Научная статья на тему 'Психологическая поддержка родителей в условиях неформального образования в первые годы воспитания ребенка'

Психологическая поддержка родителей в условиях неформального образования в первые годы воспитания ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMAL EDUCATION / РОДИТЕЛЬСТВО / PARENTHOOD / ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА / FIRST YEARS OF CHILD'S EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна

В статье представлено теоретическое обоснование проблемы психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка в условиях неформального образования. Описана модель и технология реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical substantiation of the problem of parents' psychological support in the first years of child's education in the conditions of informal education is given in the article. The model and technology of realizing the program of informal education and parents' psychological support in the first years of child's education directed to the development of parents' competence and the correction of a parent's personality emotionalfeeling sphere are described.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка родителей в условиях неформального образования в первые годы воспитания ребенка»

ШО. В. Соловьева, А. А. Федосеева _Психологическая поддержка родителей в условиях неформального образования..._

Педагогические н ну ки

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

О. В. Соловьева, А. А. Федосеева

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PARENTS IN THE CONDITIONS OF INFORMAL EDUCATION IN THE FIRST YEARS OF A CHILD'S EDUCATION

Soloviova O. V., Fedoseeva A. A.

The theoretical substantiation of the problem of parents' psychological support in the first years of child's education in the conditions of informal education is given in the article. The model and technology of realizing the program of informal education and parents' psychological support in the first years of child's education directed to the development of parents' competence and the correction of a parent's personality emotional- feeling sphere are described.

Key words: psychological support, informal education, parenthood, first years of child's education.

В статье представлено теоретическое обоснование проблемы психологической поддержки родителей в первые годыi воспитания ребенка в условиях неформального образования. Описана модель и технология реализации программыI неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка.

Ключевые слова: психологическая поддержка, неформальное образование, родительство, первые годыI воспитания ребенка.

УДК 159.99

В любой исторический период развития общества семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический уклад личности, транслирует подрастающему поколению семейные и родовые ценности, является залогом стабильности государства. Современная российская семья ослаблена материально и психологически. Многие родители не готовы выполнять свои родительские функции. Исследователи современного состояния российской семьи (А. Антонов, Л. Г. Волков, В. Н. Гуров, Е. И. Зритнева, Н. Г. Храмова, В. И. Щеголь, Э. Г. Эйдемил-лер, В. Юстицкис и др.) оценивают его как кризисное, отмечая снижение воспитательных функций семьи, усиление материнского и снижение отцовского влияния на детей, возрастание тревоги родителей за своих детей и, как следствие, неуверенность родителей в правильности воспитательных действий.

В данной связи от степени подготовленности родителей к выполнению родительских функций, т. е. наличия у них определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков (родительской компетентности) напрямую зависит успешность воспитательно-развивающей деятельности родителей.

Современное состояние образования многие ученые (Аллак Ж., Гершун-ский Б. С., Жуков В. И., Кумбс Ф. Г., Новиков А. М., Садовничий В. А. и др.) оценивают как кризисное. И кризисные явления в большей степени развиваются в системе

традиционного (формального) образования. В тоже время, в течение последних лет в отечественную систему образования начинают проникать, благодаря работам Вер-шловского С., Газмана О. С., Клари-наМ. В., Мацкевич С. А., Тонконогой Е. П. и др., сформулированные в конце XIX и к 80-м годам XX века развитые в зарубежной науке (Дьюи Дж., Ноулз М., Ahmed H., Coombs Ph., Marsick V., Watkins K. и др.) идеи неформального образования, в котором, по мнению ученых, наиболее полно может проявляться субъектная позиция обучаемого.

Изучение особенностей формирования родительской компетентности, обусловленное необходимостью реализации задач воспитания и развития ребенка, проектирование образовательного процесса и создание условий успешной реализации педагогических проектов в неформальном образовании, разработка оценочно-критериальных измерителей родительской компетентности является своевременным. В этой связи значимыми становятся вопросы проектирования программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка с целью обеспечения формирования их родительской компетентности.

Образовательная среда учреждений неформального образования имеет до сих пор слабо использующийся потенциал в организации не только собственно процесса обучения, но и процесса психологической поддержки родителей. Осуществленный анализ показал, что осмысление проблемы поддержки в науке представлено в достаточной степени. Она рассматривается в рамках гуманистической психологии (А. В. Брушлин-ский, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс и др.); психолого-педагогические аспекты поддержки являются предметом изучения в работах А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Т. П. Гавриловой, О. С. Газмана, А. И. Волковой, Н. Н. Загрядской, И. Б. Котовой, С. В. Нетбаевой, Л. А. Петровской и др.; социальным аспектам поддержки посвящены работы М. Аргайла, Б. Леннеер-Аксельсон, И. Тюлефорс, U. Bauman, S. Cobb, E. L. Jon-

son и др.; психотерапевтические и медицинские аспекты поддержки исследовались Б. Д. Карвасардским, М. Е. Ланцбургом, Б. Ливехудом, И. Романенко, В. Франкл, Э. Г. Эйдeмиллeром и др.; в исследованиях Л. И. Вассермана, А. В. Петровского, К. Роджерса и др. исследуются вопросы эмоциональной поддержки личности; семейная и супружеская поддержка рассматривались в трудах M. Andrews, C. Cutrona, M. Fiedman, S. Jacobson, K. Sakata и др.; вопросы самоподдержки исследовали В. И. Андреев, С. К. Гроф, А. И. Зеличенко, И. Ю. Cвяц-гевич и др.

В тоже время обширный теоретический и практический опыт психологов в области поддержки личности в трудные для нее периоды, одним из которых является «роди-тельство» в первые годы воспитания ребенка, указывает на то, что в современной практической психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологической поддержки. Она трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (P. М. Би-тянова); общий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (P. В. Овчарова). Что придает нашему исследованию еще большую актуальность и теоретическую значимость.

Мы также обратились к публикациям, в которых раскрывается взаимосвязь психолого-педагогических и организационно-методических аспектов образовательного процесса (Ю. В. Варданян, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, А. М. Новиков, О. П. Око-лелов, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский и др.), что было использовано нами в качестве теоретической основы при выявлении условий эффективной реализации экспериментальной модели программы неформального образования и поддержки родителей. Кроме того, в современной педагогике и психологии все более значимым становятся работы, связанные с проектированием комплексных, интегральных исследований, в которых психолого-педагогический процесс рассматривается как целостная система. В трудах отечест-

венных психологов и педагогов В. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, В. В. Белоуса, Е. В. Бондаревской, И. В. Боязитовой, А. В. Брушлинского, Т. Ф. Базылевича, И. Б. Котовой, В. С. Мерлина, В. Н. Мяси-щева, С. Л. Рубинштейна, В. М. Русалова и др. обнаруживается стремление ученых к целостности познания человеческой индивидуальности и его жизнедеятельности. Отсюда возрастающая важность проектирования именно таких исследований и именно таких образовательных программ.

С точки зрения задач нашего исследования, ценность данных работ состоит в том, что их результаты позволяют создать целостное представление о сущности педагогического проектирования (его этапах, направленности, сферах применения, закономерностях) и возможности его использования в качестве механизма конструирования образовательного процесса в условиях центра неформального образования при разработке экспериментальной образовательной программы для родителей.

На необходимость проведения исследований, связанных с развитием неформального образования взрослого населения, указывает целый ряд международных и российских нормативно-правовых актов. К ним, в первую очередь, необходимо отнести Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г., Коммюнике Комиссии Европейских Обществ от 23 октября 2006 года «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно». КОМ (2006) 614, «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», Федеральную целевую программу развития российского образования, Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года, федеральный проект «Молодая семья» и др. Главная цель данных стратегических документов - приведение количественных и качественных параметров существующей системы образования в Российской Федерации в соответствие с международными подходами и требованиями.

В последнее десятилетие отмечается усиление запроса со стороны будущих родителей на послеродовую подготовку, о чем

свидетельствует увеличение количества негосударственных организаций, направленных на удовлетворение этой потребности родителей, - только в Москве сегодня действуют более 40 родительских школ и клубов. В настоящее время наблюдается усиление внимания к данной проблематике со стороны государственных органов, как в медицине, так и в образовании. В 2002 г. при Минздраве России создан Координационный совет по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях детства и родовспоможения.

Несмотря на достаточно высокий теоретический и методический уровень проанализированных нами исследований, посвященных подготовке родителей к воспитанию детей, их психологической поддержке в этом процессе, следует констатировать, что основное внимание в них уделяется общим вопросам образования взрослых и психологической поддержки как психолого-педагогическим процессам.

В настоящее время не существует комплексных программ, реализуемых в центрах неформального образования, которые были бы направлены на одновременное обучение и психологическую поддержку родителей в первые годы воспитания ребенка. При этом недостаточно раскрыты процессы проектирования моделей таких программ, отмечается недостаток технологий реализации целостных интегрированных программ обучения эффективному родительству и неразработанность научного инструментария измерения эффективности таких программ.

В этой связи представляется перспективной разработка такого рода задач на базе теоретических предпосылок, заложенных отечественной и зарубежной педагогикой и психологией, которые решали бы проблему психолого-педагогической подготовки родителей к эффективному выполнению родительских функций. Таким образом, есть все основания утверждать, что педагогическая наука и практика свидетельствуют об актуальной потребности в проектировании программ неформального образования и психологической поддержки родителей в первые

годы воспитания ребенка, научно-теоретическом и практическом обосновании модели и технологии реализации такой программы в образовательном пространстве учреждения неформального образования «Центра М. Монтессори».

Все вышеизложенное обусловливает актуальность исследования и позволяет сформулировать его проблему, которая заключается в следующем: каковы психолого-педагогические и организационно-методические механизмы проектирования и реализации программ неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка, направленных на формирование родительской компетентности и коррекцию эмоционально-чувственной сферы личности родителя.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке модели и технологии реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка.

Методологическими основами процесса проектирования программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка выступали: личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход

(К. Роджерс, И. С. Якиманская, Н. Ю. Синя-гина); антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Б. С. Братусь); концепция психического и психологического здоровья родителей и детей (И. В. Дубровина); парадигма развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов); теория педагогической поддержки (О С. Газман, Н. Н. Михайлова); проектный подход в организации психолого-педагогической поддержки (Е. В. Бурмистрова, М. Р. Битянова, А. И. Красило).

В результате была разработана модель программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка. Она представляет собой интегрированный инвариант программы и включает целевой, содержательный, психологический, диагностический

и результативный модули, связанные логикой развития родительской компетентности и ее компонентов.

Технология реализации разработанной программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка представляла собой процесс последовательной реализации модулей программы: целевого, образовательного, психологического, диагностического и результативного.

Реализация целевого модуля программы представляла собой процесс формулирования цели и задач, которые должны были быть достигнуты в процессе реализации программы.

Реализация содержательного модуля программы представляла собой процесс передачи педагогического содержания программы, разбитый на три раздела по годам осуществления программы.

Реализация психологического модуля программы состояла в планомерной (циклической) индивидуальной и групповой работе педагога-психолога с родителями, отличающимися своими уровнями тревожности и неуверенности. При необходимости проводилась спонтанная (ациклическая) психолого-педагогическая работа при возникновении необходимости, или по запросам самих родителей.

Психологическая поддержка родителей в процессе обучения выполнению ими родительских функций включала в себя такие мероприятия, как:

- психолого-педагогическая диагностика (оказание помощи родителям через сообщение ему объективной психологической информации (Г. С. Абрамова, 1997);

- психологическая коррекция (снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности формирования родительских компетентностей (Г. С. Абрамова, Б. Д. Карвасарский, И. М. Каманов, А. А. Оси-пова и др.). Она представляла собой систему взаимосвязанных занятий, состоящих из нескольких циклов, каждый из которых имел собственную направленность.

Первый цикл занятий был направлен на регуляцию эмоционального состояния и по-

зитивные изменения в когнитивной сфере родителей. Занятия разрабатывались с учетом диагностируемого состояния эмоционально-когнитивной сферы конкретных родителей. Родителям, участникам программы, необходимо было помочь выработать навыки, позволяющие произвольно снижать интенсивность и тормозить импульсы эмоциональных сентенций. Для этого использовались приемы психофизиологической саморегуляции (антистрессовое дыхание, мышечная релаксация и др.), различные формы отвлечения внимания (например, его переключение различные специальные физические упражнения). Коррекция значительных смещений в эмоциональной и когнитивной сферах у родителей основывалась на программе кризисной психотерапии, по Г. В. Старшенбауму, состоящей из этапов: кризисной поддержки, кризисного вмешательства и повышения уровня социально-психологической адаптации.

Второй цикл занятий был направлен на позитивные изменения в личностной сфере родителей, на формирование позитивной «Я-концепции», адекватной идентичности, на выработку временной перспективы. Применялись методы арт-терапии, элементы тренинга личностного роста, релаксационные упражнения. Форма проведения занятий индивидуальная, только по достижению положительной динамики родители переводились на групповые занятия.

Третий цикл занятий направлен был на модификацию поведения тех родителей, которые приняли решение об изменении своей позиции (объектно-субъектной) в выполнении родительских функций. В процессе занятий осуществлялась коррекция ряда личностных черт, затрудняющих модификацию. Основными коррекционными методами на данном этапе были коммуникативный тренинг, проблемные дискуссии, ролевой тренинг, методы саморегуляции (элементы аутотренинга, медитативные техники, управление эмоциями с помощью телесной обратной связи и др.);

- психолого-педагогическое просвещение (повышение психологической культуры родителей, формирование запроса на психоло-

гические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам (С. В. Нетбаева, 2000);

- психологическое консультирование (оказание профессиональной помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-моти-вационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию (Г. С. Абрамова, Б. Д. Карвасарский));

- психологический тренинг (включает разнообразные формы и методы психологического и социально-психологического воздействия с целью развития у индивидов способностей к более эффективному социальному функционированию (Г. А. Ковалева, Н. М. Коряк, Л. А. Петровская), а также повышения их психологической культуры и социально-психологической компетентности как субъектов отношения).

Диагностический модуль программы был необходим для осуществления мониторинга становления родительской компетентности и определения психологического состояния родителей на каждом этапе реализации образовательной программы.

Результативный модуль технологии реализации программы предполагал оценку родительской компетентности (наличие знаний, умений, навыков и опыта выполнения родительских функций в первые годы воспитания ребенка) и психологического состояния родителей (в диадах чувств: неуверенность-суверенность и тревожность-спокойствие), а также уровни сфор-мированности родительской компетентности и проявления психологического состояния родителей (была принята трехуровневая шкала показателей: низкий, средний, высокий) по завершению программы неформального образования.

Исследование эффективности программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка осуществлялось опытно-экспериментальным путем. Цель эксперимента состояла в формировании ро-

дительской компетентности у участников исследования. Достижение данной цели предполагало решение двух взаимосвязанных задач - это организация обучения родителей эффективному «родительству» формами и средствами неформального образования и осуществление их психологической поддержки.

В результате экспериментальной проверки выявлена положительная динамика прямых и косвенных показателей эффективности модели и технологии реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей в пер-

вые годы воспитания ребенка, которая определялась на основе сформированности мо-тивационного, когнитивного и деятельност-ного компонентов родительской компетентности слушателей «Центра М. Монтессори» и оптимальными показателями их тревожности и неуверенности.

Перспективой данного исследования является дальнейшая работа по совершенствованию содержательных и технологических составляющих программы психологической поддержки родителей в условиях неформального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 368 с.

2. Недбаева С. В. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. — СПб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2000. — 342 с.

3. Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг М.: Смысл, 2007. — 688 с.

4. Федосеева А. А., Харченко Л. Н. Проектирование программ неформального образования и психологической поддержки родителей: теоретические аспекты. — Ставрополь: СГУ, 2008. — 92 с.

Об авторах

Соловьева Ольга Владимировна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор психологических наук, профессор кафедры теории и практики управления образованием. Сфера научных интересов - психология способностей и творчества, психология развития, акмеология, психология лидерства и успеха. рш1зо1 @гашЫег. ги

Федосеева Анна Александровна, педагог-психолог детского развивающего центра «Разу-мейка» г. Москва, соискатель ученой степени кандидата психологических наук СГУ. Сфера научных интересов - психология развития, педагогическая психология. 1айапа1220 @ mai1.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.