Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

446
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этапы аудирования / трудности восприятия иноязычной речи / упражнения / аудиоматериал / stages of listening / difficulties of perception of foreign language speech / exercises / audio materiа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газималикова Сабина Алиевна, Алиев Закир Гапизович

Статья посвящена вопросам формирования аудитивных навыков на средней ступени обучения иностранному языку, ведь именно на данном этапе складываются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку. В статье подчеркивается, что использование аудиоматериалов помогает лучше понимать высказывания на языке другого народа, в частности – на английском языке, а также рассматриваются этапы аудирования и трудности при восприятии речи на слух.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газималикова Сабина Алиевна, Алиев Закир Гапизович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING LISTENING SKILLS AT THE SECONDARY LEVEL OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article is devoted to the formation of listening skills at the secondary stage of foreign language teaching, because it is at this stage that the basics of speech skills and abilities are formed, which makes the use of listening the most effective both as a goal and as a means in teaching a foreign language. The article emphasizes that the use of audio materials helps to better understand statements in the language of another people, in particular-in English, and also examines the stages of listening and difficulties in listening to speech.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 1751

Газималикова Сабина Алиевна Gazimalikova Sabina Alievna

Студент Student

Алиев Закир Гапизович Aliev Zakir Gapizovich

Старший преподаватель Senior lecturer

Дагестанский государственный университет Dagestan State University

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА

СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING LISTENING SKILLS AT THE SECONDARY LEVEL OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования аудитивных навыков на средней ступени обучения иностранному языку, ведь именно на данном этапе складываются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку. В статье подчеркивается, что использование аудиоматериалов помогает лучше понимать высказывания на языке другого народа, в частности - на английском языке, а также рассматриваются этапы аудирования и трудности при восприятии речи на слух.

Abstract. The article is devoted to the formation of listening skills at the secondary stage of foreign language teaching, because it is at this stage that the basics of speech skills and abilities are formed, which makes the use of listening the most effective both as a goal and as a means in teaching a foreign language. The article emphasizes that the use of audio materials helps to better understand statements in the language of another people, in particular-in English, and also examines the stages of listening and difficulties in listening to speech.

Ключевые слова, этапы аудирования, трудности восприятия иноязычной речи, упражнения, аудиоматериал.

Keywords: stages of listening, difficulties of perception of foreign language speech, exercises, audio materiа.

Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков придавалось большое значение, так как восприятие иноязычной речи на слух -процесс сложный, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя - последовательной подготовки к развитию этого вида речевой деятельности. Поэтому необходима методически правильная организация процесса обучения аудированию, а значит перед методикой обучения иностранным языкам стоит задача правильно организовать и спланировать данный процесс, чтобы уровень сформированности аудитивных навыков учащихся отвечал запросам современного общества.

Аудирование - это рецептивный вид речевой деятельности (ВРД), который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух и как самостоятельный ВРД имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Это сложное умение (ВРД), которое невозможно автоматизировать полностью, а

VI Международная научно-практическая конференция

лишь частично - на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций. Внешне это невыраженный процесс, поэтому в течение длительного времени в истории развития методики аудирование не рассматривали как самостоятельный ВРД, а считали пассивным процессом и «побочным продуктом говорения». [1, с.161].

Для того чтобы облегчить жизнь ученику, работу с аудированием принято делить на 3 этапа:

Pre-listening Stage - заключается в том, чтобы помочь ученикам с аудиофрагментом, который им предстоит услышать, важно их настроить на правильную тему, помочь им с лексикой, выказать предсказания о предстоящем прослушивании.

While-listening Stage - непосредственная работа с аудиозаписью. Здесь должно быть минимум два прослушивания аудиофрагмента с разными целями. Слушаем мы в реальной жизни с разными целями. Работая с аудированием на уроке, наша цель научить студентов слушать с разными целями на английском языке.

Post-Listening Stage. - заключается в том, чтобы вывести в речь и обсудить все вопросы, касающиеся аудиофрагмента. Как правило это задание на говорение - обсуждение темы аудирования, выражение мнений, role-play по примеру аудирования. На этом этапе можно поработать со скриптом, разобрать больше лексики, а также использовать части скрипта для презентации нового грамматического материала. Данный этап очень важен для того, чтобы дать ученикам шанс закрепить выученное через аудирование в речи. Как правило, это тренировка в речи новой лексики и грамматики из аудиофрагмента, а также обучение выражению мнения по теме с использованием target language. [Сладковская, URL;https://skyteach.ru/2017/03/22/audirovanie/].

Восприятие иноязычной речи на слух связано с рядом трудностей, среди них можно выделить следующие группы:

- Трудности, связанные с содержанием аудиотекста.

- Трудности, вызванные структурной организацией аудиотекста.

- Трудности языковой формы аудиотекста.

- Трудности, связанные с условиями восприятия аудиотекста. [3, с.185-

187].

- Трудность предъявляемых для выполнения упражнений должна быть оптимальной для каждой конкретной группы. Таким образом, реализуется принцип доступности и посильности. Необходимо учитывать исходный языковой уровень группы. Задание не должно быть слишком лёгким, иначе ученики потеряют интерес, и, в то же время, его выполнение должно представлять определенную сложность для того, чтобы развить навыки аудирования. Желательно подбирать аутентичные материалы для заданий. Оригинальные тексты позволяют изучить современный язык, выучить актуальные выражения и новые слова, повысить уровень социолингвистической и социокультурной компетентности. [5, с.15-18].

Приведем пример работы над англоязычным аудиоматериалом. Текст для аудирования:

C: Could you please introduce yourself?

T: My name is Mr. Thomson. I'm a tourist from London.

C: Could you answer some of our questions, please?

T: Yes, of course. What would you like to know?

C: What part of London do you live in?

T: At the moment I live not far from the centre of London. I live in the area called Bloomsbury.

C: Do you like it there?

T: Yes, I do. It's a very nice area. It's very close to a beautiful park, Regent's

Park.

Предтекстовый этап. Подготовка к тематике текста: Урок начинается с беседы учителя по теме диалога. Подготовка понимания языкового материала (лексического).

1) Вставьте нужный предлог: I'm a tourist ... London. What part of London do you live .? ... the moment I live not far ... the centre ... London. It's very close ... a beautiful park, Regent's Park. 2) Трудные для понимания слова записываются на доске: Area, Bloomsbury, Regent's Park.

Текстовый этап. Перед первичным прослушиванием текста, сообщается целевая установка на извлечение конкретной информации из текста (кто? что? где? когда?). Учитель обращает внимание детей на следующие вопросы: - Who is a tourist from London?

- Where does he live at the moment?

- Is it far or near the center of London?

- Does she like the area there?

Ученики читают и переводят вопросы. Decide which title is the best for the dialogue: - Tourist from London - Mr. Philpott speaking - Regent's Park. После проверки понимания вопросов включается запись. Затем, после первичного прослушивания, ученики кратко отвечают на поставленные вопросы.

Послетекстовый этап. Перед вторичным прослушиванием целевые установки детализируют информацию (почему? какой? сколько? и т.п.). - How many questions did the correspondent ask?

- What's the name of the London area?

- Why does Mr. Philpott like to live there?

Ученики читают и отвечают на вопросы. Далее дети работают у доски. Дополняют недостающую информацию. - My name is Mr Philpott. I'm a ... from London.

- Could you answer ... of our questions, please?

- I live not far from ... . I live in the area called ... . It's very close to. .

Учитель просит восстановить недостающие реплики:

C: Could you please introduce yourself? T: .

C: Could you answer some of our questions, please? T: ...

C: What part of London do you live in? T: ...

C: Do you like it there? T: .

Задания для развития навыков аудирования различны на разных этапах обучения. Они зависят от поставленных учителем учебных задач и усложняются

VI Международная научно-практическая конференция

по мере усложнения изучаемого материала. Для того чтобы данный вид обучения был интересен учащимся или не наскучил им, учителю необходимо максимально разнообразить как задания для аудирования, так и виды контроля понимания.

Эффективность использования аудиоматериала при обучении слушанию зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура аудиозанятия, как согласованы учебные возможности видеоматериала с задачами обучения.

Библиографический список:

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. / Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез. 2-е издание, испр.- М.: Издательский центр «Академия»,2005.

2. Сладковская А.А. Зэтапа работы с аудированием, 2017 [Элестронный ресурс] - URL: https://skyteach.ru/2017/03/22/audirovanie/].

3. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования/ А.Н.Щукин, Г.М. Фролова.- 2-е издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.

4. Елухина Н.В. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1987.

5. Борисова Р. Г. Инсценировки и игры на внеклассных занятиях и уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1996. - No 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.