школа №91 г. Краснодара, г. Краснодар, Россия, tamara.nesterencko@yandex.ru

TECHNOLOGIES FOR CREATING INDIVIDUAL TASKS FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

©Kreps Т., ORCID: 0000-0002-7150-2046, Ph.D., University of Physical Education, Sport and Tourism Krasnodar, Russia, tamara.nesterencko@yandex.ru ©Nesterenko L., ORCID: 0000-0002-8133-789X, Special (correctional) school no. 91, Krasnodar, Russia, larisa.nesterenko@yandex.ru

Аннотация. Индивидуальное задание рассматривается как средство обучения, направленное на взаимодействие с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивающее такие требования к образованию, как адаптированность, персонифицированность и вариативность учебного процесса. Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения обучающихся самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. Эффективность взаимодействия с обучающимся с ОВЗ значительно повышается при введении в практику заданий на многоуровневой основе. Таким образом, индивидуальные задания будут направлены на формирование у обучающегося универсальных учебных действий, которые обеспечат его способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Обязательными условиями в педагогическом процессе будут проектирование необходимых компенсаторных механизмов и средств обучения, а также накопление банка индивидуальных заданий и группирование их в зависимости от категории обучающихся с ОВЗ и их особенностей. В статье рассмотрены варианты создания индивидуальных заданий, а также технологии по конструированию индивидуальных заданий для обучающихся с ОВЗ. Технология разработки индивидуального задания для обучающихся с ОВЗ заключается в отборе типового задания и его последующего преобразования в многоуровневое. Этот процесс может осуществляться посредством расширения содержания, за счет разработки уровней сложности выполнения задания и учета специфики познавательного стиля. Таким образом, внедрение технологии многоуровневого индивидуального задания предполагает для каждого обучающегося достижение базового уровня знаний, в то же время его самореализацию на более высоком, продвинутом уровне.

Abstract. An individual task can be an educational tool in pedagogy. It is aimed at interacting with students with disabilities. Individual tasks provide educational requirements, such as adaptation, personification and variability of the educational process. The use of teaching methods and techniques becomes relevant in the educational process. This forms the ability of students to independently acquire knowledge, collect the necessary information, put forward hypotheses, present evidence and draw conclusions and conclusions. The effectiveness of interaction with

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

students with disabilities significantly increases when tasks are put into practice on a multi-level basis. Individual tasks are aimed at creating universal educational actions for the student. This forms the student's ability to organize independent educational activities. Mandatory conditions in the pedagogical process will be the design of the necessary compensatory mechanisms and training tools, as well as the accumulation of the bank of individual tasks and grouping them on different grounds of individualization of students with disabilities. The article considers options for creating individual tasks, as well as technologies for designing individual tasks for students with disabilities. The technology of developing an individual task for students with disabilities consists in selecting a typical task and then converting it into a multi-level one. This process can be performed by extending the content. The introduction of multi-level individual task technology requires each student to achieve a basic level of knowledge, and at the same time, to realize themselves at a higher, advanced level.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, индивидуальные задания, многоуровневость задания, технология формирования индивидуальных заданий, познавательный стиль.

Keywords: students with disabilities, individual tasks, multi-level tasks, technology for forming individual tasks, cognitive style.

В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) за счет создания специальных образовательных условий и их мониторинга, адаптированности образовательных программ. Обязательным условием является предоставление информации в доступной форме с помощью средств обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Одним из средств обучения для обучающихся с ОВЗ являются индивидуальные задания. Они обеспечивают дифференциацию обучения. По мнению Е. О. Бурачевской [1], Р. З. Закирьяровой [2], С. Н. Слизкой [3], Д. А. Хабибулина [4] и других процесс дифференциации обучения направлен на формирование у каждого обучающегося с ОВЗ умений и навыков с разными уровнями их развития.

Признаки индивидуального задания:

- адресность - для какого субъекта предполагается использовать подходящие задания;

- учет параметров личности обучающегося с ОВЗ;

- определение зон актуального развития обучающего с ОВЗ, что направлено на подбор заданий, позволяющих определить уровень его подготовки, также в дальнейшем развивать умения и навыки обучающегося с ОВЗ;

- обеспечение доступности освоения учебного материала обучающемуся с ОВЗ.

Учитываются формы предоставления учебного материала (аудиальная, визуальная,

письменная, устная), время выполнения задания, вариативность способа ответа обучающегося.

Важной характеристикой будет выступать многоуровневость заданий. В данном случае, многоуровневость — это свойство педагогических компонентов, отражающих свое состояние и роль в педагогической системе. При этом многоуровневыми будут выступать содержание обучения, требования к учебным достижениям обучающихся, задания.

Многоуровневость задания — признак дидактического элемента, свидетельствующий о характере выполняемой студентом учебно-познавательной деятельности по освоению

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

учебного материала, а также об объеме усвоенных знаний, сформированных умений и навыков.

Многоуровневые задания содержат условия и требования, характеризующие конкретный результат — выполнение задания.

В зависимости от структуры и формулировки выделяют три типа многоуровневых заданий в зависимости от уровня сложности.

Первый уровень сложности — овладение дидактическими единицами на уровне воспроизведения заданного эталонного содержания.

Второй уровень сложности — это способность обучающегося применять усвоенный учебный материал в измененных условиях для получения результата.

Третий уровень сложности подразумевает овладение усвоенного материала до степени его активного применения в более расширенном объеме, чем исходные данные эталонного образца.

В качестве задания используется единый блок информации, таким образом, к одному и тому же содержанию предлагается несколько требований разного уровня сложности (Рисунок 1)

Содержание задания

Условие задания Требования задания

I I Первый уровень сложности Третий Второй уровень сложности уровень сложности

Рисунок 1. Структура многоуровневого задания

На Рисунке 2 всем обучающимся предлагается в качестве заданий одинаковый вариант, однако, пути решения разные, в зависимости от уровня или пути решения.

Текст задания

I

Пути выполнения

^ I

1 путь 2 путь 3 путь

Рисунок 2. Схема многоуровневого задания

Для всех обучающихся предлагаются идентичные условия задания, но при этом обозначаются разные пути его выполнения, отражающие уровень сложности.

Первый путь развивает исполнительность, умение действовать в соответствии с инструкцией. Обучающемуся предлагается подробная инструкция по выполнению задания. Прописаны все действия и дан пошаговый алгоритм выполнения задания для получения эталонного ответа.

Второй путь активизирует активность и мышление обучающегося. Даются более подробные подсказки, например, вспомните, выведите, примените, запишите. Также дан краткий алгоритм действий, конкретизирующий выполнение задания.

Третий путь направлен на развитие мышления, инициативности и познавательной активности. Сообщаются только общие ориентиры деятельности: цель, алгоритмы,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

обобщенные правила. Самому обучающемуся нужно деятельность спроектировать и осуществить.

Также к базовому содержанию задания, при формулировании очередного требования отличающегося уровня сложности, можно добавлять часть нового содержания. Обычно, это задание с развивающимся содержанием, когда, только после того, как обучающийся выполнил задание первого уровня, он может перейти на следующий, используя в качестве условия полученные результаты.

Технологии формирования индивидуальных заданий для обучающихся с ОВЗ связаны с познавательным стилем. Это понятие основано на индивидуальных различиях в способах изучения реальности. Познавательный стиль — характеристика интеллектуальной деятельности личности, того, как человек воспринимает мир, как протекает процесс познания мира, его понимания, переработки и усвоения информации, поступающей из внешнего мира.

Через познавательный стиль реализуется индивидуальное содержание образования:

- компоненты, обеспечивающие формирование эмоционально-целостные отношения, которые важны в инклюзивном образовании, и являются воспитательным аспектом образовательного процесса;

- различный деятельностный инструментарий в зависимости от особенностей обучающегося с ОВЗ;

- многоуровневые задачи и упражнения;

- логика рефлексии учебной информации.

Таким образом, познавательный стиль направлен на учет психологических ресурсов обучающегося: особенности мышления и внимания, мотивация. На основании познавательно стиля определяются приемы и методы подачи индивидуальных заданий, направленные на усвоение обучающимися с ОВЗ учебной программы.

Индивидуальные задания способствуют организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам обучающегося с ОВЗ. Итог разработки индивидуальных заданий включает в себя адаптацию заданий для всех обучающихся, в том числе и для конкретных обучающихся с ОВЗ, за счет средств, методов и приемов, используемых в научно-исследовательской работе обучающегося в образовательном процессе.

Список литературы:

1. Бурачевская Е. О. Сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве вуза в условиях модернизации образования // Туризм и образование: исследования и проекты. 2017. С. 249-253.

2. Закирьярова Р. З. Адаптация рабочей программы для обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. 2017. №5 (15). С. 122-125.

3. Слизкая С. Н. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ // Педагогическое образование на Алтае. 2017. №1. С. 208-213.

4. Хабибулин Д. А., Гирин К. В., Постолов Д. П. Ценностные ориентации студентов с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-3. С. 384-389.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

References:

1. Burachevskaya, E. O. (2017). Soprovozhdenie obuchayushchikhsya s OVZ v obrazovatel'nom prostranstve vuza v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya. Turizm i obrazovanie: issledovaniya iproekty, 249-253. (in Russian).

2. Zakir'yarova, R. Z. (2017). Adaptatsiya rabochei programmy dlya obuchayushchikhsya s OVZ. Obrazovanie i vospitanie, (5 (15)). 122-125. (in Russian).

3. Slizkaya, S. N. (2017). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchayushchikhsya s OVZ. Pedagogicheskoe obrazovanie naAltae, (1). 208-213. (in Russian).

4. Khabibulin, D. A., Girin, K. V., & Postolov, D. P. (2020). Tsennostnye orientatsii studentov s OVZ, obuchayushchikhsya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, (66-3). 384-389. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 09.06.2020 г. 13.06.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Крепс Т. В., Нестеренко Л. Г. Технологии формирования индивидуальных заданий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №7. С. 331-335. https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/41

Cite as (APA):

Kreps, Т., & Nesterenko, L. (2020). Technologies for Creating Individual Tasks for Students With Disabilities. Bulletin of Science and Practice, 6(7), 331-335. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.