Научная статья на тему 'Технологический подход к формированию духовного и интеллектуального потенциала личности субъекта и объекта социально-культурной деятельности'

Технологический подход к формированию духовного и интеллектуального потенциала личности субъекта и объекта социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TECHNOLOGY AND SOCIOCULTURAL ACTIVITIES / VOCATIONAL AND MANAGERIAL ORIENTATION / MANAGEMENT AND SOCIOCULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижикова Елена Владимировна

В статье предлагается описание технологии реализации духовного и интеллектуального потенциала личности субъекта и объекта социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL APPROACH IN THE FORMATION OF A SPIRITUAL AND INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL SUBJECT AND THE OBJECT AND SOCIOCULTURAL ACTIVITIES

The article is a description of the technology the realization of the spiritual and intellectual potential of the individual subject and the object and sociocultural activities.

Текст научной работы на тему «Технологический подход к формированию духовного и интеллектуального потенциала личности субъекта и объекта социально-культурной деятельности»

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ

ДУХОВНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК [351.858:379.8]:001.8 Е. В. Чижикова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье предлагается описание технологии реализации духовного и интеллектуального потенциала личности субъекта и объекта социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: технологии социально-культурной деятельности, профессионально-управленческая направленность, менеджмент социально-культурной деятельности.

E. V. Chizhikova

Moscow State University of Culture and Arts

TECHNOLOGICAL APPROACH IN THE FORMATION OF A SPIRITUAL AND INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL SUBJECT AND THE OBJECT AND SOCIOCULTURAL ACTIVITIES

The article is a description of the technology the realization of the spiritual and intellectual potential of the individual subject and the object and sociocultural activities.

Keywords: technology and sociocultural activities, vocational and managerial orientation, management and sociocultural activities.

Сущность процесса социально-культурной деятельности состоит в единстве технологического подхода (как способа человеческой деятельности) и формирования высокого духовного и интеллектуального потенциала личности субъекта и объекта социально-культурной деятельности.

Поэтому функции социокультурных учреждений могут быть представлены двумя крупными блоками, характеризующими основные направления их деятельности:

• социально-нормативными функциями — интеграции, объединения людей, формирования общественно-нормативных социальных поступков и действий, развития коммуникативной культуры, образования и воспитания, развития социально-общественной активности, системы социально-ценностных ориентаций человека;

• функциями социокультурной самоорганизации — развития интереса ко всему многообразию культуры человечества, ду-

111

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 111-117

ховного и интеллектуального обогащения, преодоления национальной, конфессиональной, социально-политической отчуждённости; развития духовно-ценностного потенциала, производства гуманитарного знания как рационального компонента гуманитарной культуры; формирования научного мировоззрения, ценностных ориентаций, оценок и норм; развития художественно-творческой активности, сохранения и развития традиционных народных культур, исторической памяти.

Внутренний потенциал субъектов социокультурной деятельности реализуется благодаря целенаправленной деятельности специалистов-менеджеров, поскольку современные социально-культурные процессы все больше приобретают характер технологии социокультурных нововведений. Суть этих нововведений заключается в том, что социокультурные технологии выходят за рамки внутренних проблем в область сотрудничества с учреждениями и организациями других сфер.

Расширение возможностей сотрудничества социокультурной сферы с другими сферами деловой активности определяет главную особенность социокультурного менеджмента, которая заключается в том, что условия развития социокультурной деятельности во многом определяются экономическим положением, а средства в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе прямой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности, меценатства.

В этих условиях все более очевидным становится важное обстоятельство — нарастание требований к устойчивости профессиональной управленческой направленности менеджера социально-культурной деятельности. Как справедливо отмечает Г. Л. Туль-чинский, профессиональная направленность специалиста в процессе трудовой деятельности проявляется в двух основных тенденциях: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и мотивируемых преиму-

щественно стремлением избежать неудачи. Специалисты, мотивируемые стремлением к успеху, удачи склонны приписывать себе, а причины неудач приписывают обстоятельствам, злой воле противников и т.д. В этом плане они оказываются существенно зависимыми от внешних оценок. Специалисты же, мотивируемые преимущественно избеганием неудач, лучше «держат» удары судьбы, поскольку причину неудач видят в себе, а успех относят на обстоятельства и поэтому ищут резервы решения проблем в самих себе [1].

Реализация профессиональной направленности и её развитие в процессе профессиональной деятельности менеджеров, таким образом, преломляются в оценочных взглядах на сам успех своей профессиональной деятельности и виды мотивации.

Для начинающих профессиональную деятельность менеджеров мотивация, прежде всего, определяется, на первом этапе — успехом-признанием (популярность, известность); на втором — успехом-признанием у начальства, друзей, семьи, опытных специалистов-профессионалов, то есть у того окружения, на которое ориентируется менеджер; на третьем — успехом-преодолением, когда менеджер обретает способность решать все более сложные профессиональные, деловые и жизненные проблемы; на четвёртом — успехом-самоопределением, стремлением к совершенству, когда проявляется самосознание специалиста, когда внешние оценки становятся малосущественными и на первый план выступают собственные критерии; успехом-призванием, когда ценностью становится сама возможность заниматься любимым делом, добиваться высоких результатов.

Такая градация, или шкала, успеха выражает поэтапный характер не только реализации, но и развития профессиональной направленности в условиях непосредственной социально-культурной деятельности. На каждом этапе молодого специалиста подстерегает опасность профессиональной дезориентации, принятия ложных мотивов за истинные. «Безнравственна личность, ру-

ководствующаяся по отношению к обществу представлениями о собственном достоинстве, и безнравственное общество, руководствующееся по отношению к личности представлениями о долге. И наоборот. Нравственна личность, руководствующаяся по отношению к обществу представлениями о долге, и общество, руководствующееся по отношению к личности представлениями о свободе и достоинстве» [1].

Методики и тесты, по которым выявляется степень мотивированности успехом и избеганием неудач, позволяют строить своеобразные «алгебры поведения» профессионально направленной личности специалиста в условиях практического труда. Они разрабатывались многими западными учёными, в том числе X. Хекхаузеном, который на основе этих методик пришёл к выводу, что «западный» специалист на 75 процентов мотивируется стремлением к успеху и на 25 процентов — избеганием неудач, а «восточный», наоборот, на 25 процентов стремлением к успеху и на 75 процентов избеганием неудач [2].

Понятие «менеджмент социально-культурной деятельности» следует рассматривать как систему управленческой деятельности, обеспечивающую успешное функционирование социально-культурных институтов — организаций, миссия которых направлена на осуществление значимой социально-культурной деятельности.

«Управление социокультурной деятельностью — это управление социально-экономическими условиями социально-культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей... это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определённых социокультурных целей. Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами

культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-управленческих, кадровых,социально-педагогических и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности» [3, с. 47].

Менеджер социально-культурной деятельности выступает одновременно и как субъект социокультурного процесса, в котором реализуется его профессионально-управленческая направленность, и как объект культурной политики. Общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия (в первую очередь изменением своих культурно-ценностных ориентаций, во многом стимулирующих и изменение утилитарных социальных потребностей, определяемых не в последнюю очередь соображениями социальной престижности, моды, идейно-ценностными установками и т.п.) [4, с. 17].

Субъект-объектные отношения, вне зависимости от их иерархии, предполагают определённый способ деятельности, детерминированный внешними вертикальными и горизонтальными взаимосвязями учреждения культуры, обеспечивающими реализацию и развитие профессионально-управленческой направленности менеджеров.

Реализация профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности на практике имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы реализации в деятельности связаны:

• во-первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного развития людей;

• во-вторых, состоянием творческой удовлетворённости, радости от успеха и оценки людей;

• в-третьих, психологическими свойствами специалиста (желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом социокультурном процессе, занимать лидирующее положение среди людей в социокультурной

деятельности, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям).

Цель реализации профессиональной направленности специалиста обусловлена необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, её эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей. Это определяет и набор средств, с помощью которых менеджер реализуется, развивается и включает людей в различные виды социокультурной деятельности. Следовательно, способы реализации и развития профессионально-управленческой направленности менеджера социально-культурной деятельности должны включать, с одной стороны, основные характеристики его деятельности, а с другой — раскрывать особенности личностно-про-фессиональных качеств специалиста.

Отсюда — профессиональная направленность реализуется и развивается в практической деятельности во взаимосвязи:

• модели профессиональной деятельности;

• модели будущего специалиста.

Модель профессиональной деятельности

необходимо рассматривать в качестве характеристики свойств и функций процесса, обусловленного сходством и универсальностью его функций и принципов. Модель профессиональной деятельности, по существу, является функциональной моделью профессиональной социокультурной деятельности, в которой получают развитие самостоятельность, инициатива, предприимчивость менеджера, направленные на самодеятельное, самоуправляемое и организуемое социокультурное движение населения.

Функции, отражающие природу, специфику и средства достижения цели в социокультурной деятельности, многие учёные (А. Д. Жарков, Ю. А. Стрельцов, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, А. Я. флиер) раскрывают в виде:

• развивающей (интегрирующей все другие функции, связанные с развитием и саморазвитием личности и её социальным само-

утверждением);

• информационно-просветительной (педагогической, образовательной, самообразовательной);

• культурно-творческой (художественной, научно-технической, социальной, самобытной прикладной деятельности);

• рекреативно-оздоровительной (игровой, развлекательной, досуговой, восстановительной деятельности).

В свою очередь, в основе функциональной профессиональной социокультурной деятельности лежат принципы:

• принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

• принцип всеобщего массового культу-ротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

• принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

• принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

• принцип общественно-государственного самоуправления и управления в социально-культурной сфере, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики.

Опираясь на принципы социокультурной деятельности, выполняя функциональные задачи, менеджеры используют разнообразные методы работы, успех или неудача в их реализации во многом закрепляет или, наоборот, расшатывает устойчивость профессиональной направленности такого специалиста. В основе методов социокультурной деятельности менеджера лежит фундаментальная идея о том, что человек формируется, прежде всего, в процессе активной деятельности. Педагогическая сущность этих методов заключается в том, чтобы способствовать переводу внешних проявлений ак-

тивности людей во внутреннее, устойчивое состояние.

Как пишет Ю. А. Стрельцов, методы должны обеспечивать превращение образования в самообразование, воспитания — в самовоспитание, развития — в саморазвитие личности. В современной теории встречаются различные подходы к классификации методов. Методы распределяются по таким признакам, как трансляция знания (словесно-наглядные, практические); характер культурной деятельности (репродуктивные,час-тично-поисковые, поисково-исследовательские); уровень самостоятельности человека в процессе деятельности (методы воздействия, взаимодействия, самостоятельного действия); характер регулирования развивающейся культурной деятельности (методы стимулирования, передачи инструктивной информации, контроля над самостоятельной деятельностью) [5]. Указанный автор классифицирует методы социокультурной деятельности и средства воздействия на людей, в которых раскрываются сущность профессионально-управленческой направленности менеджеров и условия её реализации в социально-культурной деятельности:

• словесные методы (сообщение, разъяснение, собеседование, обсуждение, консультирование);

• методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, иллюстративный, критико-аналитический, организационно-консультативный);

• методы развития личности в процессе любительской деятельности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражнений, метод коллективного поиска, метод организации соревнования, метод общественно полезных заданий);

• наглядные методы (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ);

• методы художественного воздействия на личность (методы организации непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации);

• методы влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения содержания взаимодействий, метод регулирования структуры общения) [5].

Таким образом, эффективная реализация профессионально-управленческой направленности менеджера обусловлена адекватным осуществлением принципов, функций и методов социально-культурной деятельности. В процессе решения профессионально-управленческих задач профессиональная направленность реализуется в умении поставить задачу, мысленно и на практике воспроизвести очерёдность операций (анализ, синтез, сравнение), найти оптимальный вариант решения.

Совокупность социальных, социально-экономических факторов, устойчивость профессионально-волевых качеств личности менеджера создают благоприятную среду для реализации и развития его профессионально-управленческой направленности. При этих условиях обеспечивается не только закрепление и развитие профессиональной направленности, но и коррекция профессиональных деформаций, нацеленность на дальнейший карьерный рост. Динамика изменений профессиональной направленности в процессе труда происходит за счёт коррекции мотивационной сферы менеджера, роста его профессиональной компетенции, психологической культуры, характеризующих более высокий уровень личности этого специалиста. Эти показатели закрепляются и развиваются в профессиональной деятельности менеджера через систему предрасположенности к управлению, сформированную в процессе профессионального обучения, через интеграцию знаний, умений и навыков, которые помогают решать социально-культурные задачи, в которых оттачивается профессиональная направленность специалиста.

Профессионально-управленческая направленность менеджера в социально-куль-

турной деятельности реализуется и развивается под влиянием социальных и социально-экономических условий. Успех в реализации управленческой направленности менеджера обеспечивается, прежде всего, его конструктивными взглядами на традиционные и инновационные управленческие подходы к развитию социокультурной сферы, которые определяются двумя группами факторов:

• социальных: использование традиции как предпосылки модернизации; ориентация на новое с учётом традиции; сочетание индивидуальных и коллективных форм в работе; использование мировоззренческих и прикладных ценностей; демократический характер управления, признающий авторитеты; сочетание психологических характеристик человека традиционного и современного общества; эффективное использование науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентаций человека;

• социально-экономических: государственная культурная политика, её ориентиры и приоритеты в социально-культурной сфере; востребованность менеджерской профессии на рынке труда; наличие возможностей получения менеджерского образования; конкурентоспособность менеджерской профессии; содержание и условия профессиональной деятельности, тип и статус социокультурного учреждения; престижность менеджерской профессии.

Профессионально-управленческая направленность менеджера реализуется разноплановым характером его деятельности в разноуровневых социокультурных органах и учреждениях, что обуславливает их статус в ранге субъектов социокультурной политики и в качестве конкретного субъекта определённого коллектива. В обоих случаях менеджер социокультурной деятельности как совокупный субъект социокультурных отношений реализует профессиональную направленность в деятельности профессиональных и самодеятельных культуроформи-рующих, творческих и культуросохраняю-

щих организаций и учреждений.

Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регулятора и организатора, советчика и подсказчика в социокультурной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных формах социокультурного творчества, и в качестве носителя культурно-ценностных эталонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных процессов.

В этом процессе профессионально-управленческая направленность менеджера реализуется в двух качествах: менеджера и организатора социально-культурной деятельности и создателя художественных ценностей. Из-за недостатка разнопрофильных специалистов данные функциональные роли менеджер часто совмещает. Своей деятельностью он создаёт максимально благоприятные условия (психолого-педагогические, организационные, финансово-экономические, нормативно-правовые и т.д.), необходимые для развития социокультурной деятельности людей.

Итак, успешная реализация профессионально-управленческой направленности менеджера социально-культурной деятельности во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта — системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным «багажом». При этом чем сложнее связи объекта системы, тем большим кругозором и знаниями должен обладать специалист. Для него таким «багажом» являются управление, педагогика, психология, социология, наука общения и организации. Кроме того, он должен владеть основами режиссуры, сценарного мастерства, сценической пластики, музыкального оформления, должен знать законы театрализации, иллюстрации, игры. Виды деятельности, устойчивость профессиональной направленности, необходимые для целостного понимания объекта деятельности, и составляют научный фундамент подготовки специалиста с высшим образованием в области культуры.

Примечания

1. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. Санкт-Петербург : Лань, 2001.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : в 2 т. Москва, 1986.

3. Чижиков В. М, Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент. Москва : МГУКИ, 2003.

4. Флиер А. Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5.

5. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. Москва : МГУКИ, 2002.

Этнокультурное образование подрастающего поколения в национально-культурном центре

УДК 37.01:39

Т. К. Солодухина, В. И. Солодухина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы теории и практики организации этнокультурного образования молодёжи в национально-культурном центре. Показаны варианты организации деятельности центров по воспитанию личности.

Ключевые слова: национально-культурный центр, этнокультурное воспитание и образование.

T. K. Soloduxina, V. I. Soloduxina

Moscow State University of Culture and Arts

ETHNOCULTURAL FORMATION OF YOUNGER GENERATION IN THE NATIONAL CULTURAL CENTER

The article considers of the questions theory and practice organization the ethno-cultural education of youth in nation cultural center. Yon can see the variations of organization activity of the centers for education o personality.

Keywords: ethnic and cultural education, ethno-cultural education.

Одной из актуальных проблем современности является поиск средств удовлетворения и развития этнокультурных потребностей граждан России средствами различных социально-культурных институтов. Рост национального самоопределения народов Российской Федерации, повышение роли регионов в решении социально-экономических,

политических и культурно-образовательных задач выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему формирования этнокультурной ответственности граждан. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 117-122

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.