Научная статья на тему 'Технологическое обучение реальный путь компенсации недоразвитий у детей с речевой патологией'

Технологическое обучение реальный путь компенсации недоразвитий у детей с речевой патологией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовцев А. Н., Соколова Е. М.

технологическое обучение реальный путь компенсации недоразвитий младших школьников с речевой патологией Ростовцев А.Н., Соколова Е.М. В данной статье рассматривается технологическое обучение младших школьников с патологией речевого развития. Приводятся теоретические и практические доказательства того, что технологическое обучение влияет на развитие функциональных способностей детей. Исследование раскрывает сущность понятия «компенсация», ее виды, а также необходимость создания программы по курсу «Технология» для младших школьников с нарушениями речи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическое обучение реальный путь компенсации недоразвитий у детей с речевой патологией»

А.Н. Ростовцев, Е.М. Соколова. Технологическое обучение - реальный путь компенсации..

курса общей физики. Например, раздел электростатики - один из важнейших разделов физики, так как в нем закладываются такие фундаментальные понятия, как поле с его характеристиками (напряженность, потенциал), связь поля с зарядами и др., которые пронизывают весь последующий курс электродинамики. Исследования, проведенные авторами [5, 6], показывают, что этот раздел усваивается очень часто формально и, следовательно, неглубоко, некачественно. Так, студенты хорошо знают основные законы и формулы электростатики (90 %), но, применяя эти знания для решения задач, испытывают трудности. Причина такого формального усвоения, по мнению авторов, кроется в

недостаточности и логической разобщенности материала. Поэтому они предлагают привлечение дополнительного материала, логически объединяющего все известные теоремы электростатики и тем самым облегчающего и углубляющего понимание данного вопроса и его практическое применение.

Без усвоения физических понятий нельзя говорить о физическом образовании. Система физических понятий неразрывно связана с пониманием физической сущности того или иного явления. Поэтому неверно сформулированная в учебном пособии теорема или неясные рассуждения автора приводят к формированию у студентов искаженных представлений по ряду важных вопросов.

Литература

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2005.

2. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.

3. Наумов А.И. Профессиональная направленность курса теоретической физики в педагогических институтах: содержание и структура: Учеб. пос. М., 1987.

4. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М., 1983.

5. Аль-Таравна С.Н. Особенность методики изложения сущности производных электромагнитного поля // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз: Сб. аннот. докл. II Междунар. науч.-метод. конф. М., 2000.

6. Борисенок С.В. Современный подход к моделированию в курсе теоретической физики в педагогических университетах // Физическое образование в вузах. 2004. Т. 10. № 3.

А.Н. Ростовцев, Е.М. Соколова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - РЕАЛЬНЫЙ ПУТЬ КОМПЕНСАЦИИ НЕДОРАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

В последние годы значительно выросло число детей с различными отклонениями в развитии, в том числе с патологией речи. В то же время необходимость жить в современном сложном и неоднозначном социуме ставит и здорового ребенка, и ребенка с нарушениями в развитии перед проблемой «нахождения себя» одновременно в различных типах деятельности и социальных общностей. Поэтому школа должна организовывать свою деятельность таким образом, чтобы помочь любому ребенку адаптироваться к условиям жизни, обеспечить развитие его индивидуальных способностей, компенсировать недоразвитие некоторых функциональных систем. Компенсация нарушенных функций (возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций) может быть внутрисистемной и межсистемной. Внутрисистемная компенсация достигается при замеще-

нии поврежденных нервных элементов активностью сохранных. Межсистемная компенсация связана с перестройкой деятельности функциональных систем. Базовый исходный уровень компенсации -адекватная сенсорная стимуляция, которая активизирует восстановительные процессы в проекционном отделе анализатора и в ассоциативных и неспецифических образованьях мозга, механизмы деятельности которых связаны с восприятием.

Нами исследовалась возможность компенсации нарушенных функций учащихся с недоразвитием речи посредством технологического обучения. У таких детей нарушено восприятие разных модальностей (зрительное, аудиальное), а следовательно, и перцептивно-когнитивные способности. Поэтому фактором компенсации в процессе технологического обучения будет замена нарушенных нейрофизиологических механизмов сохранными в условиях оптимального предъявления зрительной и аудиальной

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА

информации об изучаемых технологических объектах [1]. Стимулы с оптимальными характеристиками мобилизуют сохранные сенсорные (сенсомоторные) механизмы и тем самым способствуют компенсации нарушений различимости признаков изучаемых технологических объектов (создание перцептивных полей с оптимальными пространственными и временными характеристиками: пространственная структура, степень расчлененности изображения, время экспозиции) [1].

Исправление дефекта речевого недоразвития в процессе технологической деятельности служит процессуальным компонентом технологического обучения, а целевым компонентом - формирование технологических ЗУНов и развитие функциональных способностей ребенка в деятельности [2]. Кроме того, именно технологическое обучение способствует формированию и развитию психомоторных навыков, а следовательно, является важным компонентом коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, успешное становление которых опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений [3].

Специальные коррекционные образовательные учреждения (СКОУ) для детей с речевыми нарушениями имеют относительно однородный состав учащихся с примерно одинаковым уровнем развития. Разработанная и апробированная нами программа технологического обучения, ориентированная на состав учащихся с речевым недоразвитием, уровень их психофизического состояния, обеспечила большую эффективность учебного процесса в ходе эксперимента, стала составной частью коррекционно-развивающего обучения. В программе также были учтены рекомендуемые логопедом лексические темы. Результаты 6-летней опытно-экспериментальной работы в СКОУ г. Новокузнецка подтвердили гипотезу о том, что в процессе овладения технологическими знаниями, умениями продуктивных видов деятельности происходит значительное развитие компенсирующих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

У детей формируются не только теоретические знания, опыт субъекта трудовой деятельности, но и активно развивает функциональные механизмы восприятия, отдельные свойства психосистем, развивается общая и мелкая моторика, слуховая и кинесте-зическая ориентировка, зрительное восприятие. Ребенок учится анализировать форму и строение предмета, обращает внимание на материал, из которого он изготовлен, на его характерные особенности. Развитие слуховой ориентировки происходит посредством обращения внимания детей на звуки,

возникающие при резании бумаги, картона, при разметке и различной технологической обработке изделий. Кинестезическая ориентировка осуществляется с помощью кожных и суставно-мышечных рецепторов, происходит регуляция силы нажима на инструменты, силы и соразмеренности движений. При решении технологических задач, выполнении разнообразных операций изготовления изделия развиваются умения быстро воспринимать сигналы. Учащиеся учатся концентрировать внимание, переключать его, удерживать. Технология является активным средством развития мышления, так как она наполнена политехническими знаниями, которые развивают умственные способности чрезвычайно многогранно [3]. В процессе технологической деятельности дети усваивают различные технические понятия, познают свойства материалов и инструментов, продумывают организацию рабочего места, осмысливают последовательность технологических операций, осуществляют самоконтроль. Знания, полученные учащимися в результате активного воздействия на функциональные механизмы восприятия, более прочно сохраняются в памяти. Положительный результат в работе способствует эмоциональному настрою и воспитанию эмоционально-волевых качеств личности. Систематическая технологическая деятельность укрепляет мышцы и скелетную систему, усиливает кровообращение и дыхание, так как работающие мышцы (в процессе продуктивной деятельности) требуют усиленного поступления крови, необходимой для питания мышечных клеток.

В качестве механизма управления процессом формирования опыта деятельности у младших школьников с нарушениями речи была разработана система методов и приемов обучения.

Результаты обучения в ходе эксперимента выявили положительную динамику развития детей с нарушением речи. По таксономии В.П. Симонова степень освоения содержания составила 7-8 баллов в уровнях сформированности ЗУНов по овладению инструментами, сформированности опыта субъекта трудовой деятельности, качества продукта деятельности. Данный уровень является высоким для детей с нормальным развитием и тем более для детей с психоречевыми нарушениями.

Таким образом, эффективность формирования технологических ЗУНов у детей с речевой патологией коррелирует с развитием компенсаторных способностей. Это подтверждается высоким коэффициентом корреляции между развитием операционных действий и операционной и моторной памяти, между развитием операционных действий и наглядно-действенным мышлением.

Н.А. Артеменко. Развитие креативных способностей специалистов как одно..

Литература

1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функции и их физиологическое обоснование. М., 1959.

2. Ростовцев А.Н. Диагностические исследования - «Коррекционный инструментарий» в обучении детей с нарушениями речи // Наука и педагогическое образование в III тысячелетии (состояние и проблемы технологического образования). Новокузнецк, 2002.

3. Хохлова М.В. Формирование опыта субъекта трудовой деятельности младших школьников в процессе обучения «Технологии»: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Брянск, 2004.

Н.А. Артеменко

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Томский государственный педагогический университет

Характеристики поведения будущего учителя, связанные с развитием у обучающихся креативности, представляют значительный интерес в контексте проблемы педагогической инновационной деятельности [1].

Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса. Он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма, педагогического мастерства, вести творческий поиск нового, уметь анализировать свою деятельность, видеть имеющиеся недостатки. В своей педагогической деятельности учитель обязательно включается в креативный процесс, который актуализируется в креативном результате.

Все вышеперечисленные положения учтены в разработанной автором программе курса «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» для студентов специальности 032900 «Русский язык и литература». В рамках этого курса в числе других рассматриваются вопросы преподавания русского языка и литературы в профильных школах и классах; вопросы индивидуализации методической помощи ученику во внеурочное время; изучаются нормативные документы, касающиеся модернизации российской системы образования, методы обучения и контроля и т.п.

При изучении указанных тем основной организационной формой практических занятий является диалог.

Диалог присутствует в структуре каждого учебного занятия при изучении названного курса. Фрагменты диалога используются и на лекционных этапах занятий. Именно диалог выступает единственной стратегией взаимодействия между студентами, студентами и преподавателем с переходом от наиболее простых форм «внешней» диалогизации к более

сложным, «внутренним». Мы исходим из того, что студенты должны иметь возможность проявить себя в полилоговом размышлении, презентовать свою актуальную систему ценностей в диалоговом пространстве, апробировать признанные ценности во взаимодействии с другими; ведь ценностное знание требует не столько запоминания-воспроизведения, сколько понимания, разноплановой интерпретации, соотнесения с личностными смыслами, развития отношения к знанию как ценности.

Большое значение в работе имеет диалоговая позиция преподавателя как позиция сомнения, поиска, проблематизации, неоднозначности знания. Основной формой диалога выступает учебная дискуссия. На начальном этапе в основном организовывались позиционные дискуссии, в которых каждая подгруппа студентов, участвующая в дискуссии, выполняет определенную «роль» (студент, абитуриент, разработчик концепции, учитель, родитель и др.). Проведение здесь предваряется тщательной подготовкой, определением вопросов, распределением позиций, «ролей». Дискуссии, создающие пространство диалога, позволяют выявить многообразие ценностных позиций студентов по обсуждаемому вопросу (проблеме), в целом обеспечивают формирование опыта выражения ценностного отношения и способность мыслить креативно. Формирование последней основано на использовании разработанной нами технологии проектирования программ элективных курсов с учетом адаптации содержания, методов, форм образования к особенностям ученика и максимальной ориентации на самостоятельную деятельность или работу в малой группе.

Классификационные параметры предлагаемой нами технологии: по уровню применения - общепредметная, по философской основе - деятельностно-ориентированная, по характеру содержания и структуре - гуманистическая, по подходу к сту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.