Научная статья на тему 'Технологический подход к реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей'

Технологический подход к реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РОДИТЕЛЬ / РЕБЕНОК / ВОСПИТАНИЕ / TECHNOLOGY / INFORMAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE / EFFECTIVENESS / PROJECTING / PARENT / CHILD / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Леонид Николаевич, Федосеева Анна Александровна

В статье обоснована необходимость разработки технологии и интегрированных психолого-педагогических программ неформального образования родителей с точки зрения гуманистических подходов, сложившихся в западной и отечественной науке и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Леонид Николаевич, Федосеева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basis of technological approach to the realization of the programme of informal education and psychological support of parents

From the point of view of the humanistic approaches formed in the occidental and the native science and practice there will be stated the necessity of working out the technology and the integrated psychological-pedagogical programmes of the informal education of the parents in the first years of upbringing the child.

Текст научной работы на тему «Технологический подход к реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 1

РЕАЛИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ

Л.Н. Харченко, А.А. Федосеева

(кафедра теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета; e-mail: innov_harchenko@mail.ru)

В статье обоснована необходимость разработки технологии и интегрированных психолого-педагогических программ неформального образования родителей с точки зрения гуманистических подходов, сложившихся в западной и отечественной науке и практике.

Ключевые слова: технология, неформальное образование, психологическая поддержка, психолого-педагогическая компетентность, проектирование, родитель, ребенок, воспитание.

Технологический подход (и разрабатываемые на его основе психолого-педагогические технологии) является важным средством организации образовательного процесса в условиях как формального, так и неформального образования. По определению ЮНЕСКО, технология обучения — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий задачу оптимизации форм образования.

В "Глоссарии современного образования" представлено три подхода к определению понятия "образовательная технология":

1) систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;

2) решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению;

3) выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством применяемых методов [1:90].

Г.К. Селевко, рассматривая вопрос применения понятия "технология" в педагогике, дает ей следующее определение: "Педагогическая образовательная технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам" [2:14—15]. Нетрудно заметить, что в основе технологии лежит четкое определение целей и процессный подход.

Анализ педагогической литературы позволил нам подобрать образовательные технологии для неформального образования родителей. ТОГИС (Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе) — это технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов как основных. Технология применяется в следующих направлениях: организация эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств; генерирование способов решения проблемной задачи; рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития. Обучение с использованием ТОГИС в большей мере способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности [3].

Технология "открытого пространства" — это форма работы с группами, коллективами, члены которых объединены каким-либо общим интересом. Технология изначально создавалась для того, чтобы дать возможность участникам обсудить насущные вопросы, дилеммы, проверить актуальность происходящего, найти решение важных задач. Главная цель технологии совпадает с целью неформального образования — это организация личностного роста участников в рамках образовательно-педагогического процесса. Образовательно-педагогический процесс в технологии "открытого пространства" включает такие стадии, как создание комфортной атмосферы для каждого участника, оформление личного интереса, стадию "Я" (представляет себя, делится своим "Я" с другими), творческий этап — раскрытие себя и затем стадию принятия обсуждаемого материала. Деление на группы и подгруппы в такой технологии осуществляется на основе личного интереса, важнейшим принципом обучения является взаимопризнаваемая субъект-ность всех участников процесса, право на самих себя, которым обладают и участники и педагоги. Участникам процесса представляется свобода, т.е. делать то, что я хочу, не ограничивая при этом свободу другого. В приложении к семейному воспитанию данное положение означает, что в нем должны участвовать все члены семьи на равных. При реализации технологии "открытого пространства" должны соблюдаться следующие законы:

1) присутствуют именно те, кто должны присутствовать;

2) происходит именно то, что должно происходить;

3) когда начинается, тогда и начинается;

4) когда заканчивается, тогда и заканчивается;

5) закон голосования ногами [4:203—204, 279—282].

Разрабатывая технологию неформального образования и психологической поддержки родителей, мы отталкивались от основной проблемы неудовлетворенности родителей занятиями в сложившейся системе образования, которая обусловлена тем, что во многих образовательных учреждениях, как государственных, так и негосударственных (в том числе и православных), в триаде "родитель—ребенок— педагог" сохраняется та же система отношений, которая была выстроена в советские годы, когда довлеющим был принцип общественного воспитания детей.

Путем опроса мы определили, чего не хотят современные родители:

— жесткого авторитарного, командного подхода и таких же методов воздействия со стороны педагога; сведения роли педагога к контролю;

— наказания и осуждения как доминирующего способа педагогического воздействия;

— отсутствия индивидуального подхода к родителю и ребенку со стороны педагога и психолога;

— крайней некорректности и некомпетентности педагога и психолога в обозначении проблем воспитания ребенка, их драматизации;

— трансляции традиционных (формальных) подходов к занятиям с родителями и их детьми; излишней интеллектуализации образовательного материала; нагрузки на память;

— низкой востребованности в занятиях сильными сторонами психики родителя и ребенка (воображением, фантазией, творческими способностями);

— отражения в общей атмосфере родительской группы и детского коллектива опасностей современной массовой культуры;

— отсутствия информации и возможности контроля за качеством и наполнением образовательных, воспитательных, поддерживающих программ.

Опираясь на вышеперечисленные положения, мы сделали вывод о том, каковы же наиболее типичные ожидания современных родителей:

— дружелюбное (человечное) отношение к себе и ребенку;

— диалог с родителями не в рамках диктата; сотрудничество родителей, ребенка, педагога и психолога; отсутствие обвинений в адрес родителей со стороны педагога и психолога;

— понимание индивидуальных психологических и нейрофизиологических особенностей ребенка, возрастной динамики его развития;

— терпимость к особенностям поведения родителя и ребенка; корректность и доброжелательная заинтересованность в обозначении и решении их проблем;

— возможность реализации творческого потенциала семьи;

— формирование дружеской, творческой, духовно обогащающей среды межсемейного общения.

Технологию реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка характеризуют следующие параметры:

а) соответствие запросам современной образовательной практики (а именно — антропоцентрической концепции развития образования);

б) направленность на повышение уровня самосознания (концепция развития личности) и развитие интегральных характеристик личности, являющихся психологической основой, обеспечивающей родителям ориентацию в мире родительства и эффективное вхождение в роль родителя;

в) обеспеченность технологией конструктивного изменения поведения, которая включает четыре стадии оптимизации личности и поведения родителя (подготовка, осознание, переоценка, действие) и объединяет основные процессы изменения поведения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия);

г) непрерывность: осуществляться в течение всего исследуемого периода неформального образования (с подготовкой в перинатальный период) с учетом специфических особенностей содержания обучения на данной ступени;

д) взаимосвязанность и скоординированность психологического и содержательного компонентов.

С учетом этих характеристик принципы организации технологии образовательного процесса в целом были сформулированы следующим образом:

— индивидуализация образования (возможность выбора, обучение по индивидуальным планам, дополнительное образование, индивидуальная работа и психологическая поддержка семей с проблемами, создание условий для самоопределения и личностного развития каждого родителя и ребенка);

— преемственность между различными ступенями обучения (от рождения и до трех лет);

— непрерывная психологическая поддержка на всех этапах образовательного процесса;

— развитие субъектности обучающихся родителей, активный и интерактивный характер образовательного процесса;

— сохранение культурных, духовных традиций семьи, создание условий для успешного функционирования института родительства;

— физическое развитие и сохранение здоровья обучающихся родителей и их детей;

— информатизация образовательного процесса (доступность информации учебного, культурно-развивающего, научного характера, информации о современном рынке образовательных услуг; создание единой научно-методической базы центра Монтессори, поддержка и развитие сайта, интерактивный информационный обмен между участниками образовательной программы в режиме реального времени).

Основные психолого-педагогические положения, на которые мы опирались при использовании компьютерных средств обучения, это индивидуализация обучения родителей, управление познавательной деятельностью родителей и усиление роли самостоятельной подготовки при усвоении новых знаний, формировании новых умений и навыков.

Для педагога-психолога в разработанной нами технологии компьютер представлял собой источник учебной информации, наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. Работа педагога-психолога с применением компьютерных средств обучения включала следующие функции:

— организация учебного процесса на уровне индивидуума, группы или подгруппы в целом, образовательного модуля в целом (гибкий график образовательного процесса, внешняя диагностика, подведение итогов, мониторинг);

— организация внутригрупповой активизации и координации, инструктаж;

— индивидуальное наблюдение за родителями, индивидуальная помощь, индивидуальный "человеческий" контакт с родителями (с помощью компьютера достигаются различные варианты индивидуального и дистанционного обучения, использующие визуальные и аудиальные образы);

— подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), их связь с содержательным и психологическим модулями программы неформального образования.

Предлагаемая технология образования родителей была направлена на содействие личностному росту родителя через оптимизацию отношения родителя к себе, включающую развитие позитивного самоотношения и уверенности в себе, адекватную оценку и отношение к своим воспитательным возможностям; развитие психолого-педагогической компетентности родителя: формирование адекватных представлений о ребенке в раннем детстве, гармоничного отношения к ребенку, оп-

тимизация поведенческой стратегии в осуществлении воспитания ребенка, формирование необходимых для этого умений и навыков.

Список литературы

1. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование: российский общественный педагогический журнал. 1997. № 3. С. 90—102.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2000. 256 с.

3. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 6—14.

4. ЗицерД. Азбука НО: практическая педагогика. СПб.: Просвещение, 2007. 287 с.

TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE REALIZATION OF THE PROGRAMME OF INFORMAL EDUCATION AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PARENTS

L.N. Harchenko, A.A. Fedoseeva

From the point of view of the humanistic approaches formed in the occidental and the native science and practice there will be stated the necessity of working out the technology and the integrated psychological-pedagogical programmes of the informal education of the parents in the first years of upbringing the child.

Key words: technology, informal education, psychological support, psychological-pedagogical competence, effectiveness, projecting, parent, child, upbringing.

Сведения об авторах

Харченко Леонид Николаевич — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета. E-mail: innov_harchenko@mail.ru

Федосеева Анна Александровна — педагог-психолог детского развивающего центра "Разумейка" г. Видное Московской области. E-mail: tatiana1220@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.