Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЕДОМСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатаулина Г.Р.

Статья посвящена проблеме качества профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Особый акцент делается на дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел как важнейшее условие повышения эффективности профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатаулина Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 340

Г.Р. Гатаулина

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья посвящена проблеме качества профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Особый акцент делается на дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел как важнейшее условие повышения эффективности профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, система профессионального образования, ведомственное образование.

В настоящее время все больше внимания начинает уделяться особенностям научно-педагогической, а также образовательной деятельности в рамках исследования проблемы профессиональной подготовки тех людей, чья профессиональная деятельность осуществляется в области правоохранительных органов. Преобразования, которые проходят в рамках реформы системы МВД, вместе со многими проблемами затрагивают также и вопросы организации эффективной подготовки сотрудников органов внутренних дел на всех этапах осуществления ими профессиональной деятельности.

Для современного общества характерны новые условия развития, поэтому происходит смена стереотипов, как в самой системе МВД РФ, так и в образовательных системах. Особую актуальность приобретает проблема профессиональной эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД). Сотрудник ОВД должен соответствовать предъявляемым требованиям, касающимся не только его нравственных качеств, но и профессиональной подготовки для осуществления должностных обязанностей.

На сегодняшний день остро встают вопросы повышения уровня квалификации и переподготовки личного состава ОВД, их адаптация к современным условиям. Изменение системы по работе с кадрами ОВД как основной компонент в реформе МВД России касается вопросов подготовки, а также повышения квалификации сотрудников ОВД в учебных заведениях МВД России.

Можно отметить, что после того как сотрудники ОВД получили первоначальное профессиональное образование, высшее образование в учебных организациях МВД России как правило выполняют свою служебную деятельность в рамках полученного ими образования. В процессе профессиональной деятельности через систему повышения квалификации происходит повышение профессионального уровня сотрудников. Повышение квалификации сотрудников ОВД является единственным элементом непрерывного профессионального образования, который позволяет обновлять и корректировать профессиональные знания, умения, навыки и профессиональную компетентность.

Ввиду того, что деятельность сотрудников органов внутренних дел включает в себя высокий уровень психических нагрузок, у них необходимо формировать высокую профессиональную подготовленность и морально-волевые качества личности. При этом профессионализм данных сотрудников

в значительной мере определяется в соответствии с уровнем соответствующей профессиональной подготовки.

Организация ведомственного образования в системе МВД России часто становилась предметом дискуссий, но глубоких исследований по изучению вопроса о ДПО в форме повышения квалификации сотрудников ОВД, нет.

ДПО является неотъемлемой частью системы образования МВД России по подготовке кадров. Система ДПО является важной базой для повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Статья 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует: «дополнительное профессиональное образование сотрудников правоохранительных органов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет Получение сотрудником ОВД ДПО считается преимущественным основанием для включения его в кадровый резерв или для продолжения замещения им соответствующей должности в ОВД» [3].

© Гатаулина Г.Р., 2020.

Вестник магистратуры. 2020. № 3-2 (102)

ISSN 2223-4047

ДПО в системе ведомственного образования осуществляется за счет изучения слушателями образовательных организаций высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел дополнительных профессиональных программ. К их числу относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки сотрудников органов внутренних дел.

Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России как составная часть ДПО ориентирована не только на совершенствование уже имеющихся и приобретённых профессиональных знаний, но и повышение общекультурного и профессионального уровня гражданина и профессионала в рамках уже достигнутой квалификации.

Рассматривая роль повышения квалификации сотрудников в качестве одного из важного условия совершенствования профессиональных качеств можно отметить ряд особенностей, свойственных ведомственному ДПО:

1 - Направления ведомственного ДПО (повышение квалификации, совершенствование знаний, навыков, способностей и компетенции обучающегося сотрудника в рамках его специализации; профессиональная переподготовка - получение сотрудником новых знаний, умений, навыков и компетенций в связи с изменением его специализации).

2 - Дополнительное обучение и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляется бесплатно.

3 - Формирование учебных групп повышая уровень квалификации в образовательных организациях МВД РФ, прежде всего зависит от профессиональной специализации образовательной организации.

4 - Учебные программы по повышению квалификации имеют существенные возможности в мобильности и изменчивости требований. Исходя из потребностей, возникающих у государства и общества, образовательные учреждения МВД России способны в сжатые сроки осуществить переподготовку сотрудников ОВД.

5 - Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников органов внутренних дел в полной мере осуществлять законодательно определенную модель непрерывного образования.

6 - Узконаправленная специализация программ повышения квалификации с учетом профессиональной специализации образовательных организаций МВД России дает возможность в короткие сроки скорректировать, имеющихся у обучающихся знания и умения, кроме того сформировать новые профессионально - специализированные компетенции сотрудника.

Приоритетными задачами в профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел в современных условиях являются:

-обеспечение инновационного характера профессионального образования, в основу которого должна быть положена методология опережающего обучения, направленная на ускоренное приобретение знаний, умений, навыков и формирования профессиональных компетенций;

-разработка многоуровневой, ориентированной на практику системы непрерывного профессионального образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки в соответствие с динамично меняющимися потребностями органов внутренних дел;

-развитие системы оценки качества профессионального образования;

-модернизация ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, обеспечивающей поддержание высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел, ориентированной на актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и адаптированной к региональной специфике.

Все это в совокупности должно положить начало реформирования системы профессиональной подготовки МВД России, которая в случае её удачного проведения позволит подготавливать высококвалифицированные кадры для защиты общества и государства от преступных посягательств.

Библиографический список

1. Конституция России (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.

3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел России и внесении изменений в отдельные законодательные акты России» // Российская газета, № 275, 07.12.2011.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (27.12.2019)" Об образовании в Российской Федерации".

5. Приказ МВД России от 31 марта 2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

6. Дикарев В.Г., Григорьев В.Н. Современные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов //Полицейская деятельность. 2013. № 1.

7. Горбачев В. В. Дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации как важнейшее условие профессионального совершенствования сотрудников органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. N04 (40). - С. 235-238 9.

ГАТАУЛИНА ГУЛЬНАРА РАВИЛЬЕВНА - магистрант, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.