Научная статья на тему 'Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования'

Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / CONDITION OF MEDICAL HIGHER EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / PEDAGOGICAL TECHNIQUES / TECHNOLOGICAL APPROACH IN TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есауленко И. Э., Плотникова И. Е., Колотий С. В.

Статья посвящена вопросу совершенствования педагогического процесса в высшей медицинской школе; показана необходимость использования инновационных педагогических технологий преподавателями вуза; проведен анализ понятия «педагогическая технология», представлено понятие «педагогическая технология обучения» как процессуальная составляющая часть формирования компетенции здоровьесбережения у субъектов образовательного процесса; показана организация педагогического образования на курсах повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есауленко И. Э., Плотникова И. Е., Колотий С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL APPROACH AS THE BASIS FOR MEDICAL HIGHER EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT

The article comments on the necessity of medical higher education quality improvement. It focuses the reader's attention on the need of using innovative training techniques. It analyzes the concept «pedagogical technique», the notion «pedagogical technique of teaching» as a part of students` «health preservation» competence development. It describes the organization of pedagogical education within medical higher education teachers professional development.

Текст научной работы на тему «Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования»

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©2010 И.Э.Есауленко, И.Е.Плотникова, С.В.Колотий

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко

Статья поступила в редакцию 06.10.09

Статья посвящена вопросу совершенствовании педагогического процесса в высшей медицинской школе; показана необходимость использования инновационных педагогических технологий преподавателями вуза; проведен анализ понятия «педагогическая технология», представлено понятие «педагогическая технология обучения» как процессуальная составляющая часть формирования компетенции здоровьесбережения у субъектов образовательного процесса; показана организация педагогического образования на курсах повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы.

Ключевые слова: условия совершенствования качества медицинского образования, педтехнологии, инновации, технологизация обучения.

Стремительный научно-технический прогресс, ускорение темпов общественных преобразований определяют необходимость совершенствования и интенсификации различных сфер профессиональной жизни человека и, в том числе, совершенствование качества высшего медицинского образования. В научной литературе достаточно широко рассмотрены различные условия совершенствования качества высшего медицинского образования: психические процессы и состояния студентов в ходе интенсивного обучения, особенности деятельности и личности педагога, а также продуктивные методы обучения, используемые на лекционных и практических занятиях вуза. По нашему мнению, в настоящее время возникают новые возможности совершенствования качества высшего медицинского образования, например, путем технологического подхода в педагогическом процессе.

Внимание к инновационным педагогическим технологиям объясняется тем, что все попытки ученых найти научно-педагогическую формулу, основанную на принципах классической или традиционной дидактики, и способную преодолеть все трудности, с которыми встречаются преподаватели современной высшей школы, не удавались. В связи с этим на кафедре педагогики и психологии института последипломного

о

Есауленко Игорь Эдуардович, доктор медицинских наук, профессор, ректор ВГМА. E-mail: pedagogika51 @vsma. ac. ru

Плотникова Ирина Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института постдипломного медицинского образования (ИПМО). E-mail:pedagogika51 @vsma. ac. ru Колотий Светлана Владимировна, ассистент кафедры педагогики и психологии ИПМО. E-mail:pedagogika51 @vsma. ac. ru

медицинского образования (ИПМО) Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко было проведено анкетирование с целью определения готовности профессорско-преподавательского состава к использованию инновационных педагогических технологий в учебном процессе медицинского вуза. Вопросы и ответы представлены в диаграммах (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение ответов респондентов: «педагогический стаж»

^—'~::\^3атрудняюсь

/СТ ____

< Нет - 21% Да - 69% Л

ч

Рис. 2. Распределение ответов респондентов: «желание использовать нетрадиционные педагогические технологии обучения»

Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что молодое поколение профессорско-преподавательского состава психологически готово к модернизации учебного процесса в медицинском вузе. Мысль о технологизации обучения высказывалась еще Я.А.Коменским почти 400 лет назад. Он, в частности, призывал к тому, чтобы образование стало «механическим» (читай технологическим), чтобы все, чему будут обучать, не могло не иметь успеха. Была сформулирована важнейшая идея технологии -требование гарантий позитивного результата. Практическая реализация этой идеи зависит от многих факторов, одним из первоочередных Я.А.Коменский считал отработку механизма обучения, называя его дидактической машиной, которая при условии правильного конструирования и правильной эксплуатации давала бы ожидаемый результат. «Для дидактической машины, - писал он, - необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели»,1 т.е. были выдвинуты технологические требования: ориентация на четко и детально определенные цели обучения, целесообразный отбор воспитательно-дидактических средств, наличие совершенно однозначных правил их использования, исключающих педагогическую неудачу.

По Б.Т.Лихачеву, педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; это есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса;2 как содержательная техника реализации учебного процесса трактует данный термин В.П.Беспалько;3 описание процесса достижения планируемых результатов обучения в сути термина педагогическая технология видит И.П.Волков;4 как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния понимает данное понятие В.М.Шепель;5 процессуальный приоритет дидактики обосновывает в свих трудах

Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвящ. 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я.А.Ко-менского (13 - 14 декабря 1957 г.). - М.: 1999. - С. 87.

2Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. - М.: 1985. - С. 161.

3Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: Учебник. - М.: 1989. - С. 201.

4Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск. - М.: 1988. - С. 35.

5Шепель В.М. Человедческая компетентность менеджера:

Управленческая антропология. - М.: 1999. - С. 178.

М.Чошанов.6 В.М.Монахов проводит параллель между педагогической технологией и моделированием, он представляет технологию как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.7

Исходя из анализа различных авторских подходов к термину «педагогическая технология», нами конкретизировано понятие. В нашем понимании понятие «педагогическая технология обучения» есть процессуальная составляющая часть формирования компетенции здоровье-сбережения у субъектов образовательного процесса, включающая научное обоснование целей, средств, методов, содержания и диагностики обучения, с последующим представлением деятельности в форме описательного алгоритма деятельности.8

С точки зрения пользы для здоровья студента, наиболее продуктивными оказываются технологии, способные: опираться на комплексный характер здоровья; принимать во внимание наибольшее число факторов, оказывающих влияние на здоровье; учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; обеспечивать принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни; контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное и профилактическое содержание (правило не употреблять психоактивные вещества в учебном заведении, не курить, не злоупотреблять алкоголем и т.д.); постоянно улучшать санитарно-гигиенические условия высшей медицинской школы, материально-техническую и учебную базу, социально-психологический климат в коллективе, согласно требованиям современности; вовлекать студентов в планирование деятельности и анализ результатов проделанной работы; формировать положительное отношение студентов к образовательному учреждению, благоприятный климат внутри педагогического и ученического коллективов, в отношениях преподавателей и студентов; обосновывать условия последовательности и преемственности в реализации; осуществлять периодическую оценку эффективности реализации технологии; привлекать родителей к работе

6Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: 1996. - С. 41. 1 Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения // Проектирование новых информационных технологий обучения: Сб. науч. трудов. - М.: 1991. - С. 62. 8Лобачев В.В. Формирование компетенции здоровье-сбережения у будущих педагогов физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж: 2006.

по сохранению и укреплению здоровья обучающихся; практиковать личностно-ориентиро-ванный стиль преподавания и отношений с обучающимися; проектировать образовательную среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.

Исследования показывают, что если рассматривать использование здоровьеохранитель-ных технологий преподавателем на занятии и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи-минимум, т.е. защиту здоровья студентов от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ медвуза в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. При этом считается очевидным, что задачи высшей медицинской школы по подготовке студента медицинского вуза к профессиональной деятельности предполагают формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, закрепление соответствующих навыков.

Для решения данной проблемы необходима такая организация системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава, которая будет направлена на формирование технологической компетентности в контексте здоровьесбережения. В Воронежской государственной медицинской академии создана многоуровневая разнонаправленная структура для решения вышеуказанной проблемы (рис.3). Первый уровень - «вузовский», предполагает обмен опытом со специалистами Министерства образования РФ, ведущими педагогами-новаторами ближнего и дальнего зарубежья.

В вузе ведется активная деятельность по внедрению в образовательный процесс педагогических инноваций. Стали традиционными научно-практические конференции психолого-педагогической направленности. В 2006 году в ВГМА прошла I межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы научной организации образовательного процесса в медицинском вузе». В 2007 году - семинар-конференция «Интеграция медицинского образования в единое Европейское пространство: проблемы и пути их решения». На семинаре проректор по учебной и воспитательной работе профессор В.И.Бахметьев и зав. кафедрой педагогики и психологии ИПМО, к.п.н. И.Е.Плотникова продемонстрировали креативный мастер-класс «Проблемы обучения в медицинском вузе и пути их решения в контексте Болонского соглашения», проведенный в форме «лекции вдвоем». В 2009 году вышел сборник на-

учных статей «Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе».

По инициативе ректората, директора ИПМО профессора П.Е.Чеснокова и заведующей кафедрой педагогики и психологии ИПМО И.Е.Плотниковой был проведен первый в истории ВГМА конкурс «Преподаватель года ВГМА - 2007». Основная цель конкурса — поиск идей по обновлению учебного процесса и повышению профессионального мастерства.

Второй уровень - «кафедральный», предполагающий обучение профессорско-преподавательского состава на курсах повышения квалификации (КПК). В перспективных планах кафедры обучение аспирантов по программе «Преподаватель высшей школы» (ПВШ). На кафедре была разработана и апробирована модульная психолого-педагогическая программа, включающая в себя пять направлений (рис. 4).

Учебно-методическая база образовательного процесса на курсах повышения квалификации формируется в процессе совместной деятельности учебно-методического управления, центрального методического совета, научно-исследовательского управления, цикловых методических комиссий при активной поддержке культурно-общественных и здравоохранительных организаций. В основе программы лежит андрагогическая модель обучения. На кафедре разработан диагностический модуль, который предполагает определение уровня подготовленности преподавателя и наличие у него профессионального и социального опыта. На основе полученных результатов определяется индивидуальная траектория обучения слушателя.

Третий уровень - «индивидуальный». Предполагает взаимопосещение занятий с целью обмена опытом и повышения педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава академии. Большой интерес представляют материалы видеозаписей «мастер-класса», активно используемые на курсах повышения квалификации по педагогике и психологии.

Таким образом: 1) характерной чертой современного педагогического процесса является его технологичность; 2) в сложившихся условиях возникла необходимость повышения технологической компетентности преподавателей медицинского вуза; 3) технологический подход в педагогическом процессе - важное условие совершенствования качества высшего медицинского образования.

1 уровень

J

2 уровен

J

3 уровень

1 Коллективный 1

1 г 1 г

| лекции II конференции II конкурсы

£

Кафедральный

КПК

] [

ПВШ

Индивидуальный

т

Взаимопосещение занятий

Рис. 3. Уровни подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава медвуза

Рис. 4. Структура модульной психолого-педагогической программы КПК в медицинском вузе

TECHNOLOGICAL APPROACH AS THE BASIS FOR MEDICAL HIGHER EDUCATION

QUALITY IMPROVEMENT

©2010 LE.Yesaulenko, I.E.Plotnicova., S.V.Kolotiy°

N.N.Burdenko Voronezh State Medical Academy

The article comments on the necessity of medical higher education quality improvement. It focuses the reader's attention on the need of using innovative training techniques. It analyzes the concept «pedagogical technique», the notion «pedagogical technique of teaching» as a part of students4 «health preservation» competence development. It describes the organization of pedagogical education within medical higher education teachers professional development.

Key words: condition of medical higher education quality improvement, pedagogical innovations, pedagogical techniques, technological approach in teaching.

o

Yesaulenko Igor Eduardovich, Doctor of science (Medicine), professor, rector of Voronezh State Medical Academy. E-mail: pedagogika51 @vsma. ac. ru

Plotnicova Irina Egorovna, Candidate of science (Pedagogics), associate professor, head of the chair of pedagogics and psychology. E-mail:pedagogika51 @vsma. ac. ru Kolotiy Svetlana Vladimirovna, Assistant of the chair of pedagogics and psychology. E-mail:pedagogika51 @vsma. ac. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.