Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ETHNO CULTURAL EDUCATION / ETHNIC CULTURE / VALUES / ETHNO CULTURAL COMPETENCE / ACTIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошина Н. Г.

Рассматривается проблема усиления этнокультурной направленности образования на основе трансляции и интериоризации обучающимися ценностей народной культуры. Автор обосновывает актуальность статьи процессами глобализации, которые ведут к кризису этнической идентичности и порождают необходимость ее укрепления посредством творческого освоения культуры, становления национального самосознания. Рассматривается понятие этнокультурного образования как системы приобщения детей и молодежи к культурному наследию своего народа с целью развития этнокультурной идентичности, а также представлены некоторые модели этноориентированного образования. Среди них модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры, рассматривающая путь развития культуры в системе координат пространственной горизонтали и временной вертикали; модель этноконнотированного образования, обеспечивающая организацию этнокультурологического поля как сквозной темы; модель этнофункционального образования, основой которой является этнофункциональная парадигма как целостная система, объединяющая субъект и среду. В статье уделяется внимание периодам этнокультурного образования личности и обосновывается необходимость его интенсификации в высшей школе, так как именно этот возрастной этап является основным в процессе формирования этнического самосознания. Автором приведены данные проведенной диагностики студентов по выявлению уровня их этнокультурной подготовки (компетентности). Комментируя полученные результаты, автор пытается выявить причины низкого уровня сформированности этнокультурной компетенции в области эмоционального и поведенческого компонентов. Автор полагает, что это объясняется тем фактом, что знания в области этнокультуры, полученные на первых этапах этнокультурного образования, не были внутренне восприняты обучающимися и, как следствие, не были актуализированы в личностных характеристиках. В качестве одной из мер по повышению уровня этнокультурной компетентности студентов автор предлагает более широко применять активизирующие технологии в процессе реализации этнолингвистического сопровождения учебной дисциплины «Разговорный английский язык». В статье приводятся конкретные примеры использования таких технологий, как вдумчивое чтение, драматизация, решение проблемных ситуаций, сократический диалог, позиционное обучение, метод экспрессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егошина Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE STUDIES IN HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the problem of intensification of ethno-cultural orientation of education on the bases of representation and exteriorization of values of ethnic culture by students. The author grounds the relevance of the article by the globalization processes that lead to the crisis of ethnic identification and give rise to the necessity of its strengthening by means of creative culture assimilation and formation of national self conciseness. The article thoroughly studies the notion of ethno-cultural education as a system of young people's inclusion into the cultural heritage of native people, aimed at the development of ethno-cultural identification, representing some models of ethno-oriented education. Among them are a model of ethno-cultural education in the space of culture development, that treats culture progress in the coordinates of spacious horizontal and time vertical lines; a model of ethno-connotative education, that provides the organization of ethno-cultural field as a single through theme; a model of ethno-functional education, that is based on ethno-functional paradigm as an indivisible system uniting the subject and the environment. The author pays attention to the periods of ethno-cultural education and highlights the necessity of strengthening the analyzed process in higher school as just this age period is essential in the process of the development of ethnic self-consciousness. The author gives the results of a study revealing the students' level of ethno-cultural competence. Commenting on the results obtained, the author tries to explain the low level of the analyzed quality of emotional and behavior components. The author believes that this phenomenon can be explained by the fact that the amount of knowledge received at the primary stages of ethno-cultural education was not fully accepted by the students, and as the result, was not actualized in the personal characteristics. As one of the means of correction of this process, the author suggests a wider use of active pedagogical technologies in the process of realization of ethno-linguistic support of the subject "Spoken English". The article contains concrete examples of implementation of active technologies, such as analytical reading, dramatization, Socratic dialogue, positional education, solution of problematic situations, method of expression.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

УДК 372.881.111.1 Н.Г. Егошина

Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация

DOI: 10.15593/2224-9389/2020.4.12

Получена: 17.08.2020 Принята: 20.10.2020 Опубликована: 20.01.2021

ТЕХНОЛОГИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Рассматривается проблема усиления этнокультурной направленности образования на основе трансляции и интериоризации обучающимися ценностей народной культуры. Автор обосновывает актуальность статьи процессами глобализации, которые ведут к кризису этнической идентичности и порождают необходимость ее укрепления посредством творческого освоения культуры, становления национального самосознания.

Рассматривается понятие этнокультурного образования как системы приобщения детей и молодежи к культурному наследию своего народа с целью развития этнокультурной идентичности, а также представлены некоторые модели этноориентированного образования. Среди них модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры, рассматривающая путь развития культуры в системе координат пространственной горизонтали и временной вертикали; модель этноконнотированного образования, обеспечивающая организацию этнокультурологиче-ского поля как сквозной темы; модель этнофункционального образования, основой которой является этнофункциональная парадигма как целостная система, объединяющая субъект и среду. В статье уделяется внимание периодам этнокультурного образования личности и обосновывается необходимость его интенсификации в высшей школе, так как именно этот возрастной этап является основным в процессе формирования этнического самосознания.

Автором приведены данные проведенной диагностики студентов по выявлению уровня их этнокультурной подготовки (компетентности). Комментируя полученные результаты, автор пытается выявить причины низкого уровня сформированности этнокультурной компетенции в области эмоционального и поведенческого компонентов. Автор полагает, что это объясняется тем фактом, что знания в области этнокультуры, полученные на первых этапах этнокультурного образования, не были внутренне восприняты обучающимися и, как следствие, не были актуализированы в личностных характеристиках.

В качестве одной из мер по повышению уровня этнокультурной компетентности студентов автор предлагает более широко применять активизирующие технологии в процессе реализации этнолингвистического сопровождения учебной дисциплины «Разговорный английский язык». В статье приводятся конкретные примеры использования таких технологий, как вдумчивое чтение, драматизация, решение проблемных ситуаций, сократический диалог, позиционное обучение, метод экспрессии

Ключевые слова: этнокультурное образование, этническая культура, ценности, этнокультурная компетентность, активные методы обучения.

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

137

N.G. Egoshina Received: 17.08.2020

Accepted: 20.10.2020

Povolzhsky State Technological University, Pubhshed: 20 01 2021

Yoshkar-Ola, Russian Federation

TECHNOLOGIES OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE STUDIES IN HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the problem of intensification of ethno-cultural orientation of education on the bases of representation and exteriorization of values of ethnic culture by students. The author grounds the relevance of the article by the globalization processes that lead to the crisis of ethnic identification and give rise to the necessity of its strengthening by means of creative culture assimilation and formation of national self conciseness.

The article thoroughly studies the notion of ethno-cultural education as a system of young people's inclusion into the cultural heritage of native people, aimed at the development of ethno-cultural identification, representing some models of ethno-oriented education. Among them are a model of eth-no-cultural education in the space of culture development, that treats culture progress in the coordinates of spacious horizontal and time vertical lines; a model of ethno-connotative education, that provides the organization of ethno-cultural field as a single through theme; a model of ethno-functional education, that is based on ethno-functional paradigm as an indivisible system uniting the subject and the environment. The author pays attention to the periods of ethno-cultural education and highlights the necessity of strengthening the analyzed process in higher school as just this age period is essential in the process of the development of ethnic self-consciousness.

The author gives the results of a study revealing the students' level of ethno-cultural competence. Commenting on the results obtained, the author tries to explain the low level of the analyzed quality of emotional and behavior components. The author believes that this phenomenon can be explained by the fact that the amount of knowledge received at the primary stages of ethno-cultural education was not fully accepted by the students, and as the result, was not actualized in the personal characteristics.

As one of the means of correction of this process, the author suggests a wider use of active pedagogical technologies in the process of realization of ethno-linguistic support of the subject "Spoken English". The article contains concrete examples of implementation of active technologies, such as analytical reading, dramatization, Socratic dialogue, positional education, solution of problematic situations, method of expression.

Keywords: ethno cultural education, ethnic culture, values, ethno cultural competence, active pedagogical technologies.

Актуальность проблемы возрождения этничности

В XXI веке в связи с процессами глобализации наблюдается процесс унификации, развития единообразия мира. Он разрушает индивидуальность отдельно взятых народов, лишает их этнической самобытности. Отсюда возникает и развивается стремление людей сохранить и показать миру уникальность своего культурно-исторического наследия, духовное богатство предков, красоту и нравственную силу народной культуры. Исследователи отмечают, что развитие национального, этнокультурного сознания посредством овладения народной культурой «становится важным фактором духовной экологии этноса» [1, с. 82].

138

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

Передача культурного наследия этносов посредством системы образования

Одним из основных каналов трансляции этнических ценностей, безусловно, является система образования. В этнопсихологии ученые ввели понятие культурной трансмиссии (Т.Г. Стефаненко), в частности, непрямой трансмиссии, при которой индивид получает этническую социализацию путем обучения в школах и вузах [2, с. 53].

В педагогике используется термин «этнокультурное образование». Обобщая приведенные в научной литературе определения данного термина, можно заключить, что этнокультурное образование - целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса.

Анализ научно-теоретических основ этнокультурного образования и состояния системы этнокультурного содержания системы образования в Российской Федерации показывает, что за последние десятилетия разработан ряд подходов и принципов по этнокультурному образованию, создано большое количество педагогических систем и моделей, которые совершенно справедливо рассматривают его как феномен культуры, как механизм передачи социального опыта.

А.Б. Афанасьевой была разработана координатная модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры. Автор подчеркивает целостность процесса этнокультурного образования, обращая внимание на то, что процесс становления личности происходит «в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса» [3, с. 193]. А.Б. Панькин говорит о становлении этнокуль-турно коннотированных систем образования в России [4]. Как отмечает Е.Н. Ненькина, «принцип этнокультурной коннотации предполагает выделение, подчеркивание констант этнической культуры как сквозной темы в системе образования» [5, с. 3]. Указанными исследователями показана сущность этнолингвокультурной детерминации современного образования, обоснован этнокультурологический подход, позволяющий в каждом субъекте видеть носителя определённой этнической культуры.

Этнокультурного подхода к образованию придерживается и Л.П. Кар-пушина, которая считает, что указанный подход базируется на принципе этнокультурности. Данный принцип автор трактует, как «объективное и нормативное положение, направленное на реализацию задач этнокультурного обучения, развитие комплекса этноориентированных психических новообразований и способностей; освоение ценностей традиционной культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков» [6, с. 274]. Аналогич-

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

139

ную точку зрения разделяет Н.Г. Недогреева, которая полагает, что «процесс становления личности обучающихся обязательно включает этнокультурную составляющую» [7, с. 486].

А.В. Сухарев, В.Д. Калишенко, В.А. Лаврова заявляют о необходимости разрабатывать этнофункциональную концепцию образования, которая должна базироваться на этнофункциональном подходе (А.В. Сухарев), опирающемся на классификацию людей по типологии этносов. Как отмечает автор, актуальность данного подхода обусловлена спецификой современного этапа культурно-исторического развития, характеризующегося «нарастающей этнической маргинализацией человечества», что может служить причиной этнической дезадаптации молодежи и даже вызывать психические расстройства [8, с. 97]. С целью предотвращения указанных проблем, с точки зрения автора, образование должно быть максимально этнофункциональным.

Этапы этнокультурного образования личности

Выделяют несколько этапов этнокультурного образования индивида. Начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст, второй этап охватывает подростковый возраст, третий этап выпадает на период обучения в старшей школе. Анализ научно-методической литературы показал, что основное внимание усвоению ценностей народной культуры уделяется на первом и втором этапах, лишь частично - на третьем. Практика показывает, что далее этот процесс останавливается. Однако, как подчеркивает В.Ю. Хотинец, существует четвертый этап этнокультурного образования. Это период обучения в высшей школе. «Юношеский (студенческий) возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления, что делает его самым важным в процессе этнокультурного образования личности» [9, с. 35]. Мы разделяем точку зрения ряда авторов о том, что необходимо усилить этнокультурный компонент в реформировании российской системы высшего образования [10, с. 159; 11, с. 28; 12, с. 36]. С этой целью следует в соответствии с учебными планами представить основные структурные элементы культуры этноса в объективные, стабильные продукты учебного процесса - программы, учебники, учебные пособия - по всем учебным предметам и образовательным ступеням системы образования [13, с. 5].

Безусловно, основной задачей профессиональных учебных заведений среднего и высшего звена является подготовка высококвалифицированного специалиста в своей области. Однако не стоит забывать, что помимо профессиональных компетенций у будущего выпускника должны быть сформированы универсальные компетенции, которые помогут молодому человеку воспринимать межкультурное разнообразие общества. Грамотный специалист

140

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

должен знать и учитывать в своей профессиональной деятельности национальные, этнокультурные особенности и народные традиции населения; уметь грамотно, доступно излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия; владеть навыками организации продуктивного взаимодействия в профессиональной среде с учетом национальных, этнокультурных особенностей.

Диагностика уровня этнокультурной компетенции студентов технических специальностей

К сожалению, курсы профессионального английского языка будущих инженеров предоставляют мало возможностей для реализации этнокультурного подхода в образовании. Но это может быть компенсировано в практике преподавания учебной дисциплины «Разговорный английский язык». Поставив своей задачей разработку этнолингвистического сопровождения тем, изучаемых в рамках учебной дисциплины «Разговорный иностранный язык», мы начали с диагностики уровня этнокультурной подготовки (компетентности) студентов нескольких технических специальностей. Рассматривая этнокультурную подготовку или компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя когнитивный, эмоционально-аффективный и деятельностно-поведенческий компоненты, мы предложили студентам ответить на вопросы трех блоков. Когнитивный раздел включал вопросы на знания о своем этносе, его истории, территории, обычаев, ценностей и т. д. Эмоционально-аффективный блок содержал вопросы, ответы на которые предполагают оценку качеств своего народа, его системы ценностей, переживание своего отношения к членству в конкретной этнической группе. Третий раздел - поведенческий - содержал вопросы, ответы на которые позволяют судить о том, работает ли у студентов механизм проявления себя как члена этнической группы, могут ли они построить систему отношений и действий в различных этно-контактных ситуациях. Такого рода действия основаны на усвоенных нормах, ценностях, правилах поведения своего народа; соблюдении традиций, обычаев и других компонентов культуры своей этнической группы.

В анкетировании участвовали 54 человека - юношей и девушек в возрасте от 19 до 22 лет инженерных специальностей, студенты Поволжского государственного технологического университета. При первичной обработке материалов мы получили довольно высокий уровень этнокультурной подготовки респондентов: 14 человек (24,6 %) показали высокий уровень, 35 человек (65 %) - средний уровень. Лишь 5 человек (9,4 % от общего числа опрашиваемых) продемонстрировали низкий уровень этнокультурной подготовки. Однако дальнейший анализ показал, что наибольшее количество баллов студенты получили за ответы на вопросы первого (когнитивного) блока. 30 студентов (54,5 %) продемонстрировали отличные знания этнокультуры (высо-

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

141

кий уровень этноподготовки) и 17 человек (31,5 %) оказались на среднем уровне. Всего 7 респондентов (14 %) показали низкий уровень владения этнокультурными знаниями. Гораздо хуже обстояло дело с ответами на вопросы двух следующих блоков. При анализе ответов на вопросы эмоционально-аффективного раздела результаты получились следующие (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сформированности эмоционально-аффективного блока этнокультурной подготовки

Параметр Кол-во (чел.) Кол-во (%)

Высокий уровень 8 14,9

Средний уровень 24 44,4

Низкий уровень 22 40,7

Еще менее обнадеживающими были результаты обработки ответов на вопросы третьего - поведенческого - блока (табл. 2).

Таблица 2

Уровни сформированности поведенческого блока этнокультурной подготовки

Параметр Кол-во (чел.) Кол-во (%)

Высокий уровень 2 1,7

Средний уровень 25 48,3

Низкий уровень 27 50

Если принять во внимание тот факт, что значимость этнокультурной подготовки или компетентности проявляется лишь в том случае, когда человек готов действовать в соответствии с приобретенными знаниями и усвоенными ценностями, то говорить о сформированной этнокультурной компетентности не представляется возможным. Очевидно, что ученикам были даны определенные знания, но не произошел процесс их интериоризации, внутреннего принятия, так как они не вызвали эмоционально-положительной реакции, не было момента их осознания. Как следствие, отсутствует реализация полученных знаний, ценностных отношений в деятельности и поведении; не произошло их закрепления в направленности личности и их актуализации в личностных качествах.

Пути трансфера этнической культуры посредством активизирующих технологий в процессе иноязычного образования

Исходя из полученных результатов, мы пришли к выводу, что для устранения выявленных недостатков необходимо использовать не столько репродуктивные, сколько активные или активизирующие педагогические технологии, приемы, формы и методы работы. Среди них: метод чтения вслух, метод

142

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

«вдумчивого» (аналитического чтения), игры-драматизации, метод экспрессии или творческого самовыражения, анализ проблемных ситуаций, диалоговые технологии. Занятия с применением данных технологий мы отразили в вариативной (дополнительной) части программы к учебной дисциплине «Разговорный английский язык» для студентов технических специальностей.

Первая тема, которую мы рассматриваем в курсе разговорного языка, называется «Семейные узы». Покажем на ее примере возможности применения активных методов обучения.

Метод вдумчивого или аналитического чтения - это способ развития личности студента, это творческий процесс, в котором происходит освоение и воспроизведение способов поведения через интериоризацию культурных ценностей и морально-этических норм. Содержание текста должно затронуть студента, поставленная проблема должна быть ему интересна, тогда он будет стараться вникнуть в ситуацию. Это дает возможность осуществить движение личности в нужном направлении, а при необходимости скорректировать мировоззренческие отклонения. При изучении темы предлагаем студентам ознакомиться с текстом «Свадебные обряды финно-угорских народов». На послетекстовом этапе работы студенты должны выявить основные особенности обрядов и ответить на главные вопросы темы: «Почему наши предки строго соблюдали указанные обычаи?» «Что служило основой крепких браков (отсутствием разводов) в прошлом?»

Дальнейшая работа по теме предполагает деятельность по решению проблемной ситуации: «Мог ли быть брак счастливым для супругов, если он был союзом по расчету?» Решить проблемную ситуацию можно, используя педагогическую технологию делиберации. Делиберация - это педагогическая технология структурированного противоречия, основанная на работе со специально разработанными текстами в рамках учебного процесса и направленная на развитие культуры ведения диалога [14, с. 93]. Каждая группа делится на две команды - А и Б. Педагог рекомендует еще раз поразмыслить над проблемой (выбор супруга/супруги по расчету) и просит команду А найти аргументы в поддержку вопроса для обсуждения (родители хотели обеспечить материально обеспеченную жизнь сыну/дочери, здоровье было важным критерием выбора, так как искали не только супруга, но и работника, это было важно и для получения здорового потомства и т.д.). Команда Б должна определить аргументы для возражения против обсуждаемого вопроса (каждый человек индивидуален, он имеет свои симпатии, без любви не может быть счастливой семьи и т.д.). Далее происходит смена позиций. Каждая команда должна обобщить аргументы другой команды. Затем преподаватель предлагает работать в полном составе группы. В завершение занятия проводится опрос мнений: «Согласились ли вы с вопросом при обсуждении, не согласились, еще не решили?».

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

143

Удачно дополняет работу по теме «Семья» и метод драматизации. Разновидностью драматизации являются сценические постановки с эффектами театрализации. Продолжая разговор о свадебных обрядах, предлагаем студентам поучаствовать в постановке мини-спектакля «Смена головного убора невесты». Перед работой по драматизации просим студентов ознакомиться с видеороликами о национальных свадьбах марийцев4.

Театрализация предполагает оформление аудитории: праздничное внутренне убранство деревенского дома: вышитые полотенца, салфетки, скатерть; на столе - национальные блюда, на краю стола стоит чаша с коровьим маслом. Драматизация включает большое количество участников, что тоже является преимуществом этого метода. После спектакля целесообразно подвести итоги, подчеркнув значимость обряда для будущей жизни семьи.

Обогащение эмоционального мира человека происходит и посредством использования метода экспрессии или творческого самовыражения. В иг-рах-драматизациях это в первую очередь актерское самовыражение. В других случаях возможно самовыражение через литературное творчество, через обращение к музыке, живописи и т.п. В данных ситуациях человек выступает и в роли творца, и в роли воспринимающего. Это увеличивает количество эмоций, личность становится более творческой и свободной в эмоциональном плане, а значит, более восприимчивой к анализируемому материалу и его ценностному потенциалу. Изучая указанную тему, обращаемся к творчеству марийских художников. Анализируем картину В.К. Тимофеева «Марийская свадьба»5, далее студенты готовят устные или письменные высказывания по темам «Народное гуляние», «Свадебный костюм» и др. Чтобы сделать занятие более красочным и запоминающимся, предлагаем студентам послушать свадебные наигрыши6 и вербально выразить чувства, которые передает музыка.

В ходе изучения указанной темы просим студентов зайти на сайт http://www.rusfolknasledie.ru/search/ и поработать с электронным каталогом объектов нематериального культурного наследия народов России. Студенты знакомятся с уже представленными на сайте материалами о культурном наследии республики и пишут свои статьи о том, что бы они хотели включить в указанный перечень.

Иногда строим занятия по теме с применением диалоговых технологий. Одной из разновидностей является позиционное обучение. Позиционное обучение (предложено Н.Е. Вераксой в 1990-х годах) предполагает особым образом организованное обсуждение текста при заранее заданных позициях, с которых участники должны отнестись к содержанию. Под позицией понимается

4https://www.youtube.com/watch?v=f9L3OzUAIEo;

https://www.youtube.com/watch?v=1M04v7f50XM

5 https://x.gallerix.ru/src/news/2016/Nov/1811201641.jpg

6 https://www.culture.ru/objects/2986/svadebnyi-obryad-lugovykh-se-rnurskikh-mari

144

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

определенная точка зрения, предполагающая некоторый способ ее проявления [15, с. 126]. При организации позиционного обсуждения указанного выше текста о свадебных традициях студентам предлагается изучить информацию с разных позиций: с точки зрения ученого-сотрудника исследовательского института, с точки зрения одного из участников церемонии, с точки зрения современного обывателя. Участники дискуссии получают возможность анализировать собственные позиции через сопоставление с другими мнениями.

Эффективной диалоговой технологией является сократический диалог [16, с. 108]. Мы применяем его при организации дискуссии после ознакомления с марийской народной сказкой «Три желания». Бедной марийской девушке за ее доброе отношение к природе богиня леса дала шанс выбрать то, что сделает ее счастливой в семейной жизни. Первое желание - красота - не принесло результата. Второе желание - богатство - тоже ничего не изменило. Тогда девушка пожелала, чтобы у нее появился ребенок. Для реализации указанного метода предлагаем студентам ответить на вопрос о том, отвечает ли порядок загаданных желаний рангу ценностей в понимании девушки; значит ли это, что она больше всего любит деньги и драгоценности? Для усложнения работы можно видоизменить сказку и дать возможность девушке загадать только одно желание. Студенты собираются в группы, исходя из того, какой выбор (вместо героини) они делают и пытаются представить наиболее убедительные аргументы в пользу своего решения.

Сократический диалог базируется на основе философского диалектического метода и применяется для развития критического мышления, раскрытия возможностей самостоятельного анализа.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что внедрение указанных технологий в процесс иноязычного образования стимулирует процессы когнитивного, эмоционального и деятельностного развития студентов; является способом обретения культуры, благодаря которой человек становится способным реализовать себя и как грамотный профессионал - специалист в своей области, и как личность, сохраняющая и приумножающая потенциал мировой цивилизации.

Список литературы

1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: из опыта учреждений Санкт-Петербурга // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы между-нар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.). - Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 81-85.

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

145

2. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН: Академический проект, 1999. - 320 с.

3. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. -2009. - № 3. - С. 189-195.

4. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1993. - 45 с.

5. Ненькина Е.Н. Управление деятельностью учителя по внедрению этнокультурной коннотации образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2006.

6. Карпушина Л.П. К проблеме становления принципа этнокультурности // Вестник ТГУ. Сер. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. - 2009. -№ 11 (79). - С. 274-277.

7. Недогреева Н. Г. Этнокультурный подход к становлению личности обучающихся // Известия Саратов. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2017. - Т. 17. - Вып. 4. - С. 483-487.

8. Сухарев А.В., Калишенко В. Д., Лаврова В.А. Этнофункциональная концепция образования. Опыт практического использования // Вестник славянских культур. - 2009. - № 2. - С. 91-98.

9. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 31-42.

10. Дорощук Е.С. Особенности формирования и развития этнокультурной компетентности будущих журналистов // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.). -Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 159-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Изиева Б.А. Формирование этнокультурной компетенции студентов вуза// Известия ДГПУ. - 2015. - № 3. - С. 27-30.

12. Олехнович Н. Е. Этнокультурный компонент реформы российского образования // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. на-уч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.). - Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 36-39.

13. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация содержания образования в условиях реализации концепции стабилизирующей модернизации // Вестник Адыгейск. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 3 (103). - С. 89-94.

14. Новикова Т.Г., Новиков А.Е. Делиберация. Гражданское обучение // Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 93-98.

15. Веракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 122-129.

16. Егошина Н.Г. Технология сократического диалога как способ формирования истинных ценностей в процессе обучения английскому языку // Новые образовательные технологии. Т. 1: Профессиональное образование: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. (24 декабря 2012 г.) / гл. ред. А.С. Баранов. - Чебоксары: Изд-во ЦДИП «Net», 2012. - С. 108-111.

146

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

References

1. Afanas'eva A.B. Etnokul'turnoe obrazovanie: iz opyta uchrezhdenii Sankt-Peterburga [Ethnocultural education: The experience of St. Petersburg's educational establishments]. Etnokul'turnaia deiatel'nost' v sovremennykh obrazovatel'nykh organizatsiiakh i uchrezhdeniiakh kul'tury: opyt, problemy, perspektivy. Proc. Int. Sci.-Pract. Conf. (Moscow, March 25, 2017). Cheboksary, Interaktiv plius, 2017, pp. 81-85.

2. Stefanenko T.G. Etnopsikhologiia [Ethnopsychology]. Moscow, Institute of Psychology, Akademicheskii proekt, 1999, 320 p.

3. Afanas'eva A.B. Etnokul'turnoe obrazovanie: sushchnost', struktura soderzhaniia, problemy sovershenstvovaniia [Ethnocultural Education: Essence, content structure, perfection problems]. Problemypedagogiki ipsikhologii, 2009, no 3, pp. 189-195.

4. Pan'kin A.B. Proektirovanie natsional'no-regional'nykh obrazovatel'nykh sistem na osnove printsipa etnokul'turnoi konnotatsii [The design of national regional educational system on the basis of the principle of ethnocultural connotation]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1993.

5. Nen'kina E.N. Upravlenie deiatel'nost'iu uchitelia po vnedreniiu etnokul'turnoi konnotatsii obrazovaniia [Management of teachers' activities to implement etno-cultural connotated education]. Abstract of PhD thesis. Pyatigorsk, 2006. Available at: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002979511 .pdf

6. Karpushina L.P. K probleme stanovleniia printsipa etnokul'turnosti [To the problem of the ethno-cultural principle formation]. Vestnik TGU (Tomsk State University). Ser. Gumanitarnye nauki. Pedagogika i psikhologiia, 2009, no. 11 (79), pp. 274-277.

7. Nedogreeva N.G. Etnokul'turnyi podkhod k stanovleniiu lichnosti obucha-iushchikhsia [Ethno-cultural approach to the formation of personality of students]. Izvestiia Saratovckogo universiteta. Ser. Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika, 2017, vol. 17, no. 4, pp. 483-487.

8. Sukharev A.V., Kalishenko V.D., Lavrova V.A. Etnofunktsional'naia kontseptsiia obrazovaniia. Opyt prakticheskogo ispol'zovaniia [Ethno-functional concept of education. Experience of practical implementation]. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2009, no. 2, pp. 91-98.

9. Khotinets V.Iu. Formirovanie etnicheskogo samosoznaniia studentov v protsesse obucheniia v vuze [The formation of ethnic self conscience of students in the process of education in higher school]. Voprosy psikhologii, 1998, no. 3, pp. 31-42.

10. Doroshchuk E.S. Osobennosti formirovaniia i razvitiia etnokul'turnoi kompetentnosti budushchikh zhurnalistov [The peculiarities of formation and development of ethno-cultural competence of future journalists]. Etnokul'turnaia deiatel'nost' v sovremennykh obrazovatel'nykh organizatsiiakh i uchrezhdeniiakh kul'tury: opyt, problemy, perspektivy. Proc. Int. Sci.-Pract. Conf. (Moscow, March 25, 2017). Cheboksary, Interaktiv plius, 2017, pp. 159-164.

11. Izieva B.A. Formirovanie etnokul'turnoi kompetentsii studentov vuza [The formation of ethno-cultural competence of students]. Izvestiia DGPU, 2015, no. 3, pp. 27-30.

12. Olekhnovich N.E. Etnokul'turnyi komponent reformy rossiiskogo obrazovaniia [Ethnocultural component of the reform of Russian education]. Etnokul'turnaia deiatel'nost' v sovremennykh obrazovatel'nykh organizatsiiakh i uchrezhdeniiakh kul'tury: opyt,

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

147

problemy, perspektivy. Proc. Int. Sci.-Pract. Conf. (Moscow, March 25, 2017). Cheboksary, Interaktiv plius, 2017, pp. 36-39.

13. Pan'kin A.B. Etnokul'turnaia konnotatsiia soderzhaniia obrazovaniia v usloviiakh realizatsii kontseptsii stabilizi-ruiushchei modernizatsii [Ethnocultural connotation of the content of education in the conditions of implementation of the concept of stabilizing modernization]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psikhologiia, 2012, no. 3 (103), pp. 89-94.

14. Novikova T.G., Novikov A.E. Deliberatsiia. Grazhdanskoe obuchenie [Deliberation. Civil education]. Shkol'nye tekhnologii, 2008, no. 2, pp. 93-98.

15. Veraksa N.E. Model' pozitsionnogo obucheniia studentov [The model of positional education of students]. Voprosy psikhologii, 1994, no. 3, pp. 122-129.

16. Egoshina N.G. Tekhnologiia sokraticheskogo dialoga kak sposob formirovaniia istinnykh tsennostei v protsesse obu-cheniia angliiskomu iazyku [The technology of Socrat-ic dialogue as a means of forming universal competences of students in the process of learning English]. Novye obrazovatel'nye tekhnologii. Vol.1. Professional'noe obrazovanie. Proc. Int. Sci. Conf. (December 24, 2012). Ed. A.S. Baranov. Cheboksary, Net, 2012, pp. 108-111.

Сведения об авторе

ЕГОШИНА Надежда Гермогеновна

e-mail: egoshina.nadezhda@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики, Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола, Российская Федерация)

About the author

Nadezhda G. EGOSHINA

e-mail: egoshina.nadezhda@mail.ru

PhD in Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Chair of Foreign Languages and Linguistics, Povolzhsky State Technological University (Y oshkar-Ola, Russian Federation)

148

PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin No. 4 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.