Научная статья на тему 'Аудиовизуальная превенция стрессовых состояний сотрудников экстремальных профессий (на примере сотрудников УИС)'

Аудиовизуальная превенция стрессовых состояний сотрудников экстремальных профессий (на примере сотрудников УИС) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СОТРУДНИКИ УИС / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гриднева Алёна Андреевна, Мещерякова Эмма Ивановна

В статье рассмотрены методологические основания использования приборов аудиовизуальной стимуляции в превенции стрессовых состояний сотрудников УИС и результаты апробации программ аудиовизуальной превенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гриднева Алёна Андреевна, Мещерякова Эмма Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальная превенция стрессовых состояний сотрудников экстремальных профессий (на примере сотрудников УИС)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

5. Принцип единства и последовательности обучающей, корректирующей и развивающей сторон тренинговой технологии.

Суть этого принципа в том, что эффективность проведения тренинга может быть достигнута на основе единства и последовательности обучающего, корректирующего и развивающего воздействия на личность и группу в целом.

6. Принцип субъект-субъектного взаимодействия членов тренинговой группы в процессе проведения тренинговой технологии.

Предполагает направленность на воссоздание на тренинге отношений доброжелательности, открытости, конгруэнтности коммуникации в группе.

7. Принцип диалектического единства стереотипного и творческого.

Тренинговая технология, с одной стороны, представляет собой совокупность стандартизированных процедур и действий, с другой - выбор этих процедур и действий, осуществление их на практике есть творчество и степень его зависит от креативности и личностных особенностей как ведущего тренинговой группы, так и участников тренинга.

8. Принцип модульности.

На наш взгляд, главное условие эффективности - это оптимальность и структурирование процессов, происходящих на тренинге.

Авторская модель тренинговой технологии социально-психологического технологического тренинга развития личности представляет собой реализацию на практике теоретико-методологических основ социально-психологических тренингов.

Список использованной литературы:

1. Makarov Yu. V., Gorokhov A.Yu. Motivational and semantic characteristics of the deputy personality ready for training innovations

В сборнике: science, technology and higher education materials of the iv international research and practice conference, westwood, canada, january 30, 2014. Strategic studies institute. 2014. С. 381-383.

2. Макаров Ю.В., Горохов А.Ю. Психологический тренинг как механизм развития профессионально значимых качеств депутатов муниципальных образований. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. С. 212-216.

© Горохов А.Ю., Макаров Ю.В., 2017

УДК 159.9

Гриднева Алёна Андреевна

аспирант кафедры клинической и генетической психологии ТГУ, психолог ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской обл.

г.Томск, РФ E-mail: [email protected] Мещерякова Эмма Ивановна профессор кафедры генетической и клинической психологии ТГУ

г.Томск, РФ E-mail: [email protected]

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПРЕВЕНЦИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ УИС)

Аннотация

В статье рассмотрены методологические основания использования приборов аудиовизуальной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

стимуляции в превенции стрессовых состояний сотрудников УИС и результаты апробации программ аудиовизуальной превенции.

Ключевые слова

Организационный стресс, здоровьесбережение, сотрудники УИС, аудиовизуальная стимуляция,

адаптационный потенциал, жизнестойкость.

Проблема влияния экстремальной деятельности на личностные особенности представителей этой деятельности (А.М. Чирков, В.Л. Зубарев, Е.В. Василенко) носят сложный характер и требует разностороннего изучения. В.Л. Зубарев и А.М. Чирков выделяют факторы экстремальной деятельности, обусловливающие стресс: экстремальные профессионально-психологические факторы (опасность, риск, внезапность, дефицит времени, неопределенность, новизна, высокие нагрузки, чрезмерная ответственность) и экстремальные морально-психологические факторы (агрессивность, наличие криминального элемента и т.д.). Деятельность сотрудников УИС как представителей экстремальных профессий происходит в условиях истощающего психоэмоционального стресса, связанного с постоянной психологической напряженностью в профессиональной деятельности, детерминированной взаимодействием с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, подавляющее большинство из которых имеют психические аномалии и девиации и нестабильное эмоциональное состояние, условиями труда, связанными с ограничениями в перемещении по территории учреждений, ограничениями в использовании личных вещей, строго регламентированной нормативными документами деятельностью и прочее.

Сохранение психического, психологического и психофизиологического здоровья сотрудников УИС является актуальным с точки зрения самих сотрудников, профессиональной деятельности психологов пенитенциарной среды, а также с точки зрения общественной безопасности и повышения эффективности исполнения наказаний и изолирования социально-опасных индивидов. Наиболее значимыми личностными характеристиками (выявлено в результате психологической диагностики) при формировании здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ в условиях психологического обеспечения деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ориентированных на адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональных условиях деятельности, являются полная идентификация с профессиональной деятельностью (частичная утрата идентификации с другими социальными группами: гендерная идентификация, идентификация с семейной ролью и т.д.), а также установка на профессионально-желательные ответы и отсутствие откровенности в работе с психологом, отсутствие мотивации на сбережение здоровья, что связано с наличием дезадаптивных взаимосвязей между высоким уровнем профессиональной успешности и затратами внеурочного времени на осуществление профессиональных функций.

Среди современных средств психокоррекционного воздействия, учитывающих указанные особенности личности сотрудников, можно выделить средства аудио-визуальной психокоррекции [1]. Аудиовизуальная стимуляция (АВС, auditory visual stimulation, AVS) — метод, при котором изменение функционального состояния ЦНС достигается за счет воздействия периодическими импульсами света (вспышки) на зрительный анализатор (глаза) и звука (шелчки или бинауральные биения) на слуховой анализатор (уши). Речь идет об аудио-визуальных воздействиях с частотными параметрами, совпадающими с тем или иным ритмическим диапазоном ЭЭГ. В зарубежной литературе среди таких методов выделяются метод «синхронизации мозговых волн» (Brain Wave Synchronization), применяемый для нелекарственной коррекции состояний тревожности и стресса, и метод «аудио-визуального вовлечения» (Audio-Visual Entrainment), используемый для коррекции многих аффективных расстройств. Подобные лечебные воздействия называются аудио-визуальной, сенсорной или резонансной стимуляцией [3].

Одновременное воздействие на головной мозг такими стимулами, как свет и звук на частоте здоровых биоритмов мозга позволяет воздействовать на биологическую активность самого мозга и состояние сознания. При использовании приборов, следует обратить внимание на наличие противопоказаний: эпилепсия; острые воспалительные заболевания глаз; опухоли головного мозга; острое психотическое

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

состояние; тяжелое обострение соматического заболевания; состояние после трансплантации органов и тканей; беременность; возраст до пяти лет; индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука [2]. В нашей работе используются приборы фирмы «Photosonix» Luma10, InnerPulse.

Исследование проведено на базе учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области. В выборку вошли 107 человек в возрасте от 21 до 61 года, средний возраст респондентов составил 35±7,16 лет, выбранные случайным образом из числа сотрудников разных учреждений (исправительных колоний, воспитательной колонии, следственного изолятора и Управления), различных направлений профессиональной деятельности (охранная деятельность, связь и коммуникационные технологии, социальная, воспитательная и психологическая деятельность, административно-хозяйственная и управленческая деятельность). Испытуемые были поделен на две группы: 1 группа - сотрудники, которые апробировали только средства аудиовизуальной стимуляции (54 человека); 2 группа - контрольная группа, не вовлечена в участие в превентивных мероприятиях (53 человека). Длительность проведения превентивных мероприятий - 3 месяца. Повторный психодиагностический срез проведен через 5 месяцев после превенции, т.е. спустя 8 месяцев после первичной диагностики.

Используемые методики: шкала организационного стресса (Мак-Лин), сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (Мини-мульт), тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни, клиническое интервью. Статистический анализ данных произведен с помощью метода t-критерия Стьюдента.

Согласно полученным данным (Мини-мульт), в результате воздействия средств аудио-визуальной психокоррекции, выявлены значимые различия выраженности исследуемых факторов до и после воздействия по шкалам: ложь (p=0,0089), достоверность (p=0,0003), истерия (p=0,00016), шизоидность (p=0,0088). Снижение показателей по шкале лжи свидетельствует о наличии мотивации отвечать на вопросы максимально правдиво. Результаты по шкалам «достоверность» и «шизоидность» остаются в одной группе интерпретации. Низкие баллы по шкале истерии могут говорить о чрезмерной рефлексивности, возможно преобладание пессимистичной оценки собственных возможностей или снижение активности для достижения целей. Выявлены статистически значимые изменения в уровне локус-контроля-Я (среднее значение изменилось с 24,69 до 26,65, p=0,0003). Анализируя изменения параметров, определяющих предрасположенность к формированию организационного стресса, следует отметить повышение толерантности к формированию организационного стресса (p=0,00012, изменение на 4,67; средний уровень предрасположенности в формирования дистресса), развитие способности к рефлексии (p=0,0103, изменение на 1,83; уровень значений по шкале «выше среднего»), развитие адаптивных способностей (p=0,0071, изменение на 0,54; уровень значений по шкале «средний»), восприятие своих действий как продуктивных (p=0,00021, изменение на 2,20; уровень значений по шкале «выше среднего»). Согласно результатам статистического анализа данных, выявлены различия по шкалам «физическое и психологическое благополучие» (p=0,00021), «самовосприятие» (p=0,0001), «социальное благополучие» (p=0,0047) в сторону приближения к максимальному значению, что говорит о продуктивном изменении самооценки качества жизни. Анализируя результаты, подученные по тесту жизнестойкости, следует отметить статистически значимые различия в уровне принятия риска (p=0,0001, изменение показателя на 2,83; уровень значений по шкале «средний») и в общем уровне жизнестойкости (p=0,00262, изменение показателя на 8,67; уровень значений по шкале «выше среднего»). Полученные результаты могут говорить о наличии ситуаций, которых респонденты стремятся избежать при полной включенности в ситуацию и наличии ощущения контроля ситуации.

В контрольной группе, не апробировавшей приборы аудио-визуальной стимуляции, согласно результатам исследования, полученным с разницей в 8 месяцев (Мини-мульт), выявлены слабые статистически значимые изменения по шкалам: «ложь» (p=0,04819, изменение на 1,54), «шизоидность» (p=0,04993, изменение на 1,28). Выявлены статистически значимые различия в уровне сформированности смысло-жизненных ориентаций в группе 4 по шкалам: «цели в жизни» (p=0,00592, изменение на 1,59),

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

«локус-контроля-Я» (p=0,0147, изменение на 0,91). Оценивая различия показателей теста «Шкала организационного теста» между результатами второго и первого психодиагностического среза, выявлены различия по шкалам «принятие ценностей других» (изменение на 1,47), «активность и продуктивность» (изменение на 1,31), которые статистической значимости не имеют. Наблюдаются статистически значимые изменения по шкалам «физическое и психологическое благополучие» (p=0,0417, уменьшение на 1,38), «самовосприятие» (p=0,0496, увеличение на 1,064), несмотря на сравнительно небольшие различия. Указанные различия носят минимальный характер и, скорее всего, носят ситуативный характер. Изменений уровня выраженности аттитюдов жизнестойкости не выявлено. При проведении исследования с помощью метода t-критерия Стьюдента для независимых выборок, выявлены существенные различия между исследуемыми параметрами второго психодиагностического среза контрольной и экспериментальной групп, что подтверждает эффективность превентивных мероприятий.

Таким образом, в результате использования средств аудиовизуальной стимуляции, сформирована мотивация откровенности; наблюдается формирование развитой рефлексивности, представлений о ситуации как о контролируемой, восприятие своих действий как продуктивных, а собственных решений как значимых; повышение толерантности к формированию организационного стресса, развитие адаптивных способностей, продуктивное изменение самооценки качества жизни.

Список использованной литературы:

1. Грачев, С. Г. Применение приборов аудиовизуальной стимуляции при психологической работе с сотрудниками, выполняющими служебные обязанности в особых условиях / С. Г. Грачев // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2007. - №2 - С.19-22.

2. Инструкция по эксплуатации приборов Photosonix. Регистрационный номер декларации о соответствии: TC N RU Д-Ш.АЛ16.В.45426. -Введ. 2015-01-28. - Microfirm. Inc.. - 2015. - 13 с.

3. Матрусов, С. Г. Аудио-визуальные воздействия на основе обратной связи от ЭЭГ пациента в лечении стресс-вызванных расстройств / С. Г. Матрусов, В. С. Семенов, А. И. Федотчев // Вестник новых медицинских технологий. - 2007. - т. XIV. - № 1 - С. 202-203.

© Гриднева А.А., Мещерякова Э.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.