МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Г риднева Алёна Андреевна
аспирант кафедры клинической и генетической психологии ТГУ, психолог ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской обл.
г.Томск, РФ, Е-mail: [email protected] Выскочков Владимир Сергеевич ст.лаборант КПП СибГМУ, медицинский психолог ОГБУЗ ТФМЦ г. Томск, РФ, Е-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
В статье представлен анализ личностных профилей сотрудников УИС, находящихся под воздействием стрессовой профессиональной микросреды. Определены ресурсные качества личности, учитывая которые следует составлять эффективные интервенционные программы, направленные на формирование стрессоустойчивости и жизнестойкости.
Ключевые слова
Организационный стресс, жизнестойкость, качество жизни, личностные особенности сотрудников
УИС, личностный потенциал.
Деятельность каждого сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) проходит в условиях истощающего психоэмоционального стресса, связанного с постоянной психологической напряженностью, детерминированной нахождением в потенциально опасной среде. Особую сложность представляет постоянное нахождение в коллективе осужденных, многие из которых имеют психические аномалии и девиации, а также наличие повышенных требований к личности сотрудника, условий труда, связанных с ограничениями в перемещении по территории учреждений, ограничениями в использовании личных вещей и прочее.
Продолжающееся реформирование УИС актуализирует ряд проблем, требующих углубленного научного исследования. Приоритетным в организации психологического сопровождения сотрудников УИС становится внедрение современных эффективных интервенционных программ, направленных на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости как аттитюда преобразования стрессогенного воздействия в ресурсы для развития и адаптации посредством актуализации личностного потенциала. [3, с. 8] Анализ личностных профилей позволит разработать эффективные интервенционные программы, ориентированные на ресурсные компоненты личности.
Исследование проведено на базе подразделений Управления федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, в нем приняло участие 68 сотрудников воспитательной колонии, исправительных учреждений, следственного изолятора и аппарата управления с различными специальными званиями и стажем работы.
Используемые методики: шкала организационного стресса (Мак-Лин), сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (Мини-мульт), тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни. Статистический анализ данных произведен с помощью метода К средних (кластерный анализ) в программе Statistica 10.0.
Полученные измерения разбились на три кластера по 43, 23 и 3 испытуемых. Помимо результатов, полученных с помощью указанных методик, критерием для группирования данных стал стаж работы в УИС. Достоверных различий по таким параметрам, как подразделение, должность, специальное звание между
249
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
кластерами не выявлено.
Описывая характерные для кластеров значения, выявлено отсутствие достоверно значимых различий между значениями по методике Мини-мульт. Необходимо отметить формирование связей между переменными шкалы лжи (средние значения для кластеров 58,47; 50,04; 48,67) и значениями переменных шкалы депрессии (средние значения для кластеров 37,44; 37,96; 33,67), характерных для гипертимии, высокого уровня социальной активности, представленных ниже нормативных значений. В сочетании со значениями шкалы психопатии, распределенными на нижней границе нормативных значений (средние значения для кластеров 46,86; 49,30; 41,00) можно сделать вывод о высоком уровне идентификации со своим социальным статусом, установке давать социально-одобряемые ответы.
Кластер А представлен испытуемыми, обладающими высокой осмысленностью жизнью и ее компонентами (цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус-контроля-Я, локус-контроля-жизнь - 124,33; 39,44; 36,30; 31,63; 25,70; 35,44 соответственно). Отмечается высокий уровень жизнестойкости и ее аттитюдов, таких как вовлеченность, контроль, принятие риска (114,07; 50,05; 41,86; 22,09), уровень положительного самовосприятия (22,67) и социального благополучия (25,86) выше среднего.
Для представителей кластера Б характерны более высокие значения по шкале «широта интересов» (10,91), средний уровень жизнестойкости (82,08), что коррелирует со средним уровнем восприятия социального благополучия (24,35). Однако все показатели находятся в пределах нормативности.
Рассматривая особенности кластера В, отмечаем, что значения по шкале психастении ниже нормативных (39,00), что является показателем низкого уровня тревожности, склонностью к быстрому принятию решений. Представленные значения параметра сочетаются с наиболее низкими значениями по шкалам «локус-контроля-Я» (14,67), «локус-контроля-жизнь» (20,67), но высокими значениями по шкале «цели в жизни» и аттитюдов жизнестойкости. Достоверных различий между кластерами по результатам оценки качества жизни не выявлено.
Выводы. 1) Существует предрасположенность сотрудников УИС к переживанию дистресса и формированию стресс-синдрома. Личностных девиаций и ситуативно-обусловленной, средово-обусловленной дезадаптации не выявлено.
2) Характерна установка на социально-одобряемые ответы, предположительно связанная с особенностями профессиональной микросреды.
3) Можно предположить, что осмысленность жизни и высокая жизнестойкость у сотрудников УИС детерминирует субъктивное социальное благополучие и позитивное самовосприятие.
4) При формировании интервенционных программ, направленных на профилактику формирования дистресса, следует определять целеустремленность как ресурсное качество личности. Необходимо проведение последующего исследования характера взаимосвязей между компонентами организационного стресса, значениями по шкалам «депрессия» и «психастения», осмысленностью жизни и субъективным физическим и социально-психологическим благополучием.
Список использованной литературы:
1) Зайцев В.П. Психологический тест СМОЛ // Актуальные вопросы восстановительной медицины. - 2004. - № 2 . - С. 17-19.
2) Яремчук С.В.. Соотношение уровня субъективного благополучия и стремления человека к изменениям // Психологическая наука и образование - 2013. - №4. - С.259-265.
3) Maddi S.R.. Hardiness : Turning Stressful Circumstances into Resilient Growth. - SpringerBriefs in Psychology, 2013. - 88 с.
4) Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/substance_abuse/research_tools/whoqolbref/ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.05.2015).
© А.А.Гриднева, В.С.Выскочков, 2015
250