Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: К ВОПРОСУ ВЫБОРА ONLINE ПЛАТФОРМЫ'

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: К ВОПРОСУ ВЫБОРА ONLINE ПЛАТФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИНХРОННЫЙ МЕТОД / АСИНХРОННЫЙ МЕТОД / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ВИДЕО-/АУДИОКОНФЕРЕНЦИЯ / МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бобровская Светлана Анатольевна

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании может сыграть решающую роль в предоставлении новых и инновационных форм поддержки, как процессу обучения, так и его участникам. Это имеет непосредственное отношение к дистанционному обучению, так как именно технологии обеспечивают непрерывность учебного процесса, позволяют сделать его инновационным, динамичным и эффективным. Выбор платформы для проведения online занятий может стать определяющим фактором, но не сиюминутным решением, полагаясь лишь на технические характеристики. В статье описан опыт работы с системами дистанционного обучения, который позволил оценить их преимущества и недостатки. Выбор платформы обусловлен ситуацией, целями и задачами определенного вида деятельности и курса в целом. Использование технологий предоставляет возможность использовать дистанционное обучение не только как дополнительный компонент учебного процесса, но и как самостоятельную форму обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING: THE CHOICE OF THE ONLINE PLATFORM

The use of information and communication technologies in education can play a crucial role in providing new and innovative forms of support to both the learning process and its participants. This is directly related to distance learning, since it is technologies that ensure the continuity of the educational process, make it innovative, dynamic and effective. Choosing a platform for online classes can be a determining factor, but not a momentary solution, relying only on technical characteristics. The article describes the experience of working with distance learning systems, which made it possible to evaluate their advantages and disadvantages. The choice of the platform is due to the situation, goals and objectives of a certain type of activity and course as a whole. The use of technologies provides the opportunity to use distance learning not only as an additional component of the educational process, but also as an independent form of training.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: К ВОПРОСУ ВЫБОРА ONLINE ПЛАТФОРМЫ»

®

www.volsu.ru

UDC 378.4 Submitted: 15.04.2021

LBC 74.480.26 Accepted: 15.06.2021

THE USE OF TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING: THE CHOICE OF THE ONLINE PLATFORM

Svetlana A. Bobrovskaya

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The use of information and communication technologies in education can play a crucial role in providing new and innovative forms of support to both the learning process and its participants. This is directly related to distance learning, since it is technologies that ensure the continuity of the educational process, make it innovative, dynamic and effective. Choosing a platform for online classes can be a determining factor, but not a momentary solution, relying only on technical characteristics. The article describes the experience of working with distance learning systems, which made it possible to evaluate their advantages and disadvantages. The choice of the platform is due to the situation, goals and objectives of a certain type of activity and course as a whole. The use of technologies provides the opportunity to use distance learning not only as an additional component of the educational process, but also as an independent form of training.

Key words: distance learning, e-learning, online mode, offline mode, e-library, virtual learning environment, video/audio conferencing, interactive learning methods.

УДК 378.4 Дата поступления статьи: 15.04.2021

ББК 74.480.26 Дата принятия статьи: 15.06.2021

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: К ВОПРОСУ ВЫБОРА ONLINE ПЛАТФОРМЫ

Светлана Анатольевна Бобровская

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании может сыграть решающую роль в предоставлении новых и инновационных форм поддержки, как процессу обучения, так и его участникам. Это имеет непосредственное отношение к дистанционному обучению, так как именно технологии обеспечивают непрерывность учебного процесса, позволяют сделать его инновационным, динамичным и эффективным. Выбор платформы для проведения online занятий может стать определяющим фактором, но не сиюминутным решением, полагаясь лишь на технические характеристики. В статье описан опыт работы с системами дистанционного обучения, который позволил оценить их преимущества и недостатки. Выбор платформы обусловлен ситуацией, целями и задачами определенного вида деятельности и курса в целом. Использование технологий предоставляет возможность использовать дистанционное обучение не только как дополнительный компонент учебного процесса, но и как самостоятельную форму обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, синхронный метод, асинхронный метод, электронная библиотека, виртуальная обучающая среда, видео-/аудиоконференция, методы интерактивного обучения.

Введение

о

8 Образование, особенно высшее, всегда & рассматривалось как ведущий фактор соци-о ального и экономического развития. Совре-© менное общество не исключение, так как по-

прежнему, в центре внимания находится человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений [4].

Стремительное развитие технологий, в свою очередь, делает образование более

доступным и эффективным, что в результате позволяет повысить уровень подготовки выпускников [1]. По мнению многих специалистов, актуальным является внедрение в систему высшего образования инновационного подхода, который предполагает использование новых методов, методик, форм, технологий, то есть введение элементов электронного - e-learning - (с помощью Интернета и мультимедиа) и дистанционного (на расстоянии, с использованием различных средств связи) обучения. Традиционные формы организации учебного процесса, такие как, лекции, семинары, лабораторные, практические занятия и т. д., в режиме online во многом отличаются от привычных занятий.

Форматы и сервисы

Дистанционное образование предполагает использование двух форматов: асинхронное (offline) и синхронное (online) обучение. Как показывает практика, именно комбинирование этих форматов позволяет сделать процесс обучения максимально эффективным [5].

При асинхронном обучении (с задержкой во времени) предоставление и получение информации осуществляется при помощи сервисов электронной почты (как правило, корпоративной) и электронной библиотеки. Использование сервисов электронной почты позволяет:

- реализовать дифференцированный подход к обучению;

- предоставлять необходимый учебный материал, в формате Word, PDF и др., или ссылки на соответствующий интернет-ресурс;

- осуществлять рассылку заданий, комментариев к проверенным работам;

- отвечать на вопросы обучающихся;

- проводить тестирование;

- обсуждать орг. вопросы.

С помощью сервиса электронной библиотеки можно воспользоваться необходимой литературой (книги, документы, публикации и т. д.) для самостоятельной работы:

- подготовки к занятию, тестированию;

- выполнению проекта;

- написанию научной работы.

Синхронный формат предполагает присутствие и общение преподавателя и студента в режиме реального времени. Для этого, в первую очередь, необходимо определиться с выбором СДО (система дистанционного обучения), интернет-платформы, которая позволит грамотно организовать процесс обучения.

Интернет-платформы: преимущества и недостатки

Существует множество СДО, выбор которых обусловлен целями и задачами курса или направления подготовки в целом. Имея опыт работы с разными платформами, можно сказать, что каждая имеет как преимущества, так и недостатки [2].

Виртуальная обучающая среда Moodle -это платформа для разработки образовательных сайтов. Внутри сайта возможно создание отдельных курсов и уроков с материалом, готовым к использованию, что и является одним из преимуществ. Единожды войдя в систему, у студента есть возможность ознакомиться с необходимым материалом (например, прикрепленным учебником), получить задание, а после, выполнив его, прикрепить ответ и получить оценку и комментарии преподавателя. Эта система позволяет заполнять анкеты, вести журнал выполненных работ, использовать новые виды образовательной деятельности, такие как тесты Hot Potatoes, обсуждение в Форуме и совместное редактирование. У преподавателя появилась возможность отслеживать процесс самостоятельной работы студента, а у студента - возможность получить объективную оценку.

Очевидно, что Moodle имеет целый ряд преимуществ:

- доступность, безопасность, гибкость системы;

- развивающее, интерактивное обучение;

- индивидуализация;

- доступность, наглядность, вариативность информации;

- многократное повторение;

- самоорганизация;

- асинхронное и синхронное общение;

- объективная оценка знаний.

Следует отметить ряд недостатков, которые снижают эффективность работы системы:

- повышенные требования в производительности компьютера;

- снижение скорости при большом количестве участников;

- ограничен размер документа / ресурса;

- недостаток взаимодействия участников;

- возможности оценки знаний ограничены.

Несмотря на все существующие недостатки, Moodle остается самой популярной системой дистанционного образования, как в России, так и за рубежом. Очевидно, что использование Moodle зависит от определенной ситуации, ваших целей и запросов.

Программа Zoom - это платформа для организации видеоконференций.

Как основное преимущество этой платформы следует отметить возможность группового общения, есть возможность проведения видеоконференций до 100 участников. Такая опция, как Запись видеоконференции может быть актуальна для проведения лекций. Также стоит отметить простоту и доступность системы, программа существует как отдельное приложение для компьютера, есть версии для смартфонов, что позволяет пользоваться Zoom в любой момент на любом устройстве. Особенностью Zoom является использование виртуальной доски, что позволяет не только преподавателю объяснять материал, но и студенту работать «у доски». Можно включать демонстрацию не всего экрана, а отдельного окна, при этом можно писать поверх изображения, то есть преподаватель или студенты могут в процессе занятия делать пометки в пособиях и учебниках.

Самый большой недостаток приложения - оно платное, а бесплатный тариф имеет ограниченное время видеоконференции - до 40 минут. По истечении этого времени конференцию нужно создавать заново, переходить на платный тариф или устраивать перемену. Часто отключение случается во время обсуждения, что нарушает ход занятия.

Платформа, которая на данный момент является нашим приоритетом, это Discord,

популярное приложение для группового чата, изначально разработанное для геймеров как место для общения и создания сообщества. Discord состоит из серверов, каждый из которых может иметь несколько каналов (текстовый и голосовой) и посвящен отдельной теме. Доступ к серверу можно получить только по приглашению, каналы, в свою очередь, могут быть публичными или закрытыми, например, организованы по группам или предметам (см. рис. 1).

В ходе занятия с использованием голосового канала возможно включение функции Go Live, которая позволяет транслировать изображение экрана преподавателя. Во время трансляции можно вести дискуссию, демонстрировать видео из приложения, размещать наглядный материал, проводить тестирование (см. рис. 2). Студенты могут выполнять задания как устно, так и письменно, прикрепив ответ в чате. Кроме того, текстовый и голосовой чаты можно использовать для демонстрации презентаций с синхронным комментарием. Данная платформа также может быть использована для проведения видеоконференций, что широко используется при проведении лекций, практических занятий, зачетов и экзаменов. Полезной функцией является автоматическое включение микрофона в момент присоединения к конференции, что позволяет исключить наличие лишнего шума. В связи с эпидемией коронавируса разработчики увеличили количество участников в одной конференции с 10 до 50, и благодаря этому Discord стал одной из лучших платформ для online обучения.

Итак, среди бесспорных преимуществ Discord следует отметить:

- отсутствие платы;

- закрытый доступ (приглашение);

- современный и понятный интерфейс;

- доступ через интернет-браузер с использованием ПК или любого мобильного устройства, включая смартфон;

- приложение потребляет мало ресурсов и довольно лояльно к скорости [2].

Объективности ради следует отметить один недостаток - нельзя загружать файлы объемом более 8 Мб.

m

bts

+

О

GE 2 sbobrovska class

Приключение начинается. Давайте добавим друзей!

Пригласить людей

ТЕКСТОВЫЕ КАНАЛЫ

# ланб-201

# ланб-191

> ГОЛОСОВЫЕ КАНАЛЫ А Основной А

+ А* О

,i| Голосовая связь под|

е

Основной / GE 2 sbobrovs...

■> Видео ф Экран

■I svetlana

fC »3644

ff ланб-201

m

^ Дп Поиск

- □ X

а а о

А m

svetlana 20.11.2020

Wr¡ting_-_descr¡b¡nK_a_person.docx

svetlana 20.1U020

svetlana 20.11.2020 p.140 5.2

£ Q O

svetlana 20.11.2020 p.143 8.2

o

Ш ti?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROFESSOR—1

ff^J svetlana Ф

В СЕТИ—10

fe *

m

m

%

То

НЕ В СЕТИ—59

f a_rinas5 (Тищенко А_

Рис. 1. Сервер GE (General English), созданный для on-line занятий по английскому языку (направление подготовки «Лингвистика»; дисциплина «Практический курс первого иностранного языка»;

1-й курс (ЛАНб-201) и 2-й курс (ЛАНб-191))

|J| GE 2 sbobrovska class v ff ланб-191

& Поиск

О. □ О

Приключение начинается. Давайте добавим друзей!

svetlana 16.112020

m| svetlana iä

ИЗ Демонстрирует свой экран

Пригласить людей

' ТЕКСТОВЫЕ КАНАЛЫ

ft ланб-201

> ГОЛОСОВЫЕ КАНАЛЫ Ц Основной

International Student Е... ф

.|| Голосовая связь под1 . х

Основной/GE 2 sbobrovs...

Ш Видео ^ Экран

m svetlana

^gс »3644

* п О

18 ноября 2020 г..-

svetlana 18.11.2020

Ш ф

Alex Vshivtseva

Alina lüirustaleva

Рис. 2. Размещение заданий в текстовом чате, демонстрация видео из приложения

Актуальность

и перспективы использования дистанционного обучения

Дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость, эффективность и востребованность, в результате чего спектр областей его применения максимально расширился [3]. Являясь формой обучения, базирующейся на использовании традиционных и новых информационных технологий и технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, а также диалогового общения между преподавателем и обучающимся, ДО может выступать не только как дополнительное средство интенсификации учебного процесса, но и являться самостоятельной формой обучения. Так к перспективным областям ее применения можно отнести:

- повышение квалификации кадров по определенным специальностям;

- подготовка обучающихся к разного рода тестированиям;

- профильное обучение;

- дополнительное образование;

- профессиональную переподготовку кадров;

- экскурсионную деятельность;

- социальную поддержку.

Заключение

Таким образом, ДО может рассматриваться как новая форма организации обучения, одним из преимуществ которой является ее технологичность. С точки зрения методики, использование технологий способствует существенному развитию профессиональных навыков, навыков работы с компьютером и повышению мотивации к обучению. Инновационные технологии, обладая потенциалом глобальной интерактивности и неограниченной возможности продолжения обучения, являются важной составляющей современного образования, которое придает большое значение международному сотрудничеству, открывает новые возможности работы, обучения и разрешения всевозможных проблем. Благодаря использованию современных ДО технологий передаваемая информация представляется яркой и динамичной, что позволяет не только реализовать инновационный подход в образо-

вательной среде, бесспорно повышая эффективность учебного процесса, но и дает возможность предоставления комплекса дополнительных услуг широким слоям населения.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Андреев, А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» / А. А. Андреев. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://v-school.narod.ru/E-LEARN/RAB-MAT/andreev-pon_do.htm (дата обращения: 03.12.2020). - Загл. с экрана.

2. Лучшие программы для дистанционного обучения. - 2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://nastroyvse.ru/programs/rating/luchshie-programmy-dlya-distancionnogo-obucheniya.html. - Загл. с экрана.

3. Шаров, В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство / В. С. Шаров // Известия РГТУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 236240. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo (дата обращения: 03.12.2020). - Загл. с экрана.

4. Shamne, N. L. Translation Projects Management - Innovative Decisions in Training Students-Translators / N. L. Shamne, E. Yu. Malushko, A. N. Shovgenin // Artium Magister. - 2018. - Vol. 18, № 1. - P. 58-64.

5. Thorp, H. H. Engines of Innovation: The Entrepreneurial University in the Twenty-First Century / H. H. Thorp, B. Goldstein. - Chapel Hill : University of North Carolina Press, 2010. - 184 p.

REFERENCES

1. Andreev A.A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «distantsionnoe obuchenie» [On the Definition of Distance Learning]. URL: http://v-school. narod.ru/E-LEARN/RAB-MAT/andreev-pon_do.htm (accessed 3 December 2020).

2 Luchshie programmy dlya distancionnogo obucheniya [The Rating of Programs for Distance Learning], 2020. URL: https://nastroyvse.ru/programs/ rating/luchshie-programmy-dlya-distancionnogo-obucheniya.html (accessed 15 January 2021).

3. Sharov VS. Distantsionnoe obuchenie: forma, tekhnologiya, sredstvo [Distance Learning: Form, Technology, Tool]. Izvestiya RGTU im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2009, no. 94, pp. 236-240. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo (accessed 3 December 2020).

4. Shamne N.L., Malushko E.Yu., Shovgenin A.N. Translation Projects Management - Innovative Decisions in Training Students-Translators. Artium Magister, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 58-64.

5. Thorp H.H., Goldstein B. Engines of Innovation: The Entrepreneurial University in the Twenty-First Century. Chapel Hill, University of North Carolina Press, 2010. 184 p.

Information About the Author

Svetlana A. Bobrovskaya, Assistant, Department of English Philology, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, sbobrovska@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2079-2549

Информация об авторе

Светлана Анатольевна Бобровская, ассистент кафедры английской филологии, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, sbobrovska@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2079-2549

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.