Научная статья на тему 'Технологический тренинг как инструмент повышения эффективности труда'

Технологический тренинг как инструмент повышения эффективности труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ЛИЧНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горохов Алексей Юрьевич, Макаров Юрий Васильевич

Технологическая оптимизация социально-психологического тренинга является составной частью единого целостного процесса технологизации всех сфер социальной деятельности, включая экономику, политику, науку, образование и самого человека. Как одна из новых областей практической социальной психологии она обусловлена, с одной стороны бурным развитием технологий, в том числе в сфере человеческих отношений, с другой недостаточным уровнем развития той области практической социальной психологии, которая связана с формами и методами технологического обеспечения психологических тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологический тренинг как инструмент повышения эффективности труда»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.6

Горохов Алексей Юрьевич,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

nilus 1@rambler.ru Макаров Юрий Васильевич, кандидат психологических наук,доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА

Аннотация

Технологическая оптимизация социально-психологического тренинга является составной частью единого целостного процесса технологизации всех сфер социальной деятельности, включая экономику, политику, науку, образование и самого человека. Как одна из новых областей практической социальной психологии она обусловлена, с одной стороны - бурным развитием технологий, в том числе в сфере человеческих отношений, с другой - недостаточным уровнем развития той области практической социальной психологии, которая связана с формами и методами технологического обеспечения психологических тренингов.

Ключевые слова

Психологический тренинг, технологический тренинг; личность; активность, эффективность труда, мотивационные установки, тренинговые технологии.

Annotation

Technological optimization of socio-psychological training is an integral part of a single, integrated process of technological development in all spheres of social activity, including economics, politics, science, education, and the individual himself. As one of the new areas of practical social psychology, it is due, on the one hand, to the rapid development of technologies, including in the sphere of human relations, on the other hand, to an insufficient level of development of that field of practical social psychology that is associated with the forms and methods of technological provision of psychological training.

bywords

Psychological training, technological training; Personality; Activity, efficiency of work, motivational installations, training technologies.

Обоснование исследовательского подхода к изучению эффективности использования технологического тренинга, как инструмента повышения производительности труда позволяет создать новую теоретико-практическую модели использования психологического тренинга в профессиональной деятельности.

Конкретный психологический смысл показателей эффективности определяется характером и целями процесса функционирования системы, ее качеством, а также внешними воздействиями.

Проблема эффективности тренингов достаточно актуальна в настоящее время и привлекает внимания учёных.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

Новая теоретико-практическая модель оптимизации психологического тренинга опирается на работы Г.Л. Исуриной, В. Ю. Большакова, Н.Ю. Хрящевой, И.В. Вачкова, Л. Джуэлла, Л.Г. Почебут, Е.В. Сидоренко, В.А. Чикер и др.

Исследования в этой теме мы находим в работах: Панфёрова В.Н, Вачкова И.В, Макшанова С.И., Макарова Ю.В., Горохова А.Ю., Панфёрова В.Н., которые, в разное время, обращали большое внимание на значение различных составляющих профессионального поведения личности.

Сложность проблемы состоит в том, что многообразие видов тренинга, основанных на различных теоретических подходах, рождает и многообразие релевантных критериев его оценки.

Методологическое обоснование технологического подхода к тренингу можно найти в работе Г.М.Андреевой, которая рассматривает эту проблему через призму единства и противоположности технического и гуманитарного знания.

На наш взгляд, «Тренинговая технология - это совокупность последовательных, научно обоснованных модулей и процедур, направленных на оптимизацию процессов тренинга с целью повышения его эффективности».

На наш взгляд, главное условие эффективности - это оптимальность и структурирование процессов, происходящих на тренинге.

Для разрешения данной проблемы, как одному из факторов повышения эффективности мы предлагаем использовать психологическую коррекцию в процессе проведения тренинга.

Эмпирическое изучение влияния тренинга на профессиональную эффективность имело комплексный характер и включало в себя сочетание описательного, сравнительного и факторного исследования.

Основные принципы тренинговых технологий:

1. Принцип концептуальности.

Концептуальность тренинговой технологии предполагает, что каждой тренинговой технологии должна быть присуща опора на определенную парадигму психологической концепции личности. К основным парадигмам тренинговых технологий, как указывает Е.А.Леванова, можно отнести следующие:

- психоаналитическая парадигма;

- бихевиоральная парадигма;

- гештальт - парадигма;

- гуманистическая парадигма;

- смешанная парадигма (эклектическая, вобравшая в себя элементы всех указанных парадигм). [Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. - СПб.: Питер, 2011. С.7].

2. Принцип системности.

Этот принцип означает, что тренинговая технология обладает:

- целостностью, под которой понимается совпадение целей тренинговой технологии с достигнутыми результатами;

- структурностью, т.е. наличием устойчивых и существенных связей между элементами (процедурами тренинговой технологии )

- взаимосвязью тренинговой технологии (как подсистемы) с внешней средой (под которой понимается тренинг в целом, выступающий по отношению к тренинговой технологии как целая система);

- иерархичностью и субординацией: тренинговая процедура «подчиняется» тренинговому модулю, тренинговый модуль «подчиняется» тренинговой технологии.

3. Принцип развития.

Тренинговая технология развивается и совершенствуется на основе достижений теории и практики проведения тренингов.

4. Принцип выраженности социально-психологической сущности и природы тренинговой технологии.

Означает принятие постулата о её социально-психологической сущности и природе, так любой тренинг

есть единство и взаимодействие личности и группы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

5. Принцип единства и последовательности обучающей, корректирующей и развивающей сторон тренинговой технологии.

Суть этого принципа в том, что эффективность проведения тренинга может быть достигнута на основе единства и последовательности обучающего, корректирующего и развивающего воздействия на личность и группу в целом.

6. Принцип субъект-субъектного взаимодействия членов тренинговой группы в процессе проведения тренинговой технологии.

Предполагает направленность на воссоздание на тренинге отношений доброжелательности, открытости, конгруэнтности коммуникации в группе.

7. Принцип диалектического единства стереотипного и творческого.

Тренинговая технология, с одной стороны, представляет собой совокупность стандартизированных процедур и действий, с другой - выбор этих процедур и действий, осуществление их на практике есть творчество и степень его зависит от креативности и личностных особенностей как ведущего тренинговой группы, так и участников тренинга.

8. Принцип модульности.

На наш взгляд, главное условие эффективности - это оптимальность и структурирование процессов, происходящих на тренинге.

Авторская модель тренинговой технологии социально-психологического технологического тренинга развития личности представляет собой реализацию на практике теоретико-методологических основ социально-психологических тренингов.

Список использованной литературы:

1. Makarov Yu. V., Gorokhov A.Yu. Motivational and semantic characteristics of the deputy personality ready for training innovations

В сборнике: science, technology and higher education materials of the iv international research and practice conference, westwood, canada, january 30, 2014. Strategic studies institute. 2014. С. 381-383.

2. Макаров Ю.В., Горохов А.Ю. Психологический тренинг как механизм развития профессионально значимых качеств депутатов муниципальных образований. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. С. 212-216.

© Горохов А.Ю., Макаров Ю.В., 2017

УДК 159.9

Гриднева Алёна Андреевна

аспирант кафедры клинической и генетической психологии ТГУ, психолог ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской обл.

г.Томск, РФ E-mail: a_mia@ngs.ru Мещерякова Эмма Ивановна профессор кафедры генетической и клинической психологии ТГУ

г.Томск, РФ E-mail: mei22@mail.ru

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПРЕВЕНЦИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ УИС)

Аннотация

В статье рассмотрены методологические основания использования приборов аудиовизуальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.