ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (5)
УДК 316.625
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.И. Григорьева
Современная социальная работа представляет собой синтез теории и практики, однако деятельностная компонента остается преобладающей. В статье особое внимание уделяется анализу социальной работы в рамках технологического подхода, который позволяет более детально характеризовать социальную работу как деятельность.
Ключевые слова: социальная работа; социальная деятельность; социальные технологии; технологии социальной работы.
Институты социальной поддержки нуждающихся существовали в России ещё с древнейших времен. Российская история содержит немало упоминаний о различных формах социальной деятельности населения, начиная с традиции взаимопомощи у древних славян, продолжаясь и развиваясь в виде институтов социального призрения. Однако все это были лишь предпосылки современной российской модели социальной работы, которая в России как профессия была институализирована лишь в 1991 г.
В процессе оформления современной российской социальной работы как науки и практики активно использовался и отечественный, и зарубежный, более богатый в данной области опыт: труды о различных аспектах взаимодействия специалиста и клиента в процессе осуществления социальной работы М.Ричмонд (Richmond) и Х.Перлман (Perlman), Б.Робинсон (Robinson) и П.Ли (Lee); работы в области систематизации теории (М.Пэйна (Payne)) и описания практики социальной работы M.Доэла (Doel) и С.Шардлоу (Shardlow), А.Пинкус (Pincus) и А.Минахан (Minahan). С начала 90-гг. XX в. и в России складываются научные школы социальной работы: М.В. Фирсова, Е.И. Холо-стовой, П.Д. Павленка, Б.Ф. Усманова и др. в Москве, Е.Р. Ярской-Смирновой в Саратове,
С.И.Григорьева и Л.Г.Гусляковой в Барнауле и др. Деятельный аспект социальной работы в большей степени раскрыт в работах П.Д.Павленка, Л.Г.Гусляковой, Л.И.Кононовой и О.А.Волковой.
Анализ проблем и перспектив технологиза-ции социальной деятельности, в целом, и социальной работы, в частности, является предметом исследования социально-гуманитарных наук еще с 70-х гг. XX в., остается данный вопрос актуальным и в настоящее время. Сегодня данные вопросы освещены в работах М.В. Фирсова, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, И.Г. Зай-нышева, Б.Ф. Усманова, Л.П. Кузнецовой и др.
Социальная работа сегодня понимается как совокупность трех составных: как наука, учебная дисциплина и специфический вид деятельности. При этом социальная работа, как наука, также изучает сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка, систематизация знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. В данной статье сделана попытка рассмотреть социальную работу как деятельность с точки зрения технологического подхода, представить основные российский и зарубежные взгляды на процесс технологиза-
Григорьева Милана Игоревна — старший преподаватель кафедры социальной работы, Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected]
ции социальной деятельности, а также обосновать его важность и актуальность.
Мнения относительно сущности и содержания социальной работы как деятельности сегодня различны. В.А.Никитин определяет социальную работу как праксеологическое знание, выводы которого всегда носят практический характер и направлены на совершенствование существующей практики [6]. П.Д. Павленок считает, что социальная работа представляет собой интегрированный вид деятельности, обусловленный ее главным объектом — человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов [7]. Есть и мнение о том, что социальная работа — это «особый вид деятельности, направленной на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию» [10]. Интерес представляет и определение социальной работы С.И.Григорьева, который, обосновывая витали-стскую модель теории и практики социальной работы, говорит, что социальная работа — это разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности [2]. Как видим, в основе определения социальной работы — именно деятельностный подход, из чего можно сделать вывод, что социальная работа — это особый интегрированный вид социальной деятельности, который, основываясь на данных различных наук, современных социальных исследований и практик, позволяет создать условия для решения социальных проблем личностей и социальных групп, активизации социальных ресурсов объекта социальной работы с целью оптимизации его субъектной роли, а также обеспечения социального благополучия общества в целом. Можно сказать также, что социальная работа сегодня представляет собой деятельность различных субъектов (юридических и физических лиц, государственных, коммерческих и некоммерческих/негосударственных структур) по
оказанию помощи и поддержке лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, профилактике социального неблагополучия и обеспечению социальной защищенности населения в целом.
Вопрос о технологизации социальных процессов, о технологизации социальной деятельности встал перед российскими учеными в начале 90-х гг., но и сегодня есть расхождения в мнениях ученых относительно понятий «социальная технология» и «технология социальной работы».
В целом, технология (от греч. T8%vn — искусство, мастерство, умение; др.-греч. А,оуо<; — мысль, причина; методика, способ производства) — это комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратам и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом; система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В конце XVII в. в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название технология. Профессор Геттингенского университета Иоганн Бекман (Beckmann) (1739 — 1811) ввел в научное употребление термин технология для обозначения научной дисциплины, которую он читал с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию», где писал: «Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремеслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее». Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780 -1805 гг.) он развил это понятие. Ученик и последователь Бекмана Иоганн Генрих Мориц Поппе (Poppe) (1776-1854) в работе по истории техники «Руководство к общей технологии» определил технологию как науку о
ремеслах, которая имеет своим предметом описание и объяснение производств, инструментов, машин, орудий, употребляемых при обработке материалов на фабриках и заводах, раскрывает устройство заводов и машин, объясняя образ действия различных инструментов, показывает, из какого материала может быть изготовлено то или другое. В свою очередь, Эндрю Юр (Ure) (1778-1857) в трактате «Философия мануфактурного производства» (1835) ввел близкородственный понятию механистической философии термин «философия производства»
[15]. Что важно, Юр выдвигал идею о существовании и возможности алгоритмизации правил для каких угодно технических изобретений (идеалом общественного устройства в таком случае становился идеал автоматической фабрики, а всем людям следовало строго подчиняться ее правилам). В этом убеждении Юра уже можно увидеть зародыш последующей идеи о том, что технологизации могут быть (и должны быть) подвержены не только процессы в сфере материального производства, но и общественные, социальные процессы.
К предпосылкам технологизации социальных процессов, социальной деятельности можно отнести и идеи немецкого философствующего инженера, лектора и впоследствии президента Берлинской Королевской Технической академии Франца Рело (Reuleaux) (1829-1905), который, будучи склонным к гуманитарному методу познания, призывал к синтезу технического и эстетического начал в промышленном производстве, что было отражено в работе «Техника и культура» (1884).
Позже Кароль Пелк (Karol I. Pelc) выделил 3 специфических контекста понятия «технология», что позволяет сегодня всесторонне и комплексно подойти к раскрытию и анализу данной категории [1]:
• экономический и инженерный, где технология — это система практического (связанный с конкретными проблемами) и теоретического (но фактически применимый) знания, ноу-хау, методов, процедур, опыт успехов и отказов, а также различных устройств и оборудование;
• социальный, где технология — это воображаемый процесс преобразования материального и нематериального мира;
• философский, где технологии — это практическое выполнение описанных сведений. В философском смысле анализ термина «технология» представляет собой концепцию, использующую теорию социального действия согласно техническим наукам и в соответствии с научным знанием. Акцент на действии как существенном элементе понятия технологии может быть связан с более общей методологией эффективных процессов действия, названных праксеоло-гия, которую начал развивать Т. Котар-биньский (Kotarbmski) в 1965 г. [4].
При этом, прежде чем переходить к анализу содержания социальной технологии, представляется интересным привести высказывание Джима Г ерье ^ете), который вслед за ученым в области технологий Вилсоном Дизардом (Dizard) указывает на четыре ключевых наблюдения о природе технологического изменения (технологического прогресса):
• на весь технический прогресс влияет (действует) цена услуги, т.е. в то время как что-то добавляют с одной стороны, это вычитают с другой;
• любое инновационное технологическое решение поднимает больше проблем, чем решает, что заставляет нас видеть последующие проблемы и подталкивает нас, чтобы искать их технологические решения;
• отрицательные эффекты технологического новшества неотделимы от положительных. Наивно предполагать, что технология нейтральна, польза и плохие эффекты, фактически, одновременны и неотделимы;
• все технологические новшества имеют непредвиденные эффекты.
Данные наблюдения, бесспорно, касаются и технологий социальной работы, в итоге все вышеперечисленное действительно позволяет говорить о возможности применения понятий «технологизация» и «технология» к объектам и субъектам социальной деятельности. Впервые это было сделано болгарский ученым — философом и социологом Н. Стефанов в 70-х гг. XX
в., определив социальную технологию как дея-
тельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. По его мнению, социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо ее сознательное и планомерное расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности.
Развивая идеи Н.Стефанова, другой болгарский философ М.Марков предложил рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах:
• как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений;
• как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур.
В России уже 1984 г. в журнале «Философские науки» появилась статья Г.И.Иконниковой «О понятии социальной технологии» [3], где был задан основной вектор дальнейшего развития понимания сущности данной категории как целенаправленного механизма соединения социальной теории и практики в процессе организации социальной деятельности.
Сегодня существует множество определений понятия «социальная технология», каждое из которых раскрывает определенные содержательные характеристики данного понятия. При определении понятия «социальная технология» авторы исходят из собственных представлений о ней и ее месте в современной теории и практике.
Так, процессы технологизации социальной деятельности, социальной работы на макроуровне анализирует С.В. Рогачев, который считает, что социальные технологии — это составная часть концепции модернизации российского общества, описанная в терминах мобилизации социальных ресурсов [8]. В качестве теоретической основы для данной классификации С.В. Рогачев использует социально-центричную парадигму общественного разви-
тия, стержневые принципы которой следующие:
• баланс интересов различных социальных групп при приоритете общенационального интереса;
• повышение статуса человека, улучшение качества его жизни, более полный учет интересов, потребностей, прав индивидов;
• развитие личностного фактора, где формируются две взаимосвязанные, но противоречивые тенденции:
а) активизация включенности человека в процесс публичной деятельности, в процесс принятия решений;
б) становление самодостаточного индивида, осознающего свои интересы и способного успешно добиваться их реализации.
Последнее суждение С.В. Рогачева очень важно для раскрытия сущности технологий, так как во многом именно от того, насколько субъект социальной работы смог активизировать собственные ресурсы объекта, зависит эффективность и успешность технологии решения социальных проблем.
В.И. Патрушев, используя системный анализ, говорит, что социальные технологии — это:
• способы, формы, методы, приемы, средства лечения социальных болезней, рационального решения управленческих замыслов, социальных и педагогических задач, больших и малых дел;
• системы инновационных способов, средств разрешения сущностного противоречия взаимодействия и самореализации социальных субъектов [10].
Такой взгляд на технологии социальной работы является традиционным, поскольку позволяет раскрыть суть данной категории через совокупность ее структурных элементов (способов, форм, методов решения социальных проблем и содержательных компонентов (процесса взаимодействия социальных субъектов и объектов социальной работы, которые путем самореализации и саморазвития становятся субъектами в процессе самопомощи). Можно отметить отсутствие целевой компоненты, которая является важной составной любой социальной деятельности, поэтому небезынтересно
понимание сущности социальной технологии
А.А. Хагурова, который говорит, что социальная технология — это выражение общефилософского понятия «практика», которое представляет собой соотношение и взаимоувязку цели, средства и результата общественной деятельности [14].
П.Д. Павленок через призму социальнофилософского понимания теории деятельности определяет социальные технологии как:
• способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач;
• совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем [11].
Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таковой и является социальная технология) будет неполным и будет носить относительный характер. Вместе с тем любая претензия на обладание абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, правомерна. Каждое из приведенных определений социальных технологий отражает определенный существенный аспект данного явления, имеющий определяющее значение для характеристики и социальных технологий, и технологий социальной работы.
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов. Социальные технологии в этой области базируются на реальном опыте социальной деятельности, принципах и теоретикометодологических закономерностях, открытых социальными науками.
Если говорить о соотношении понятий «социальные технологии» и «технологии социальной работы», заметим, что современная наука предлагает два взгляда на этот вопрос. Соглас-
но одному из них, более распространенному, технологии социальной работы являются одним из видов социальных технологий. Согласно второму понятия «технологии социальной работы» и «социальные технологии» совпадают.
Так, один из сторонников такого подхода Б.Ф.Усманов определяет социальные технологии (технологии социальной работы) как систему методов, приемов, средств, форм деятельности социальных работников и социальных учреждений, которые будут применяться социальными работниками в определенной последовательности с целью разрешения той или иной социальной проблемы [14]. Мы придерживаемся такого же подхода, однако противоположная позиция более принята в теории и практике социальной работы.
Когда заходит речь о технологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эта позиция характерна прежде всего для тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Однако не следует недооценивать роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа — это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.
Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере [13]:
• объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;
• должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
• возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в
виде определенных операций, процедур, показателей;
• возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.
Л.П. Кузнецова выделяет следующие признаки технологизации социальной деятельности:
• наличие соответствующей степени сложности процесса деятельности, так как без этого невозможно его расчленение на относительно самостоятельные этапы;
• наличие соответствующих средств осуществления деятельности, позволяющих получить максимальный результат при минимальных затратах [5].
Социальная работа, как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования, по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и ее совершенствовании, подбора методологического инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.
Таким образом, социальная технологизация — это процесс оптимизации социального пространства, преодоления его разбалансирован-ности на основе инновационного метода освоения социальной действительности, активного воздействия на развитие социальных систем с использованием социальных технологий, которые позволяют включать в процесс его усвоения не только познание, методы социальной диагностики, но и активные способы его изменения: мотивация, обучение, инновирование как субъектов управления, так и социальных систем в целом [10].
Современные ученые видят и более тесную связь практики социальной работы (социальной работы как деятельности) и технологий социальной работы, чем это было представлено ранее. И если Б.Ф. Усманов утверждает, что технология социальной работы — это не сама социальная работа, а лишь ее описание, то М.В.Фирсов, говоря, что если исходить из практикоориентированного или профессио-
нально-деятельностного подхода к социальной работе, то здесь понятия «практика социальной работы» и «технология социальной работы» совпадают, поскольку данная концепция не только охватывает «технологическую сторону» профессии, но и определяет ценностные ориентации, формулирует миссию социальных работников на каждом этапе развития профессии
[16]. Такой глубинный смысловой ценностносодержательный взгляд на технологический подход к социальной работе позволяет увидеть за технологическим процессом человека (и объекта, и субъекта социальной работы) с его проблемами, интересами, ценностями и идеалами, что, безусловно, сказывается и на самой практике социальной работы.
Итак, технология социальной работы —
это:
• система инновационных и традиционных методов, средств, приемов и форм деятельности социальных работников и социальных учреждений, которые будут применяться в определенной последовательности с целью успешного разрешения той или иной социальной проблемы [14];
• совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения [7] или социальной помощи населению [12]. Таким образом, в рамках технологического
подхода социальная работа как деятельность сегодня представляет собой систему инновационных и традиционных методов, средств, приемов и форм деятельности, воспроизводимых в логической последовательности, основанной на научной методологии и данных современных социальных исследований, применяемых ее субъектами с целью решения социальных проблем индивидов и общества в целом.
Список литературы
1. Pelc K.I. On Adam Smith and a Theory of Technology.
2. Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007.
3. Иконникова Г.И. О понятии социальной техно-логии//Философские науки. 1984. №5.
4. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе: пер. с польск. М., 1975.
5. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.
6. Никитин В.А. Философские основы социальной работы // Основы социальной работы: учебник/ отв. ред. П.Д. Павленок. М.:ИНФРА-М, 2007.
7. Основы социальной работы: учебник/ отв. ред. П.Д. Павленок. М.:ИНФРА-М, 2007.
8. Рогачев С.В. Новые социальные технологии в концепции модернизации российского общества// Новые социальные технологии: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (11-12 мая 2004
г., г. Пермь). Пермь, 2004.
9. Современные социальные технологии: теоретико-прикладной аспект: сб.науч.тр./ под науч.ред. Б.Ф. Усманова. М.: МГСА, 2000.
10. Социальные технологии: толковый словарь/отв. ред. В.Н. Иванов. М.; Белгород: Луч — Центр
социальных технологий, 1995.
11. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учедное пособие/ под ред. проф. П.Д. Павленка. М., 2006.
12. Технологии социальной работы: словарь-
справочник по социальной работе/ под ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: Юрист, 1997.
13. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов/ под ред. И.Г. Зайнышева. М.: ВЛАДОС, 2002.
14. Усманов Б.Ф. К разработке понятия «социальная технология» и модели учебнометодического комплекса по учебной дисциплине // Социальные технологии и исследования (СоТиС). 2003. №1.
15. Философия: конспект лекций: учеб. пособие /
В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008.
16. Фирсов М.В. Технология социальной работы. М.: Академический проект, 2009.
TECHNOLOGICAL APPROACH TO SOCIAL WORK PRACTICE
M. Grigoryeva
Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990
Modern social work represents the synthesis of the theory and practice, however activity component remains prevailing. Special attention in this paper is given to the analysis of social work within the limits of the technological approach which allows to characterize social work as activity in more details.
Keywords: social work; social activity; social technology; technologies of social work.