Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ DIGITAL В РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТЕХНОЛОГИИ DIGITAL В РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ / DIGITAL / DIGITAL-КОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОВОЕ ДОСТОЯНИЕ / ИНСПИРИРОВАННЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смоликова Т.М.

В статье рассматриваются актуальные вопросы адаптации современного человека в условиях изоляции, связанные с пандемией Covid-19 и развитием дистанционной (удаленной) культуры в этих условиях, которая активизирует развитие технологий digital-коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF DISTANCE CULTURE

The article deals with current issues of modern human adaptation in conditions of isolation related to the Covid-19 pandemic and the development of a distant (remote) culture in these conditions, which intensifies the development of digital communication technologies.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ DIGITAL В РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

CULTUROLOGy

ТЕХНОЛОГИИ DIGITAL В РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Смоликова Т.М.

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» доцент кафедры межкультурных коммуникаций и рекламы

кандидат культурологии, доцент докторант БГУКИ

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF DISTANCE CULTURE

Smolikova T.

Belarusian State University of Culture and Arts Associate Professor, Department of Intercultural Communication and Advertising

Candidate of cultural studies, associate professor doctoral student at BGUKI DOI: 10.5281/zenodo.7340749

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы адаптации современного человека в условиях изоляции, связанные с пандемией Covid-19 и развитием дистанционной (удаленной) культуры в этих условиях, которая активизирует развитие технологий digital-коммуникаций.

Abstract

The article deals with current issues of modern human adaptation in conditions of isolation related to the Covid-19 pandemic and the development of a distant (remote) culture in these conditions, which intensifies the development of digital communication technologies.

Ключевые слова: дистанционная культура, технология, digital, digital-коммуникации, цифровое достояние, инспирированные коммуникации.

Keywords: distance culture, technology, digital, digital-communications, digital treasure, inspired communications.

Современные технологии все больше воспринимаются мировым сообществом определяющей силой, многогранной культурной матрицей, которая преобразует исторические, политические, социально-экономические факторы, объединяет материальные и нематериальные ресурсы, создавая цифровое достояние.

Французский специалист по коммуникациям Мелани Дюлон де Росне под «цифровым достоянием» понимает подмножество общего, где ресурсы - это данные, информация, культура и знания, которые создаются и поддерживаются в сети. Мелани Д. Р. считает, что ресурсы разделены способами, которые избегают замкнутости и позволяют каждому получить к ним доступ [4].

Несмотря на распространённость и популярность «технология» - понятие неуловимое, оно соотносится как с материальными объектами (маши-

нами, оборудованием и т.д.), так и с более широкими темами - системами, методами, организациями. Технологии - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, которые, в конечном итоге, трансформируют сообщества и трансформируются сами. Технологии преобразуют окружающую действительность, природу вещей и культуру в целом.

Оксфордский словарь переводит понятие «digital» на русский язык в нескольких определениях:

■ в прилагательной форме - цифровой, пальцевидный, пальцеобразный, перстовидный, имеющий разряды;

■ в существительной - перст, палец, клавиша [5].

На графике продемонстрированы показатели запросов на использование понятия «digital» в период c 1880 по 2019 гг. [1] (рис. 1).

Рисунок 1 - Частота использования понятия «digital» в период с 1880 по 2019 гг.

История развития Ш^аЪкоммуникаций начи- Иоганном Гутербергом, в 1440 г. был изобретен пе-нается с XV века, когда немецким типографом чатный станок. С тех пор технологии продолжают

стремительно развиваться (рис. 2).

NJ CD

Cloud computing -

облачные вычисления становятся массовым трендом

Salesforce Chatter-

платформа, позволяющая осуществлять

онлайн коммуникации

(Pad -

популярный инструмент

для проведения

торговых презентаций

Мобильные

облачные

сервисы,

Социальные

сети

Технологии Больших Данных

Синергия BTL + SMM

Соцсети выходят на первый план как инструмент продвижения

Интернет-маркетинг делится на:

►branding-маркетинг -уэнаваемость+лоялыность •рег^огтапсе-маркетинг -целевое действие

<

INSTAGRAM

Прямые продажи, Для общения

выбирают месседжеры. Нативнзя реклама - самостоятельный формат

INSTAGRAM

Появляется storls.

Умная лента в соцсетяк.

Видеоконтент набирает обороты

<

TIKTOK

Набирает популярность. Мат-боты востребованы на

рынке. Интернет-реклама превосходит рекламу нэ TV

Появление подкасгон

Популярность а уди о фор ма тов:

• голосовой поиск;

' аудиореклама;

• голосовые помощники.

Популярность

деятельности блогеров, авторского контента

ТикТок - одна из самых популярный соцсетей. Переход Evern-индустрии в онлайн

Рост стоимости привлечения

Клиента

Clubhous - новая социальная сеть. И скусс теенный

интеллект в коммуникациях

Г

Облачные технологии

Е1одиа -разработчик ПО технологий для мониторинга деятел ьности компании

1999 г.

Иоганн Гутенберг

изобрел печатный пресс

- начало промышленного книгопечатания

Мобильный рынок

появление Blackberry и Palm Pilot, позволяющих заключать сделки и получать нужную информацию «на ходу»

2002 г.

Социальная сеть ЫпкесНп,

благодаря чему

65% торговых компаний нашли своих клиентов

Социальной сети Facebook,

позволившей 43% компаний найти своих клиентов.

YouTube -видеохостинг

для

продвижения продуктов и услуг в сети Интернет.

компании Sales 2.0

инновационные подходы к продажам, включая рекламу в соц. медиа

Социальная сеть Twitter,

позволившая 44% компаниям найти своих покупателей

Навыпуск I Phone

который становится незаменимым средством бизнес-коммуникаций

амер, компания создала удобный инструмент для автоматизации

маркетинга и осуществления тродаж на высоком профессиональном

уровне ^^

2006 г.

2003 г.

2004 г.

Александр Белл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изобрел телефон

создание мейнфрейма -

мощного компьютера с большим объемом оперативной и внешней памяти

голосовая почта

как способ передачи сообщений среди торговых представителей

портативные ПК

позволяют работать «на ходу»

Microsoft Power Point

выпуск программы фото/видео презентаций

V"

email маркетинг

как эффективная

технология в коммуникациях, продвижение товаров/услуг

Виртуальные встречи

с помощью сервисов WebEx и GoToMeeting коммуникации на расстоянии

Программное □ беспечение CRM

от Oracle, SAP. Microsoft, Siebel

1990 г.

Google

создание поисковой системы

1996 г.

Рисунок 2 - История развития digital-технологий с XI* no XXI вв.

о о

NJ

о

NJ M

Технологии неразрывно связаны с коммуникацией и информацией. Современное общество все больше становится зависимым от цифровых технологий - digital, которые участвуют в интерактивных системах, активно используются в дистанционной культуре коммуникаций.

Цифровая коммуникативная среда - новая технологическая среда, свойства которой позволяют справиться с возросшими потребностями общества [2, с. 47]. Глобальная пандемия COVID-19 еще больше способствовала дистанцированию, изменив условия работы, образования, досуга и жизни в целом для человека и общества. По данным американской транснациональной корпорации Google за 2020 год, в США количество просмотров контента увеличилось на 60%. Потребители во всем мире, оставаясь дома, стали проводить времени в приложениях на 20 % больше, чем в 2019 году. Кроме этого, 50 % потребителей в США заявили, что в марте 2020 года они активнее обычного использовали видео для общения с семьей и друзьями для того, чтобы не чувствовать себя одинокими. Популярный видеохостинг YouTube организовал контент «видео со мной», который позволяет сегодня людям коллективно обсуждать их повседневные задачи, получать виртуальную поддержку или помощь [3].

«Дистанционна культура» (удаленная культура) - понятие, которое сформировало образ жизни современного человека. Принятие такой формы развития, предполагает освоение знаний, убеждений и практик людей, взаимодействующих в цифровых средах удаленно (на расстоянии), прибегая к разнообразным видам digital-коммуникаций.

В современной дистанционной культуре важную роль играют технологии, которые обеспечивают коммуникации и сотрудничество - групповой обмен мгновенными сообщениями. Технологии digital-коммуникаций обладают мультимедийными, многоканальными возможностями, предоставляя визуальное/физическое присутствие и участие в открытом диалоге. Цифровое межкультурное общение, с использованием электронной почты, социальных сетей, мессенджеров и т.д., упрощают проблему языкового барьера по сравнению с личным общением, ускоряют обмен информацией, увеличивает количество людей, участвующих в культурно-разнообразной глобальной команде единомышленников. Поэтому с ростом технического прогресса появились новые профессии в коммуникациях (SMO-специалист, SMM-

менеджер, SEO-специалист, медиа-байер, блогер и т.д.). Инспирированные (вирусные) коммуникации усилили вовлеченность личности, стали формировать модели поведения, шаблонность мышления и породили условный набор образов, закрепляющих культурные стереотипы в дистанционной среде. Несомненно, дистанционная культура стала усиливать роль знаний в доминировании интеллектуального капитала, предложила разнообразие каналов digital-коммуникаций, расширила возможности выбора информации (интернет-поиск, мобильные приложения, социальные сети), сформировала «культуру участия», характеризующуюся способностью создавать и обмениваться контентом, опытом различных средств массовой информации, но, одновременно, внесла и дуплицирование коммуникации, обострила психологическую адаптацию личности, вызвав амбивалентные настроения во время изоляции (Covid-19), повысила спрос на ме-диаграмотность.

Список литературы

1. Использование понятия «digital» в Google книгах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.com/ngrams/graph?year_start=18 00&year_end=2019&corpus=26&smoothing=7&case _insensitive=on&content=digital&direct_url=t4%3B %2Cdigital%3B%2Cc0%3B0/o2Cs00/o3B%3Bdigital% 3B%2Cc0%3B%3BDigital%3B%2Cc0%3B%3BDIGI TAL%3B%2Cc0#t4%3B%2Cdigital%3B%2Cc0%3B %2 Cs0%3B%3B digital%3 B %2 Cc0%3B%3BD igital %3B%2Cc0%3B%3BDIGITAL%3B%2Cc0. - Дата доступа: 19.10.2022.

2. Сулейманов, М. Д. Цифровая грамотность / М. Д. Сулейманов, Н. С. Бардыго. - Москва: Креативная экономика, 2019. - 324 с.

3. Lopes da Silva, A.C. Digital Bridge: How we work and communicate in the digital age Digital Bridge: How We Work and Communicate in the Digital Age [Electronic Resource]. - Access mode: https://www.igi-global.com/chapter/the-digital-bridge/280446 - Access date: 05.11.2022

4. Mélanie Dulon de Rosnay Digital commons [Ressource électronique] / D.R. Mélanie. - Mode d'accès: . https://policyreview.mfo/concepts/digital-commons. - Date d'accès: 05.11.2022.

5. The Oxford English Dictionary [Electronic resource]. - Access mode: https://lan-guages.oup.com/google-dictionary-en/. - Access Date: 05.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.