Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелоян Владимир Георгиевич

В статье обобщены характеристики, обеспечивающие повышение эффективности функционирования системы дополнительного профессионального образования и подготовки кадров для цифровой экономики. Повышение квалификации и переподготовка кадров для цифровой экономики рассматривается как элемент системы непрерывного образования. Отражены процессы, определяющие необходимость модернизации нормативно-правовой базы системы дополнительного профессионального образования, направленные на соответствие качества образования запросам рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелоян Владимир Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL TRAINING

The article summarizes the characteristics that increase the competitiveness of the system of additional vocational education and training for the digital economy. Professional development and retraining of personnel for the digital economy is considered as an element of the lifelong learning system. The processes of the need to modernize the regulatory and legal framework of the system of additional vocational education, aimed at meeting the quality of education with the demands of the labor market, are reflected.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Таким образом, духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе регионализации образования требует такого подхода к его содержанию и формам организации деятельности, которые позволяют опираться на культурно-ценностный опыт поколений, но при этом учитывать те тенденции, те изменения, которые существуют в современном мире. Этому будет способствовать использование в образовательной организации музейной педагогики, направленной на приобретение обучающимися опыта ценностных ориентаций на основе изучения истории и культуры своей малой родины, воспитание их как граждан России.

Литература:

1. Бармин Н.Ю., Максимова С.А., Худин Е., Герасимова И.В. Технология развития ценностно-смысловой сферы современного школьника // Нижегородское образование. - 2016. - № 4. - С. 12-19.

2. Деменева Н.Н., Колесова О.В., Тивикова С.К. Деятельностный аспект музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников // Социальные отношения. - 2020. - № 4 (35). - С. 6-18.

3. Костина А.В. Этническая культура: специфика развития в современном мире // Новые исследования Тувы. - 2009. - № 1-2. - С. 175-189.

4. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования: учебное пособие. - Н. Новгород: Изд-во ООО «ЗУМ-НН», 2016. - 92 с.

5. Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. К вопросу об оценке эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школьного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 5. - С. 233.

6. Одегова, В.Ф. Нижегородская сторона: программа интегрированного курса литературного краеведения для начальной школы / В.Ф. Одегова. - Н. Новгород: Белый цвет, 2013. - 32 с.

7. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования: монография. - Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. - 380 с.

8. Приятелева М.К. Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений средствами музейной педагогики // Нижегородское образование. - 2017. - № 4. - С. 40-46.

9. Раицкая Г.В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента первой ступени в Красноярском крае // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 52-53.

10. Романовский В.К., Селезнев Ф.А., Гинзбург Б.Л., Иткин Э.С. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней. Рабочая программа для 6-10 классов общеобразовательных организаций. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 107 с.

11. Столяров, Б .А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.

12. Тивикова, С. К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 34-38.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье обобщены характеристики, обеспечивающие повышение эффективности функционирования системы дополнительного профессионального образования и подготовки кадров для цифровой экономики. Повышение квалификации и переподготовка кадров для цифровой экономики рассматривается как элемент системы непрерывного образования. Отражены процессы, определяющие необходимость модернизации нормативно-правовой базы системы дополнительного профессионального образования, направленные на соответствие качества образования запросам рынка труда.

Ключевые слова: переподготовка и повышение квалификации, система дополнительного профессионального образования, непрерывное образование, образование взрослых, обучение в течение всей жизни.

Annotation. The article summarizes the characteristics that increase the competitiveness of the system of additional vocational education and training for the digital economy. Professional development and retraining of personnel for the digital economy is considered as an element of the lifelong learning system. The processes of the need to modernize the regulatory and legal framework of the system of additional vocational education, aimed at meeting the quality of education with the demands of the labor market, are reflected.

Keywords: retraining and advanced training, the system of additional vocational education, continuous education, adult education, lifelong learning.

Введение. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», принятой Постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26 декабря 2017 года (срок реализации 2018 - 2025 годы) отмечается, что главной целью Программы является качество образования, которое характеризуется вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Актуальность написания данной статьи обусловлена необходимостью формирования системы дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, для обеспечения высокого качество образования в соответствии с динамично меняющимися условиями жизни.

Реализация концепции образования, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, определяется не величиной выученного и запомненного материала, а совершенствованием компетенций, определяющих способности к анализу, мышлению, решению проблем и реализации креативных и новаторских идей.

Изложение основного материала статьи. Государство ставит перед собой цель обеспечить высокое качество образования в соответствии с постоянно меняющимися реалиями жизни.

Следует отметить, что «лишь 20-30 образовательных учреждений, способны дать качественное и конкурентно-способное образование» [2], поэтому для предоставления качественной образовательной услуги, необходима модернизация самой системы непрерывного образования и нормативно-правовой базы системы дополнительного профессионального

образования. В статье развитие современной системы непрерывного профессионального образования, сопровождающего всю человеческую жизнь, рассматривается в рамках следующих концепций:

- life long learning - обучение на протяжении всей жизни представляет образовательную систему не как механическое соединение этапов образовательного процесса: дошкольное, школьное, вузовское, последипломное и т.д., а как процесс её формирования в соответствии с жизненной ситуацией;

- adult education - образование взрослых, имеющих опыт образовательной деятельности и навыки практической деятельности. Образование взрослых характеризуется рядом особенностей: организация обучения с сжатыми сроками обучения; чётко выраженная мотивация; выделение взрослого контингента (Международная организация труда (МОТ) к взрослому относит человека в возрасте от 25 до 60 лет, в России же к молодежи относят человека в возрасте 25-35 лет);

- continuing professional education - непрерывное профессиональное образование, обеспечивающее процесс непрерывного получения профессиональных знаний, навыков и умений.

Рассматривая вопросы повышения профессионального мастерства работающим персоналом, выделим два вектора-направления:

Первый вектор ориентирован на получение профессиональных знаний в рамках корпоративного университета.

Необходимость создания корпоративного университета корпорациями ректор университета Сбербанка Валерий Катькало объясняет следующими словами: - «абсолютное большинство российских вузов и бизнес - школ неконкурентоспособны с точки зрения международных критериев качества образования».

Поэтому бизнес совместно с университетами стал создавать совместные образовательные программы, а крупные корпорации создавать корпоративные университеты, с привлечением практикующих специалистов различных сфер деятельности и преподавателей с соответствующими компетенциями, для повышения квалификации и профессиональной переподготовки собственных сотрудников.

Примером может служить Корпоративный университет Сбербанка, который использует преподавательский ресурс, формируемый из числа руководителей Банка высшего и среднего звена, что позволяет специалистам развивать компетенции будущего и успешно формировать карьеру. Большое внимание уделяется программам развития преподавательских компетенций, подготовке учебно-методических материалов для преподавателей и созданию системы операционной поддержки лидеров банка [3].

Второй вектор направлен на получения профессиональных знаний в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).

В статье 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273, принятый 29 декабря 2012 г. и вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., изложены следующие ключевые изменения в сфере ДПО:

- содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование;

- дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки;

- формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании;

- освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно [4].

Образовательные программы профессиональной переподготовки ориентированы на получение знаний, умений и компетенций, обеспечивающих индивидууму деятельность в новой профессиональной сфере либо приобретение новой квалификации. В соответствии с нормативными документами лица, получившие или получающие среднее профессиональное или высшее образование, допускаются к прохождению программ профессиональной переподготовки.

Диплом о профессиональной переподготовке приравнен к диплому со специальностью по базовому образованию и дает право заниматься соответствующим видом деятельности. Таким образом, дополнительное профессиональное образование как сфера услуг достаточно востребовано, поэтому необходима модернизация нормативно-правовой базы системы дополнительного профессионального образования.

Система правового регулирования дополнительного образования включает в себя федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие комплекс вопросов создания и эффективного функционирования организаций дополнительного профессионального образования.

Выделим следующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных организаций в системе дополнительного образования:

- Конституция Российской Федерации [1]. В статье 43 определено право гражданина Российской Федерации на получение образования;

- Трудовой Кодекс Российской Федерации [6]. В статье 187 определено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, закрепляет основные виды гарантий и компенсаций, предоставляемые работнику во время обучения;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 144 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [5].

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, сформулирована задача формирования системы дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- локальные нормативные акты (ЛНА).

Выделяют две группы локального регулирования: - индивидуальное и нормативное регулирование.

Индивидуальное локальное правовое регулирование - это регулирование общественных отношений специальным органом государства при разрешении конкретного юридического дела.

Локальное нормативное правовое регулирование - это форма правового регулирования общественных отношений, которая возлагается на органы управления организацией высшего образования.

Локальное регулирование включает в себя два аспекта: нормотворчество и принятие конкретных решений на основе установленных норм. Основным Субъектом локального регулирования выступают образовательные организации, которые создают и принимают внутренние локальные нормативные акты.

Создание отдельных ЛНА образовательной организацией осуществляется на основе законодательства Российской Федерации и требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части содержания уставов образовательных организаций.

В соответствии со статьёй 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4]:

- образовательная организация самостоятельно регулирует образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- принимает ЛНА, которые определяют функции организации и осуществления образовательной деятельности; регламентируют правила приема обучающихся и режим занятий обучающихся; формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Рассматривая процессы международного сотрудничества в сфере дополнительного профессионального образования, отметим необходимость учёта таких факторов как потенциал национальной системы образования и адекватные условия партнерства государств и отдельных участников.

Образовательные программы, построенные на модульности и вариативности выбора модулей, обеспечивают слушателям возможность формировать индивидуальные траектории обучения.

Модули, созданные на основе интерактивных образовательных стратегий, позволяют образовательным организациям:

- управлять интенсивностью занятий;

- формировать у слушателей необходимые профессиональные компетенции;

- применять дистанционную форму обучения, для реализации программ ДПО.

Таким образом, международное сотрудничество в системе ДПО возможно на основе академической мобильности студентов и преподавателей, организации международного образовательного центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Выводы. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования должно обеспечивать процессы совершенствования содержания и технологии образования, включая формирование систему обеспечения качества образовательных услуг.

Создание корпоративного университета способствует получению актуальных профессиональных знаний, которые сразу применяются в трудовой деятельности.

Изменения в нормативно-правовой базе в части локальных нормативных актов направлены на повышение квалификации и профессиональной переподготовки индивидуумом, что обеспечит формирование трудовых кадров современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, и опытом практической деятельности.

Особенностями программ ДПО выступают краткосрочность, персонифицированный подход, возможность выбора методов и форм организации обучения, гибкий график учебного процесса, широкое использование современных образовательных технологий.

В системе ДПО непрерывность получения профессионального образования на протяжении всей жизни человека позволяет ему повышать уровень знаний и изменять профессиональную сферу.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31, ст. 4398.

2. Мелоян В.Г., Бегларян М.Е. Цифровизация образования в контексте авторского права // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: 2019. - Вып. 63. -Часть 4. - С. 172-176.

3. Мелоян В.Г. Корпоративные университеты как элемент подготовки квалифицированных кадров // Психология человека и общества. Международный научный журнал-Макеевка; Донбасская аграрная академия, 2021. - Выпуск 10. -С. 10-13

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ (ред. от 03.2020 № 45-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - 2 марта, № 9, ст. 1137.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 144 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 10, ст. 1416.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г.: ред. от 05.02.2018]. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент Мерзлякова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Чарчоглян Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

АНАЛИЗ УМК ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ DELF B1 (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ)

Аннотация. В статье анализируются УМК, используемые для подготовки к международному экзамену по французскому языку DELF B1. Рассматривается процесс подготовки к части «Говорение», в частности к неподготовленному диалогическому высказыванию. Предлагаемые в пособиях условные речевые ситуации анализируются по количеству вовлеченных коммуникантов, по отношению к реальности, по типу взаимоотношений между коммуницирующими. Характеризуется система упражнений УМК для формирования навыка неподготовленной диалогической речи.

Ключевые слова: диалогическая речь, DELF, дедуктивный подход, индуктивный подход, условно-речевая ситуация, языковые упражнения, условно-речевые упражнения, речевые упражнения.

Annotation. The article analyzes the textbooks used to prepare for the international French exam DELF B1. The process of preparation for the "Speaking" part, in particular for an unprepared dialogical utterance, is considered. The conditional speech

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.