Научная статья на тему 'Психологический тренинг как механизм развития профессиональной мотивации помощников депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга'

Психологический тренинг как механизм развития профессиональной мотивации помощников депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ЛИЧНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горохов Алексей Юрьевич, Макаров Юрий Васильевич

В настоящей статье объектом исследования стали помощники депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, которые на протяжении длительного времени (более двух созывов) принимают активное участие в деятельности депутата городского собрания, ведут приём избирателей, готовят депутатские запросы. Подвергаются анализу ведущие профессиональные мотивы помощников депутатов до и после проведения технологического тренинга. Даётся возможность рассмотреть технологический тренинг как метод стимулирования различных аспектов профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горохов Алексей Юрьевич, Макаров Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический тренинг как механизм развития профессиональной мотивации помощников депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга»

УДК 316.6

Горохов Алексей Юрьевич

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена nilus1@rambler.ru

Макаров Юрий Васильевич

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена nilus1@rambler.ru

Психологический тренинг

КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ помощников ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Alexey Yu. Gorokhov

candidate of psychological sciences,

associate professor departments of

psychology professional activity of

the Russian state pedagogical university of

A.I. Herzen

nilus1@rambler.ru

Yury V. Makarov

candidate of psychological sciences,

associate professor departments of

psychology professional activity of

the Russian state pedagogical university of

A.I. Herzen

nilus1@rambler.ru

Psychological training

as the mechanism of development of professional motivation of assistants to deputies of legislative assembly of st. petersburg

Аннотация. В настоящей статье объектом исследования стали помощники депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, которые на протяжении длительного времени (более двух созывов) принимают активное участие в деятельности депутата городского собрания, ведут приём избирателей, готовят депутатские запросы. Подвергаются анализу ведущие профессиональные мотивы помощников депутатов до и после проведения технологического тренинга. Даётся возможность рассмотреть технологический тренинг как метод стимулирования различных аспектов профессиональной мотивации.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, политическая психология; психологический тренинг; личность; активность, политическая деятельность, мотивационные установки, тре-нинговые технологии.

Annotation. In this paper, the object of study became assistant to the deputy of the Legislative Assembly of St. Petersburg, which for a long time (more than two convocations) actively participate in the activities of the City Assembly deputy, voters are receiving, preparing parliamentary inquiries. Were analyzed leading professional motives deputies assistants before and after the training process. We give the opportunity to consider the technological training, as a method of stimulating the various aspects of professional motivation.

Keywords: Professional motivation, political psychology; psychological training; personality; activity, political activity, motivational installation, training technology.

Обоснование исследовательского подхода к изучению эффективности психологического тренинга структуре профессиональной деятельности требует методологической рефлексии, результатом которой должно явиться появление

не только нового подхода к теоретико-эмпи-

,

-

психологического тренинга.

В связи с этим можно структурировать результаты анализа методологической ситуации, связанной с изучением эффективности психологического тренинга, сложившейся в современной отечественной и зарубежной науке.

В работах И.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельянова, ГЛ. Исуриной, ГА. Ковалева, Л А. Петровской,

А.У. Хараша, В. Ю. Большакова закладываются традиции анализа опыта использования психологического тренинга применительно к отечественной профессиональной практике.

В работах В.П. Захарова, М.И. Магура, С.И. Макшанова, Р. Бакпи (2002), Дж. Кейпла

(2002), Дж. Стюарта (2001) и др. рассматривают, ,

эффективности и результаты применения тренингов в различных сферах профессиональной деятельности и деятельности организаций.

Особенно интересен для исследователя в этом ключе новый класс политиков, ориентированный на широкую, ин0ициативную деятельность, направленную на изменение политической ситу-

ации, отстаивание интересов различных социальных групп населения, способных нести моральную ответственность за результаты и последствия своей деятельности.

Изучение профессиональных мотивов личности всегда представляло всегда большой научно-практический интерес в современной Российской психологии. Панфёров В.Н. [6], Леонтьев А.Н. [4], Ильин ЕЛ., Макаров Ю.В. [4; 5], Горохов А.Ю. [2; 3; 4; 5], Шариков А.В., Тихомирова ИЛ. [7], Юрьев А. И. [8], в разное время обращали внимание на значение мотивационной составляющей на вектор поведения личности.

Изучение влияния технологического тренинга на профессиональные мотивы наиболее политически активных граждан представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить не только основные профессиональные мотивы и установки наиболее активного населения, но оценить эффективность новых тренинговых технологий.

В качестве объекта нашего анализа выступили помощники депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в количестве 17 человек в 32 47 .

Процедура исследования: Для оценки эффективности использования технологического тренинга на профессиональные мотивы помощников депутатов нами был проведен технологиче-, -

роткие сроки подготовить представителей этой профессиональной группы к повышению эффективной адаптации к различным аспектам про.

Авторская модель тренинговой технологии соци--

развития личности представляет собой реализацию на практике теоретико-методологических ос- .

Результаты измерения мотивации

Тренинг включал в себя три модуля и продолжался три дня.

За три дня до тренинга проводилась индивидуальная беседа с каждым участников и проводилась диагностика профессиональной мотивации

по методике Л Л. Верещагиной. ,

эффективности использования технологического ,

,

участников технологического тренинга через 3 .

Исходя из того, что тренинг может иметь кратко, -

вторной оценки выраженности профессиональных мотивов через несколько месяцев, после завершения тренинговых процедур.

Через три месяца после проведения тренинга мы повторно измерили профессиональные мотивы . -ном тестировании оговаривалась заранее, исследование проводилось по электронной почте.

Результаты эмпирического исследования были

- -

ботке в программе ЭТАТ^ТЮА версии 5,5 с помощью метода оценки достоверности различий в р-уровне и распределении признаков ^-критерий Стьюдента для зависимых выборок).

Результат измерения профессиональной мотивации помощников депутатов Законодательного -

Для оценки выраженности различных компонентов профессиональной мотивации мы использовали методику Л .А. Верещагиной.

В таблице 1 отображены результаты измерения профессиональной мотивации до и после использования технологического тренинга.

Таблица 1

и после технологического тренинга

Замеры Средние значения Станд. Отк. ^критерий Ур-нь различий р

Мотив собств труда до тренинга 15,829 6,997

после тренинга 18,560 6,907 -6,363 0,000

Мотив соц знач труда до тренинга 18,389 6,305

после тренинга 18,446 6,397 -0,610 0,543

Мотив самоутв в труде до тренинга 15,737 7,701

после тренинга 15,977 7,179 -1,302 0,1 94

Мотив проф мастерства до тренинга 15,731 6,888

после тренинга 17,657 6,358 -5,246 0,000

По результатам использования технологического тренинга мы обнаружили в группе наших испытуемых два достоверно значимых различия в оценке значимости профессиональных мотива. Первое различие мы получили по мотиву собственного труда, где Х-[15,82] до тренинга и

Х-[18,56] после тренинга, при уровне р в 0 %. ,

участников к повышению значимости труда, как самостоятельного и значимого для них мотива.

Тренинг укрепил их в мысли о том, что сам по себе ,

является предметом собственной поведенческой .

Второе достоверно значимое различие мы получили по мотиву профессионального мастерства, где Х-[15,73] и Х-[17,65], при уровне р в 0 %.

Следовательно, члены нашей тренинговой группы, после прохождения технологического тренинга,

стали достоверно выше оценивать для себя мотив профессионального мастерства.

Однако, стоит обратить внимание, что наиболее значимым мотивом для наших сотрудников является мотив социальной значимости труда, который и до тренинга и после тренинга по значимости для наших сотрудников был максимальным.

По мнению автора текста, это очень важный мотив для целой группы профессий, так называемого социального типа, что свидетельствует о

высокой оценки социальной значимости соб-

.

Использование технологического тренинга привело к росту мотива собственного труда и мотиву роста профессионального мастерства у представителей группы помощников депутатов, прошедших обучение с использованием технологического тренинга. После проведения тренинга помощники депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга стали не достоверно больше ориентированы на показатели качества своего труда, но и стали выше оценивать содержание собственной профессиональной деятельности. Тем самым подтверждается наша теоретическая концепция об эффективности использования технологического тренинга в процессе активного обучения.

18,38

15,82

15,73

Мотив собств труда *Мотив соц знач труда Мотив самоутв в труде *Мотив проф "♦"До тр. После тр. мастерства

Рисунок 1 - Результаты сопоставительного анализа мотивов до и после технологического тренинга

Литература:

1. Алтунян AT. Анализ политических текстов : учебное пособие. М. : Университетская книга; Логос, 2006. 384 с.

2. Горохов А.Ю. Ценностно-смысловые детерминанты участия личности в политической организации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург., 2008. 23 с.

3. . . -нальной деятельности помощников депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга / А.Ю. Горохов, ИЛ. Тихомирова // Общество, наука и инновации: сборник статей Международной научно-праетической конференции. 29-30 ноября 2013 г.: в 4 ч. 4 Ч. / отв. ред. АЛ. Сукиа-сян. Уфа : РИЦ БашГУ. 2013. 259 с.

4. Makarov Yu.V. Motivational and semantic characteristics of the deputy personality ready for training innovations / Yu.V. Makarov, A.Yu. Gorokhov // Science, Technology and Higher Education materials of the IV International research and practice conference, Westwood, Canada, January 30, 2014. Strategic Studies Institute. 2014. C. 381-383.

5. . .

механизм развития профессионально значимых качеств депутатов муниципальных образований /

Literature:

1. Altunyan A.G. Analysis of political texts : education guidance. M. : University book; Логос, 2006. 384 pages.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gorokhov A.Yu. Valuable and semantic determinants of participation of the personality in the political organization. The abstract of the thesis for a degree of the candidate of psychological sciences. St. Petersburg, 2008. 23 pages.

3. Gorokhov A.Yu. Main motives of professional activity of assistants to deputies of General Court St. Petersburg / A.Yu. Gorokhov, I.A. Tikhomirova // Society, science and innovations: collection of articles of the International scientific and practical conference. November 29-30, 2013: in the 4th p. 4 Ch. / отв. edition A.A. Sukiasyan. Ufa : RITS BASHGU, 2013. 259 pages.

4. Makarov Yu.V. Motivational and semantic characteristics of the deputy personality ready for training innovations / Yu.V. Makarov, A.Yu. Gorokhov // Science, Technology and Higher Education materials of the IV International research and practice conference, Westwood, Canada, January 30, 2014. Strategic Studies Institute. 2014. C. 381-383.

5. Makarov Yu.V. Psychological training as development mechanism of professionally significant qualities of deputies of municipalities / Yu.V. Makarov,

Ю.В. Макаров, А.Ю. Горохов // Актуальные про. 2014.

№ 1-2. С. 212-216.

6. Тихомирова ИЛ. Эмпатия и направленность

,

характеристики профессиональной деятельности помощников депутатов законодательного собра//

естественных наук. 2014. № 1-2. С. 226-229.

7. . . -

// : -гративный подход. СПб. : Институт практической , 2000. 276 .

8. . . -логию. СПб. : Изд-во С. Петербургского ун-та. 1992. 232 с.

A.Yu. Gorokhov // Urgent problems of humanitarian and natural sciences. 2014. № 1-2. P. 212-216.

6. Tikhomirova I.A. Empathy and orientation of relations as significant psychological characteristics of professional activity of assistants to deputies of General Court // Urgent problems of humanitarian and natural sciences. 2014. № 1-2. Page 226-229.

7. Panfyorov V.N. Integrative approach to psychology of the person // Psychology of the person: Integrative approach. SPb. : Institute of practical psychology, 2000, 276 pages.

8. Yuryev A.I. Introduction in political psychology. SPb. : Publishing house St. Petersburg un-that. 1992. 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.