Научная статья на тему 'Технологии формирования и развития социального интеллекта обучающихся при изучении иностранного языка'

Технологии формирования и развития социального интеллекта обучающихся при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / SOCIAL INTELLIGENCE / TECHNOLOGIES OF FORMATION / FORMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Статья посвящена значимости социальных и коммуникационных способностей, умений, навыков и представлений, связанных с социальными взаимодействиями, которые необходимо развивать как в рамках института образования, так и вне его. В данном контексте особенно важным является формирование социального интеллекта, как фундаментально важного параметра для развития способностей к социальному взаимодействию, понимания социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE OF STUDENTS AT THE LEARNING OF FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the importance of social and communication abilities, skills and ideas related to social interactions that need to be developed both within and outside the Institute of education. In this context, the formation of social intelligence is particularly important as a fundamental parameter for the development of abilities for social interaction, understanding of the social sphere.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования и развития социального интеллекта обучающихся при изучении иностранного языка»

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена значимости социальных и коммуникационных способностей, умений, навыков и представлений, связанных с социальными взаимодействиями, которые необходимо развивать как в рамках института образования, так и вне его. В данном контексте особенно важным является формирование социального интеллекта, как фундаментально важного параметра для развития способностей к социальному взаимодействию, понимания социальной сферы.

Ключевые слова: социальный интеллект, технологии формирования, формы обучения иностранному языку, коммуникативные универсальные учебные действия.

Annotation. The article is devoted to the importance of social and communication abilities, skills and ideas related to social interactions that need to be developed both within and outside the Institute of education. In this context, the formation of social intelligence is particularly important as a fondamental parameter for the development of abilities for social interaction, understanding of the social sphere.

Keywords: social intelligence, technologies of formation, forms of foreign language teaching, communicative universal educational actions.

Введение. Социальный интеллект - понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений, важность и необходимость развития которых не вызывает сомнения у психологов и педагогов. До сих пор исследователи ведут научный поиск в целях выявления единой структуры социального интеллекта.

Применительно к преподаванию иностранных языков понятие «социальный интеллект» также представляет определенный интерес ввиду того, что многие его компоненты (эмпатия, мотивация достижения, саморегуляция, рефлексия) необходимы как для полноценного развития коммуникативной и эмоциональной сфер личности обучающегося, так и для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Говоря о необходимости развития совокупности способностей, качеств и умений, объединённых понятием «социальный интеллект», следует отметить, что эмоциональные умения и привычки, заложенные еще в детстве, станут определяющими на всю дальнейшую жизнь. Более того, умение управлять своей эмоциональной сферой оказывает благотворное влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка, в то время как отсутствие данных способностей может привести к алекситимии -закрепленному комплексу качеств, характеризующемуся затруднением в осознании и определении собственных эмоций [3].

Урок иностранного языка предоставляет определённые возможности развития социального интеллекта обучающихся. В контексте традиционной школы иностранный язык является одним из немногих предметов, в рамках которых возможно моделирование различных коммуникативных ситуаций, позволяющих ученикам представить себя вне школьных стен и отработать определённые модели поведения в различных ситуациях общения. Социальный интеллект является важной составляющей успешной коммуникации и может развиваться только в процессе коммуникации, моделируемой на уроках иностранного языка.

Кроме того, многие специалисты в области лингводидактики считают, что обучение иностранному языку, особенно в раннем возрасте, оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка и, в частности, его эмоциональной сферы. В свою очередь, подключение эмоциональной сферы ребенка в процесс изучения иностранного языка способствует более успешному его усвоению. Эмоциональная сфера, наравне с интеллектуальной, играет важнейшую роль в формировании языковых навыков и речевых умений на родном и иностранном языке в дошкольном и младшем школьном возрасте. Опережающее развитие эмоциональной сферы детей улучшает качество обучения иностранному языку в раннем возрасте.

Что касается возможных подходов к развитию социального интеллекта младших школьников, можно сказать, что выбор подхода зависит от того, что является первичным для преподавателя и ученика: если основной целью является формирование и развитие социального интеллекта ребенка, тогда ведется развитие социальных и коммуникативных способностей, знаний и умений напрямую. В российских условиях такие программы возможно реализовать на занятиях с детскими психологами или в школах эстетического воспитания, используя значительный накопленный опыт зарубежных коллег.

Важнейшим механизмом развития социального интеллекта младших школьников на уроках иностранного языка, является его развитие в русле формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УДД).

Изложение основного материала статьи. Навык говорения на неродном языке, не формируется самостоятельно. Для овладения такими умениями нужна систематическая работа по формированию коммуникативных УУД, которая так же способствует быстрому развитию социального интеллекта, поскольку формируется среда, идеально подходящая для этих целей - большое число коммуникаций как на родном, так и на иностранном языке, высокая мотивация обучающихся.

Модель формирования социального интеллекта включает в себя следующие блоки: целевой, организационный, содержательный и оценочный.

Целевой блок подразумевает формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка младших школьников.

Организационно-деятельностный блок четко структурирует работу педагога и учеников по этапам формирования УУД [4]:

• этап - готовность к проявлению умений;

• этап - владение знанием содержания;

• этап - опыт проявления умений и рефлексия.

Содержательный блок включает в себя структурные компоненты коммуникативных УУД, которые определяют уровни владения языка: чтение, письмо, говорение.

Результативно-оценочный блок представлен критериями уровня сформированности коммуникативных УУД (монолог, диалог, аудирование, лексика-грамматика, чтение, письмо), позволяющими отследить эффективность формирования коммуникативных УУД.

В процессе обучения иностранному языку коммуникативные УУД трактуются подобно их пониманию в общей педагогике, хотя их содержание имеет некоторые особенности:

1) составление плана сотрудничества со сверстниками и с педагогом в процессе;

2) проявление инициативы в процессе сотрудничества, например, в поиске нужной информации;

3) разрешение конфликтов, предложение альтернативных способов разрешения спорной ситуации, умение принимать решение и реализовывать его;

4) управление поведением собеседника — коррекция, оценка его действий;

5) умение достаточно полно и точно выражать собственные мысли придерживаясь поставленной задачи общения; грамотное использование простейшего монолога и диалога на изучаемом языке.

В процессе нашей исследовательской работы мы анализировали сформированность коммуникативных УУД на уроках английского языка у младших школьников посредством использования форм работы, которые используются при изучении английского языка:

1. Совместное планирование учебного сотрудничества учителем и учениками: постановка цели, задач субъектов коммуникации, поиск способов взаимодействия. Примером такой формы работы может выступать следующее задание: школьники должны принять участие в спортивных соревнованиях. Ученику требуется взять интервью у нескольких одноклассников и выяснить, какими видами спорта они увлекаются. Затем необходимо убедить учителя физкультуры взять их в команду.

2. Инициативное сотрудничество. На более подходящем этапе занятия с целью подготовки рабочей обстановки можно использовать игру «Ювелир». При этом ребята должны по цепочке задавать друг другу вопросы на заданную тему. Можно усложнить данное задание, используя упражнения на построение вопроса по схеме, составление вопросов, расставляя слова в верном порядке, составление вопросов к заведомо известным ответам. Младшим школьникам полезно выполнение следующих заданий: нужно догадаться, что загадал учитель, например животное или цвет; нужно убедиться, что все твои одноклассники умеют читать и похвалить их за это; нужно помочь животным найти свой дом (лес, ферма, зоопарк).

3. Разрешение конфликтов. Примером данной формы работы может служить следующее упражнение: зайчонок Флиппочень рассеян, ему необходимо помочь собрать школьный портфель. Ученику следует назвать те школьные принадлежности, которые у него есть, используя образец.

4. Управление поведением партнера помогает сформировать работа в парах и небольших группах. Школьники учатся строить дискуссию на иностранном языке, внося при этом собственные дополнения, рекомендации. Уже в начальном звене ребята способны исправлять ошибки в работах одноклассников. Учитель на уроке должен воспитывать умение терпеливо слушать собеседника. К примеру, пара учеников составляет диалог «В зоопарке», после чего одноклассники дают оценку их работе: все ли было понятно в речи, указывают на допущенные ошибки в грамматике и произношении. Очень полезным является момент самостоятельной установки учениками правил парной и групповой работы. Роль учителя сводится к созданию ситуации успеха для работающей пары.

5. Работа в монологе и диалоге. Для формирования умения строить монологические высказывания используются такие упражнения, как пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, построение предложений по данному образцу, рассказ о себе или о своем друге по картинкам.

6. Умение аргументировать свою точку зрения так же формируется с помощью ряда упражнений: убеди директора принять тебя в школу; составь рассказ о своем хобби; убеди маму приобрести хомячка; расскажи о своем питомце. Чтобы дети овладели диалоговой формой общения, целесообразно применять на уроках ролевые игры: «Журналист», «В продуктовом магазине».

В методике обучения монологической английской речи в рамках школьной программы выделяются следующие разновидности монолога: порицание; похвала; приветственная речь; характеристика; лекция; оправдательная или обвинительная речь; рассказ; описание.

Каждый из монологов должен характеризоваться: целенаправленностью; выразительностью; логичностью; непрерывностью; смысловой законченностью; самостоятельностью.

Основная монологическая характеристика - это его целенаправленность, т.к. перед произнесением монолога ученик осознает, для чего он его произносит. Смысл монолога существует только при наличии цели, необходимости в нем. Для этого учитель искусственно на уроке создает такую ситуацию, в которой монолог становится востребованным.

На уроках иностранного языка в первую очередь формируются речевые умения школьников: иностранный язык учит школьников правильно использовать клише (устойчивые выражения), формулировать классические вопросы и ответы на них, доказывать верность и неверность утверждений, обосновывать этапы построения монолога и диалога.

Учитель должен создавать на занятиях условия успешного формирования более высокого уровня коммуникативных УУД. Для этого можно грамотно использовать разнообразные формы уроков, мотивируя учеников к общению на иностранном языке. Очень выгодной формой урока является игра. Данная форма удовлетворяет возрастным требованиям младших школьников, вносит неповторимое разнообразие в учебную работу, и побуждает школьников к естественному общению.

Урок-игра английского языка может быть:

1) языковой (фонетические игры, игры с буквами, лексические, грамматические);

2) речевой (игры, способствующие обучению чтению, говорению, аудированию, письму).

Игры подбираются с учетом программного материала, используемого в конкретном учебном заведении. Изучение иностранного языка в начальной школе обязательно должно включать игровые элементы. Обучать, играя не сложно, но необходима тщательная подготовка к занятиям со стороны учителя. Игры на уроках английского языка нельзя считать массовым развлечением, они являются основным способом решения ряда образовательных задач.

Методика проведения обучающих игр предполагает наличие у учеников мотива, цели и предполагаемого результата. Включаясь в игру, ученики проявляют естественное желание разговаривать на иностранном языке. Типы игр для младших школьников: лексические; фонетические; грамматические.

Именно при изучении иностранного языка актуальной является игра - путешествие в страну, в которой разговаривают на изучаемом языке. Такая форма игры способна эмоционально воздействовать на младших школьников, актуализировать опорные знания, облегчить усвоение речевых навыков, научить настаивать на своей точке зрения, аргументировать ее, научить подтверждению аргументов фактами. Для игры-путешествия очень важны наглядные средства обучения: тематические картинки, плакаты, открытки, игрушки, книжки, рисунки детей - все это затрагивает эмоции учащихся.

Полезной для формирования коммуникативных УУД оказывается и ролевая игра, объединяющая речевую, игровую и учебную деятельность одновременно. Ученики, естественно, воспринимают ролевую обучающую игру как обычное развлечение в процессе которого они примеряют на себя некоторые роли.

Сущность ролевой игры - её учебная цель завуалирована для младших школьников, поэтому характер ролевой обучающей игры ими зачастую не осознается. Применяя на уроках ролевую игру, учитель обучает школьников общению в диалоге. Для того, чтобы роли становились средствами обучения, они должна отвечать целому ряду требований, которые учитывают учебную задачу, индивидуальную особенность каждого ученика, потребность каждого учащегося.

С целью повышения эмоциональности диалога, ученикам выдаются готовыми клише - стандартные выражения на английском языке, которые выражают восхищение, удивление, интерес, недоумение. Эмоции являются важной частью человеческого мышления, и необходимые действия выполняются на основе человеческих чувств. Школьникам необходимо научиться эмоционально окрашивать свою речь, использовать различные интонации в произношении иностранных фраз.

Для повышения уровня коммуникативных УУД у младших школьников педагогу следует разнообразить используемые технологии обучения, отдавая предпочтение инновационным:

1. Интерактивное обучение. Технология позволяет полностью погрузить ученика в обучающую среду, английский язык буквально окружает ребенка, и у него не остается выбора, кроме как самому подстраиваться под окружающую среду и говорить на английском языке. Чаще всего на уроках английского языка используются следующие формы интерактивного обучения [2]:

1) дидактические игры (иллюстративные, игры-метафоры);

2) пользование общественными ресурсами;

3) общественные проекты и внешкольные мероприятия;

4) игры с разделением ролей;

5) нестандартные уроки: урок открытых мыслей, урок-турнир и другие.

2. Информационно-коммуникационное обучение. Эффективное и разумное в своем количестве внедрение ИКТ в процесс обучения английскому языку младших школьников позволяет учителю разнообразить работу над совершенствованием навыков иностранной устной и письменной речи у школьников, тем самым мотивируя их к обучению. Опираясь на зрительное восприятие детей, которое характерно для младших школьников, перечисленные задания следует представлять детям с помощью презентации.

3. Проблемное обучение. Проблемное обучение на уроках английского языка практически значимо для формирования личности младшего школьника. Проблемное обучение стимулирует интерес учеников, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранного языка. Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.

4. Метод проектов. В рамках реализации ФГОС НОО стал востребованным проектный метод обучения во всех областях знаний, в том числе и при обучении английскому языку. Приведем примеры заданий, которые способствуют формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС [1]:

1) упражнения на логические заполнения пропусков;

2) составление сюжетного рассказа по предложенным картинкам;

3) нахождение ошибок в тексте;

4) составление текста из предложенных предложений;

5) выстраивание цепочек из слов или предложений с целью получения смысла;

6) разработка мини-проектов творческого характера;

7) заполнение анкеты.

Выводы. Совместная деятельность учащегося и учителя в образовательном процессе проявляется как индивидуальный вклад каждого в работу, взаимообмен идеями, научными знаниями, интересными приемами в работе над достижением запланированного результата. Совместная деятельность будет успешной только при условии наличия доброжелательной атмосферы и поддержки друг друга, это позволит школьнику не только получить для себя интересную информацию, но и развить собственные коммуникативные способности: научиться вслушиваться в речь собеседника, давать оценку различным точкам зрения, принимать участие в дискуссиях, научиться принимать правильное решение.

Формирование коммуникативных УУД становится все более приоритетным в преподавании английского языка в школе, поэтому обязательно находит отражение в современных учебно-методических комплектах, ярким примером которых является «SPOTLIGHT».

ФГОС НОО предоставляет учителям-предметникам простор для творчества на внеурочной деятельности, поэтому внеурочные часы в начальной школе можно использовать для формирования коммуникативных УУД. Внеклассные мероприятия по английскому языку можно провести в оригинальной, незабываемой, развлекательно-познавательной форме. Можно установить традиционные внеклассные мероприятия, вызывающие интерес у обучающихся, тогда, они не только поспособствуют развитию основных видов речи, детской памяти, ассоциативного мышления, но и сформирует творческую инициативу и навык общения в коллективе. Необычные задания, составленные на иностранном языке по ходу игр и

конкурсов, способствуют прочному запоминанию грамматики, пополнению запаса лексики, развитию диалогической и монологической речи.

Литература:

1. Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР., 2009. - 448 с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 709 с.

3. Сиротова А.А. Применение базовых лингводидактических приемов в предметно-языковом интегрированном обучении / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч. 1. - 414 с. - С. 279-282.

4. Сиротова А.А. Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыкового ВУЗа на основе предметно-языковой интеграции // Профессионализм учителя как условие качества образования: сборник научных трудов IV международного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISAAT: Часть 2. - Казань: Отечество, 2018. - 322 с. - С. 209-214.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В эпоху информационно-коммуникационных технологий появляется проблема формирования информационной грамотности обучающихся, ввиду этого тьюторское сопровождение школьников является особо актуальной в современном информационно - образовательном пространстве школы. Сформированный набор умений информационной грамотности, такие как: поиск; интеграция; управление; оценка; создание; передача информации у обучающегося - это необходимые знания и умения для современного молодого человека, которые пригодятся ему не только в школьный период обучения, но и в его повседневной жизни. Выпускник образовательной организации, не имея определенных умений по работе с информацией, будет не адаптирован в современном информационном социуме. Именно это говорит об актуальности представленной статьи.

Ключевые слова: наставничество, тьюторское сопровождение, информационная грамотность, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Annotation. In the era of information and communication technologies there is a problem of formation of information literacy of students, because of this tutor support of students is particularly relevant in the modern information and educational space of the school. Formed a set of skills of information literacy, such as: search; integration; management; assessment; creation; transfer of information from the student - is the necessary knowledge and skills for the modern young man, which will be useful not only in the school period, but also in his daily life. A graduate of an educational organization, not having certain skills to work with information, will not be adapted to the modern information society. This indicates the relevance of the article.

Keywords: mentoring, tutor support, information literacy, research activity, project activity.

Введение. Одной из задач национального проекта «0бразование»-2025, принятого правительством РФ в начале сентября 2018 года, является разработка методологии сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся.

Что же означает наставничество? Наставничество - это процесс передачи знаний и умений; особая форма преемственности поколений. Наставничество в школе может осуществляться, например, в научно-исследовательской работе школьника, когда более опытные люди консультируют их по возникающим вопросам.

Изложение основного материала статьи. Понятие наставничество появилось в России в середине XVIII века и рассматривалось как «физическое взращивание» подопечного, но не развитие его духовно-нравственных качеств. В этот период роль наставников отводилась дядькам, няням и боннам. Позже появились домашние наставники или воспитатели, которые отвечали не только за «физическое взращивание», но и за воспитание духовно-нравственной личности, а также за развитие индивидуальной образовательной траектории ребёнка.

Сегодня тьторство и наставничество сопоставимы по некоторым функциональным направлениям, таким как: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, построение индивидуальных образовательных маршрутов и их реализация, индивидуальный подход к каждому подопечному.

Тьюторское сопровождение - это феномен в педагогике, который рассматривается, как педагогическая деятельность, направленная на индивидуализацию образовательного процесса обучающегося [1, с. 5; 4, с. 334]. Тьюторское сопровождение организовывается поэтапно. Первый этап - диагностический; второй этап - проектировочный, третий этап - реализационный; четвертый этап - аналитический [3, c. 82].

Тьюторское сопровождение для формирования информационной грамотности обучающихся организовывается в несколько этапов:

1. Диагностический этап. На данном этапе педагог предлагает обучающемуся пройти диагностику и выявить уровень сформированности информационной грамотности. «На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению обучающегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество» [5, с. 85].

2. Проектировочный этап. Составление плана для достижения результата-повышение уровня информационной грамотности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.